Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 October 16
Научно-образовательная политика
Интервью с Романом Шайхутдиновым, заместителем Премьер-министра Республики Татарстан (4/5)

РШ: Новый российский город. Семь лет назад Рустам Нургалиевич пригласил в команду из бизнеса. Я 14 лет работал своей компании. Она занималась интернетом, телекоммуникациями.

ЕС: Я вам больше скажу. Год назад я был одним из организаторов в одной из европейских стран олимпиады по IT-технологиям, по программированию и команда из Иннополиса Болгарии приехала и очень достойно выступила. Прямо гордость была большая. Поэтому очень хорошо понимаю, о чем вы говорите.

РШ: Да. Вот и важно, чтобы ВУЗы были ориентированы в первую очередь на постоянное взаимодействие с индустрией. Желательно индустрией региона, потому что уровень оседлости, уровень, как бы возможности закрепить население в регионах выше, чем например, если бы они куда-то уезжали. Потом всё-таки если регион финансирует систему общего образования, то было-бы правильно, если бы регион смог потом и трудоустройство предложить, но как это сделать? ВУЗы сегодня имеют федеральное подчинение, систем общего образования, систем профессионального образования, СПО я имею ввиду. Поддерживается и финансируется региональными властями. Важно обеспечить коммуникацию системы общего образования, СПО, ВУЗов и предприятий. При этом понятно, что это легко сказать.

И сегодня что мы видим? Наибольшая точка для доработки это, конечно, предприятие, которое… и в первую очередь собственники предприятий, собственники, топ-менеджмент предприятий, которые все-таки должны сами поменять парадигму внутри, для того чтобы понять и найти новые смыслы к тому, чтобы цифровизация производств, их совершенствование, то есть постоянно находиться в поиске. Второе. ВУЗы должны максимально приблизить потребности предприятий к их образовательному процессу и образованию для них. Для них сегодня результатом является процесс. Ну, мне кажется, было бы правильным и это, но и «почетче» смотреть последующее трудоустройство.

Второй очень важный блок… То есть первый это синхронизация потребностей реального сектора региона или близлежащих регионов с тем что мы выпускаем. Второе – это исследование. Если ВУЗ не занимается исследованием, он не может сформировать лаборатории, команды вокруг которых студенты и профессора будут разрабатывать проекты. А вот проекты нужно брать из реального сектора экономики и опять-же у этих предприятий. Да, это может показаться сложным. Это может показаться непростым, потому что привлекать людей, например, специалистов в области искусственного интеллекта или даже в обычной роботизации. Мы все видим красивых роботов, которые танцуют группами пластиковых, антропоморфных, но в промышленности всё по-другому. Там совсем другая робототехника, делится она на два основных блока. Это промышленная и мобильная робототехника. Она тоже промышленная, но она выполняет, в основном, логистические функции. Вот такие вещи, проектирование таких систем, анализ таких систем, их изучение и их попытка предложения внедрения, они являются очень интересными. Анализ различного рода систем, которые подключены к системам СКАДа. Это некая система, которая анализирует в единицу времени большое количество и выводит их на единый дэшборд, на единый экран огромное количество производственных ресурсов. Вот таких людей необходимо готовить. Можно сказать, что это, конечно, упирается в материально-техническую базу. Да, но ничто не мешает договориться с предприятием, чтобы студенты там почаще и поплотнее бывали.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Романом Шайхутдиновым, заместителем Премьер-министра Республики Татарстан (5/5)

ЕС: Вы буквально недавно сказали о венчурных инвесторах и это в данном случае очень правильные инвестиции, которые, скорее всего, окупятся потом.

РШ: Ну и чтобы, конечно, была возможность у предприятий преподавать. Вы знаете, самые крупные предприятия, если мы возьмем Европу, если мы возьмем Северную Америку, если мы возьмем ряд других стран, континентов, то наиболее крупные предприятия очень часто имеют кафедры или лаборатории. То есть кафедры, это когда мы преподаем, а лаборатории — это когда мы занимаемся исследованиями. Вокруг кафедры, вокруг исследовательской лаборатории, как раз строится и образовательный процесс. Разрабатывается тот самый НИОКР, который мы с вами помним в СССР. Кстати, в СССР такая схема, так или иначе, была. Другое дело, что исследовательские институты, они существовали отдельно, был небольшой образовательный блок у них, а образовательные ВУЗы существовали отдельно в Российской Федерации.

Сегодня этот тренд есть. Возьмите, например, университет Иннополис. Там очень активное идет взаимодействие с индустрией. Там вообще нет, поскольку университет не финансируется из бюджета, то там, в принципе нет возможности делать вопросы, связанные с фундаментальной наукой, с какими-то исследованиями ради исследования. Там все исследования направлены на конкретного заказчика, и они имеют конкретный номер договора, вокруг которого, вокруг этого исследования формируется студенческая команда, профессор – лидер, который формирует эту команду и они разрабатывают конкретный прикладной аспект. Ну, по такой модели сегодня стараются двигаться. Вот это самое ценное, что я бы, может быть, порекомендовал ВУЗам делать. Максимально приблизить подготовку кадров и их предметной области и активно влачиться в исследования, включив туда и студентов.

ЕС: Спасибо большое за содержательный разговор. Да, очень прикладные советы, которые действительно универсальные и помогут многим регионам. Мы обязательно передадим нашим коллегам и в цифровые команды Дмитрия Пескова и в Минобрнауки. А от себя хочу добавить, что очень хотелось бы Вас видеть в качестве спикера, в качестве эксперта на больших форумах, где мы говорим о цифровом прорыве в образовании, о технологическом прорыве.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Мега-скрепо-архаика

Вчера, 15 октября, состоялось заседание Президиума Российской академии наук. В центре внимания был социальный социального мегапроект ХХI века «Единая Евразия: Транс-Евразийский Пояс RAZVITIE (ТЕПР) – Интегральная Евразийская Транспортная Система (ИЕТС)».

У него два родителя – РАН и МГУ. Ключевая идея вполне коррелирует с одним из приоритетов Стратегии научно-технологического развития – обеспечением связанности страны.

Речь идет о создании так называемой транспортной решетки на территории всей страны, с возможным выходом в сопредельные регионы по направлениям Запад-Восток, Север-Юг, а также интеграции всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного, морского, «сведение их единую систему согласованного единства транспорта, энергетики, телекоммуникации». (Кстати, в боле ранних версиях речь шла о дирижабельном транспорте, что вызывало хоть какие-то симпатии).

В общем и целом – метасинтез всех систем коммуникации, транспорта и связи с магистралями и ребрами-ответвлениями.

Данному проекту уже многие годы (если не десятилетия) – 12 лет, отмеченные Натальей Дерюгиной в публикации на Indicator – это только более-менее активная фаза, когда, сдув пыль со старых планов решили их приспособить к современности. А в целом – гигантомания и размах вполне соответствуют 80-м годам. Оттуда идут корни проекта. Сложносоставная история, собственно говоря, отражена и в названии – идеи черпались отовсюду.

Проект по масштабам связывают и с ГОЭЛРО, и с Транссибом, а стоило бы еще – и с поворотом рек. Авторы (а два главных лоббиста сейчас – это президент РАН Александр Сергеев и ректор МГУ Виктор Садовничий) настаивают на особом – «президентском» статусе начинания.

«Он не может быть принят как грант: “выполнили — отчитались”. Этот проект — идея всей страны. Это мегапроект, который не может быть вот так легко принят. Он натыкается на серьезные исследования и должен быть принят только руководителем страны, поскольку он определяет идею развития нашей огромной территории», — сказал один из соавторов проекта, ректор МГУ Виктор Садовничий. Впрочем, не забыл Виктор Антонович и про себя – тут же предложив для реализации проекта мощности еще даже не заложенной технологической долины «Воробьевы горы».

Кстати, предыдущая попытка пропихнуть проект была в феврале – мы о ней подробно писали.

Некоторая оторванность авторов от действительности выражается даже скорее не в планируемых затратах (минимальный стартовый ценник от 2 трлн руб до 2030 г. – но основным источником называется именно госбюджет), сколько в метафизическом плане. «Этот проект – идея страны», он будет иметь «духоподъемное значение» и «усилит консолидацию российского общества». Практически скрепа. Переживающая сегодня не самые лучшие времена Россиия, по мнению академика Осипова, как раз и должна все силы бросить в реализацию проекта. Тем и спастить, видимо.

Масштаб проекта и является его главной проблемой - Академик Александр Некипелов отметил, что прямых официальных противников у проекта нет. Но есть впечатление, что участники проекта никак не могут сдвинуться со стадии обсуждения к проработке в органах государственной власти. А причина проста – неадекватность многих идей и нереализуемость.

У проекта, конечно, есть разумное зерно – связанность страны и встряхивание промышленности.

Проблема в другом – уже есть Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, с трудом рождается Северный широтный ход. Но например, проекты высокоскоростных железных дорог иногда не успевают воплотиться даже на бумаге.

А самое главное препятствие – полная оторванность планов РАН-МГУ от жизни. Не будет личной резолюции первого лица – «обеспечить и изыскать». Прошли те времена. А нереализованные планы остались. Будем ждать новой реинкарнации.

Материалы: предыдущая попытка, стенограмма на «Научной России», Regnum, Indicator.
источник
Научно-образовательная политика
Новые кадры и новые компетенции: западно-сибирский подход

В явной увязке с целым комплексом задач нацпроектов стартовала работа Центра развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий, созданного в соответствии с требованиями нацпроекта «Наука» в Западно-Сибирском межрегиональном научно-образовательном центре мирового уровня (базовая площадка – Тюменский государственный университет).

Целью деятельности ЦРК является опережающее развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.

Центр развития компетенций создан как ключевой элемент экосистемы развития человеческого капитала для Западно-Сибирского межрегионального НОЦ. Межрегиональный характер НОЦ, специфика его научных и научно-технических направлений и тематических фокусов определили принципиальную модель Центра, который создается по распределенной «двухъядерной» модели: с расположением в Тюменской области (г. Тюмень) и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (г. Сургут).

На этом примере хорошо видно, что формируемые НОЦ (особенно межрегиональные) автоматически переформатируют связи участников – трехполюсная модель приобретает двусоставный центр.

В настоящий момент Центр реализует одну из двух ключевых образовательных программ – «Школы научных лидеров». Первый модуль школы, проходит на базе Тюменского Государственного Университета с 14 по 19 октября. В дальнейшем модули Школы будут проходить и в других регионах Западно-Сибирского межрегионального НОЦ.

Официальные партнеры Школы – Национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ и Высшая школа экономики.

В рамках проекта весьма значительное место занимают не только вопросы трансфера технологий, но и создания системы развития научно-исследовательских команд, управления знаниями и компетенциями в масштабах и в интересах трех регионов. Роль научного лидера выражается в организации и воплощении сегодняшних запросов государства, общества и индустрий, одновременно с формированием будущего науки», - рассказала ментор проекта Ирина Шрайбер, Ph.D, ученый, наставник, член международных коллабораций CDF (Фермилаб, США) и CMS (ЦЕРН, Швейцария), научный сотрудник Центра европейских ядерных исследований (ЦЕРН).

Напомним, аналогичные Центры развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий должны быть созданы при каждом научно-образовательном центре мирового уровня. Их задачей служит (пере)подготовка управленческих кадров не только для самих участников НОЦ, но также в более широком смысле - для всего спектра создаваемых новых инстититуций и платформ нацпроектов (лабораторий, центров и т.п.).

ЦРК решают задачу дополнительной подготовки исследовательских кадров для их интеграции в управленческую систему. Они логичным образом должны дополнять кадровые резервы отдельных университетов и научных институтов, профильных региональных органов власти, федерального Минобрнауки, а также стыковаться с новыми форматами - в частности, треком «Наука» конкурса «Лидеры России».

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1993
источник
Научно-образовательная политика
​​​​3384 заявка поступила на участие в конкурсе управленцев «Лидеры России 2020» по специализации «Здравоохранение» и 9091 заявки было отправлено по специализации «Наука» за первые 10 дней с момента старта третьего сезона проекта. Об этом сообщила журналистам наставник конкурса «Лидеры России», заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Всего с момента старта заявочной кампании на конкурс «Лидеры России» подано более 100 тысяч заявок из всех регионов России и 20 стран мира.

«9091 заявка по Науке. Это очень здорово! Значит, люди верят в те преобразования, которые будут происходить в науке в ближайшее время. Очень хочется, чтобы управленцы – победители конкурса «Лидеры России» – стали полноценными участниками этих изменений. Мы сформулировали очень серьезные направления работы, в которых требуются и нужны современные управленцы. В первую очередь, речь идет о таких мероприятиях национального проекта «Наука», как создание научно-образовательных центров мирового уровня. В рамках их функционирования предполагается развитие центров компетенций - будет сформирован кадровый резерв из не менее чем 1150 молодых руководителей. И в этом смысле, направление «Лидеров России», которое специализируется на подготовке управленцев в сфере науки, очень тесно связано с нацпроектом «Наука»», – сказала Татьяна Голикова.

По словам Татьяны Голиковой, помимо создания 16 научно-образовательных центров в рамках нацпроекта «Наука» до 2024 года предполагается открытие еще 900 новых лабораторий, 30% которых будут руководить новые молодые управленцы. Победители конкурса «Лидеры России» по специализации «Наука» смогут повысить свою квалификацию в ведущих вузах страны и обязательно будут востребованы и поощрены назначениями на определенные руководящие должности в главных вузах и научных организациях, крупных корпорациях, а также получат управленческие позиции в профильном министерстве и в регионах, в которых реализуются программы развития НОЦ.

Более того, победители и финалисты смогут стать членами Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию и участниками ежегодного Петербургского международного экономического форума и форума «Открытые инновации». Наставниками лучших Лидеров третьего сезона по специализации «Наука» будут члены Совета при Президенте РФ по науке и образованию, ведущие российские ученые, государственные деятели и руководители крупных корпораций.

Заместитель Председателя Правительства РФ также рассказала о новой дополнительной специализации конкурса «Лидеры России» – «Здравоохранение». Как отметила Татьяна Голикова, сегодня в этой отрасли работает 3 млн человек. Количество же врачей-организаторов в общей численности занятых в данной сфере составляет всего лишь 0,7%. Тем временем сегодня Министерство Здравоохранения РФ по поручению Президента России уже приступило ко второму этапу модернизации первичного звена в здравоохранении. И здесь работа управленцев, тех кто будет создавать обновлённую систему в первичном звене, крайне важна.

У победителей конкурса по специализации «Здравоохранение» появится возможность занять позиции главврачей и их заместителей, а также получить должности в Минздраве России, региональных ведомствах, подведомственных научных и учебных учреждениях.

«Очень важно, чтобы как можно больше женщин участвовало в этом проекте и подавало заявки. Молодые женщины, женщины-управленцы и женщины, имеющие существенный стаж работы – весьма ответственно подходят к участию в конкурсе. Для многих участниц прошлых лет этот конкурс стал конкурсом переосмысления своей профессиональной ориентации. Они изменили подходы к профессии. Изменили место своей работы. Очевидно, для них это был новый вызов. Компетенции и возможности, которые представляет конкурс «Лидеры России», для большинства участников — это профессиональный поворот в судьбе», - подытожила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова.
источник
Научно-образовательная политика
Наша «Чертова дюжина» за неделю на основе репостов.

«Чертова дюжина» федеральных каналов


1.Выборы, выборы, выборы ... @vybora - новости о выборах.

2.Выводы на чистоту @Vivodynachistotu - cерьезно и с сарказмом о чистоте экологии и людях с нечистыми помыслами.

3.КАК-ТО ВОТ ТАК  @kaktovottak  - раскладывают  «инсайды» и «аналитику» человеческим языком.

4.Кремлёвский безБашенник @kremlebezBashennik - хотите инсайд тогда к ним.

5.Майский указ @maydecree - мониторят, как чиновники исполняют Майский указ Президента.

6.Мюсли вслух @mysly - свежие мысли на острые темы.

7.Научно-образовательная политика @scienpolicy - политика <-> наука, образование, цифра. Аналитика и инсайды.

8.НЕЗЫГАРЬ @russica2 - гуру телеграмма.

9.Нижегородский Олень @olen_nn - главный телеграм-канал о региональной политике

10.ОКОЛОКРЕМЛЯ @okolokremlya - инсайды из-за Кремлевской стены.

11.РосСкандал @rosskandal - канал о самых свежих скандалах российских регионов.

12.СОЛОВЬЕВ @SolovievLive - Владимир Соловьев в Telegram.

13. PRO выборы @provibory - в общем, всё о выборах в  Российской Федерации

«Чертова дюжина» региональные каналы

1.Акценты @emphasises - Ставропольский край, Юг России, Северный Кавказ.

2. Бабр. Дальше некуда. @babr24 - Политика и экономика Восточной Сибири.

3.Дионис Терруарович Апостолаки @apostolaki_the_cat - основан на реальных событиях Крыма и Севастополя.

4.Жертвы Priжима @PrigimDV – смело о политике в Приморье

5.Земля Сибири @landofsiberia - агрегатор новостей Сибири и Дальнего Востока.

6.Zames @zamesinfo – все об уральской политике

7.kavkaz leakbez @kavkaz_leakbez - все о Северном Кавказе.

8.Красноярскгейт @gate24rus - инсайды политики, бизнеса и медиасферы Красноярска.

9 .Северное измерение @northm - электоральная и экспертная оценка ситуации в Архангельской, Вологодской, Мурманской областях, Республике Коми и Карелия, Ненецком АО.

10.Сибиряк @sidpolit - суровый взор из Сибири.

11.СОВЕСТЬ ГУБЕРНАТОРОВ @guber2 - без купюр. От нас не скроется ни один губернатор!

12.Шалтай-Бабай @ShaltayBabay - методичка Казанского ханства

13.Якутия 2100 @ykt2100 - об общественно - политической ситуации в Республике Саха (Якутия).

#Чертова_дюжина
источник
2019 October 17
Научно-образовательная политика
Россия – Армения: программирование сотрудничества

Сотрудничество в области образования, науки и технологии почти всегда было многоуровневым – наравне с официальными дипломатическими контактами присутствовало взаимодействие между вузами, научными институтами, академиями наук и лично учеными. Эти сети позволяют эффективно развивать пространство сотрудничество независимо от колебаний маятника высокой дипломатии.

Одним из основных институтов, активно развивающих не только свои международные связи, но и действующем в качестве агента научной дипломатии является Институт системного программирования РАН. Не так давно состоялся успешный вояж его руководства в Сербию. Теперь вектор меняется на не менее дружественную России страну.

С 16 по 20 октября в рамках долгосрочного сотрудничества ИСП РАН с университетами и Национальной академией наук Армении состоится визит директора института Арутюна Аветисяна и нескольких ведущих сотрудников в Ереван. Главные цели визита: продолжение трансформации высшего образования, обсуждение приоритетных задач развития Лаборатории системного программирования в Ереване, а также участие в Digital UAV Forum, посвящённом IT-разработке, искусственному интеллекту и беспилотным летательным аппаратам (ИИ и БПЛА). В рамках визита 18 октября Арутюн Аветисян прочитает лекцию «Системное программирование. Вызовы и перспективы» в Российско-Армянском университете (РАУ).

ИСП выступает в качестве наставника и старшего партнера не только по линии научных исследований и разработок, но и в рамках модернизации системы подготовки специалистов.

Исторически в Армении сложилась очень хорошая научная школа в области информационных технологий. Именно поэтому ИСП РАН уже много лет ведёт совместную работу с научно-образовательными организациями Армении. В настоящее время действуют договоры о сотрудничестве с крупнейшими вузами (Ереванский госуниверситет, РАУ и филиалом МГУ им. М.В. Ломоносова в Ереване), а также с Национальной академией наук.

В Институте математики и информатики РАУ трансформация образования активно ведётся уже с этого года. При поддержке ректора Армена Дарбиняна начат процесс модернизации учебного процесса по образцу аналогичных процессов на базовых кафедрах ИСП РАН в трёх вузах России: МГУ, МФТИ и ВШЭ. Эксперты ИСП РАН проводят синхронизацию курсов РАУ и филиала МГУ в Ереване с курсами, которые читаются на базовой кафедре института на факультете ВМК МГУ. В частности, внедряются перспективные методики обучения программированию.

Модернизация образования в РАУ осуществляется при участии сотрудников созданной в 2008 году ереванской Лаборатории системного программирования, развитие которой также планируется обсудить во время поездки.

Ее работа ведется по двум направлениям. Первое посвящено компиляторным технологиям. Второе направление посвящено анализу данных с применением методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Сотрудники Лаборатории занимаются разработкой программных инструментов обработки естественного языка (русского, английского и армянского) – в частности, для морфологического анализа и поиска плагиата.

В настоящее время в Лаборатории работают 15 сотрудников. Её летние образовательные курсы за последние 8 лет посетили 150 студентов. 40 человек из них получили стипендию от ИСП РАН.

Ещё одна цель визита делегации ИСП РАН в Ереван – это участие в Digital UAV Forum, который проходит с 16 по 20 октября в Национальном политехническом институте Армении.  ИСП РАН выступает партнером форума наряду с Самарским университетом; в числе организаторов – Московский авиационный институт и различные научно-образовательные организации Армении.

Визит руководства и представителей ИСП в Армению – это практическая реализация научно-образовательного сотрудничества.  ИСП выступает как действенный актор научной дипломатии, переходящей в народную. Это способствует укреплению отношению между российским и армянским народами.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в МИСиС под чутким руководством замминистра просвещения Ирины Потехиной проходит Открытый урок форума "ПроеКТОриЯ" на тему "Как создаётся хайп?".

В центре дискуссии - новые СМИ, соцсети, smm, блоги,сториз и стоимость поста😃

В дискуссию с Антоном Комоловым включилась Тина Канделаки (@tikandelaki): "Все, у кого в руках есть телефон - могут стать популярнее нас с Антоном. Самое главное - не получить информацию, а использовать ее так, чтобы она превратилась в навык".

Чтобы хайпануть в сети, Тина советует читать Пелевина, выучить слово "инфлюенсер",  вникнуть в онлайн-экономику, подписаться на её телеграм-канал (активно продвигает и коллег по Telegram) и научится работать над эксклюзивным контентом.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Новая молодежная реальность

Президент утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

Отдельное внимание уделено вопросам молодежной политики.

е) обеспечить проведение регулярных исследований потребительских предпочтений и особенностей поведения молодежной аудитории в российском сегменте сети «Интернет» в целях повышения уровня информированности органов государственной власти Российской Федерации и организаций, осуществляющих деятельность в сфере воспитания, о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения.

Исследования и мониторинги настроений в молодежной среде связан с целым рядом обстоятельств.

Первое – имеющиеся замеры (от ФОМ до ФСО) не дают адекватной картины.

Второе – «школьники Навального», сменившиеся «студентами оппозиции» ставят вопрос о степени проникновения протестных настроений в молодежную среду. «Молодежной революционной ситуации» нет, уровень жизни протестующих (относительно) высок – поэтому власть хочет понять, чего же не хватает молодежи. И такое стремление похвально, поскольку редкий фукнционер, сформировавшийся в эпоху 80-90-х гг., способен «перенастроить оптику». Опасность, конечно, в том, что все отчеты опять же будут «рисовать», подгоняя под будущие распилы по линии молодежной политики или в угоду элитным группам, однако здесь скорее видна заинтересованность власти в том, чтобы получить данные хотя бы более-менее приближенные к реальности. Ключевая задача – выявить «болевые точки» и купировать их в рамках Транзита, начиная с выборов в Госдуму 2021, которые могут показать высокий уровень явки молодежи (наследие Умного голосования).

Третье – уже несколько лет последовательно реализуется стратегия «патриотизма участия» и позитивной внеполитической мобилизации молодежи. Происходит это в рамках конкурсов, грантов, социальных лифтов. Многие критикуют «Лидеров России» за то, что там (якобы) катается на верхних этажах только «блатная элита». Во-первых, это совсем не так – финалисты и победители подтвердят это и лично, и своими биографиями до конкурса. А во-вторых, критикам стоит взглянуть несколько шире – «Цифровой прорыв» для увлеченных программированием, «Моя страна – моя Россия» для тех, кто хочет сделать жизнь регионов лучше и т.п. Молодежь активно вовлекают в «новую социалку», где она при поддержке власти (финансовой, наставнической) может решать конкретные проблемы, а при должной доработке – тиражировать решения для применения по всей стране. Эффективность этой работы также необходимо оценить.

Четвертое – нацпроекты. В них (а также в отдельных программах) довольно много идеологем (и контрольных цифр), федеральных проектов и отдельных мероприятий, направленных на молодежь. Вопрос, в принципе, звучит так: «А нужно ли нашей молодежи то, что на нее направлено из нацпроектов»?

Пятое – эпоха массовых молодежных движений прошла. На смену «колоннам» приходят либо «клубы» (люди с примерно одинаковыми взглядами на необходимость активных действий для преобразования жизни), либо «рои» (ситуативно организующиеся группы в рамках тех или иных форматов активности – от митингов до поддержки заключенных / осужденных). Мониторинг должен показать степень этого перехода и определить ключевые возможности по работе в новой молодежной реальности.

Важно иметь центр генерации и распространения нужных смыслов (даже если они будут неадекватны реальности и полученным результатам анализа). Отсюда необходимость:
ж) создать на базе некоммерческой организации координационный центр по организации производства контента, направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи, и его распространения в сети «Интернет».

Вывод. Власть поняла, что наступает новая молодежная реальность, которой нужна политика иного и особого типа. Необходимо получить общую картину и сформировать единую стратегию. Роль молодежи в Трансфере сложно переоценить, поскольку во многих отношениях он либо сам будет поколенческим, либо станет первой ступенью к масштабной смене представителей эпох в российской политике.
источник
Научно-образовательная политика
Комолов для НОП: И я телеграм-каналы читаю, и мои дети. А как иначе?
источник
Научно-образовательная политика
Номенклатуры и классификаторы (1/2)

Достаточно давно стало понятно, что существующая система научных специальностей малопригодная для эффективного развития науки – временами она избыточно дробная, где-то упущены целые пласты новых знаний и технологий. Вопрос о ее модернизации ставился достаточно давно и в последнее время перешел в плоскость попыток практического решения.

Для чего вообще нужна научная специальность? Ее смысл – соотнести квалификацию исследователя и содержание научных работ с той или иной научной областью. Если конкретно, номенклатура научных специальностей влияет на: присуждение ученых степеней (кандидата и доктора наук), званий (доцента и профессора), квалификацию диссертационного совета присваивать степени по тем или иным специальностям (а следовательно, и требования к составу совета), перечень ВАК (куда журналы входят в соответствии с научными специальностями).

К журнальной теме необходимо сразу сделать пояснение – идет процесс максимального насыщение перечня ВАК журналами, входящими в международные базы данных, что сразу «открывает» им доступ по тем рубрикам, в которые они включены.

Во вторник, 15 октября, как сообщает пресс-служба Минобрнауки, состоялось первое заседание Рабочей группы по совершенствованию номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени.

Участие в заседании приняли Председатель - первый заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорий Трубников, руководители профильных департаментов Минобрнауки России, руководство ВАК, а также ведущие российские ученые - члены рабочей группы.

Участники обсудили вопрос совершенствования номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. «Действующая номенклатура научных специальностей сложилась более 10 лет назад, за этот период в нее были включены только две новые специальности, а по другим не было создано ни одного диссертационного совета. Сложившаяся практика предложений по открытию новых научных специальностей отличается, к сожалению, слабым включением научного сообщества в эти вопросы», - отметил Григорий Трубников.

«В качестве целеполагания мы ставим себе создание оптимальной системы научных исследований, отвечающей современным научным вызовам и направлениям. Модернизацию действующей номенклатуры мы должны осуществлять с учетом  классификации областей науки и техники, разработанной Дирекцией науки, технологии и промышленности Комитета по научно-технической политике Организации экономического сотрудничества и развития. Это также является актуальным и для интеграции российской научной школы в международное пространство», - сказал Первый замминистра.

Кроме того, в ходе заседания особое внимание было уделено вопросам включения высококвалифицированных исследователей, имеющих степени PhD, в составы диссертационных советов, а также предоставление права соискателям ученой степени доктора наук защиты диссертации по совокупности работ.

Подробнее: https:/www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1996
источник
Научно-образовательная политика
Номенклатуры и классификаторы (2/2)

В центре внимания – проект Минобрнауки по формированию новой Номенкратуры научных специальностей. Основная идея – интеграция с «расширенным классификатором ОЭСР».

Предполагается, что новая Номенклатура будет иметь три уровня:
первый – область наук или основной уровень;
второй – отрасли наук или группы специальностей;
третий – научные специальности.

По своей структуре это не слишком отличается от существующей сейчас системы – главное, что предстоит – полный пересмотр и перетасовка всех специальностей. При этом пока что представители Министерства пригласили научное сообщество обсудить только первые два уровня.

В целом проект действительно максимально приближен к «расширенному классификатору ОЭСР», однако, существуют и некоторые недоработки. О них подробнее можно прочитать в заявлении Клуба «1 июля».

В любом случае пересмотр номенклатуры научных специальностей давно назрел – международные базы данных ориентируются на классификатор ОЭСР, а публикационная активность имеет важное отчетно-мониторинговое значение.

Тем не менее, отметим и ряд очевидных проблем.

Стыковка
Новую Номенклатуру неизбежно придется стыковать со старой – и с целью обеспечить переходный период, и для возможности окончательно перейти на новые методы классификации.

Более того – ее придется также стыковать с системой специальностей и направлений подготовки (по которой идет обучение в среднем профессиональном, высшем образовании и пока что в аспирантуре). Кстати говоря, для аспирантуры в свое время пришлось выводить подобные таблицы, где бы соотносилось направление подготовки и научная специальность (диссертации, диссовета, подходящих журналов для публикации статей и т.п.).

Третий уровень
Клуб «1 июля» отметил явно демонстративное выделение когнитивных аспектов различных наук, откуда-то ощутимо дуют политические ветра, впрочем, как и с теологией. Но особенно большой вопрос будет вызывать именно третий уровень – конкретные научные специальности. Существуют очень большие опасения, что есть стремление распихать старые наименования по новым клеточкам, разве что, внеся некоторые изменения.

С другой стороны, нельзя не отметить прагматику в решении Минобрнауки – допусти общественность к расстановке всех специальностей по клеточкам, вся работа встанет. Постепенно, но неуклонно – это правильный подход руководства Министерства.

Перекосы
Временами странным выглядит вынесение на второй уровень некоторых отраслей наук или групп специальностей: переоцененными на второй уровень смотрятся «теология» и «культурная география», а «международные отношения и мировая экономика» все же явно требуют разделения.

Изобретая велосипед
Редко такое бывает, но в этот раз мы действительно согласны с РАНдикалами из Клуба «1 июля» - вероятно, продуктивнее было бы принять за базу структуру «расширенный классификатор ОЭСР», а уж в него вносить необходимые дополнения.

Вывод
Представленный проект однозначно требует доработок. Он потребует нескольких итерация для воплощения – утвердить базу, заполнить основную часть специальностями, скорректировать каркас – получить итоговую номенклатуру. Правда, в любом случае, впрямую она стыковаться с классификатором ОЭСР не будет. Хотя сопряжения мировыми научно-информационными процессами безусловно добавит.
источник
Научно-образовательная политика
С Арсеном Гареевым, директором Центра управления технологическим развитием НТИ РВК, поговорили о конкретных кейсах успешности, которые РВК предлагает университетам. Я неоднократно говорил и продолжу -у нас вузы могут быть в чём угодно методлидерами, но с точки зрения формирования компетенций уже взрослых людей - тут нужен более активный диалог и совместные проекты с бизнесом даже в случае самых топовых университетов. РВК - одни из тех, кто идёт по правильному пути. В декабре в Сочи у коллег будет профильная конференция - я обязательно буду и помогу.
источник
Научно-образовательная политика
Говорят, что это новой логотип Петербурга. Все может быть, ведь его автор Юрий Запесоцкий, сын ректора СПбГУП Запесоцкого, который очень хочет в этом году стать академиком РАН, но вряд ли.
источник