
РШ: Новый российский город. Семь лет назад Рустам Нургалиевич пригласил в команду из бизнеса. Я 14 лет работал своей компании. Она занималась интернетом, телекоммуникациями.
ЕС: Я вам больше скажу. Год назад я был одним из организаторов в одной из европейских стран олимпиады по IT-технологиям, по программированию и команда из Иннополиса Болгарии приехала и очень достойно выступила. Прямо гордость была большая. Поэтому очень хорошо понимаю, о чем вы говорите.
РШ: Да. Вот и важно, чтобы ВУЗы были ориентированы в первую очередь на постоянное взаимодействие с индустрией. Желательно индустрией региона, потому что уровень оседлости, уровень, как бы возможности закрепить население в регионах выше, чем например, если бы они куда-то уезжали. Потом всё-таки если регион финансирует систему общего образования, то было-бы правильно, если бы регион смог потом и трудоустройство предложить, но как это сделать? ВУЗы сегодня имеют федеральное подчинение, систем общего образования, систем профессионального образования, СПО я имею ввиду. Поддерживается и финансируется региональными властями. Важно обеспечить коммуникацию системы общего образования, СПО, ВУЗов и предприятий. При этом понятно, что это легко сказать.
И сегодня что мы видим? Наибольшая точка для доработки это, конечно, предприятие, которое… и в первую очередь собственники предприятий, собственники, топ-менеджмент предприятий, которые все-таки должны сами поменять парадигму внутри, для того чтобы понять и найти новые смыслы к тому, чтобы цифровизация производств, их совершенствование, то есть постоянно находиться в поиске. Второе. ВУЗы должны максимально приблизить потребности предприятий к их образовательному процессу и образованию для них. Для них сегодня результатом является процесс. Ну, мне кажется, было бы правильным и это, но и «почетче» смотреть последующее трудоустройство.
Второй очень важный блок… То есть первый это синхронизация потребностей реального сектора региона или близлежащих регионов с тем что мы выпускаем. Второе – это исследование. Если ВУЗ не занимается исследованием, он не может сформировать лаборатории, команды вокруг которых студенты и профессора будут разрабатывать проекты. А вот проекты нужно брать из реального сектора экономики и опять-же у этих предприятий. Да, это может показаться сложным. Это может показаться непростым, потому что привлекать людей, например, специалистов в области искусственного интеллекта или даже в обычной роботизации. Мы все видим красивых роботов, которые танцуют группами пластиковых, антропоморфных, но в промышленности всё по-другому. Там совсем другая робототехника, делится она на два основных блока. Это промышленная и мобильная робототехника. Она тоже промышленная, но она выполняет, в основном, логистические функции. Вот такие вещи, проектирование таких систем, анализ таких систем, их изучение и их попытка предложения внедрения, они являются очень интересными. Анализ различного рода систем, которые подключены к системам СКАДа. Это некая система, которая анализирует в единицу времени большое количество и выводит их на единый дэшборд, на единый экран огромное количество производственных ресурсов. Вот таких людей необходимо готовить. Можно сказать, что это, конечно, упирается в материально-техническую базу. Да, но ничто не мешает договориться с предприятием, чтобы студенты там почаще и поплотнее бывали.