Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 December 17
Научно-образовательная политика
Лыжи как спорт, наука и отблеск политики

Когда Штирлиц отправлял пастора Шлага через границу в Швейцарию, он больше всего думал не о физической науке, хотя и внес свой вклад в воспрепятствовании прогрессу атомной программы Третьего Рейха, а о том, что его связник очень плохо ходит на них.

А вот Дмитрий Ливанов, который наоборот – внес весьма весомый вклад в научно-образовательное развитие России – решил объединить два своих увлечения: лыжи и физику, а затем – поведать публике, что из этого вышло.

Психология победителя никуда не пропала у Дмитрия Викторовича, а ведь в последнее время не столь часто слышно о том, от которого в свое время зависело всё или почти все в отчественной науке и образовании. Формулировка темы его личного бенефиса в рамках Рожественских лекций лишний раз подчеркнула, что у него еще довольно сил и спортивного духа: «Как знание физики помогает побеждать в лыжных видах спорта».

В простой черной рубашке без лишнего пафоса и официоза, регулярно пересыпая шутками серьезные (но просто и понятно изложенные) объяснения, физик-ректор-министр-альпинист поведал о всех основных лыжных видов спорта – беговых, горных, прыжков с трамплина; о снеге и трении, о костюмах и скольжении.

Настрой у лектора был боевой и его ближайший соратник, ныне первый проректор МИСиС Сергей Салихов нередко пытался не смеяться в голос над удачными и тонкими шутками Дмитрия Ливанова, и не дискредитировать своего многолетнего шефа. Ну а в целом аудитория не стеснялась смеяться громко и искренне.

Не упустил шанса напомнить Дмитрий Ливанов о «лучших практиках», внедрению которых он посвятил много сил на посту Министра образования и науки – отметил не только влияние науки на спорт, но и спорта на науку. Так, например, в США технологии, используемые для изготовления усовершенствованных моделей теннисных ракеток, применялись также и в ракетостроении. Трансфер технологий, а то и конверсия оборонки – налицо.

Лектор очень понятно и доступно донес до слушателей, что спорт высоких достижений сейчас – это спорт большой науки: биомеханики, цифрового моделирования, биохимии, нутрициологии, психологии, метеорологии и еще множества других исследовательских направлений. Например, Дмитрий Ливанов рассказал, что в составе искусственного снега есть и протеин, поэтому если спортсмену необходимо срочно получить порцию белка, он может съесть снежок-другой.

Управленец, спортсмен, ученый – было бы странно, если при этом он не был еще и тонким ценителем женской красоты. Дмитрий Ливанов отметил, что лыжи измеряют теми же параметрами, что и женскую фигуру.

В общем, была продемонстрирована практически идеальная комбинация формул, серьезной науки, доступного объяснения и хорошего юмора. Это был научпоп в одном из лучших проявлений.

На лекции присутствовал не только весь бомонд МИСиСа, но также много студентов и представителей профессорско-преподавательского состава. А конец у нее был совсем уже в духе не научного мероприятия, а встречи со звездой. Слушатели окружили Ливанова, стали наперебой просить автограф, сфотографировать его вблизи или сделать селфи. Без сомнения, экс-ректор МИСиС остается в вузе не только «играющим тренером», но и живой легендой.

Дмитрий Ливанов прошел очень долгий и тернистый путь, но все же сложилось ощущение, что в наибольшей степени его кредо в настоящее время – это задача прыгуна при отрыве от трамплина: главное правильно выбрать момент, грамотно оттолкнуться и зафиксировать верное положение тела в воздухе. Тогда ветер (а наиболее полезный в этой дисциплине – именно встречный) сам вынесет тебя на желаемую дистанцию.

Сегодняшний вечер показал сомневащимся – профессора Ливанова не стоит списывать со счетов, он как никогда готов к большим свершениям, ну а научно-технологический прорыв и «Большой трансфер» вполне могут предоставить ему эту возможность.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Уж не знаем, почему у «политических экспертов и политтехнологов» мнение избирательно не совпадает с мнением чиновников, но поделимся и мы своими наблюдениями.

В целом - у коллег картина представлена верная, но только у 90% наших респондентов топ-5 выглядит иначе.

1. Незыгарь (читают все, около 50% ставят на 1 место)
2. Кремлёвский безБашенник (читают все, на 1-2 место ставят более 50%)
3. Футляр от виолончели (читают почти все, 2-5 место)
4. Караульный (читают почти все, 1-5 место)
5. Политджойстик (чаще других 4-5 место)

Мы опросили более 20 человек: самые «младшие» по должности - референты в АП, начальники отделов и замдиректора департамента в ФОИВах; наиболее «старшие» - заместители трех федеральных министров, главы департаментов в Аппарате Правительства. В опросе также участвовали помощники и советники двух вице-премьеров.

https://t.me/Politteh/481
Telegram
Politteh
Самые популярные telegram-каналы среди политических экспертов и политтехнологов

Комитет по политическим технологиям РАСО провел опрос среди своих участников, какие каналы в telegram они читают чаще всего. Было предложено назвать до пяти каналов.
Мы собрали список каналов, которые упоминались чаще всего и указали процент экспертов, читающих каждый из каналов.

Незыгарь - 40%
Политбюро 2.0 - 18,6%
Политджойстик - 16%
16 негритят - 13,4%
Караульный - 10,6%
Россия в глобальной политике - 5,4%
Дежурный по СНГ - 5,4%
Обухов.РRО - 5,4%
Беспощадный пиарщик - 5,4%

Каналы, которые были также упомянуты респондентами:

• Bunin & Co
• Mash
• Александр Пожалов
• Антискрепа
• Архитектура власти
• Бойлерная
• Выборный
• Выборы, всем ЦЫК!
• ДВ (Badovskiy)
• Замгубернатора
• Зеленая папка
• Карточный домик
• Кремлевский безбашенник
• Кремлевский мамковед
• Политконсультант.ру
• Преемник
• Футляр для виолончели
• Чеснаков
• ЭИСИ - Повестка дня
• Юристы на выборах
@Politteh
источник
2019 December 18
Научно-образовательная политика
Лучшие практики «Образования»

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) разработает три образовательные программы для региональных вузов по нацпроекту «Образование». Об этом сообщает портал «Будущее России. Национальные проекты» со ссылкой на пресс-службу университета.

Ранее НИУ ВШЭ вместе с вузами-партнерами выиграл конкурс в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» (входит в нацпроект «Образование») на разработку и создание образовательных программ в ряде региональных университетов. «В Северо-Восточном федеральном университете им. Аммосова при поддержке Вышки появится бакалаврская программа по экономике и анализу данных, в Донском государственном техническом университете – по медиакоммуникациям, а в Псковском государственном университете – педагогическая магистратура», - отметили в пресс-службе НИУ ВШЭ.

Там также подчеркнули, что каждое из разработанных направлений будет рассчитано не только на российских, но и на зарубежных абитуриентов, а помимо самих образовательных программ, в региональных вузах появятся отдельные учебные курсы, в том числе и онлайн-курсы на английском языке. В этом вопросе видна ведущая роль Вышки в онлайнизации и цифровизации образования, а также значимое участие в комплексе мероприятий по экспорту российского высшего образования.

В результате данного проекта (а также инициативы МГУ «Вернадский») на региональные вузы будут транслированы лучшие педагогические и методические практики, что повысит конкуретноспособность и уровень подготовки студентов.

Ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев уверен, что «совместная с НИУ ВШЭ программа позволит выпускникам вуза овладеть новыми востребованными компетенциями в сфере экономики и Data Science». Он добавил, что обучающиеся на ней студенты смогут пройти и практическую подготовку на базе ведущих предприятий Якутии.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/niu-vse-razrabotaet-obrazovatelnye-programmy-dla-regionalnyh-vuzov
источник
Научно-образовательная политика
Крымская студенческая инженерия

В Симферополе на базе Крымского федерального университета проходит финал V Всероссийского инженерного конкурса, организованного Министерством науки и высшего образования РФ.

Заочный этап Всероссийского инженерного конкурса прошел с 25 ноября по 8 декабря 2019 года. В нем приняли участие около 1000 студентов из разных регионов страны, а также Сербии, Греции, Китая, Ирана и Палестины. Участники подготовили проекты в 23 областях – от IT до ядерной энергетики и нанотехнологий. В финал прошли 300 проектов.

«Создание современных прорывных технологий невозможно без повышения качества инженерного образования и уровня подготовки выпускников технических вузов», - говорится в приветствии Министра науки и высшего образования РФ Михаил Котюкова участникам конкурса. Министр также подчеркнул, что привлечение молодежи к решению актуальных производственных задач и объединение усилий государства и крупных работодателей для поднятия престижа профессии инженера являются приоритетными направлениями государственной политики.

Врио ректора Крымского федерального университета Андрей Фалалеев отметил, что благодаря участию в конкурсе студенты смогут зарекомендовать себя перед потенциальными работодателями, а те, в свою очередь, откроют для себя новые имена среди талантливой молодежи. «V Всероссийский инженерный конкурс поддерживают госкорпации «Росатом», «Роснано» и «Ростех» и Объединенная судостроительная корпорация», - сообщил Андрей Фалалеев. Он добавил, что участие в конкурсе впервые принимают иностранцы: «Это позволит сравнить, насколько российские методики подготовки инженеров отличаются от зарубежных, привлечь тех, кто готов приехать в Россию для получения образования, а также помочь нам выйти со своими образовательными проектами на международный уровень».

Финал V Всероссийского инженерного конкурса проходит с 16 по 19 декабря 2019 г.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2293
источник
Научно-образовательная политика
Свои столичные пути

Москва, хоть и является научно-образовательно-технологическим лидером России, но впрямую может участвовать далеко не во всех мероприятиях нацпроекта «Наука». Например, формирование научно-образовательных центров мирового уровня нацелено на подъем региональных экономик с целью получения результатов мирового уровня – получить аналогичный НОЦ столица (как, кстати и Санкт-Петербург) не может.

С другой стороны, у Москвы есть уникальные возможности включиться в процессы научно-технологического прорыва своим особым образом. Это прекрасно понимает Сергей Собянин, который, конечно, участвует в политических играх «Большого трансфера», но все же понимает, что контроль над столицей – это тот самый журавль, но в руках, а от такого добра уже ничего искать не следует.

Именно поэтому столица активно развивает различные форматы научного, образовательного и технологического сотрудничества. Преимущество отдается скорее испробованным методам, которые «дошлифовываются» с помощью менеджмента и масштабного финансирования. Причем акцент делается не на научную, а на технологическую и инновационную составляющие прорыва.

В частности, власти Москвы активно участвуют в реализации проекта инновационного научно-технологического центра «Воробьевы горы» (на базе МГУ), а все технопарки столицы интегрированы в единую экосистему.

Отметим, что Москва всерьез страдает от «проклятья столицы», которое выражается в формуле «что столичное – общее, что общее – не столичное», впрочем, это компенсируется высокой концентрацией всех компонентов прорыва (от вузов и НИИ до кадров и институтов развития, от госкорпораций до министерств и ведомств). Именно поэтому столичные власти стремятся более выраженно обеспечить взаимодействие всех этих стейкхолдеров с реальным сектором экономики (здесь уже важнее географическая привязка места регистрации компании – там она и платит налоги).

Концентрированное выражение эта стратегия получила в проекте Московского инновационного кластера, направленного на интеграцию научного потенциала располагающихся на территории столицы научных учреждений для развития наукоемкого высокотехнологичного сектора московской экономики.

Продвижению этого проекта служит недавняя статья в «Российской газете», где также упомянуты успехи иных регионов. В частности, отмечено развитие инновационной инфраструктуры Тюменской и Самарской областей.

Напомним, что в Тюмени (совместно с Югрой и Ямалом) развернут Западно-Сибирский межрегиональный центр первой волны с базовой площадкой в Тюменском государственном университете, который стал центром инновационной трансформации всей экосистемы поддержки образования, исследований, разработок, и технологического трансфера в регионе.

Самарская область и ее проект НОЦ – еще один яркий пример регионального развития инноваций. В рамках создания центра установлены продуктивные связи с ключевыми госкорпорациями (Росатом, Ростех, Роскосмос), а также с ведущими вузами страны – например, Питерским Политехом (СПбПУ), чей ректор, академик Андрей Рудской не раз с большим воодушевлением (но абсолютно обоснованно) отзывался о перспективах НОЦ Самарской области.

Примечательно, что высокая значимость научно-образовательных центров отмечена у всех ключевых групп влияния на научную политику. В частности, вице-президент РАН Алексей Хохлов четко описывает Московский инновационный кластер в качестве своего рода «НОЦ мирового уровня».

По сути, в Москве тот же случай, что в Томске или Новосибирске – по факту все компоненты есть, вопрос стоит в их пересборке, но для этого необязательно требуется формальный статус нацпроектного НОЦ, важнее – политическая воля и управленческий ресурс.

Материалы: статья «Российской газеты» и комментарий Алексея Хохлова.
источник
Научно-образовательная политика
Вице-премьер Татьяна Голикова и министр науки и высшего образования Михаил Котюков прямо сейчас осматривают Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Никогда не разговаривайте с иностранцами

Министерство науки и высшего образования РФ рассматривает все поступающие от ученых обращения по поводу приказа о международном сотрудничестве и на их основе в дальнейшем может внести изменения в документ. Об этом говорится в ответном письме Минобрнауки на имя члена совета Общества научных работников Александра Фрадкова, сведения о котором приводит ТАСС.

«Минобрнауки России внимательно рассматривает поступающие обращения и предложения, связанные с реализацией приказа, систематизирует, обобщает их, в том числе с учетом возможного внесения изменений в отдельные положения рекомендаций», - говорится в письме за подписью директора Департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Игоря Ганьшина.

В министерстве напомнили, что рекомендации, содержащиеся в приказе, были направлены руководителям территориальных организаций и могут учитываться при разработке правил проведения официальных встреч и переговоров с иностранными гражданами и организациями. «Рекомендации не распространяются на мероприятия по проведению международных симпозиумов, конгрессов, круглых столов и семинаров», - говорится в письме.

Кроме того, приказ носит рекомендательный характер и не содержит ограничений на осуществление научной и научно-исследовательской деятельности, не регламентирует вопросы, связанные с правом научных работников на свободу научных исследований. Более того, он не является актом законодательства, который устанавливает права или обязанности граждан, говорится в ответе Минобрнауки.

«На современном этапе глобальной международной научно-технической и образовательной интеграции Минобрнауки РФ не имеет целью каким-либо образом ограничивать контакты, в том числе личного характера, с иностранными партнерами. Напротив, Минобрнауки приветствует и поддерживает такое сотрудничество», - добавил представитель министерства.

Подробнее: https://nauka.tass.ru/nauka/7362807
источник
Научно-образовательная политика
Научные финансы

Более 505 млрд рублей направят в 2020 году из бюджета РФ на научные исследования, в том числе 47 млрд рублей предусмотрены на реализацию нацпроекта «Наука», сообщила вице-премьер России Татьяна Голикова.

«На 2020 год всего на научные исследования запланировано более 505 млрд рублей, в том числе на реализацию нацпроекта «Наука» - более 47 млрд рублей», - сказала она на совещании о роли государственных научных центров РФ в реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Наука».

Татьяна Голикова отметила, что в 2019 году из федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения было выделено более 473 млрд рублей, из них 37 млрд рублей - на нацпроект.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/na-nauchnye-issledovaniya-v-rossii-v-2020-godu-napravyat-505-mlrd-rubley
источник
Научно-образовательная политика
Научная карьера: столица vs регионы

Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и портал Indicator.ru продолжают проект «Я в науке» и взяли интервью у физика Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Антона Конакова.

Особый интерес представляют размышления исследователя о сравнении столичного и регионального научного миров.

С наукой в регионах не все так плохо, как иногда это подается в СМИ. Безусловно, Москва и Петербург — это крупнейшие научные центры страны, и по историческим причинам, и из-за концентрации населения и научных институтов. Там есть хорошая, сформировавшаяся научная среда. Но я не могу сказать, что в Нижнем Новгороде намного хуже. Нас, пожалуй, меньше, но квалификация сотрудников у нас очень высокая, не ниже, чем в Москве и в Петербурге. А в некоторых направлениях — в физике лазеров, в волновой физике — Нижний Новгород лидер не только в России, но и во всем мире.

Более того, я считаю, что молодежи полезнее начинать свою карьеру именно с региона. Выучиться в регионе, а уже потом пойти на повышение — в Москву, в Петербург, возможно, переехать в Европу. Но регионы как стартовая площадка подходят лучше, потому что здесь у сильного руководителя больше возможности уделять время своему ученику.

С точки зрения карьерного роста, конечно, Москва и Петербург привлекают всех. Они гораздо ближе к Европе, проще ездить в командировки, там намного больше возможностей — не получилось в одном месте, можно перебраться в другое. Поэтому при построении научной карьеры, как и любой другой, крупные города, крупные экономические центры все равно будут привлекать.

Но в регионах есть возможность начать что-то свое. Вы можете занять позицию или преподавателя, или, возможно, научного сотрудника в лаборатории и развивать свое исследование, то, что лично вам интересно. И в регионах меньше давления руководства по получению наискорейших результатов. Может быть, год-два вы поработаете за оклад и переживете сложный период, но потом добьетесь собственного результата и сделаете себе на этом имя. На том, что вы лично привнесли в науку. В Москве и Петербурге это сложнее — вы продолжаете традиции научной школы, ваше собственное лицо может затеряться за большим именем вашего института. Другими словами, в регионе вы будете красить место, а в Москве, скорее, место будет красить вас. Выбирайте сами, что вам больше нравится.

Вопрос финансирования — острый для всей отечественной науки. Это во многом отталкивает молодых людей от карьеры в науке. Но я могу сказать, что в науке в России денег очень много. Да, они распределяются неравномерно из-за того, что уровень жизни в Петербурге и в Москве выше, и в целом средний уровень науки там выше. Конечно, деньгами больше «накачиваются» эти два города, а в регионах меньше ресурсов. Но я повторюсь — и институтов меньше, а квалификация людей не ниже. Поэтому, если у вас есть желание, если вы готовы бороться за это финансирование, поверьте, вы его получите. Если вы готовы бороться и биться, у вас все будет. И в регионе, и в столице.

Подобные слова – хорошая демонстрация того, что усилия государства по выравниванию научно-образовательного уровня столиц и регионов приносят свои плоды. Еще больший эффект должны дать научные и особенно научно-образовательные центры мирового уровня, создаваемые по нацпроекту «Наука». Кстати, Университет Лобачевского - базовый для НОЦ Нижегородской области «Техноплатформа 2035».

Отдельный продуктивный акцент в рамках госполитики делается на поддержке региональных университетов – их много (а может стать еще больше) в проекте 5-100, есть программа опорных вузов, а вскоре пройдет отбор на 80 базовых для отраслей экономики.

Основная задача – добиться того, чтобы и столицы, и регионы эффективно использовали свои конкурентные преимущества и вместе работали над совместными проектами и научно-технологическим прорывом, в котором образование играет одну из ключевых ролей.

Подробнее: https://indicator.ru/physics/romantiki-v-nauke-malo.htm
источник
Научно-образовательная политика
В вопросе о влиянии Телеграм-каналов, конечно, стоит иметь в виду разницу не только между регионами, но и общественными сферами.

Например, научно-образовательная среда очень серьезно «телеграмизирована». Именно этот мессенджер является (пусть негласно) базовым для работы управленческой системы в данной сфере. Достаточно вспомнить, что именно на Телеграме отработали все три уже прошедших «Острова».

Важным фактором является появление локальных коммуникационных экосистем на базе мессенджера – в отдельных университетах и регионах появляются не только свои каналы, но и целые «кусты» из них. Этот процесс, например, охватывает многие вузы – не только столичные и ведущие.

При рассмотрении второго места Телеграма нужно иметь в виду – телеканалы – это скорее витрины, где представлена вычищенная и рафинированная картинка. Она нужна для экспозиции.

А вот социальные сети – как раз пространство реального диалога и критики (к чему научно-образовательная среда очень расположена). Собственно, именно Телеграм является лидером среди соцсетей как пространство выработки и трансляции дискурса (как властного, так и оппозиционного), а также принятия решений и оказания влияния на них. В этом научно-образовательная среда во многом является показательной и модельной.

https://t.me/podosokorsky/6146
Telegram
Подосокорский
Telegram-каналы заняли второе место по степени политического влияния на людей, принимающих решения. Такие результаты дало исследование «Динамика избирательных технологий в России (2016-2019)», которое провел Комитет по политическим технологиям РАСО. В основу исследования положены экспертные оценки 80 практикующих политконсультантов России.

В рамках исследования экспертов просили оценить по пятибалльной шкале «эффективность медийных каналов с точки зрения их воздействия на лиц, принимающих решения». На первом месте по влиятельности оказались федеральные телеканалы, получившие оценку 3,9 балла. При этом их влияние постепенно снижается. В прошлом году их оценка достигала 4,2 балла.

Влияние Telegram-каналов, напротив, выросло: оценка увеличилась с 3,5 до 3,6 балла. Резко нарастили влияние и социальные сети — рост с 3 до 3,5 балла. Среди социальных сервисов политтехнологи чаще всего используют Telegram (3,9 балла), YouTube (3,7), Instagram (3,6), «ВКонтакте» (3,6), WhatsApp (3,6).
источник
Научно-образовательная политика
Большой резонанс имели слова, сказанные Сергеем Шнуровым (лидер «Ленинграда» и член общественного совета при комитете Госдумы по культуре) в эфире программы «Диалог» канала «Россия 24» министру просвещения Ольги Васильевой о шаблонном «образе сварщика», который по мнению Сергея господствует в обществе: «вспоминаем советское прошлое, вспоминаем бутылку водки, вспоминаем телевизор — и это сварщик». Шнуров отметил необходимость уходить от ассоциаций с прошлым и формировать новый образ рабочего.

В этом ему решил помочь ОАО «Атомэнергомаш», пригласивший музыканта лично посетить волгодонский завод и принять участие в развенчании мифов. Сергей Шнуров посетил предприятие, осмотрел производство, пообщался со сварщиками и сам сварил пару швов.

В диалоге и реальной демонстрации нужности, важности и престижности рабочих профессий – кроется секрет их популяризации. Можем только поддержать Ольгу Васильеву, Сергея Шнурова, Росатом, и всех сварщиков страны.

Источник.
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательная политехническая дипломатия

Все более отчетливо видны две траектории, по которой развивается дипломатия в научной и образовательной сфере.

Первая предполагает концентрацию усилий в нескольких центрах – так развиваются международные контакты в области научного сотрудничества (на базе Российского фонда фундаментальных исследований и Российской академии наук).

Вторая – это инициативы, контакты, договоренности и связи конкретных университетов и научных институтов. Кстати, Министерство науки и высшего образования как само выступает на международной арене, проводя переговоры и воплощая профильную внешнюю политику страны, так и координирует эти оба вектора.

Традиционно сильны контакты США, Канадой, странами ЕС, Японией. Много говорится о важности азиатско-тихоокеанского вектора, флагманом реализации которого во многих смыслах является Дальневосточный федеральный университет.

Латиноамериканское направление значительно реже мелькает в информационном потоке, однако набирает все больший вес.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого активизирует свои контакты с Бразилией – одним из научно-технологических лидеров Латинской Америки. В этом смысле идет не только работа в рамках БРИКС, но также более тесные взаимоотношения устанавливаются с бразильскими вузами, которые зачастую занимают сопоставимые позиции с отечественными образовательными организациями в ведущих институциональных, отраслевых и предментых рейтингах.

Визит делегации Питерского политеха во главе со своим ректором, академиком Андреем Рудским в ведущие вузы Бразилии преследовал сразу несколько целей. Во-первых, обновить и углубить имеющиеся договоренности, во-вторых, перевести их в плоскость конкретных проектов и мероприятий, в-третьих, на деле реализовать идеи, заложенные в иберо-американской инициативе СПбПУ. Именно в ее рамках в трех городах – Рио-де-Жанейро, Куритибе и Сан-Паулу – с успехом прошли Дни Санкт-Петербургского политехнического университета в Бразилии, которые являлись основной смысловой матрицей поездки.

Политехники северной столицы посетили Университет штата Рио-де-Жанейро (UERJ), Федеральный университет Рио-де-Жанейро (UFRJ), Паранский федеральный технологический университет (UTFPR) (крупнейший инженерный вуз страны).

В целом Дни Санкт-Петербургского политехнического университета в Бразилии подтвердили взаимную заинтересованность в сотрудничестве. К примеру, СПбПУ предлагает техническое образование высокого качества на английском языке, доступное для бразильских студентов. В Бразилии, в свою очередь, действуют специальные фонды поддержки студентов в получении образования за рубежом. Таким образом, СПбПУ может выступать партнером в разработке и запуске совместных сетевых программ и программ двойного диплома, а также в проведении международных летних школ.

«Недавно в Бразилии завершился саммит БРИКС. Многие эксперты отмечали, что необходимо делать упор на высшее образование и научно-технологическое сотрудничество, чтобы содействовать эффективному продвижению инновационного развития стран БРИКС. Мы в полной мере осознаем актуальность этого посыла и готовы сделать максимум, чтобы сконцентрировать потенциал наших ученых, соединить его с энергией бразильских коллег и получить сильнейшую синергию для роста и прогресса. Наша идея – проводить с ними совместные школы в рамках БРИКС по конкретным направлениям», – сказал на одной из встреч в Бразилии ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.

Отметим, что тесные контакты с Питерским политехом есть у нескольких научно-образовательных центров мирового уровня (как нацпроектных, так и кандидатов на этот статус). В частности, НОЦ Самарской области (который широко сотрудничает с СПбПУ) выстраивает отношения с Мексикой (а также с Китаем и рядом других стран). Здесь явно видны перспективы взаимовыгодной синергии международных связей различных НОЦ и Питерского политеха.

Подробнее в «Поиске».
источник
Научно-образовательная политика
ГНЦ и «Наука»

Сегодня в стенах Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов состоялось совещание о роли государственных научных центров в реализации мероприятий нацпроекта «Наука».

Обсуждение прошло под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой и министра науки и высшего образования Михаила Котюкова. Среди участников – первый замминистра Григорий Трубников, вице-президент РАН Валерий Козлов, председатель ассоциации ГНЦ «Наука» Евгений Каблов, председатель Совета РФФИ Владислав Панченко, гендиректор «Курчатовского института» Александр Благов, Директор Департамента инноваций и перспективных исследований Вадим Медведев, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров и мн. др.

Татьяна Голикова кратко подвела итоги и обозначила перспективы госполитики научно-технологическоого прорыва: управленческие, финансовые, идеологические. Она отметила: один из ключевых критериев отнесения к научным центрами – наличие уникального научного оборудования.

Выступая по вопросу о роли государственных научных центров, Михаил Котюков подчеркнул, что ГНЦ на настоящий момент недостаточно активно включились в нацпроектный процесс – только три из 42 участвуют в мероприятиях.

Оба особо отметили: необходимо активизировать активность ГНЦ в рамках создания научных и НОЦ мирового уровня. Уже 20 декабря состоится совет по определению направлений будущих НЦ в рамках приоритетов Стратегии НТР.

Михаил Котюков заявил, что Минобрнауки может создать межведомственную сетевую программу подготовки в сфере аддитивных технологий. Возможный формат – программа основного или дополнительного образования, магистратуры либо  аспирантуры. Кадровый вопрос вообще был одним из ключевых в выступлениях – в контексте развития университетов и интеграции науки-обрзования.

Представители ВИАМ – гендиректор Евгений Каблов и первый замдиректора Ольга Оспенникова – особенно подчеркивали наличие в институте полного инновационного цикла (от научных исследований до производства). Конечно, выступавшие немного лукавили – этот пример не единичный, хотя действительно во многом модельный.

Основные амбиции ВИАМ – создание научного центра мирового уровня «Аддитивные технологии». Евгений Каблов особенно упирал на то, что работа института много раз получала одобрение президента Владимира Путина. Такой напор неудивителен – претендентов на научные центры много, а в рамках масштабного «робото-материало-производственно-цифрового» приоритета еще больше. У ВИАМ есть явное желание, если и не получить центр под свой полный контроль, то играть первую скрипку в консорциуме.

В конце Татьяна Голикова подвела итоги мероприятия, а Михаил Котюков парировал критикам госполитики в области ГНЦ (во главе с Евгением Кабловым), отметив, что и система оценки функционирует, и необходимых направлений развития у ГНЦ еще очень много.

Вице-премьер в завершение сказала, что эта встреча является первой, но она не упустит ВИАМ из поля зрения.

Отдельного внимания заслуживает модель принятия стратегических решений, которую (часто даже невербально) продемонстрировали собравшимся Голикова, Котюков и Трубников. Они не только должны пройти по всей управленческой цепочке Минобрнауки-Правительство, но и сформироваться в качестве консесуса (добавим от себя – также и с иными центрами принятия решений: АП (Андрей Фурсенко, УОП),  Курчатовский институт (Михаил Ковальчук) и новый центр влияния - Департамент промышленности и инфраструктуры Правительства РФ (уже в краткосрочной перспективе он будет играть ключевую роль в парадигме нацпроектов, включая и «Науку» с «Образованием»). Действия в обход будут пресекаться.

Итоговый список научных центров мирового уровня (как и НОЦ) еще в стадии формирования – окончательное решение будет приниматься по силе заявок. В этом смысле процесс будет хоть и очень жестким, но в значительной степени демократическим и справедливым.

Вывод достаточно очевиден – ГНЦ должны активнее интегрироваться в нацпроект «Наука», но льготных условий им (а в частности – ВИАМу) никто не обещает.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник