Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 October 17
Научно-образовательная политика
СКОРО
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Кириллом Меньшовым, вице-президентом по информационным технологиям ПАО «Ростелеком», провел Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Кириллом Меньшовым, вице-президентом по информационным технологиям «Ростелекома» (1/4)

Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: Добрый вечер, с нами сегодня Кирилл Меньшов, вице-президент по информационным технологиям компании Ростелеком. Кирилл, добрый вечер.

Кирилл Меньшов, вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком»: Здравствуйте. Я, как айтишник со стажем, я видел – даже не знаю сколько, десятки Хакатонов. И, конечно, этот существенно отличается. Я был в жюри, читал Московский этап – это мой родной город, мне это важно. И после Московского этапа я видел уровень команд, кто попадал в финал, кто там был в целом. Честно говоря, я не ожидал, что мы здесь сможем собрать команды настолько высокого уровня, потому что это все-таки элита хакатационного движения России, как бы пафосно ни звучало

ЕС: Интересно, а в чем отличие принципиальное других Хакатонов? Я был один раз в Сан-Франциско, но принципиальной разницы не вижу. Там немножко было больше голливудских фишек каких-то. Как по вашему мнению?

КМ: Нет, с западным Хакатаном я бы вообще не стал сравнивать, потому что здесь все-таки очень сильно сказывается культура и ментальность. Нет, разница в чем, это большое мероприятие, огромное мероприятие, большое количество команд, работающих по трекам, и при этом уровень команд очень высокий. Даже вот московский этап – как он проходил? Он был очень похож на классический Хакатон. Обычно это команд 6-12 в треке, и 1-2-3 уходит в лидерский отрыв существенно от остальных. У половины вообще ничего не получается, могут только презентацию нарисовать, у четверти получается так, что, если честно, без слез не взглянешь, и вот лидеры уходят в большой отрыв. Как правило, это опытные хакатонщики, которые переходят из мероприятия в мероприятие достаточно регулярно. Это видно, что люди – сбитая команда, видно, что у них уже много наработок, они садятся, сразу разворачивают окружение, и вот за счет этого и выигрывают как правило.

ЕС: И в этом плане «Цифровой Прорыв» отличается тем, что много хороших команд, да?

КМ: Верно. И вот здесь им было по-настоящему тяжело, потому что они, я думаю, тоже к этому не привыкли. Были рядом тоже профессиональные хакатонщики, были ребята со своим бизнесом, из IT-компаний. Может быть, мы немножко неправильно поступили, слишком точно сформулировали задачу, хотя нам так не казалось в самом начале. Но, в принципе, к финалу пришли все. Ну, кроме тех, кто отсеялся по предварительной классификации. Все в принципе выполнили задачу, я бы сказал, что каждый из них в классическом Хакатоне точно бы победил. И здесь они столкнулись, и здесь им пришлось прямо побороться.

ЕС: Удалось кого-то для Ростелекома присмотреть? Традиционно, компания – одна из лидеров Цифрового Прорыва, и это ваш профиль. Удалось кого-то присмотреть, чтоб позвать потом, для работы, для развития карьеры?

КМ: Смотрите, у нас в целом три цели на Хакатоне. Цель номер один – конечно, это наш постоянный кадровый голод, потому что мы все больше и больше цифровых проектов ведем, во все большем количестве инициатив участвуем. И, конечно, у нас есть реальная проблематика битвы за таланты. Мы так и называем: «битва за таланты». Для этого у нас есть стенд – ну, будем откровенны, мы проводили большую работу, мы собрали 100 резюме, а это в принципе численность небольшого Хакатона. Мы собрали 50 полу-резюме – это когда ребята приходят и у них резюме с собой нет, но они уже по сути подаются на вакансию. И собрали ещё порядка 400 контактов, которые мы попытаемся все-таки конвертировать хотя бы в какое-то количество резюме.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Кириллом Меньшовым, вице-президентом по информационным технологиям «Ростелекома» (2/4)

ЕС: Очень интересно узнать, что потом произошло с этими ребятами, об их дальнейшей карьере.

КМ: Да, но работа на стенде – это, по сути, привлечение всякое, это не работа с командой. Вторая наша задача – мы всё-таки чувствуем себя частью России, как бы это высокопарно ни звучало, но это на самом деле так. И тема экологичности, нашего вклада в социальную среду – для нас значимая история. Конечно, мы не можем отправлять десятки миллиардов, но мы стараемся. И я искренне верю, что Хакатон-движение на самом деле имеет очень важную роль.

Давайте я чуть позже про это отдельно расскажу. Поэтому для нас это важно, мы реально инвестируем, мы сюда привезли много экспертов, мы на самом деле вели не один трек, наши эксперты участвовали еще в двух треках, в одном из них они практически выиграли. То есть, их было несколько десятков, достаточно дорогостоящих экспертов, которые помогали командам все эти дни. Мы сделали достаточно большую инвестицию в плане сил своих.

И третья часть, третья задача – это непосредственно проект, который мы выставили. Задачу мы сформулировали как раз в той области, в которой у нас сейчас нет бизнеса большого. Мы при этом видим большую проблематику как с социальной точки зрения – ну, мусорный вопрос, он реально многих беспокоит, - так и, на самом деле, с коммерческой точки зрения. Потому что мы видим, что эта отрасль недостаточно цифровизирована, и явно есть большое количество возможностей в области искусственного интеллекта, в области интернета вещей, которые позволили бы достичь в этой области существенного прогресса. Не по части самих заводов мусороперерабатывающих, мы далеки совсем от этого, а вот логистические цепочки: откуда у людей вообще появляется мотивация сортировать мусор и как он добирается до пункта сортировки и переработки. Многие почему не сортируют? Потому что у них есть полная уверенность, что они рассортируют, а все это потом загрузят в один мусоровоз и все равно увезут на свалку. Надо же людей убедить, что это не так. Ну, много задач в этой части. Соответственно, вот наша задача была – поставить такую задачу, посмотреть идеи ребят. Они были об одном и том же, но поскольку мы их сразу предупредили, что мы видели в процессе, что они сильные, им всем пришлось держать экстра-милю и придумывать что-то дополнительно. А иначе ты не победишь.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Кириллом Меньшовым, вице-президентом по информационным технологиям «Ростелекома» (3/4)

ЕС: Получилось?

КМ: Да, мы получили по сути 14 работ, которые удовлетворяют базовым требованиям, и где-то в 10 мы получили некоторые экстра. Кто-то где-то сделал нейросеть, у нас там четыре нейросети в работах наших ребят, и был прототип прямо с физическим устройством – ребята сделали, и вот таких историй было штук десять. Если все это собрать, реально можно построить очень мощную систему и сильно проблему порешать.

Так вот, касательно хакатонного движения и развития человеческого капитала, образования – кто-то, начиная с института, старается как-то ребят вовлекать, part-time, чтоб они потом переходили. То есть мы работаем на этапе образования, тоже работаем с вузами, у нас есть партнёрства с университетами, своя программа – все так делают, ничего нового.

Потом следующий этап – вот как раз такой, какой находится в Хакатоне. Это когда люди еще не выпустились или только-только выпустились, нашли первую работу. Они еще не до конца определились, что они будут делать. Раньше было распределение, потом просто ярмарки вакансий. Несчастные выпускники ходили, просто не понимая, куда им идти работать. Я лично туда устроился совершенно случайно, никакой системной среды, в которой можно было как-то понять себя и профориентировать, не было.

Потом появилась профориентация, ярмарки вакансий. Но на самом деле современные цифровые предпринимательства сейчас находятся в другой области. Это как раз вот хакатонно-акселерационно-стартаперское такое движение, и каждый может поучаствовать, попробовать себя в разных проектах, и ему может повезти найти команду – или он может понять, что он не хочет в эту историю, он хочет пойти в компанию и спокойно работать программистом.

Это очень важный переходный период: вот идет образование, потом некая точка бифуркации, когда человек должен определиться, чего же он хочет, а дальше идёт работа в другом месте. С этими мы работаем по-другому, через профсообщество, через митапы, стараемся поддерживать контакт с теми, кто нам очень интересен, стараемся поддерживать контакт с теми, кто от нас ушёл – с тем, чтобы потом иметь возможность их вернуть. Хакатон как раз находится в этой вот середине, где трансформируется цифровое предпринимательство.

Как было раньше? Раньше айтишник мог взять, написать продукт сам и пойти продавать. Было время, но сейчас продукция настолько усложнилась, все простые задачи решены. Сейчас встают задачи только сложные, интеграционные, которые требуют как раз командной работы, причём такой очень неочевидной. Очень многие стартапы, когда они начинают, по пять-шесть раз меняют свое видение того, что они делают. Они переосмысляют, прежде чем создать единорога.

И вот для этого нужна среда. И вот как раз здесь роль Цифрового Прорыва проявляется наиболее очевидно. Очень многие, знаете, вот со стенда я это слышал, накладывают классические стереотипы на совершенно новые явления. Называют результаты стартапа, допустим, «проектами» - но какой это проект за два дня? Ничего общего с проектом в принципе не имеет. Это просто прототип – торжество технологии и мысли, командной работы, который показывает, что команда способна что-то в принципе сделать, не более того. Невозможно это применить, это надо полностью переписать. Это все собрано просто на коленке, чтобы показать работающий прототип. Но в этом-то, в общем-то, и ценность, потому что современные продукты создают как раз команды. Нельзя, как было раньше, сесть и написать требования, отдать айтишникам на разработку, потом приёмку выполнить – современные информационные продукты так не создаются. Потому что когда ты создаёшь то, чего не было, невозможно написать требования к тому, что еще не было, чего ты не знаешь. Либо ты, скорее всего, ошибёшься.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Кириллом Меньшовым, вице-президентом по информационным технологиям «Ростелекома» (4/4)

ЕС: А давай, давайте немножко об этом поговорим. Чтобы создать современный информационный продукт, нужно же компетенциями особыми обладать. Специальными. Вы рассказали о том, что «Ростелеком» работает с университетами. Одна из, наверное, головных болей, проблем, которые стоят, если мы хотим достичь цифрового прорыва - это совершить некий компетентностный сдвиг, чтобы университеты, чтобы система СПО готовило немножко других специалистов. Расскажите немножко, а как «Ростелеком» работает с университетами, и какие вам нужны специалисты.

КМ: Да. Давайте, смотрите, разделим. Смотря, где мы хотим достичь своего прорыва. Это очень важно. Потому что если мы с вами говорим о крупных организациях, ну как мы, я не знаю, «МегаФон», «МТС», «Mail.ru», то здесь есть некоторая большая конструкция, как где уже отстроены какие-то процессы, практики, и куда, действительно, можно просто брать программистов, встраивать их в общую, не знаю, фабрику разработок и этим прекрасно разрабатываться. Но я не думаю, что мы можем достичь настоящего цифрового прорыва только силами госкорпораций. Конечно, они должны большую роль сыграть, это важно, и без этого не получится. Но вряд ли.

Нам нужно цифровое предпринимательство. Почему вот, мое персональное мнение, я могу ошибаться, я еще раз говорю, что это только мое мнение, почему российские программисты ценятся по всему миру и все их знают, а российские IT-продукты практически никому неизвестны, за исключением, которые можно пальцами руки пересчитать. На самом деле ответ очень простой. На самом деле мы потеряли фокус. Мы часто теряем фокус. Это не так плохо, потому что мы не совсем его теряем. Вот это очень важно. Мы очень сильно концентрируемся на программистах. Даже здесь, несмотря на то, что несмотря на все преимущества программистов, дизайнеров и управленцев в области цифровой продукции, практически всегда выбирают программистов. Программист. Проблема в том, что продукт программист никогда не создаст, ну кроме архиватора.

И в этом и боль вся, потому что, для того, чтобы получился продукт, нужно на самом деле три очень важных роли. Это, конечно, программист, product owner и дизайнер, который может его, ну вот именно создать в своей голове, полностью, да вот, вот как продукт. Не как код, который что-то делает, а именно как продукт. И третья очень важная роль - это предприниматель. Который способен его продать. И проблема нашего образования, мне кажется, и вообще то, из-за чего, мы как бы страдаем, не в том, что мы плохо готовим программистов. Они и так во всем мире известны. Куда лучше-то?

ЕС: То, что недостаточно предпринимательской компетенции.

КМ: У нас недостаточно предпринимательской компетенции, и мы очень мало развиваем продуктовые и дизайнерские компетенции. Потому что предпринимателя, это еще, наверное, можно найти. Но вот если посмотреть, вообще, где у нас выпускаются продуктовики, которые могут создавать продукцию, их будет тяжело найти.

ЕС: То есть, условно говоря, для такого рывка в цифровой экономике, не только кадры нужны, но и предприниматели и продавцы правильные, да?

КМ: Верно. А потом что получается? Вот мы делаем прекрасных программистов. Но когда нужно трое, где программист будет работать? Он будет работать в той компании, которая будет делать самые интересные задачи и иметь там больше перспектив. И очень часто они поэтому и уезжают. Потому что он уезжает в западную компанию, где как раз есть эти компетенции. Ну я со многими товарищами разговариваю. Все знают русских программистов, но никто не знает русских дизайнеров и русских продуктологов.

ЕС: Ну, вы назвали причину. Это так. Да.

КМ: В моем понимании, это, действительно, вот так. Мы можем дальше как бы накачивать, то есть возвращаясь к тому, в чем мы видим наибольшую проблему, мы видим в этом. Да, программистов, хороших, трудно найти. Да, их приходится доучивать.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2019 October 18
Научно-образовательная политика
Научно-образовательные сопряжения

В рамках реализации нацпроектов «Образование» и «Наука» есть один очень важный единый шарнир – высшее образование. Университеты активно интегрируются в мероприятия по научному нацпроектному вектору, а ключевой формой для них сейчас является участие в создаваемых научно-образовательных центрах мирового уровня (в качестве базовых площадок для размещения НОЦ или членов консорциумов).

Отметим, что среди университетов, активно задействованных в реализуемых (на нацпроектном уровне – первые пять пилотных НОЦ) или в региональном масштабе, много участников, которые ставят перед собой амбициозные задачи по реализации программ экспорта образования (привлечения иностранных студентов), в частности, но не только, участники 5-100 или приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Сейчас многие эти компоненты перезагружены и переосмыслены в рамках нацпроектов.

На профильном треке по НОЦ на «Острове 10-22» многие команды заявляли о наличии набора связей с зарубежными партнерами (или как минимум – о готовности ее развернуть). Но чаще речь идет о научном или научно-техническом сотрудничестве.

Вместе с тем, сам формат научно-образовательных центров мирового уровня предусматривает глубинную связь с реализацией федерального проекта «Экспорт образования» нацпроекта «Образование».

На данный момент достаточно редко можно услышать о том, что все эти процессы рассматриваются управленческими командами как единые и способные привести к синергии результатов.

На этом фоне очень выигрышным выглядит сообщение Самарского НОЦ о том, что он намерен наладить сотрудничество с мексиканскими вузами для обмена студентами и разработки новых учебных курсов.

«В планах - совместная разработка мексиканскими специалистами и сотрудниками НОЦ новых учебных курсов, содействие институтам высшего образования, развитие международного студенческого обмена», - говорится в сообщении представителей Самарского НОЦ.

Соответствующий протокол о намерениях, где оговорены условия сотрудничества, был составлен во время визита в Самарскую область делегации Мексиканских соединенных штатов во главе с чрезвычайным и полномочным послом страны в РФ Нормой Пенсадо. Планируется, что будут реализованы образовательные программы, в том числе в рамках летних и зимних научно-образовательных школ, действующих на площадке НОЦ. Рассматривается вопрос проведения детских хакатонов.

Содержание соглашения полностью укладывается в логику экспорта отечественного образования. Более того, талантливых мексиканских студентов действительно можно будет удержать в России, предоставив достойные условия для жизни и занятия научно-исследовательской деятельностью. Особенно, если речь будет идти о совместных российско-мексиканских проектах, филиалах компаний и т.п.

Важно, что в данном случае речь идет не о простых программах студенческих обменов или академической мобильности – такие практики широко распространены.

«Мы будем отталкиваться от заказа мексиканских индустриальных партнеров и формировать под их заказ программу обучения мексиканских студентов. Это выездные семинары, детские хакатоны, развитие совместных лабораторий и инжиниринговых центров», - сказала гендиректор АНО "Институт регионального развития" (управляющая компания самарского НОЦ) Ольга Михеева.

На данном примере мы можем видеть, как могут быть реализованы международные взаимодействия НОЦ – контакты с зарубежными индустриальными партнерами, интеграция проектов в рамки развития центров, формирование программ обучения иностранных студентов под заказ. Подобный подход позволяет синтезировать работы по двум нацпроектам – «Наука» и «Образование», усилить образовательный компонент работы центров, а также на практике реализовать международные связи в области науки, образования и технологий. В том числе и это подразумевается под формулировкой «мирового уровня» в формате научно-образовательных центров.

Текст новости: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/samarskij-noc-nameren-obmenivatsa-studentami-s-meksikanskimi-vuzami
источник
Научно-образовательная политика
СКИФ по-сибирски

Поставлена точка в дебатах об определении технических параметров сибирского синхротрона (СКИФ), который станет ключевым элементом новосибирского Акадгородка 2.0, а также самой передовой подобной установкой в стране (а по ряду параметров - в мире).

Заседание специально созданного при Министерстве науки и высшего образования совета по реализации федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019-2027 годы, одобрившего параметры установки, состоялось 17 октября 2019 года в правительстве РФ под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой и помощника президента Андрея Фурсенко. В состав совета входят 17 человек.

Был утверждён «сибирский вариант»: проект ЦКП "СКИФ", разработанный Институтом ядерной физики, Институтом катализа и другими организациями СО РАН, РАН и Минобрнауки РФ, то есть в Кольцово будет построен источник поколения 4+ с энергией 3 ГэВ до конца 2023 года.

Напомним, ранее появилась информация о поступившем со стороны Курчатовского института предложении повысить энергию установки до 6 ГэВ. Некоторые эксперты углядели в этом попытку реализовать проект синхротрона в Протвино, но в Новосибирске. Увеличение параметров означало бы сдвиг сроков создания установки, которые тем самым выпали из хронологических рамок нацпроекта «Наука».

Сразу было очевидно, что эти предложения носили дискуссионный характер, а Курчатовский институт в любом случае координирует всю мега-науку в стране и, в частности, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований.

В итоге было принято разумное и взвешенное решение. СКИФ будут создавать по сибирскому проекту.

Подробнее: https://nauka.tass.ru/nauka/7015906
источник
Научно-образовательная политика
Впервые приняла участие в открытом уроке «Как создается хайп?» в «Проектории» заместителя Министра просвещения РФ Ирины Потехиной.

Прекрасно организованное мероприятие, в котором через конференц-связь принимает участие сразу 28 тысяч школ! Увидела, как детям человеческим языком рассказывают о востребованных сегодня навыках и их преобладании над фиксированным набором знаний.

Знания сегодня доступны всем, и получать их можно десятком разных способов, а вот приобретение действительно востребованных навыков — это проблема, которая в российском образовании все еще не решена.

Антон Комолов в очередной раз показал себя мастером живо подавать интересный материал, а дети не стеснялись задавать вопросы, превращая мероприятие в огромный и очень интересный коллоквиум. Будем откровенны, такое мероприятие в разы интереснее традиционного урока. Так что поздравляю Иру Потехину с реализацией такого проекта, и всячески буду поддерживать его мероприятия. Спасибо за приглашение!
источник
Научно-образовательная политика
Зимний остров: анонс

С 1 по 4 декабря в Сочи пройдет рабочий интенсив «Зимний остров» для 1500 специалистов российских компаний, ориентированных на экспорт отечественных цифровых и образовательных технологий и продуктов. 5-6 декабря программа Недели продолжится форумом «Глобальное технологическое лидерство» и завершится 7-го декабря экосистемным днем Агентства стратегических инициатив.

Рабочий интенсив представляет собой логическое развитие идей двух предыдущих «Островов» - дальневосточного «10.21» и московского «10-22». Однако, Зимний остров в большей степени сфокусирован на практиков цифровых, кадровых и технологических трансформаций и прорывов.

В центре внимания мероприятий: цифра-кадры-продукты.

Мероприятия «Зимнего острова» пройдут по трем трекам:

Кадровый трек представляет собой экспертно-проектировочный интенсив по выработке эффективных решений в области подготовки и развития кадров в условиях цифровой экономики. В рамках трека будут подготовлены решения по созданию сквозной системы обмена данными о кадрах между бизнесом, образованием и государством, а также пройдет акселерация EdTech проектов. К участию приглашаются представители цифровых и HR-департаментов крупных компаний, кадровых и рекрутинговых агентств, топ-менеджеры, ответственные за внедрение инновационных продуктов, представители вузов и колледжей, региональных министерств труда, образования, EdTech и т.д.

Наши эксперты примут в работе трека самое активное участие - его тематика исключительно актуальна как в части реализации нацпроекта «Образование» и нацпрограммы «Цифровая экономика», так и по линии трансформации вузов и активации их диалога с бизнесом.

Экспортный трек будет направлен на подготовку технологических компаний к выходу на глобальные рынки. В рамках трека будут отобраны и сформированы 10 метапроектов для дальнейшего продвижения на глобальные рынки, разработан список 10 опережающих стандартов, сформировано 100 рабочих экспортных стратегий компаний. В этом треке предполагается участие лидеров проектов и руководителей компаний с готовыми технологическими решениями и разработками, заинтересованных в движении на глобальные рынки.

Экосистемный трек. Задача трека – связать ресурсы экосистем институтов развития с повесткой технологического развития страны, в частности, цифровой экономики, с упором на региональные команды. По результатам работы трека будет запущена сеть акселераторов цифровых стартапов на базе вузов и «Точек кипения», а также разработана модель взаимодействия вузов, «Точек кипения», общественных представителей АСИ, региональных институтов развития в интересах технологического развития страны. К участию будут приглашены представители региональных подразделений институтов развития, чиновники региональных IT-министерств.

Организаторами мероприятия выступают Платформа НТИ, Университет 20.35, АСИ, РВК, АНО «Цифровая экономика», образовательный центр «Сириус», а также профильные федеральные министерства, в том числе Министерство науки и высшего образования.

«Научно-образовательная политика» расскажет вам о ходе и результатах Зимнего острова, а также о его героях.

Подробнее: https://ntinews.ru/news/unti/ostrov/rabochiy-intensiv-zimniy-ostrov-proydyet-v-dekabre-v-sochi.html
источник
Научно-образовательная политика
Три с половиной (3,5!) рабочих дня – именно столько провел на своем рабочем месте Декан факультета государственного управления ведущего университета России (МГУ) Вячеслав Алексеевич Никонов с начала учебного года, тем самым продолжив славную традицию прошлых лет.

Наши эксперты, работающие на ФГУ, говорят, что видят шефа преимущественно по телевизору и не как депутата, а в роли звезды ток-шоу.

Студенты ФГУ проходят практики и стажировки в Администрации Президента, Правительстве, ФОИВах (Минобрнауки и даже один из научных «подведов» тоже есть в списке ведомств и организаций, где могут пройти практику студенты одного из самых элитных факультетов МГУ).

Помните историю, когда Владимир Путин предложил «большим учёным», например, из ФСБ, вошедшим в шорт-лист РАН, выбрать чем заниматься - безопасностью или наукой (и из безопасности они стремительно (и формально) ушли)?

Абсолютно понятна логика Виктора Садовничего по Никонову-декану.

Была бы воля Виктора Антоновича – он бы менял деканский корпус каждый раз, когда формируется новый состав правительства, и раздал бы министрам по профильному факультету.

Но рано или поздно такой подход может привести к тому, что сами студенты и преподаватели начнут иронизировать над своим «виртуальным» руководством, и в первую очередь, в сети – в инстаграме, фейсбуке, телеграме и т.д.

И тогда репутацию МГУ от волны хайпа не сможет спасти ни его столь же виртуальный ректор, ни работающая в лучших традициях советской пропаганды пресс-служба университета.
источник
Научно-образовательная политика
Цезари науки и технологий

Россия впервые вошла в совет директоров самой влиятельной и активной ассоциации ведущих европейских университетов науки и технологий CESAER.

На Генеральной Ассамблее ассоциации, которая проходит сейчас в Париже, одним из директоров выбрана проректор Томского политехнического университета, руководитель Программы развития Лилия Кирьянова.

Коллегами Томского политеха по совету директоров стали руководители университетов — лидеров мирового инженерного образования —Технического университета Делфта, Технологического института Карлсруэ (Германия), Шведского Королевского технологического университета, Израильского университета Технион и др. Президентом CESAER выбран ректор Гентского университета Рик Ван де Валле.

«Ведущий университет — это тот, который ведет. Позиция одного из директоров такой авторитетной ассоциации сильнейших технических университетов позволяет ТПУ перейти от позиции перенимающего лучшие европейские практики инженерного образования к формирующему эти практики. Реализация национальных проектов «Наука» и «Образование» предполагают значительную интернационализацию российских университетов и повышение их конкурентоспособности в мире. ТПУ станет амбассадором российского образования и науки в Европе», — отметила Лилия Кирьянова.

Работа ТПУ в CESAER позволит не только перенять лучшие европейские практики, которые особенно востребованы для выстраивания взаимодействия между образованием, наукой и бизнесом – в рамках нацпроектов и далее за их хронологическими пределами, но также принять активное участие в выработке новых форм сотрудничества, в том числе – международного.

Сегодня ассоциация CESAER объединяет более 50 ведущих инженерных вузов из 26 стран Европы. CESAER известен в Европе своей активной позицией по продвижению новых моделей инженерного образования, взаимодействия университетов с индустрией, по лоббированию позиций университетов в разработке европейской научной и образовательной политики.

Успех Томского политеха полностью отвечает задачам, поставленным в Стратегии научно-технологического развития – расширение международного научно-технического сотрудничества и занятие лидерских (управленческих) позиций в основных институтах данной отрасли. Работа Лилии Кирьяновой в совете директоров позволит максимально широко реализовать механизмы научной дипломатии и усилить научно-техническое взаимодействие с европейскими партнёрами.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Отличный пример (прежде всего главам регионов) подал Новосибирский государственный технический университет НЭТИ, решив учредить собственный грант до 300 тыс рублей для своих сотрудников - финалистов трека «Наука» конкурса «Лидеры России».

С точки зрения вузовского менеджмента, это разумно, —социальный лифт для сотрудников станет репутационным лифтом и для самого вуза, а финансовая мотивация одновременно  повысит и вовлечённость в конкурс, и создаст условия для сохранения «Лидеров России»  внутри организации.

Нас же удивляет некая ресурсная пассивность глав регионов. Многие из них призывают к участию в кадровом конкурсе (это уже хорошо), но мы всё же ждём, когда хоть кто-то из региональных руководителей выстроит локальную систему мотивации к участию, кроме собственно призывов в местных мелкотиражных сми и социальных сетях с ботами. И это при том, что губернаторы регулярно анонсируют сохранение человеческого капитала в регионах, как важнейшую задачу своей деятельности.

Возможно, пора инвестировать не только в бордюрный камень и тротуарную плитку, но в поддержку компетенций сограждан? Особенно тех, кто пытается чего-то достичь через специально выстроенную систему социальных лифтов.

Ректор НГТУ НЭТИ Анатолий Батаев в этом смысле демонстрирует образцовую дальновидность.
источник
Научно-образовательная политика
СФУ + SAP = цифра + кадры

Сибирский федеральный университет присоединился к Университетскому Альянсу SAP. Соглашение стороны подписали сегодня, 18 октября на Krasnoyarsk Digital Forum- 2019. Главная цель сотрудничества — подготовка кадров и реализация совместных образовательных проектов в интересах крупнейших региональных работодателей из числа заказчиков SAP.

Интерес у партнеров обоюдный. Преподаватели и студенты СФУ получают доступ к программным решениям мирового лидера на рынке корпоративных приложений, причем бесплатно – так как для образования и исследовательской деятельности.

Для SAP выгода также очевидна. Сервисами компании пользуются в 180 странах мира, а число компаний исчисляется десятками тысяч. Для SAP важно, чтобы туда подходили подготовленные сотрудники, которые и дров не наломают, и «микроскопом гвозди заколачивать» не станут.

В принципе, представители СФУ не скрывают, что соглашение сулит выгоду не на бумаге, а на деле. Ранее руководство вуза заявило, что намерено поставить университет полностью на цифровые рельсы. Сибирский федеральный ставит перед собой амбициозную задачу перейти к модели полностью цифрового университета.

Сайт университета цитирует проректора по науке Руслана Барышева: «Сегодня университет ведёт системную работу по созданию цифрой среды. Это касается как внедрения отдельных сервисов, так и вхождения в глобальную повестку цифровизации в целом. Ключевым условием быстрого перехода к новой цифровой экономике являются квалифицированные кадры».

«Научно-образовательная политика» решила уточнить некоторые моменты непосредственно у ответственного за цифровую трансформацию Руслана Барышева.

НОП: Цифровой университет, на ваш взгляд, – это про что?
РБ: Я думаю, что это классический подход, который включает модернизацию, улучшение внутреннего пространства в пользу большей сервисоориентированности и ухода от бумажных процессов. Тот же электронный документооборот. Сегодня эти задачи стоят перед большинством организаций.  Например, финансовый документ может быть легитимен и без подписи, и есть примеры университетов где документ, сгенерированный через личный кабинет автоматически считается обращением. Его не надо распечатывать и подписывать. Или должен ли учёный писать служебную о том, что выиграл грант? Не должен. Но с другой стороны, Грантовой центр (суть сам университет) должен знать об этом. Этот процесс безусловно можно автоматизировать. Буквально в ноябре мы начинаем эту работу, связанную с выявлением таких процессов и «затягиванем» их в цирковое пространство.

НОП: На «Острове 10.22» при моделировании цифрового университета было упомянуто множество других требований. Что, в первую очередь, еще должно войти в понятие «цифровая среда университета?»
РБ: Мы начинами обсуждение и рассчитываем развернуть в одном из корпусов самую современную СКД-систему, которая позволит делать биометрическую идентификацию человека. Это новейшие технологии. По сути начало большого проекта «Безопасный кампус». Мы за умную безопасность, без силы и ограждений – за такую… академическую безопасность.

НОП: Подписание соглашения с САП – свидетельство того, что цифра придёт и в обучение?
РБ: Безусловно. Но мы бы хотели, чтобы цифровизация стала не только содержанием, но и формой. Сейчас идёт дискуссия о переформатировании работы компьютерных классов. Они, как известно, быстро устаревают, программное обеспечение, установленное там, отнюдь не уникально, если это не инженерные программы или программы для обучения архитекторов. Так вот, чтобы модернизировать их сейчас потребуется около 25 млн рублей. А почему бы не уйти в западную модель, когда студент приходит со свои компьютером, подключается к университетской системе. Как правило студенческие лицензии бесплатны, но что-то может взять на себя вуз. При точечной работе от этого выиграют все.

Подробнее: http://news.sfu-kras.ru/node/22309
источник
Научно-образовательная политика
источник