Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 October 10
Научно-образовательная политика
Стоит отделять нацпроект «Наука» от всех остальных.

Да, крупный бизнес и госкорпорации здесь в виде бенефициаров (и как ключевые партнеры-заказчики, и как поставщики оборудования). Но благоприобретатели не по умолчанию, а от вложений.

Регионы (возьмём случай научно-образовательных центров мирового уровня) не просто не в минусах - они активно изыскивают ресурсы, чтобы вложиться в новые платформенные решения. Та же идея с созданием региональных «Сириусов», а частично и перезагрузкой региональных образовательных систем, например в формате перевода среднего профессионального образования на рельсы World Skills.

https://t.me/russica2/20509
источник
2019 October 11
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования Михаил Котюков сегодня совершает рабочий визит в город Новочеркасск Ростовской области.

В ходе визита Михаил Котюков примет участие в Торжественной церемонии приведения к присяге казаков Платовской сотни ЮРГПУ(НПИ) в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе.

Министр посетит Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.

Сегодня же Михаил Котюков проведёт совещание на тему: «Взаимодействие вузов и промышленных предприятий в рамках реализации национального проекта «Наука»: опыт и перспективы».
источник
Научно-образовательная политика
Утвержден состав Общественного совета при Минобрнауки России

Соответствующий приказ подписал Министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

Общественной палатой Российской Федерации проведен конкурсный отбор кандидатов в состав Общественного совета при Минобрнауки России. Кандидатуры в члены совета выдвигались общественными объединениями и некоммерческими организациями. По итогам конкурсного отбора в состав Общественного совета при Минобрнауки вошли 25 человек.

Целью деятельности  Общественного совета является осуществление общественного контроля за деятельностью Министерства.

Общественный совет при Минобрнауки призван рассматривать проекты общественно значимых нормативно-правовых актов и иных документов, разрабатываемых Министерством; участвовать в мониторинге качества оказываемых Министерством государственных услуг;  участвовать в антикоррупционной работе, оценке эффективности государственных закупок и кадровой работе Министерства.

Первое заседание состоится в течение 30 календарных дней.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В Норвегии объявили лауреата Нобелевской премии мира. Им стал премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али, сообщили представители Нобелевского комитета в Осло.

Это сотая премия мира по счету. Первыми лауреатами премии мира в 1901 году стали основатель Международного комитета Красного Креста швейцарец Жан Анри Дюнан и француз Фредерик Пасси.

Новость дополняется
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Павлом Малковым, Руководителем Росстата, провел Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Руководителем Росстата Павлом Малковым (1/2)

Евгений Сжёнов, Ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: Добрый день! Наша встреча с главой Росстата Павлом Малковым. Добрый день, Павел!

Павел Малков, Руководитель Росстата: Добрый день!

EC: Мы находимся на финале Цифрового прорыва и, если говорить в широком смысле, то никакой цифровой прорыв, конечно, невозможен без хорошей статистики и хорошей аналитики.

ПМ: Росстат сейчас стремительно меняется. Мы работаем по новым направлениям, внедряем новые подходы к сбору, обработке и публикации информации. Сюда мы приехали для того, что подчерпнуть ещё каких-то новых идей и предложений. Потому что, где искать идеи, если не на самом большом в мире хакатоне.  

Я надеюсь, что всё, что мы здесь получим, чем напитаемся, потом войдет в нашу ежедневную работу. Мы сейчас продвигаемся буквально по всем направлениям, начиная от новых подходов к сбору информации, мы постепенно переходим от бумажной отчетности к электронной. Следом у нас идут уже большие данные, административные данные, использование потоковых данных напрямую от самих предприятий. Мы внедряем новые подходы к обработке информации, полностью перестраиваем архитектуру наших внутренних информационных систем и планируем предложить инструменты уже не только для Росстата, но ещё и для других федеральных ведомств, которые собирают, обрабатывают свою статистику, ведомственную.

И, наконец, мы сейчас существенно меняем подходы к публикации информации. У нас уже появился новый портал Росстата, но это только самый первый шаг, мы будет дальше совершенствовать и сам портал, и будем предлагать новые средства визуализации, доведения информации до всех наших целевых аудиторий.  Сегодня наша задача – научиться разговаривать с каждым на его языке, понятном каждому языке. Гражданам – простые понятные цифры. Экспертному сообществу – глубокую аналитику. Ведомствам – их собственные показатели, их собственную аналитику, на понятном им, ведомствам, отраслевом языке. Органам власти – общую информацию по стране. Вот это всё – наши ключевые задачи на ближайшую перспективу.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Руководителем Росстата Павлом Малковым (2/2)

ЕС: Какие решения предложит Росстат для других ведомств?

ПМ: Спасибо! Я зайду тоже немножко со стороны. У нас сейчас разработана и утверждена стратегия развития Росстата до 2024 года, её можно сегодня найти на портале Росстата, ознакомится с ней. И один из ключевых проектов этой стратегии – это внедрение цифровой аналитической платформы. Это как раз набор инструментов, которые позволяют правильно выстроить весь процесс статистического производства. Как у нас, внутри Росстата, так сделать и другим заинтересованным ведомствам. Соответственно этот инструментарий можно будет использовать и в том числе для мониторинга национальных проектов.

Сейчас у нас какая ситуация? Ведь кроме Росстата сегодня более 60 различных ведомств собирают свою статистику, свои ведомственные данные, и сами работают с ними. Отсюда и противоречия между цифрами, отсюда дублирование информации, которую мы неоднократно собираем с наших респондентов. Каждое ведомство находится в своём колодце данных и не видит, что происходит у соседа, т.е. обмена информацией практически нет. Иногда вы можете запросить какой-то показатель у нескольких ведомств и получить разные ответы по одному и тому же вопросу. Вот как раз для того, чтобы всё это избежать, нам необходимо создать единую цифровую среду работы со статистическими данными.

Это и есть наша цифровая аналитическая платформа, к созданию которой мы сейчас уже приступили. Уже заключены контракты, уже разрабатываются первые модули этой системы, уже идет внедрение.  Здесь ещё важно сказать, что это не какая-то самостоятельная платформа, которая будет жить сама по себе, ни с чем не будет взаимодействовать в электронном правительстве в целом, это часть центральной системы управления данными. Она полностью встроена в цифровую архитектуру электронного правительства и будет являться достаточно существенной и важной его частью.

ЕС: Какие нужны кадры сейчас для различных направлений, какие нужны компетенции? В каких направлениях нужно работать?

ПМ: Вы на самом деле сейчас вскрыли наш потаённый мотив присутствия здесь, на Цифровом прорыве. Конечно же, мы, на самом деле, хотим не только подчерпнуть новые идеи, новые программные продукты, мы очень рассчитываем на то, что ребята, лидеры, участники Цифрового прорыва, задумаются о работе в Росстате. И рассчитываем, что кто-то из них присоединится к нашей команде. Неважно, либо к команде самого Росстата, либо войдет в состав проектных команд у наших подрядчиков. Нам, конечно, надо усиливаться, задачи стоят очень серьёзные.

Что касается требований. На мой взгляд, Росстат сейчас один из самых интересных работодателей. Сейчас есть огромный спрос на специалистов по работе с данными, те самые data scientists и связанные с этим профессии, их буквально выметают с рынка, а где им готовиться, как не в Росстате, где цифры, где работа с данными, где внедряются новые технологии сбора, обработки и публикации информации. Вот это, наверное, сейчас, с одной стороны и самое востребованное направление, а с другой стороны и самое подходящее место для получения вот этих навыков, на мой взгляд, это Росстат.

ЕС: Спасибо большое за такую открытую позицию, надеемся, что мы вместе с такими активными игроками, с такой хорошей позицией, действительно цифровой прорыв произойдет. С нами был Павел Малков.

ПМ: Спасибо!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Re:НОЦ

Активное развертывание фазы создания научно-образовательных центров мирового уровня привело к ряду крайне важных структурно-управленческих последствий. Многие из них зафиксированы в статье Аркадия Соснова из нового выпуска «Поиска». Разовьем и дополним идеи автора.

Ответственность
Инициатива в создании НОЦ должна исходить от губернаторов регионов, но контроль за их функционированием (в первую очередь, в виде Совета НОЦ) остается за федеральным уровнем. Это способствует стягиванию контроля, концентрации воли к исполнению решений, а также устранению размыванию ответственности. Усиление управленческих связей губернатор – министр – коллективный совет должен способствовать более четкому контролю за реализацией проектаю

Уровни инициатив
В рамках нацпроекта «Наука» предусмотрено создание минимум 15 НОЦ мирового уровня, однако, практически сразу сразу стала доступна опция старта регионами своих проектов с целью форсированного развития и вытягивания до нацпроектного статуса. Одним из ключевых участников такого «предварительного зачета» «гонки за НОЦ» стал НОЦ Самарской области (мы много и подробно о нем писали) – выбрав свои конкурентные аэрокосмические преимущества, он заключил соглашения с ключевыми стейкхолдерами – Питерским политехом, а также Ростехом и Росатомом. Цель, обозначенная губернатором Дмитрием Азаровым, – подойти к конкурсу во всеоружии.

На ту же идею работает недавно озвученная идея о том, что конкус на НОЦ может может быть двухступенчатым, и те, кто по каким-то причинам не смогут дотянуть до высшего статуса, тем не менее, получат поддержку – и методическую, и финансовую.

Региональная перезагрузка
Очень многие губернаторы – и из первой волны, и из числа наиболее активных претендентов быстро поняли, что НОЦ – это платформенное решение, которое дает не только физическую возможность, но и федеральную санкцию на кардинальный пересмотр взаимоотношений между университетами, наукой, бизнесом и властью. Ярким примером стала работа Самарского НОЦ. Ольга Михеева (гендиректор Института регионального развития – управляющей компании самарского центра) подчеркнула НОЦ - одна из основных возможностей прорыва в экономике и роста ВРП.

Горизонтализация
НОЦ предполагает серьезную переориентацию связей. Ранее компании работали либо в виде вертикально интегрированных форматов, либо формировали себе партнеров в регионе «по случаю», а местные вузы были вынуждены искать партнеров вне субъекта федерации. Теперь научно-образовательные центры предоставили им площадку познакомиться друг с другом, а также – наладить диалог, что является одним из самых сложных элементов, в котором особенно большим должен быть вклад региональных властей.

Якоря и связанность
Пример Санкт-Петербургского политехнического института демонстрирует, что мощный вуз может стать в различных своих компетенциях значимым партнером для большого количества НОЦ. В данном случае, как отмечает автор статьи Аркадий Соснов – интеграция с НОЦ Самарской области; цифровые прорывные технологии для мегапроектов НОЦ Кузбасс; центр компьютерного инжиниринга Западно-Сибирского межрегионального центра.

Сети
На этом примере хорошо видно, как даже между вузами выстраиваются сети отношений совершенно нового качества – СпбПУ: Кемеровский и Тюменский госуниверситеты – Самарский госуниверситет (каждый из трех – базовый для своих НОЦ).

Второй уровень сетевого взаимодействия – между имеющимися структурами вузов и новыми форматами: центр компетенций Национальной технологической инициативы активно включается в реализуемые проекты от сотрудничества вуза с НОЦ.

Вместе это создает новые уровня взаимодействий и качество научно-образовательно-технологической связанности страны.

Вывод
НОЦ действительно становятся точками перезагрузки и (пере)сборки научно-образовательно-технологического пространства страны. Тем больше у претендентов стимулов активнее включаться в процесс создания собственных центров. Да, не все получат нацпроектный статус, но проигравших в гонке за НОЦ (тех, кто примется за дело с умом) точно не будет.
источник
Научно-образовательная политика
Текст статьи Аркадия Соснова «Катится волна. Желающих создать НОЦ мирового уровня все больше».

Полный текст выпуска «Поиска»: https://www.poisknews.ru/wp-content/uploads/2019/10/POISK_41_20191011.pdf
источник
Научно-образовательная политика
Деми-архитектор-гуру

Поясним систему ценностей и принципы миропостроения Сергея Кириенко.

Гибкость – ключевое качество любой конструируемой им системы, а значит, и политика. Поражения необходимый элемент для побед, а небольшие потери очков в битвах за власть являются следствием продолжением борьбы.

Идея – дробление политического пространства и времени на большее число элементов, чем было у предшественников. Увеличение количества «клеток» тут же расширяет масштаб возможных комбинаций.

Архитектор – новое в позиции Кириенко. Он не стал впрямую «разгребать» наследие Володина и Суркова, а стал строить нечто свое собственное.

Здесь и помогает наследие Щедровицкогого – новая схема не конструируется из тех или иных блоков, она создаётся в процессе коллективного мышления. В этом смысле у нее нет единого автора (деимурга), но она – продукт совместного творчества. Кириенко – это не тренер-теоретик у бровки, а мастер игры, глубокого встроенный в нее.

Не путайте политику с управлением. Речь про политику айкидо – про управление «оргуправленчекими решениями» (напомним, в одноименной книге с переменным успехом при всех вводных пытаются понять, как строить АЭС – связь с Росатомом).

Айкидо – использование силы своего противника. Не было смысла разрушать скрепы, если их можно перекрасить, или разгонять средний класс, который был способен стать адептом перемен, социальных лифтов и профессиональных конкурсов. Вместе перестройки – творческое переосмысление на качественно новом уровне.

Креакловый договор среднего класса и скрепный устав силовиков прошли свой жизненный путь. Теперь скрепа стала патриотизмом участия во всех видах и типах активностях, духовность – превратилась в патриотический перформанс, От столкновения команд игроков на заданной доске мы переходим к конструированию правил игры и смены ландшафта.

Идея прогрессорства является главное идеологией для Киринеко и его сторонников, её квинтэссенция – прорыв. Тот самый, о которым громко заявил сам президент Путин: научно-технологический, переходящий в общественно-политический. Цель – вечное развитие. Эта идея полностью имманентна запросам российского общество, где примат движения довлеет над прагматикой результата. В этой связи прорыв – целиком и полностью плод кириенковской мысли и действия.

Большим достижением Кириенко (за что его особенно ценит Путин) является умение конструировать ситуации, при которых проблемы начинают разрешаться сами собой. И эта же логика дает карт-бланш на некоторые тактические отступления. Вообще идея гибкости политической системы нашла большой отклик у первого лица. Путин на примере своих выборов увидел, что в идеале система работает – а значит, в других ситуациях вполне способно среагировать не хуже.

Параллельно (и взаимообусловливая друг друга) формируется не только политический, но и кадровый ландшафт. Два ключевых требований к управленцам новой формации (лифты, конкурсы) – максимальная деполитизированность и бюрократический универсализм. При это требуется открытость для народа – с начала имититационная, затем реализуемая с течением времени на практике. Новый управленцы все равно остаются связаны со своими лоббитстскими группами, но у них появляется единое пространство мышления, то, что сможет обеспечить управленческую связанность страны. (А чиновничья перезагрузка – это фактически еще один нацпроект страны).

«Образ будущего» - концепт, интегрированный в нацпроекты и прорыва. Теперь идет переход к дисперсному конструированию его силами волонтёров при поддержке государства по вектору «счастье есть».

Одним из клювыех каналов распространения новых идей, мемов и ведения онлайн-войн стали Телеграм сетки этой башни Кремля, они неплохо известны, хотя часто простаивают без дела – эффективно отстреливаются по крупным и очевидным иинфоповодам, а вот генерация смыслов нередко отсутствует. То ли не могут, то ли ждут темник. Вот здесь, конечно, есть недоработки.

А «управляемый хаос», частично исповедуемый Кириенко в его работе, это и есть настоящая жизнь и его политико-коммуникативный проект.

Подробнее у Медузы.
источник
Научно-образовательная политика
Трансфер тронется – народ останется

I.  Трансфер без реформ – такую формулу обнародует коллега «Незыгарь». И здесь есть широкое пространство для дискуссии. Ведь очевидной является добавка «… идет по плану».

Отсутствие трансфера без реформ сильно сужает временные рамки окна передачи власти. Не углубляясь в дебри табакерочной конспирологии, это должно быть некое единомоментное совместное заседание всех ветвей власти. Кандидатов у нас два – послание Федеральному собранию и Госсовет.

Но суть таких трансформаций может заключаться максимум в передачи неких «кусков власти» из одних рук в другие – например, ФСИН в МВД, выборность Думы – целиком в одномандатные округа. В сущности, на высшем уровне будет то же самое – ну пусть не Совфед, а Госсовет принимает решения по вводу войск или что-то подобное. Однако, трансфер без реформ невозможен – это будет не трансфер. От перемены мест в паровозе поезд не тронется.

II.  Серьезность реформ ошибочно приписывать степени их влияния на элитные расклады. Можно вполне поделить всю нефтянку страны, а в верхах получить легкую рябь. Все размены давно просчитаны и среди них есть вполне консенсусные. Они не устраивают почти никого до конца, но сама новая конфигурация выстроена в условно (минимально) удовлетворяющем всех ключе. Ведь не забудем – система своих не бросает. И трансферт будет происходить не в формате «царя горы», а скорее в виде «форта Бойаярд», где всем вместе надо доехать до итогового золота.

III.  Сергей Кириенко, АНО «Россия – страна возможностей» и их различные проекты типа «Счастье есть» не занимаются механикой трансфера впрямую. Они выстраивают условия, при которых общественно-политические настроения воспримут движение вперед, а часть общества его будет соотносить со своим собственным желанием позитивных социальных перемен. Давайте проще: Трансфер – это ехать, «хотелки» элитных групп – это шашечки, а то, что делает СВК – это ПДД, просветительские беседы, тренинги и пояснения по поводу нововведений в правила минования переездов.

IV.  Назревшие реформы ставят всю политическую систему в ситуацию паровоза. Он (трансфер) может тронуться, но останется тогда не только перрон (страна, а тут пару шагов до глубинного народа), но и вагоны (те самые системы, требующие реформирования).

Действительный трансфер должен затрагивать и элитные перестановки («дайте порулить»), и отраслевые вагоны («нужно всем усесться вплоть до ситуации «волк, коза и капуста), и пассажиров (которых все равно надо увозить в научно-технологический и социально-экономический прорыв – иначе разберут рельсы и само здание вокзала). Выборы возможны, но не столько о личности машиниста, сколько о рассадке и том, как всем ехать здесь и сейчас, и совсем не вокруг дебатов – стоит ли двигаться вообще.

https://t.me/russica2/20460
источник
Научно-образовательная политика
Алёна, идея совместного открытого разговора про образовательные бизнесы народных избранников не плоха.

Равно как и разговор про откровенные "перегибы" Росмолодёжи.

Но есть серьёзное подозрение, что разговор завязнет, не начавшись.

У нас есть достоверная информация, что за последние 10 лет Рособрнадзор получил более 1000 сигналов о фактах грубых нарушений законодательства со стороны Института мировых цивилизаций, бенефициаром которого является депутат и вице- спикер Жириновский.

На КАЖДЫЙ случай Рособрнадзор "закрыл глаза".

Ещё один пример - сравнительно недавно получивший мандат депутат Берулава имеет целую образовательную империю, где в основе бизнес- идеи лежит фактическая торговля выпускными документами. Мало того, что с недавних пор у г-на Берулавы закончились все проблемы с контролирующими органами,так теперь именно он возглавил в составе Комитета по образованию и науке Госдумы экспертный совет по контролю за работой Минобрнауки  и Рособрнадзором.

Мощными лоббистами ряда университетов (которые обходят стороной все проверяющие органы) являются Вячеслав Володин и Григорий Балыхин.

Почти все ректоры частных вузов, напрямую девальвирующих высшее образование в России, являются помощниками депутатов Госдумы и членами экспертных советов при комитетах (в основном, у Никонова).

99% из них никак не участвуют в развитии системы образования и науки нашей страны. Зато на сайте у каждого из них перечислены длинные регалии и принадлежность именно к Государственной Думе.

Об этом никогда не писал Daily Storm, но регулярно пишет "Научно-образовательная политика".

И наверное это правильно, что Daily Storm расскажет что на Охотном ряду, 1 всё хорошо - а мы в чём то усомнимся.

https://t.me/alenasivkova/374
Telegram
Prosto.Sivkova
Да вы же мои хорошие, @scienpolicy
Преклоняю колено перед вашей логикой.

— Почему ты проехал на зеленый свет?
— Возможно, потому что в России воруют.

Воруют или нет, не знаю. Просто дядька Карамзин вспомнился.
А теперь по делу:

Г-н Гаспарян старше меня на 16 лет. И я привыкла, что взрослые, мудрые мужчины в случае проблем могут решить вопрос лично. Тем более своих аккаунтов я не скрываю, всегда открыта для диалога и в случае, если не права — готова признать ошибку и извиниться.

«Имеющий политокраску Daily Storm публично наехал на имеющую другой цвет Росмолодежь?»

Господа, о каких красках-раскрасках мы говорим? Для меня, как и для ребят в Daily Storm — есть единственные цвета — наш президент Владимир Путин.
Думаю, что для Александра Бугаева и его ребят — тоже.

И да, если для вас наезд выглядит именно так — мне вас искренне жаль. Спросите лучше у пресс-службы, запрашивала ли я у них по этой теме интересную фактуру? Хотела ли я написать интересную заметку с позиции Росмолодежи? Спросите, не потрудитесь.

Готова…
источник
Научно-образовательная политика
Вы какой НОП больше любите?
Анонимный опрос
22%
Старый-добрый НОП: побольше огня и жести, без чинов и званий.
34%
Аналитику и инсайды усильте, а новостей вузов стало слишком много - пусть сами о себе пишут.
32%
Слишком много общей политики - нужно больше именно про науку и образование.
13%
Всё хорошо, продолжайте в том же духе.
Проголосовало: 797
источник
2019 October 12
Научно-образовательная политика
О прозорливом губернаторе Голубеве и почему цифра на Дону будет иметь привкус чак-чака

11 октября на базе ЮРГПУ (НПИ) в Новочеркасске прошла встреча министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова с представителями Правительства Ростовской области, университетов, научных организаций и бизнеса региона по проекту создания Южного научно-образовательного центра (НОЦ).

"Заявка о создании федерального научно-образовательного центра (НОЦ) от Ростовской области будет подана в Минобрнауки РФ до конца 2019 года", - озвучил первый замгубернатора Ростовской области Игорь Гуськов, явно претенующий в Южном НОЦ на лидирующую позицию (вспомним и его амбиции, связанные с ректорским креслом в ЮФУ).

"На сегодняшний день идет процесс формирования заявки и этап взаимодействия правительства и вузов Ростовской области с промышленными предприятиями-партнерами Южного научно-образовательного центра. В ближайшие полтора-два месяца эта работа будет завершена, и после этого откорректированная заявка поступит в Минобрнауки России. У нас идет очень активный созидательный процесс, и я уверен, что в результате будет подготовлена конкурентоспособная заявка, и федеральный НОЦ в 2020 году обязательно появится в Ростовской области", - и это тоже Гуськов озвучил вчера на встрече с Котюковым.

Чтобы оценить баланс сил в создаваемом НОЦ, можно посмотреть и на  фото: Гуськов (находится рядом с министром Котюковым) - заместитель председателя Наблюдательного совета Южного НОЦ и в этом смысле имеет полную поддержку председателя - губернатора Василия Голубева.

Координирующий научно-образовательный центр вуз (управляющий совет и проектный офис) -  Донской государственный технический университет (ДГТУ). Его ректор Месхи на встрече сидел ровно напротив министра. ЮРГПУ стал площадкой встречи, и именно эти два университета к настоящему времени доминируют в рамках рабочей группы Южного НОЦ, куда входят ДГТУ, ЮФУ, РИНХ, ЮРГПУ, ЮНЦ РАН, Спецвузавтоматика. Напомним, команда представила концепцию Южного НОЦ на Острове 10-22 и сейчас готовит его программу.

Специализацией НОЦ станет Цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса, а важнейшим партнёром у губернатора Голубева в этом вопросе станет глава Татарстана Минниханов, с кем по этим и ряду других вопросов у двух регионов недавно был подписан договор о сотрудничестве. В этой связи Голубев совсем недавно вместе с Миннихановым и вице-премьером Акимовым принял активное участие в финале "Цифового прорыва" в Казани, где в кулуарах горячо обсуждал развитие Южного НОЦ.
источник
Научно-образовательная политика
источник