Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 December 17
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Росцифрсотрудничество

16 декабря в МИА «Россия сегодня» прошел мультимедийный круглый стол на тему: «Россия для мира: цифровизация русскоговорящего населения за рубежом» по итогам реализации грантовой и проектной программы Россотрудничества «Цифровая экономика» в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в 2019 году. С этой целью был также проведен видеомост Москва – Бишкек – Казань – Минск  

Руководитель Россотрудничества Элеонора Митрофанова в своем выступлении подвела итоги развития цифровых взаимосвязей за 2019 год. Россия является единственной страной, которая реализует на зарубежных рынках и для иностранной аудитории программы наподобие федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Основная сквозная цель программы: поддержка русскоязычной среды в информационной, образовательной и гуманитарной сферах; повышение уровня цифровой грамотности соотечественников; формирование осознанного цифрового поведения; повышение интереса к программированию и высокотехнологичным направлениям учебы. Еще одной целью является формирование заинтересованности в изучении российской культуры и русского языка, основанных на профессиональных увлечениях в области цифровой экономики. Таким образом, происходит формирование международных и транснациональных связей.

В целом наблюдается тенденция к смещению акцентов с культурологических аспектов взаимодействия на профессиональные.

Приоритетное направление – Евразия и страны СНГ, при этом проекты реализуются также в странах Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Всего 40 очных мероприятий в 20 государствах, в т.ч. по 3-4 мероприятия в каждой из стран СНГ. Большая часть материалов, разработанных и представленных в рамках проектов, находится в открытом доступе и пользуются спросом у зарубежной аудитории.

Расширение точек присутствия Российской Федерации в других странах достигается так же за счет создания выносных подразделений вузов и совместных образовательных программ, что обеспечивает взаимодействие, в т.ч. в рамках цифровой экономики. Элеонора Митрофанова отметила важность усиления работы российских центров науки и культуры в странах в соответствии с местным запросом систем образования и экономики.

Для развития цифровых знаний и продвижения русского языка с 2020 г. также начнется реализация программы «Русское образование и русский язык за рубежом». Она обеспечит ныне присутствующую не в полном объеме координацию действий всех игроков на этом направлении.

Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов привел количественные показатели: было отобрано 27 финалистов из 37 стран. Объем финансирования на период 2019-2021гг. составит около 650 млн. руб. По странам, где не были представлены «цифровые гранты», были реализованы иные проекты на этот период – всего в 32 государствах на 670 млн. руб.

Результат по количеству участников составил 31 205 человек, что превзошло целевые значения. Павел Шевцов отметил, что это дает основания для позитивного восприятия России и позиционирования ее как цифровой державы.

В диалоге были задействованы участники различных проектов из Белоруссии и Киргизии. Председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина подробно рассказала об проекте по повышению компьютерной грамотности для учителей школ Белоруссии. С освещением других инициатив выступили представители Иннополиса Татарстана, МГТУ им. Баумана и других вузов.

В 2020 г. намечено проведение digital-олимпиад и педагогических мероприятий. Отдельно выделяется проект по цифровизации совместно с музеями, который включает в себя применение VR и AR технологий для создания цифровых выставок как средства распространения культуры. Одним из перспективных направлений развития с 2020 г. также было представлено развитие активностей на африканском континенте.

Подводя итоги, можно отметить, что цифровая сила России имеет обширную географию применения и положительные тенденции распространения. Прогнозы экспертов обещают дальнейшее позитивное развитие политики в данной сфере.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Диссертационная реформа: двоякий результат

Центр институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге опубликовал аналитический отчет с результатами исследования реформы диссертационной индустрии, направленной на повышение качества защищаемых диссертаций.

Основные выводы авторов:

- Количество защит сократилось примерно вдвое, однако, вопреки ожиданиям, сокращения распределялись примерно поровну между социальными и естественными науками. Так, доля защит между 2013 и 2015 годами в социальных и гуманитарных науках не изменилась – для кандидатских диссертаций составляет 41%.

- Снижение числа защит происходило не только за счет закрытия советов, но и в результате снижения среднего количества защит на совет (для некоторых наук среднее число защит уменьшилось в два раза).

- Концентрация защит в сильных институциях кардинально не изменилась – в 2015 году в социальных науках 24% всех докторских защит прошло в сильных советах, в естественных науках – 72% (между 2013 и 2015 годами изменения находятся в пределах 5%).

- Большинство диссертаций во всех дисциплинах готовится и защищается в одном городе. Степень концентрации на уровне города варьируется от 51% в случае сельскохозяйственных наук до 86% в случае юридических наук, в среднем доля составляет 70-80%.

- Не произошло перенаправления потока защит в центральные регионы. Защиты по-прежнему проходят в границах одного региона, перемещения между регионами если и происходят, то в соседние области.

В целом данные не позволяют сказать, что задача повышения качества защищаемых диссертаций была решена. Ограничения со стороны регулятора не учитывали локальных особенностей дисциплин и фактически создавали, возможно, бόльшие трудности для прохождения всей процедуры защиты для сильных ученых.

Выводы авторов демонстрируют, что количественные изменения (уменьшение количества диссоветов, как предполагали авторы реформы – слабых) не привели к аналогичным по масштабу качественным.

Причина – в том, что повышение требований одновременно сказывалось на всех советах и всех соискателей степени, в итоге часть отказалась от защиты в принципе, другие – банально не смогли.

Подчеркнем, что выводы авторов затрагивают период 2013-2015 года, когда система требований к защитам действительно ужесточалась. Однако, указанные авторами выводы все же свидетельствуют скорее о «моментальном» эффекте, а не о системном. Он наступил позднее и был зафиксирован всеми сторонами – ВАК, Минобрнауки, Диссернет, научно-экспертное сообщество.

Впрочем, стоит отметить верность выводов авторов о том, что предпринятые изменения в самый пик реформы (2013-2015 гг.) выстроили ряд дополнительных барьеров для защищающихся.

Особый интерес в публикации представляет сводка Основных нормативных изменений в процедуре присвоения степеней, где (к сожалению, без ссылок на тексты) размещены сведения о всех предпринятых до 2017 года инициативах по трансформации блоков требований к защите диссертаций. Также в том же году были приняты поправки, позволяющие образовательным и научным организациями присваивать собственные степени. Кстати, требования в собственных диссоветах оказались выше (или во всяком случае – не ниже), чем в «ВАКовских». В итоге уже пару лет фиксируется исчезновение самых одиозных форм плагиата при создании текстов диссертаций и авторефератов, а состав диссоветов был серьезно прорежен.

Материалы: новость и краткие выводы, текст отчета.
источник