Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 October 16
Научно-образовательная политика
Особое мнение судьи Конституционного суда Константина Арановского
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ «Кузбасс»: полный цикл создания и сопровождения новой научно-образовательной элиты региона

14 октября в Кузбассе на базе Сибирского политехнического техникума открылся первый в России Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Здесь будут готовить кадры для новых отраслей экономики в рамках национального проекта «Образование». ЦОПП вошел в структуру научно-образовательного центра «Кузбасс».

Мы попросили прокомментировать это событие заместителя Министра просвещения РФ Ирину Потехину.

НОП: Ирина Петровна, расскажите о задачах ЦОПП. В экспертном сообществе присутствует  спептическое отношение - справятся ли? В чём видите успех проекта?

ИП: Всего созданием ЦОПП заняты уже 59 регионов - 14 открывается в этом году, остальные в течение трёх следующих лет. Основная задача ЦОПП - в быстро меняющихся условиях становиться мостиком между региональным рынком труда и региональной системой образования. Именно поэтому куратором ЦОПП становятся руководители регионов - как это уже организовано в Кузбассе, где Сергей Евгеньевич Цивилев лично включён в создание стратегии работы центра опережающей профессиональной подготовки. Именно по его инициативе в плотной связке работают два  федеральных проекта ЦОПП и НОЦ (научно-образовательный центр мирового уровня). И это понятно - помимо учёных и исследователей любой прорыву требуются ещё и «умные руки».

НОП: А как Минпросвещения будет изучать и анализировать реальные нужды рынка труда? Ведь формировать нужно именно те компетенции, которые будут востребованы на рынке.

ИП: На специально создаваемой цифровой платформе уже сегодня собираются запросы рынка труда - с одной стороны. И аналитика по образовательным возможностям региона - с другой. Там где выявляются дефициты или появляется спрос на новые компетенции, задача ЦОПП организовать создание новых программ подготовки, чтобы этот спрос удовлетворить.

НОП: У нас большая страна, и механизм решения задач должен быть разным, исходя из специфики региона. Тут есть решение?

ИП: Мы видим, что регионы решают эти задачи разными способами - соответственно и модели ЦОПП тоже формируются разные. Но конечная задача каждого такого центра не только помочь работодателям и системе образования «найти друг друга». Главное - стать навигатором для любого человека: школьника, который выбирает профессию, специалиста, который хочет обновить свои компетенции, предпенсионера, который для себя новые возможности. ЦОПП должен помочь каждому оставаться востребованным на протяжении всей жизни.

Подробнее об открытии ЦОПП: https://futurerussia.gov.ru/pervyj-v-rossii-centr-operezausej-professionalnoj-podgotovki-otkryt-v-kuzbasse
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Наука Лидеров России: брифинг министра Михаила Котюкова (1/2)

Состоялся брифинг Министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова, посвященный треку «Наука» конкурса «Лидеры России»: количество заявок превысило 10 тысяч.

Вопрос: Трек «Наука» конкурса «Лидеры России» - какие будут предъявлять критерии к участникам, и какие испытания их ждут?
Наш образовательный комплекс сегодня находится в очень серьезном состоянии развития. Мы должны обеспечить тот самый научно-технологический прорыв, который является фактически основой национальных проектов «Наука» и «Образование», других важных программ. Если говорить об общих цифрах, то порядка 35 000 человек, новых исследователей придут в российскую науку в ближайшие пять лет. Мы очень рассчитываем, что люди будут обладать и исследовательскими навыками и компетенциями, и будут понимать, как устроена наука, как устроено профессиональное образование.

Но очень важно, чтобы появлялись и организаторы, и управленцы. Для того, чтобы такие компетенции развивать, мы уже сегодня, с одной стороны, имеем сформированный кадровый резерв, который будет безусловно и дальше увеличиваться. С другой стороны, запустили образовательные программы, особые школы, где наши слушатели могут развивать эти компетенции. С точки зрения практического опыта создаются новые лаборатории, которые должны преимущественно состоять из молодых исследователей и управляться молодыми учеными.

Наука – специфическая сфера, здесь недостаточно иметь лишь управленческих знаний, нужно понимать еще и сам предмет и желательно иметь базовые компетенции и базовый опыт работы. Поэтому мы ждем от участников конкурса, что они будут сочетать в себе эти качества.

Мы скромно в начале рассчитывали примерно на 10 тысяч участников – поскольку это начало, первый год, первый раз такая инициатива. Но я знаю, что уже сегодня мы к этой цифре вполне приблизились, может быть, сейчас даже ее перешагиваем. Еще впереди более 10 дней для подачи заявок – думаю, участников будет существенно больше.

Вопрос: Скажите, а какие известные корпорации будут принимать участие в конкурсе?
Здесь не столько мы ждем корпорации, не столько мы ждем университеты, сколько мы ждем активных людей: тех, кто хочет внести свой вклад в научно-технологическое развитие России. Мы, конечно, рассчитываем, что университеты и наши научные центры будут основными заинтересованными участниками, что наши высокотехнологичные компании также дадут необходимый сигнал своим молодым специалистам принять активное участие в этом конкурсе.

У нас очень много партнеров в этом проекте, собственно, как и во многих других задачах, и я уверен, что молодые, условно молодые, специалисты, работающие в этих организациях примут активное участие, и точно я не сомневаюсь, что мы вместе с этими компаниями сможем предоставить тем, кто проявит необходимые компетенции в ходе конкурса – освоив и профильные предметы, и управленческие – предоставить дополнительные возможности для самореализации, дополнительные лифты для того, чтобы их потенциал развить и дать практический результат – и научному комплексу, и образовательным организациям, и исследовательским подразделениям российских компаний.

Вопрос: Какие будут критерии оценивания участников?
Это очень важный вопрос. Мы хотим, чтобы, в первую очередь, мы получили заинтересованных людей, чтобы система оценки (а она многоуровневая) была понятной и прозрачной для участников конкурса. Понятно, что 10 тысяч сегодня уже на входе, финалистов будет, конечно, меньше. И очень важно, чтобы всем было понятно, почему в финал прошли те или иные участники. Система критериев должна, еще раз повторю, учитывать и научные направления, и профессиональные управленческие качества тех, кто примет участие в конкурсе.

https://лидерыроссии.рф/nauka
источник
Научно-образовательная политика
Наука Лидеров России: брифинг министра Михаила Котюкова (2/2)

Вопрос: Хотелось бы подробнее узнать про наставников, как будет организовано взаимодействие и какие возможности удастся раскрыть?
Мы сегодня активно работаем над формированием перечня наставников. Это будут, с одной стороны, представители наших лучших научных школ – и большой есть интерес и желание поучаствовать со стороны наших научных лидеров. Это будут и представители ведущих университетов, для которых сегодня задачи научно-технологического развития и кадрового обеспечения являются определяющими в их развитии. И в этих же наставниках мы уже сегодня видим лидеров технологических компаний – в этом смысле мы заинтересованы абсолютно все.

Что мы можем предложить для победителей? Мы точно сможем предложить дополнительные образовательные программы, те которые будут усиливать управленческие компетенции в научно-образовательном комплексе в вопросах технологического развития серьёзным образом именно по этому профилю.

Мы будем очень рады, если конкурс позволит нам выявить людей, которые способны уже сегодня стать руководителями, где-то возглавить организации, где-то, возможно, подразделения в них (лаборатории, кафедры, факультеты). Конечно, есть механизмы выборности, но конкурс точно выявит тех, кто способен пройти эти процедуры.

Я уверен, что, получив эту очень важную часть нашего кадрового резерва, мы точно сможем найти самое лучшее применение для всех. По опыту прошлых конкурсов мы уже сегодня имеем практику, когда (хоть и не было специального трека научного) из общего конкурса (в частности, у меня есть победители – и не только те, кто выиграл абсолютный финал, но и те, дошел до финального этапа) – мы встречались, общались – и они уже сегодня реализуют свои идеи в наших ведущих университетах и научных центрах.

Вопрос: Указано, что трек направлен на решение научно-технических задач страны. Можете перечислить задачи, которые вы видите?
Сегодня в стране есть определенные приоритеты стратегического научно-технологического развития. Семь крупных направлений – те, которые позволят России иметь ответы на большие и глобальные вызовы, стоящие перед лицом человечества. Семь направлений: энергетика (в широком смысле – новая энергетика), здравоохранение, питание, безопасность, транспортная связанность, социогуманитарное направление, цифровые технологии. Это все те достаточно крупные блоки, в которых будут формироваться и новые фундаментальные заделы, и результаты работы наших научных команд, и станут появляться новые российские технологии, которые должны будут создавать для нас совершенно новое конкурентное преимущество для развития наших компаний, открывая в том числе новые экспортные рынки.

Вопрос: Можете еще сказать о преимуществах для победителей? В требованиях сказано, что участник должен иметь опыт управления не менее 2 лет. То есть победа в этом конкурсе для него – это быстрый карьерный лифт или какие еще есть преимущества?
В первую очередь, возможность проявить себя, показать себя. Проверить свои компетенции и навыки, потому что конкурс сочетает разные испытания – нужно показать и профильные знания базовые, продемонстрировать возможность командообразования, находить решения, в том числе, и нестандартных заданий. И в этом смысле те, кто проявят себя самым лучшим образом – совершенно точно смогут получить очень хороший импульс в дальнейшем, в том числе и кадровом продвижении. Самое главное в профессиональном росте для каждого участника – получить капитализацию своих собственных возможностей.
источник
Научно-образовательная политика
Трек «Наука» конкурса «Лидеры России»
Пресс-релиз Министерства науки и высшего образования (выдержка).

Михаил Котюков отметил, что одной из ключевых задач, определенных Президентом России в Стратегии научно-технологического развития, является создание возможностей для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций. Объявленный конкурс является одним из инструментов решения этой задачи.

До окончания приема заявок на участие в конкурсе «Лидеры России» осталось чуть больше 10 дней (регистрация продлится до 27 октября). Конкурсный отбор участников проводится на основе многоступенчатой системы мероприятий, с помощью которых оценивается уровень развития управленческих компетенций.

Цель трека «Наука» - сформировать сообщество лидеров научно-технологического развития, разделяющих общие ценности и готовых брать на себя ответственность за управление научно-технологическим развитием страны.

«Мы ждем активных участников – тех, кто хочет внести свой вклад в научно-технологическое развитие России. Рассчитываем, что университеты и научные центры будут основными участниками», - сказал Михаил Котюков.

К участию в конкурсе приглашаются не только работники научной и образовательной сферы (исследовательских институтов и университетов), но и представители смежных областей: сотрудники крупных и малых технологических компаний, представители инновационной сферы. Чтобы стать участником трека, нужно соответствовать ряду критериев: гражданство РФ, возраст до 50 лет, наличие опыта работы в сфере исследований и разработок, наличие одной научной или научно-публицистической публикации.

«Наука – специфическая сфера. Здесь недостаточно иметь только лишь управленческие знания, нужно понимать сам предмет и иметь базовые компетенции, базовый опыт. Мы ждем от участников конкурса, что они будут сочетать в себе эти качества. Изначально мы рассчитывали примерно на 10 тысяч участников, но уже сегодня мы этот рубеж преодолели, впереди еще десять дней для подачи заявок, так что участников будет существенно больше», - отметил Михаил Котюков.

Победителями конкурса по направлению «Наука» станут до 30 участников. Михаил Котюков пояснил, что оценивать их будут по таким критериям, как системное и критическое мышление, коммуникации и социальная ответственность, креативность и лидерство, управление «жизненным циклом» научного продукта и т.д.

Финалисты получат сертификаты на прохождение образовательных программ в МГТУ имени Н.Э. Баумана и РХТУ имени Д.И. Менделеева, а также возможность прохождения стажировки в научных подразделениях НИУ ВШЭ и центре компетенций МАИ.

«У нас много партнеров среди компаний, и я не сомневаюсь, что вместе с этими компаниями мы сможем предоставить победителям возможности для дополнительной самореализации, для развития имеющегося потенциала и достижения практических результатов», - отметил Михаил Котюков.

Победители и финалисты конкурса по специализации «Наука» получат возможность занять должности в ведущих вузах и научных организациях, крупных корпорациях, управленческие позиции в профильном министерстве, а также в регионах, в которых реализуются программы развития НОЦ и др; получить членство в Координационном совете по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию; повысить свою квалификацию в ведущих вузах страны; получить наставника, которыми для победителей конкурса станут известные государственные деятели, руководители крупных корпораций и бизнеса.

«Победителям мы можем предложить дополнительные образовательные программы, которые будут развивать управленческие и образовательные компетенции. Мы будем очень рады, если конкурс поможет нам выявить людей, которые уже сегодня могут стать руководителями – возглавить научные организации, подразделения этих организаций (лаборатории, кафедры, факультеты)», - отметил Министр.

Победителям конкурса «Лидеры России» по специализации «Наука» будет предоставлено право участия в ежегодном Петербургском международном экономическом форуме и форуме «Открытые инновации».
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Романом Шайхутдиновым, заместителем Премьер-министра Республики Татарстан, провел Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Романом Шайхутдиновым, заместителем Премьер-министра Республики Татарстан (1/5)

Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: Добрый день. Сегодня встреча с заместителем Премьер-министра Республики Татарстан Романом Александровичем Шайхутдиновым. Добрый день, Роман Александрович.

Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан: Добрый день. Хакатон – это огромное технологическое мероприятие, направленное на формирование команд, на выявление лидеров, на предложение индустрии новых интересных технологических подходов. Так или иначе, имеет точку присутствия в Татарстане. Поэтому Татарстан, конечно, как инновационный регион, всегда готов и открыт, сделать предложение любому из участников с тем, чтобы осуществить самые необычнее, самые амбициозные технологические планы. Но, реализуя эти планы здесь, это, конечно же, реализация для всей страны.

ЕС: А какие кадры сейчас нужны цифровой экономике в Татарстане для того чтобы вот этот инновационный рост продолжался? Потому что этот рецепт, он может, будет универсален и для других регионов.

РШ: Вы знаете, структура экономики в каждом регионе, конечно, отличается и востребованность кадров «в цифре», что называется людней, которые способны понять происходящую ситуацию в аналоговом мире и понять, как с помощью оцифровки повысить экономическую эффективность конкретного управленческого процесса, технологического процесса, производственного процесса. Конечно, в каждом регионе свои компетенции наиболее или менее востребованы. Здесь важным, мне кажется, является то, что первое, востребованность самими предприятиями таких кадров и самое главное открытость предприятий к тому, чтобы то наследие, которое сформировано исторически было на предприятиях, как производственные мощности, как производственные. Нужно не бояться делать их периодический ассессмент на предмет готовности к цифровой трансформации.

Ведь, что такое цифровая экономика? Она не существует в отдельности, это не какая-то новая сущность. На самом деле – это повышение использования, раскрытие потенциала тех же самых экономических процессов посредством оцифровки. Что такое оцифровка? Это три основных процесса. Это сбор данных, это анализ данных и это получение, так называемого, социально-экономического эффекта. Почему социально-экономического? Потому что в госуправлении – это один эффект, в добыче нефти или производстве автомобилей, или каких-то иных деталей – это другой эффект. Но в любом случае это повышение эффективности и это некая добавленная стоимость и вот эта добавленная стоимость с использованием цифровых технологий и называется цифровая экономика.

Вообще, конечно, сегодня Россия занимает лидирующее позиции среди финтека. То есть Российский финтек, Российские финансовые технологии входят в пятерку мировых. Многие страны не имеют даже тех заделов, которые сегодня уже давно реализованы на финансовых рынках России. Это связано с тем, что достаточно большое количество банков и очень большая конкуренция и очень много страховых компаний. Ряд других финансовых инструментов очень доступны и от части это отражает еще и то, что само население является очень инновационным. Поэтому востребованность кадров в каждом регионе цифровых, она очень высока, это первое. Второе, обязательно, конечно, должен быть запрос предприятия. То есть именно то предприятие, которое способно сформулировать задачи для цифровизации внутри себя способна определить и профиль специалистов, которых необходимо пригласить. И третье очень важно, очень важно, это образовательная инфраструктура, которая могла бы являться базой для распространения вот этого знания. При этом ведь, по большому счету, очень многие вещи, которые сегодня реализуются в нашей стране, были в СССР, как ни странно.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Романом Шайхутдиновым, заместителем Премьер-министра Республики Татарстан (2/5)

РШ (продолжение ответа): Возьмем те же самые НИОКРЫ. Вот проведение хакатона, это не что иное, как разработка НИОКР по конкретно поставленной задаче. Просто там есть ряд условий, которые ограниченны во времени, количеством команды участников. И отсутствием финансирование. Тесть хакатон это бесплатная задача. Это, знаете вот, Сергей Владиленович говорит, что, вообще страна говорит, о том, что социальный лифт – это одна из базовых функций государства. Почему? Это дополнительный мощный стимулирующий фактор для развития человеческого капитала. Когда люди видят востребованность, и они видят, что их интеллектуальный потенциал востребован – это огромный стимул. Не только деньги мотивируют людей. Более того, в технологических отраслях, технологических людей деньги мотивируют во вторую очередь, а в первую очередь мотивируют интересность задачи, её масштабность и последующее применение. Но, вот, по поводу возможности последующего применения есть отдельное поручение Рустама Нургалиевича, значит, Сергея Владимировича, о том, что бы посмотреть, как эти проекты, как эти решения могут быть реализованы затем на предприятиях не только Республики, Российской Федерации. Но, мне кажется, самым ценным от хакатона является не только моментная победа каких-то команд, отдельно взятых команд, вообще кто здесь есть, они уже все победители региональных этапов. Возможность масштабирования, возможность применения. Но и самое ценное, пожалуй, это наследие, которое после проведения хакатона.

ЕС: Вы очень важные вещи сказали, о том, что для успеха, конечно, должно быть взаимодействие, командное взаимодействие и региональной власти, и бизнеса. Бизнес - очень важно, чтобы он понимал задачи и, наверное, образовательных организаций, университетов для того, чтобы это получилось. К сожалению, мы общаемся со многими регионами и с некоторыми вашими коллегами и с руководителями университета - не у всех есть такой высокий уровень понимания. А, может быть, уровень понимания есть, но коллеги не понимают где тот баланс, когда университет должен учитывать пожелания и предложения бизнеса, а бизнес не должен отказываться, так скажем, от тех выпускников, которых дает университет. Вот, было бы здорово, если бы вы поделились, может быть какими-то универсальными формулами, может быть какими-то советами, которые мы могли потом передать коллегам и в университетах, и руководителям регионов, потому что проблема, она действительно общая и похожая для всей страны, несмотря на разницу в регионах.

РШ: Вообще, действительно, система подготовки кадров, особенно вот в этом ускоряющемся мире. И важно понимать, что государства будут конкурировать всё больше и больше и это мы видим сейчас на примере многих быстро развивающихся стран. Они конкурируют не природными ресурсами, они конкурируют качеством человеческого капитала. Вот это самое ценное, что есть у страны. Возможность из мысли создать материальные продукты. Это и является самым ценным. Эффективные продукты, эффективные решения.

Но вот, прежде чем эту ветку развить о системе образования, я бы хотел, конечно, ну, во-первых поблагодарить организаторов, что вот такое мероприятие позволили провести в Татарстане и мы надеемся, что будет поддержана инициатива о последующем проведении аналогичного мероприятия в Татарстане. ВУЗы коммуницировали и давали возможность студенчествуучаствовать в таких хакатонах. Ведь, при этом можно сделать отдельную ВУЗовскую специальность, при этом мы можем стыковать предприятия, которые сегодня на территории всей страны работают. Я уверен, они имеют огромное количество технологических задач. Каждое из крупнейших предприятий и это точно все предприятия ТОП-100 Российской Федерации и я думаю, что это можно смело брать ТОП-5000 предприятий страны. Вот прям просто по объёму налогов, которые дают.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Романом Шайхутдиновым, заместителем Премьер-министра Республики Татарстан (3/5)

РШ (продолжение ответа): Почему именно их? Потому что решения технологические, цифровые, которые там могут быть внедрены принесут наибольший мультипликационный эффект для валового продукта Российской Федерации. Поэтому именно эти предприятия – точка приложения усилийи наша команда, команда, которая занимается цифровым прорывом, в первую очередь должна сформулировать предложение для этих предприятий. Это первое.

Второе, набор таких команд может формироваться из разных источников. Вот вы сказали о ВУЗах и ВУЗы в данном случае действительно являются, пожалуй, самым ценным источником формирования таких команд. ВУЗам нужно дать отдельную специальность, и я бы даже предложил, может быть, отдельную ВУЗовскую номинацию. При этом важно понимать, что ведь есть, ВУЗы, связанные с логистикой, есть ВУЗы, связанные с непосредственно IT, есть ВУЗы,связанные с архитектурой. Но хакатон у нас IT-шный. И сегодня и в здравоохранении применяется информационные технологии, и в кулинарии, и в лёгкой промышленности и в логистике и везде этот навык является необходимым и он является базовым.

Второе, я бы, конечно, предложил возможность самим предприятиям выставлять свои команды. Вот там Росатом, Российские железные дороги, да даже вот можно, например, предприятия совсем частного сектора взять, да, то есть без доли государства. Возьмите, например, предприятия легкой промышленности. Есть относительно небольшие, но очень мотивированные предприятия. Предприятия, которые производят в машиностроительном кластере свою продукцию, пищевые предприятия. Очень крупные предприятия могут быть мотивированы в большей или меньшей степени, но уверен, что каждый из них захотел бы, если правильно сформулироватьпредложение, реализовать возможность своих коллективов. И третье, это, конечно школьники. И вот,для школьников, я бы предложил отдельный трек и вообще возможность как-то для ряда ВУЗов… Понятно, что мы, может быть, не поменяем систему ЕГЭ, но например, ВУЗ мог бы для, там, десяти победителей или какого-то количества победителей, призеров, да, хакатона, добавлять, там, 10 баллов к ЕГЭ, или, там, пять баллов к ЕГЭ. Согласитесь, это огромный мотивирующий страт. Иными словами – цифровой прорыв – это олимпиада, цифровая олимпиада всей страны.

ЕС: Точно.

РШ: И вот, если, всё-таки пошире посмотреть, то люди, как самое ценное, что есть в нашей стране, это самый ценный капитал. Ведь мы же работаем на притяжение человеческого капитала. Любая страна сегодня наиболее развитая, наиболее развивающаяся, динамичная, она притягивает людей. Посмотрите, какая динамика перемещения человеческих семей, огромного количества людей происходит из ближнего востока в Европу. У нас с вами огромный потенциал это страны СНГ. Это страны, в которых действует система высшего образования организованного в СССР. Школьного образования. Это люди относительно одного интеллектуального склада и потенциала культуры и языка. Ведь в каждой из этих стран Русский является если не вторым государственным, то точно в обычной, бытовой жизни он используется во всех странах. Поэтому здесь для школьников это могло бы быть лифтом одновременно и для высшего образования, и, кто знает, может быть для венчурных инвесторов. Потому что я думаю, что, вот мы, проходя сейчас, вот у нас еще не завершились мероприятия. Два базовых навыка любого ВУЗа. Конечно, они должны действовать в парадигме того, что они занимаются не только и не столько процессом образования. Это инструмент. А вот цель – это подготовить людей, которые будут востребованы предприятиями. Сегодня у нас с вами в системе высшего образования действует один из базовых рейтингов. Это рейтинг по качеству приема абитуриентов, значит, на первый курс. И сегодня все Вузы соревнуются за лучшие кадры, за лучших студентов, привлекая. В этом году, кстати, мы отмечаем, что, ну вот, возьмем, например, вы знаете проект «Иннополис».

ЕС: Конечно.
источник