Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 October 14
Научно-образовательная политика
Интервью с Марией Голяндриной, вице-президентом по управлению персоналом компании МТС, провёл Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью с Марией Голяндриной, вице-президентом по управлению персоналом компании МТС

Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: С нами Мария Голяндрина. Добрый вечер!

Мария Голяндрина: Добрый вечер!

ЕС: Только что завершился «Цифровой прорыв». Прекрасное шоу на высокой ноте. Как вам «Цифровой прорыв»?

МГ: Я понимаю, хоть он только что закончился, это не конец, это только начало. Потрясающее мероприятие, яркие ребята, интересные решения. И для меня это старт дополнительных активностей, отношений с людьми, возможностей и рекрутинга и разных каких-то комбинаций, отношений с решениями, которые они сделали.

ЕС: МТС по своей сути компания цифрового прорыва. Вот только сняли с языка вопрос, удалось ли кого-то для себя найти, потому что здесь так много талантливы ребят, которых хотелось бы, чтобы потом хорошие компании, такие как МТС, взяли на работу?

МГ: Не буду скрывать, что и то было нашей целью. Да, и мы правда смогли познакомиться с интересными ребятами, планируем с ними продолжить уже рабочие отношения. Плюс у нас есть и опции для более самостоятельных, независимых – старт-ап-хаб, куда они могут прийти как небольшой старт-ап, попробовать себя не в трудовых отношениях а как бы сбоку к большой компании. Мы предлагаем разные возможности и готовы общаться.

ЕС: Давайте немножко поговорим о большой проблеме. Мы буквально полчаса назад говорили с вице-премьером Акимовым о том, что задачи стоят очень серьезные, планка поднята высоко. Идея «цифровой прорыв» не только про мероприятие в Казани, она в целом про культуру повышения цифровой грамотности, про то, что стране нужны новые компетенции. Расскажите с точки зрения высокотехнологичной компании, которая занимается телекомом, что за специалисты нужны сегодня отрасли и вам? Вы вот в каких ребятах заинтересованы?

МГ: Для меня ребята, которым хочется делать, хочется творить, хочется масштабных задач, это вот наши ребята. Да, и конечно здесь IT-направление, направление разработки продуктов вот ключевой сейчас наш фокус внимания, потому что именно они обеспечивают наше завтра и нашу стабильность как компании и собственно приносят нашим клиентам более интересные решения. В первую очередь мы здесь за ними. И конечно я здесь абсолютно с вами согласна, что во многом это мероприятие про культуру. Про культуру, которая должна быть в нашей стране, когда мы доносим людям, что у них есть возможности, у них здесь есть будущее, есть задачи для них. Это прекрасная площадка, спасибо большое организаторам, за правда такое большое событие.

ЕС: А какой совет вы бы дали образовательному сообществу (это и системы СПО, это университеты), для того, чтобы специалисты из них выходили такие, которые нужны компании МТС?

МГ: Мы здесь готовы и открыты идти в коллаборацию, потому что я вижу здесь важность и значимость базового образования, которое у нас есть в стране и мы видим специалистов оттуда. Но хочется более готовых, более таких уже бизнесовых. Здесь мы готовы вносить практическую часть. Мне кажется, если мы найдем вот это вот решение фундаментальное плюс такое вот современное и быстрое, погруженное в бизнес, мы будем получать просто супер-героев, которые правда смогут доказывать всему миру, что эта страна передовая с точки зрения цифры.

ЕС: А удалось кого-то из супер-героев разглядеть? Я знаю, что вы были в жюри и собственно видели эти проекты, которые ребята рождали.

МГ: Да, присмотрела.

ЕС: Может быть понравилось что-то или запомнилось?

МГ: Для меня очень важны горящие глаза. Когда люди с интересом берутся за задачу они смотрят, копаются глубоко. И конечно, больше всего меня заинтересовали и задели те ребята, которые в деталях, взахлеб рассказывают. На них мы, конечно, обратили отдельное внимание и с ними хотим пообщаться. И задача там для нас важная, чтобы ее может быть ребята взяли прям искренне делать под крылом большого МТС. Ну или выбрали какой-то еще для себя трек.

ЕС: Я очень рад, что организаторы пригласили компанию МТС. Уверен, что у вас все получится. У вас в общем-то давно все получается, но цифровой прорыв, по-моему, не может произойти без компании МТС.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
«Лидеры России» представят новую специализацию конкурса «Наука»

В ходе брифинга 16 октября наставник конкурса «Лидеры России», Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков проведет презентацию запуска специализированного трека «Наука».

Введение в систему конкурса профильных направлений позволит выбрать экспертам из самых активных и успешных специалистов эффективных управленцев своей же сферы. Победителями конкурса по направлению «Наука» станут от 10 до 30 участников.

Оценивать их будут по таким критериям, как системное и критическое мышление, коммуникации и социальная ответственность, креативность и лидерство, управление «жизненным циклом» научного продукта и т.д.

Финалисты получат сертификаты на прохождение образовательных программ в МГТУ имени Н.Э. Баумана и РХТУ имени Д.И. Менделеева, а также возможность прохождения стажировки в научных подразделениях НИУ ВШЭ и центре компетенций МАИ. Победителям конкурса «Лидеры России» по специализации «Наука» будет предоставлено право участия в ежегодном Петербургском международном экономическом форуме и форуме «Открытые инновации».

Михаил Котюков: «Мы действительно сегодня отчетливо осознаем острый дефицит в управленцах для университетов, научных организаций, и занимаемся этим вопросом вместе с Академией наук уже не первый год. Даже сделали свой список кадрового резерва, там больше 1,5 тысячи человек и уже в этом году запустили первый этап школы будущих управленцев в Москве. Очень рассчитываю, что новая инициатива позволит нам существенно увеличить возможности нашего резерва. И совершенно точно в ближайшее время, я не сомневаюсь, по опыту первых двух отборов, что мы увидим людей, готовых взять на себя ответственность за решение различных, действительно сложных задач. И очень активно будем участвовать в этом конкурсе вместе с инициаторами. И не сомневаюсь, что позитивные итоги будут очень скоро».
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемый канал Научно-образовательная политика пишет о горизонтах создания Южного научно-образовательного центра (НОЦ) и прозорливости ростовского губернатора.
Коллеги отмечают, что специализацией НОЦ станет цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса, а важнейшим партнёром у губернатора Голубева в этом вопросе станет глава Татарстана Минниханов, с кем по этим и ряду других вопросов у двух регионов недавно был подписан договор о сотрудничестве.
Напомню коллегам и читателям, что совсем недавно цифровизация Ростовской области привлекла к себе внимание после диалога Владимира Путина с советником губернатора Антоном Алексеевым.
Молодой советник, работавший до этого GR-щиком в компаниях Вексельберга, вел себя, общаясь с президентом, довольно скромно, и многие комментаторы даже усомнились, на своем ли он месте.
Похоже, что будущее у него есть, и очень даже интересное. Хотя первую скрипку в НОЦ и цифре, конечно, сегодня играют губернатор Голубев и вице-губернатор Гуськов.
Telegram
Научно-образовательная политика
О прозорливом губернаторе Голубеве и почему цифра на Дону будет иметь привкус чак-чака

11 октября на базе ЮРГПУ (НПИ) в Новочеркасске прошла встреча министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова с представителями Правительства Ростовской области, университетов, научных организаций и бизнеса региона по проекту создания Южного научно-образовательного центра (НОЦ).

"Заявка о создании федерального научно-образовательного центра (НОЦ) от Ростовской области будет подана в Минобрнауки РФ до конца 2019 года", - озвучил первый замгубернатора Ростовской области Игорь Гуськов, явно претенующий в Южном НОЦ на лидирующую позицию (вспомним и его амбиции, связанные с ректорским креслом в ЮФУ).

"На сегодняшний день идет процесс формирования заявки и этап взаимодействия правительства и вузов Ростовской области с промышленными предприятиями-партнерами Южного научно-образовательного центра. В ближайшие полтора-два месяца эта работа будет завершена, и после этого откорректированная заявка поступит в Минобрнауки России.…
источник
Научно-образовательная политика
Присуждены премии Правительства России в области науки и техники для молодых учёных за 2019 год.

Распоряжение от 7 октября 2019 года №2323-р. Лауреатами премий в 2019 году стали 25 соискателей.

Подписанным распоряжением присуждаются премии Правительства 2019 года и присваивается звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых учёных» 25 соискателям, в том числе пяти научным руководителям авторских коллективов.

Премий удостоены работы по методам и системам интеллектуального управления роботами различного вида и назначения; комплексной системе обеспечения устойчивого жизненного цикла зданий и сооружений; форвакуумным плазменным электронным источникам для обработки и модификации диэлектрических материалов; комплексу средств, обеспечивающих подготовку к вылету и посадку самолётов авианосного базирования; технологиям для нормализации пищеварения сельскохозяйственных животных, повышения качества животноводческой продукции на основе применения биопрепаратов, альтернативных кормовым антибиотикам, и энтеросорбентов для нейтрализации токсинов кормов.

В числе лауреатов – представители научных и образовательных организаций, организаций промышленности, в том числе пять докторов наук и 17 кандидатов наук. Среди авторов работ представители Чеченской Республики, Приморского края, Московской и Томской областей.

http://government.ru/docs/38092/
источник
Научно-образовательная политика
Прочитали тут, что прошедший на площадке МГУ Первый Форум Ассоциации вузов России и Белоруссии "продемонстрировал возможности Москвы продвигать интеграционные проекты на постсоветском пространстве", и опешили. Коллеги, вы серьёзно?

Нет, идеи создания Российско-белорусского студенческого союза и Совета молодых ученых России и Белоруссии - это хорошо, но это пока только слова. Причём, если дело дойдёт до создания реальных структур, то нет гарантий, что они не превратятся в проводников белорусских интересов в России. Ведь именно так вышло с "уникальной" магистерской программой исторических факультетов МГУ и БГУ «История белорусской диаспоры».

Мы уже писали о ней почти год назад. С тех пор ничего не изменилось. Российских студентов в МГУ и БГУ учат "историческим особенностям развития диаспор, месту и роли белорусской диаспоры в мире, специфике традиционной культуры белорусской диаспоры, её религиозным традициям". Где же тут российская составляющая это российско-белорусской программы? А её нет, это белорусская программа, "рука Лукашенко" в святая-святых российского образования.

В главном университете России представители белорусской диаспоры учат студентов, что ничего общего у русских с белорусами нет, что язык разный, культура разная, история разная. Не забывают рассказать и о роли Минска как гаранта европейской безопасности, о том, что союзнические обязательства - ничто, а многовекторность - всё. И т.д. и т.п. Не лишним будет напомнить, что "диаспора" в принципе - это подчёркивание раздельности русского и белорусского народов.

Вот где кузница "батькиных экспертов" под крылом белорусской диаспоры. И весь этот белорусский "банкет" за российский счёт. Поэтому вдвойне странно читать хвалебные отзывы о "верном, но медленном движении". Движение совсем не верное, если смотреть с российской или союзнической стороны. Удивительно, что академик Садовничий этого не понимает. Даёшь программу "Как сочетается многовекторность с союзническими обязательствами", "Секреты исчезновения русского языка из визуального кода белорусских городов" или "Пророссийскость как причина уголовного преследования в Белоруссии"! Интересно было бы посетить такие лекции в БГУ, да там внимательно относятся к любому даже самому мелкому российскому проекту и без отмашки идеологического управления и пальцем не пошевелят.
Telegram
Восточное притворство
Ко встрече министров России и Белоруссии в Сочи. Как белорусы наеб@ли МГУ или чудеса российско-белорусского образовательного сотрудничества.

Изучали намедни вопросы образовательного сотрудничества России и Белоруссии и наткнулись на интересную деталь. В октябре прошлого года на первом межуниверситетском форуме Союзного государства Белоруссии и России ректоры МГУ и БГУ Садовничий и Король (это фамилия) подписали протокол о запуске магистерской программы двойных дипломов «История белорусской диаспоры».

Да, именно так. То есть белорусскую диаспору будут изучать и в Минске, и в Москве. Белорусские студенты в МГУ под руководством замдекана истфака МГУ, а в свободное от работы время кадровой общественницы и председателя национальной автономии «Белорусы России» Оксаны Солоповой и других представителей автономии будут штудировать историю своей белорусской диаспоры в России и в мире. А в чём прикол? - спросите вы. Как сия программа будет крепить российско-белорусскую дружбу и культурное сотрудничество не совсем понятно.…
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в полночь в эфире Первого канала вы сможете увидеть интервью Ярослава Кузьминова Владимиру Познеру.

Читайте НОП - канал удачи и добра😃😉

https://t.me/scienpolicy/2499
Telegram
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (1/5)

НОП: В ушедшем 2018 году ВШЭ и ЦСР представили экспертный доклад "12 решений для нового образования". Ключевым тезисом там было хроническое недофинансирование российской системы образования.
Доклад был горячо поддержан одними и не менее пламенно подвергнут критике другими. Недавно были утверждены паспорта нацпроектов "Образование", "Наука", "Цифровая экономика РФ". Все они имеют отношение к успеху или не успеху реализации "двенадцати решений".

Как Вы оцениваете перспективы предложенных решений?

ЯК:  Все же ключевым тезисом нашего доклада было не утверждение о недофинансировании, а то, что образование в России может стать реальным двигателем экономики через развитие человеческого капитала. Для этого нужны инвестиции. Подчеркну, не расходы, а инвестиции. Мы рады, что значительная часть идей нашего доклада отражена в Указе Президента, а сейчас и в национальных проектах. Но мы огорчены…
источник
2019 October 15
Научно-образовательная политика
Трудно бить по рукам, когда они аплодируют. Вторую неделю томский политех никак не управляется, потому что в вузе не утверждён исполняющий обязанности ректора. Это давит не только на сам процесс администрирования, но и на обстановку внутри, которая уже привычно не очень здоровая.

Приказы подписывать некому, а преподавательский состав подташнивает от транзита, в котором уволившийся ректор Чубик их вместе с вузом передаёт как сифилис по наследству своему проректору Чайковскому. Есть сценарий, по которому на сцену выйдет предшественник Чубика на посту ректора авторитетный профессор Похолков и предложит кафедральным наездникам НИИ ТПУ предлагать своих кандидатов в кресло ректора, чтобы те выпустили пар. Ну только так, чтобы в ушах ни у кого не звенело.

Этот период переходного возраста нужен сегодня всем. Чубику, чтобы его проректор Чайковский успел дописать докторскую диссертацию, а то стрёмно. А губернатору Жвачкину, чтобы убедить профильное минобрнауки назначить ректором томского политехнического главу одного из департаментов «Газпром нефти» доктора физ.-мат наук Андрея Яковлева. С главой «Газпром нефти» Дюковым тема обсуждалась и согласована.

https://t.me/Nabludatelvtomske/204
источник
Научно-образовательная политика
N-ный вид лжи

Известно, что после лжи и страшной лжи следует статистика. А врут чиновники о службе, любви… и теперь – о реализации нацпроектов.

Коллега Кремлевский безБашенник акцентировал внимание на словах премьер-министра Дмитрий Медведева о недопустимости скрытия и подтасовки цифр. Эта фраза прозвучала на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам и была адресована губернаторам. Оказывается, «верховный народ» в лице чиновников тоже любит «трансфер трупов» - для получения записей в ЗАГСах других регионов дабы не портить статистику. Точно так же глубинный народ зачастую грузит своих погибших родных и везет в соседние области, где хоронить дешевле.

Вечерний пророк вспомнил эту тему в контексте всей деятельности Госдумы – еще 10 сентября, как сообщает ТАСС, спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил депутатам нижней палаты парламента при подготовке проекта федерального бюджета на 2020-2022 годы проработать вопрос о размере зарплат работников образования и здравоохранения без учета доходов управленческого звена. Именно из Госдумы и от г-на Володина пошел тренд на «честную статистику».

В контексте нашей теме напомним – аккурат на следующий день после громких слов Вячеслава Володина о врачах последовал «правительственый час» с министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым. Именно там председатель Госдумы публично и настойчиво попросил высчитать реальные доходы профессорско-преподавательского состава за вычетом ректорского и административного персонала.

Процесс идет уже давно – контролеров над фактом и эффективностью исполнения указов, распоряжений и нацпроектов стало уже кратно больше, чем самих распорядителей бюджетных средств.

Данный подход вписывается в требование президента – перестаньте жонглировать цифрами. И тем грознее это звучит, чем окончательнее его мнение, что основной и единственный адресат и потребитель данной статистики – он сам.

Алексей Кудрин использует таран Счетной палаты, чтобы монополизировать «право на статистическую правду». И в этом смысле образуется смысловой конфликтный (хотя должны бы - союзнический) треугольник «Минэкономразвития» - «Счетная палата» - «Госдума» несилового финансового контроля.

«Мускулами», судя по всему, должна стать генпрокуратура – именно в ее обязанности вменяется подобная деятельность, тем более, что между ведомством и Счетной палатой недавно было заключено соглашение о широком содействии.

Все эти схемы обладают определенным продуктивным потенциалом. Главное, чтобы не возник четвертый особый вид лжи – нацпроектный.
источник
Научно-образовательная политика
Не в своей лиге

Рейтинговое агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало ежегодный рейтинг университетов «Страны Европы и Центральной Азии с переходной экономикой» (QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia 2020).

Результаты – вроде бы фантастика! Четыре отечественных вуза в первой 10-ке: МГУ (1), СПбГУ (2), НГУ (3), ТГУ (4). 23 вуза в сотне, а всего в списке 105 наших университетов. Это ли не триумф!

Вот и коллеги из Минобрнауки детально расписывают успехи:

Этот Евразийский рейтинг стал самым объемным за всю историю: QS оценили 568 университетов, предварительно ранжировали 374 и официально опубликовали результаты по 350 лучшим вузам.

Составители рейтинга оценивали вузы на предмет присутствия в интернете, доли сотрудников с ученой степенью и международного сотрудничества.

• Санкт-Петербургский государственный университет поднялся на 2-е место, сместив Новосибирский государственный университет, который опустился на 3-е место.
• Томский государственный университет вошел в десятку лучших университетов региона, поднявшись с 13-й на 8-ю позицию.
• Из 50 лучших университетов в регионе, 14 находятся в России, причем большинство из них улучшают показатели: 12 из 14 поднялись в рейтинге.
• Наиболее активный рост показали РУДН, Сибирский федеральный университет и Университет ИТМО, которые поднялись на 13, 10 и 10 позиций соответственно.
• Московский физико-технический институт приближается к первой десятке. Он поднялся на пять позиций и оказался на 11-м месте.
• Новосибирский государственный университет — лидер в России по количеству научных публикаций на одного сотрудника, в то время как Российская экономическая школа первая по количеству цитирований на одну научную публикацию.
• По международным научным сотрудничествам Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет занимают 1-е и 2-е места соответственно; Университет ИТМО занимает 3-е место среди всех российских участников рейтинга.
• Два университета в г. Томске лидируют по количеству иностранных студентов, воплощая на практике концепцию Большого университета: Томский государственный университет показал лучший результат среди всех российских вузов и 8-й — среди всех стран Восточной Европы и Центральной Азии с переходной экономикой, а Томский политехнический университет по этому показателю находится на 2-м месте в России и на 10-м — во всем исследованном регионе.
• Высшая школа экономики (ВШЭ) по показателю присутствия в Интернете приближается к Санкт-Петербургскому государственному университету: ВШЭ находится на 3-м месте в России и на 9-м — в регионе в целом, а СПбГУ — на 2-м месте в России и 8-м — в регионе. Московский государственный университет уверенно лидирует в России и всем регионе.

Однако, внесем струю здравого смысла в эти восторги. Вот перечень стран, чьи университеты оценивались в данном региональном рейтинге: Албания, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кипр, Косово, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Северная Македония (бывш. – Македования) Сербия, Словакия, Словения, Турция, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония.

Не самый сильный состав. Мы явно не в своей лиге. А восторги словно копируют все еще распространенную практику формирования команд от России на универсиады – формально зачисляем профессиональных спортсменов в вузы и умиляемся разгромным успехам наших атлетов над обычными студентами-любителями.

Так что поводов для радости немного. Лишняя оценка, конечно, не повредит, но вот сам рейтинг полезен не для России, а для всех остальных участвующих государств – им есть и с кем себя сравнить, и стратегии подкорректировать. А нам стоит перестать упиваться сомнительными успехами и начать более взвешенно и стратегически выверено работать по основным институциональным и предметным рейтингам.

Рейтинг: https://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/2020
источник
Научно-образовательная политика
Установки: восемь уникальных и двадцать две коллективные

Минобрнауки подвел итоги двух конкурсов на поддержку уникальных научных установок и центров коллективного пользования.

Уникальная научная установка (УНУ) - комплекс научного оборудования, не имеющий аналогов в России. Такая установка создается научной организацией или образовательной организацией для получения научных результатов, достижение которых невозможно при использовании другого оборудования.

Победителями конкурса стали участники, чьи заявки заняли первые восемь мест в рейтинге. Грант каждого из первых семи победителей составят 87,5 млн рублей (50 млн рублей - в 2019 году, 37,5 млн рублей - в 2020 году), и 85 млн рублей будет выделено организации, занявшей восьмое место (48,5 млн рублей - в 2019 году, 36,5 млн рублей - в 2020 году)", - говорится в сообщении пресс-службы Минобрнауки, которое приводит ТАСС.

Среди победителей - Институт биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук (ИБХ РАН), который получит финансирование на модернизацию установки "Биомодель". Институт прикладной физики РАН, который планирует потратить средства гранта на комплекс крупномасштабных геофизических стендов. Институту оптики атмосферы им. В. Е. Зуева Сибирского отделения РАН грант предоставляется на развитие измерительно-информационной системы самолета-лаборатории Ту-134 и проведение исследований состава тропосферы российского сектора Арктики.

Также среди победителей - Иркутский государственный университет с проектом развития астрофизического комплекса, МГУ им. М. В. Ломоносова (установка "Трехмерная электронная микроскопия и спектроскопия"), Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (Курчатовский источник синхротронного излучения), Томский политехнический университет (исследовательский реактор) и Специальная астрофизическая обсерватория РАН (большой телескоп в п. Нижний Архыз).

Центр коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) - структурное подразделение, которое создано научной или образовательной организацией и располагает научным оборудованием и квалифицированным персоналом. Среди его задач - оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществления экспериментальных разработок.

«Победителями признаны участники, чьи заявки заняли первые 22 места в рейтинге. Размер гранта каждому из них составит от 52,4 до 160 млн рублей на 2019-2020 годы. Общая сумма, которая будет распределена между всеми победителями, - до 3,2 млрд рублей», - приводит слова пресс-службы Минобрнауки ТАСС. Конкурс проводился в соответствии с федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

По данным министерства, среди победителей - Исследовательский центр химической физики им. Н. Н. Семенова Российской академии наук (РАН), Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Институт астрономии РАН, Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера Сибирского отделения РАН, Институт ядерных исследований РАН, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и ряд других.

Материалы: по УНУ и ЦКП.
Полный список победителей по ЦКП можно изучить здесь.
источник
Научно-образовательная политика
Цифровой Далневосточный

Коллеги из Майского указа детально изучили текст Постановления Правительства России от 12 октября 2019 года № 1320 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на создание киберполигона для обучения и тренировки специалистов и экспертов разного профиля, руководителей в области информационной безопасности и информационных технологий современным практикам обеспечения безопасности».

Смысл документа в выстраивании правовых и финансовых моделей развития цифровой инфраструктуры на острове Русский под эгидой Дальневосточного федерального университета.

Однако, наши коллеги несколько неверно истолковали содержание документа. В частности – пункт требований о том, что организация, претендующая на субсидию, должна иметь соглашение по данному вопросу с ДВФУ и развертывать киберполигон именно на его цифровой инфраструктуре.

Факт наличия лишь у ПАО «Ростелеком» подобного соглашения показался коллегам подозрительным и свидетельствующим о фиктивном характере отбора организаций.

В действительности ситуация несколько иная.

По совокупности поручений президента по итогам Восточного экономического форума, состоявшегося 11–13 сентября 2018 года
Правительство должно проработать вопросы:
1.   о создании в рамках реализации национальных проектов и программ на острове Русский центра «цифрового развития» по направлениям разработки программного обеспечения в области обработки «больших» данных, информационной безопасности.
2.  (совместно с АСИ) о реализации образовательного проекта в сфере управления в цифровой экономике для сотрудников государственных органов власти и предпринимательского сообщества в Дальневосточном федеральном округе и последующем тиражировании в иных субъектах Российской Федерации.

Добавим к этому поручения по созданию технопарка, размещению ведущими компаниями и корпорациями инжиниринговых подразделений, а также центров исследований и разработок.

ДВФУ (и остров Русский) действительно становятся центрами цифрового прорыва – для этого определяются соответствующие проекты и программы (киберполигоны), а также – подтверждается правовой и географический статус – принадлежность к данному дальновосточному киберкластеру.

Из текста Постановления Правительства легко увидеть, что оно нацелено на отбор проектов по вопросам цифрового развития, а также подготовки «цифровых чиновников» - то есть тех векторов, по которым идет развитие ДВФУ и острова Русский.

Факт наличия лишь у ПАО «Ростелеком» профильного соглашения с ДВФУ не должно вводить в заблуждения – принято окончательное решение по развитию всей экосистемы в рамках модель инновационного научно-технологического центра (216-ФЗ), а в рамках V Восточного экономического форума были подписаны соглашения о создании на базе ДВФУ инжиниринговых центров и центра цифрового развития с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерством цифрового развития, а также рядом крупнейших компаний: ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», ПАО «Ростелеком», ПАО «ОАК», ПАО «МТС», ОАО «РЖД», АО «Вертолеты России», ПАО «Газпром», АО «Росгеология». Эти темы мы детально освещали.

Таким образом, процесс идет – соглашения заключаются, компании и по инжиниринговому, и по цифровому вектору активно интегрируются в экосистему острова Русского. Кроме того, сам факт заключения соглашений – это дело достаточно скорое (учитывая все вышеперечисленное). Самое главное – есть желание, потребность, спрос на решения и управленческие компетенции – как у бизнеса, так и у Дальневосточного федерального университета.
источник
Научно-образовательная политика
Фонтанка.ру сообщает:

Нервы у ректора Лесотехнического университета Юрия Беленького в какой-то момент сдали, он попытался вырвать телефон из рук журналистки.

Ранее стало известно о том, что в ЛТУ обсуждается вопрос объединения с Санкт-Петербургским государственным университетом промышленных технологий и дизайна.

Поднят он был вскоре после того, как проверка Минобрнауки показала нарушения в «лесопилке» на 380 млн рублей. Тем не менее, ректорат свои пояснения по этим претензиям дал, и ректор Юрий Беленький сохранил должность.

Студенты выступили против объединения. В то же время в Смольном сообщили, что на базе ЛТУ может быть создан научно-образовательный центр в рамках нацпроекта «Наука», который сможет претендовать на федеральные гранты.

https://www.fontanka.ru/2019/10/15/043/
источник
Научно-образовательная политика
Вагонные споры

Вопрос Шалтай-Бабая, похдваченный в НЕЗЫГАРЬ brief:

Как совместить трансфер власти, политический застой, управленческий паралич с требованием президента совершить технологический прорыв?

Собственно говоря, здесь три взаимосвязанных проблемы – каждая со своими решениями, которые тоже могут сработать только вместе:

Трансфер имеет два измерения – институциональное и персональное. Ключевая задача трансфера не в том, чтобы рассадить нескольких управленцев по имеющимся местам или переделать места под эти или иные начальственные персоны. Цель – создать рабочую систему, которая обеспечивала бы необходимый уровень повседневного автоматического динамизма. Отсюда ключевое требование – гибкость. Впрямую связана с «продувкой» системы.

Застой и паралич – необходимо:
-  резкое расширение «скамейки запасных»;
- формирование механизмов социальной мобильности на основе личных качеств управленца;
- отбор наилучших практик (их (пере)упаковка и тиражирование);
- культивация плодородного слоя лидеров;
- продувка и прокачка имеющихся управленческих магистралей.

На это работает система социальных лифтов и профессиональных конкурсов платформы АНО «Россия – страна возможностей».

Как не нарваться на слом, который вызвала Перестройка? Начинать нужно с максимально неполитизированных вопросов – региональные практики и «новая социалка» (культура, забота о животных, экология, мягкий урбанизм) на паритетных началах команд (и лидеров) с властью.

Технологический (а в действительности – научно-технологический) прорыв – решается за счет комбинации целеполагания (нацпроекты), магистральных локомотивов (военка, атомка, с недавних пор – цифра, генетика), резкое повышение компетенций граждан (от перемен в высшем образовании до массовой (пере)подготовки). Здесь решение кроется в максимальном привлечении молодежи в науку, повышении уровня достатка ученых, запуска новых институциональных и платформенных решений (научные и научно-образовательные центры мирового уровня).

Вопрос, как это совместить? Ответ на него уже сейчас дается – контуры новой системы намечаются, отрабатываются, тестируются, оцениваются. То есть ответ формулируется по всем пунктам и одновременно.

Трансфер – это не дискретное перемещение из точки А в точку Б, это не когда зашел в вагон Красной стрелы в Санкт-Петербурге и тут же вышел в Москве. Это и стук колес, и деревеньки за окном, и чай (жидкость чайного цвета) в подстаканниках, и метапозиция Бологого, и вагонные споры, и очереди за благами в торцах вагона.

Отсюда и ответ – чтоб совместить, надо совмещать. Никакой готовой формулы или схемы с печатями и подписями нет. Потому и нет смысла задаваться вопросом «как совместить» - если все процессы уже запущены и идут.

Нет смысла биться за роль машиниста (максимум можно – за проводницы). Россия как паровоз все равно летит вперед, а перспективы на сочетаемость запросов и адекватность ответов уже есть.
источник
Научно-образовательная политика
Цифровое кредо

В своих выступлениях Михаил Ковальчук (один из тех, кто определяет научно-технологический прорыв) говорит о разном, но часто возвращается к действительно важным вещам. Цифровая трансформация – это и вызов, и возможность. Попытаемся кратко описать ключевые положения его цифрового мировоззрение (дополнив своими размышлениями).

Цифровой суверенитет
Страна должна обладать защищенностью от цифровых угроз – все линии связи и вычислительные мощности, технологии по их производству, программное обеспечение, а главное – ключевые кадры – должны быть под контролем России. Выключатель должен быть в наших руках. Но и здесь перегибы недопустимы – нельзя уничтожать цифровых доноров лишь по причине географического положения их управляющих компаний, которые оказались таковыми чаще по мотивам защищенности, а не выгодности ведение бизнеса.

Цифра и дезинформация
Катастрофическое возрастание объемов информации (большие данные) приводит к столь серьезному усилению дезинформации. Человек должен сохранять свою роль в вопросах окончательного выбора – принимать результаты расчетов или нет.

Цифровой гулаг
Эта метаформа все чаще используется Михаилом Ковальчуком для того, чтобы продемонстировать – мир все больше атомизируется, а точнее – битируется. Погруженность в цифровое пространство означает зависимость от него – возможность в любой момент через поисковик получить ответ порождает вопросы об истинности и релевантности подобных данных.

Цифровой рубильник
Ключевой отраслью для цифровой экономики будет служить электроэнергетика. Без достаточного количества средств генерации, механизмов доставки и сохранения энергии цифровой пузырь напорется на банальное технологическое ограничение. Могут ли предоставить решение квантовые технологии? Пока ответа нет.

Цифровой человек
В этом блоке есть два интересных измерения. Первое – итогом цифрового развития (в части, например, искусственного интеллекта) должна стать природоподобная технология, которая не только будет соизмерима по мощности вычислений с мозгом, но и аналогичной по энергопотреблению.

Цифра должна быть природо-, а главное – человекоподобна.

Второе – изменение места человека в цифровом мире. Любой человек будет жить в цифре, но будут еще специалисты – они станут учить саму цифру (например, тренировать нейронные сети, формировать запросы), а также учить цифре других людей (научение цифровым компетенциям).

Цифровое управление
Является очевидным благом – за пару кликов будут решаться те задачи, на которые уходили человекомесяцы труда и кипы бумаг. Ключевой проблемой здесь становится защищенность персональных и личных данных. Эпоха полной цифровой прозрачности будет означать крах современного государства как такового.

Цифровой разрыв
Скорость цифровизации еще больше расширяет неравенство между странами, классами и народами. Развертывание интернета вещей невозможно там, где сигнал отсутствует или крайне дорог. Полная цифровая погруженность жителей «первого цифрового мира» будет означать отказ от чего-то не менее значимого, живого – что останется у остальных. Не менее значимым окажется разрыв внутри общества – между цифровыми и «аналоговыми» поколениями (хотя на его преодоление выделяются существенные ресурсы, в том числе в России).

Цифровой миллиард
Фактически цифра не отменит золотой миллиард, а лишь сделает его цифровым. В недавно нашумевшей статье говорилось о том, что массовая диджитальность будет уделом небогатых масс, а вот персонализированная человечность (педагогог, ассистент) – станет отличать богатых. Проблема «богатых и бедных» также обретает свое цифровое измерение.

Властелины цифры
На самом деле, властелинами цифрового мира станут не программисты, а люди с нестандартным мышлением. Мы здесь полностью согласны с Михаилом Ковальчуком – необходимо увеличивать долю гуманитарной и творческой компонент образования. А в целом среди выпускников должен расти процент творческих людей. И здесь речь не только о гуманитариях, но об адаптированных к цифровому миру специалистах с сильной гуманистической и этической подготовкой.
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем наших друзей и коллег из Skolkovo Leaks (@skolkovoleaks) с первой вершиной высшей категории - 10 000 подписчиков!

Это знак доверия тем, кто знает ситуацию изнутри, а о проблемах пишет не казенным языком, а будучи сопричастными ко всему, что творится в инновационном доме Сколково! От фитнеса до каршеринга, от спорных решений руководства до проблем конкретных лабораторий, от избыточно и необоснованно ярких звезд до практических успехов скромных стартапов - всё в центре вашего внимания!

Только вперед! Новые старые руководители-кураторы, научно-технологический прорыв, амбициозные коллеги-соперники с Воробьевых гор, распространение сферы своего влияния и статуса на всю страну через решение вопроса о постоянном нахождении резидента - на все эти вызовы Сколково должно дать ответ, а вам придется пояснить его нам всем! И дать свой авторский и квалифицированный комментарий!

Мы в Научно-образовательной политике (@scienpolicy) внимательно следим за сколковской жизнью, в том числе, через ваш классный канал!

Через несколько дней в Сколково начнёт работу масштабный форум "Открытые инновации", информационным партнёром которого является "Научно-образовательная политика".

Очень скоро, коллеги, сделаем совместный проект.

С десяткой!
источник
2019 October 16
Научно-образовательная политика
Дипломатия университета: вектор устойчивого развития

Дальневосточный федеральный университет продолжает играть роль не только форпоста научно-технологического и цифрового развития России, но и выполняет важные дипломатические функции. Причем в этой деятельности вуз не ограничивается традиционной научно-образовательной дипломатией.

С 15 по 16 октября на площадке ДВФУ Многосторонний форум Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) по достижению Целей в области устойчивого развития (ЦУР) в Северо-Восточной Азии собрал около 150 участников.

Представители шести стран (Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Япония, Монголия, Республика Корея и Российская Федерация) обсуждают национальные и субрегиональные аспекты и оценки уроков, извлеченных в процессе выполнения ЦУР, а также выстраивают перспективный диалог по вопросам партнерства для ускорения процесса в их достижении.

«Для университета большая честь принимать у себя такое важное мероприятие и укреплять сотрудничество с Субрегиональным отделением ЭСКАТО ООН для Восточной и Северо-Восточной Азии. Проведение этого Форума в ДВФУ способствует усилению роли России и Владивостока в реализации повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года в Северо-Восточной Азии. Российский Дальний Восток и его столица имеют огромный потенциал для социально-экономического развития и выстраивания прочных связей с азиатско-тихоокеанскими партнерами. В этом контексте ДВФУ твердо намерен содействовать этому сотрудничеству в различных областях. Университет применяет в образовательном процессе передовые технологии, используя свои ресурсы для подготовки кадров будущего, формируя конкурентоспособных специалистов на рынке труда», ― подчеркнула проректор по международным отношениям ДВФУ Виктория Панова.

«Приморский край имеет богатый, многолетний опыт сотрудничества с зарубежными странами в различных областях, активно развивает внешнеэкономические связи более чем со 100 странами. Работа на полях форума ЭСКАТО станет серьезным вкладом в развитие экономик и укрепит международные дружеские отношения», ― отметила первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина

Как отметили в службе проректора по международным отношениям, ДВФУ служит платформой для деятельности гражданского общества по продвижению ЦУР. Студенты и преподаватели университета проводят масштабные исследования по поиску новых способов лечения неизлечимых заболеваний, запускают инициативы по повышению осведомленности о ВИЧ/СПИДе. Еще одним приоритетом является освоение Мирового океана, разработка морских технологий для решения проблемы загрязнения водных ресурсов. Инженеры ДВФУ также работают над более безопасными и чистыми способами добычи нефти, газа и альтернативных источников энергии. Дальневосточный федеральный университет гордится сотрудничеством в этом направлении с такими представителями бизнес-сообщества, как «Роснефть», «Газпром», «Сахалин Энерджи». Кроме того, ДВФУ ежегодно организует и активно участвует в таких масштабных мероприятиях, как Час Земли, День ООН и многие другие.

В этих инициативах Дальневосточный федеральный университет раскрывается не только с научно-образовательной, но и социально-экономической точек зрения. Он выступает в качестве платформы диалога, а также продвигает значимые цели и задачи в макрорегиональном и глобальном масштабе. Благодаря подобной деятельности ДВФУ (а также тому факту, что вуз избран как место проведения мероприятия) Россиия глубже интегрируется в азиатско-тихоокеанскую повестку, а ее научно-образовательная политика действительно становится многовекторной.

Материал пресс-службы ДВФУ: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/representatives_of_six_countries_gathered_escap_forum_in_fefu_/
источник
Научно-образовательная политика
Судья давно минувших дней

Вчера все научно-образовательное сообщество взбудоражило особое мнение судьи Конституционного суда Константина Арановского о деградации системы автономии университетов и неадекватности выдаваемых дипломов.

Само содержание дела не столь интересно и его легко можно изучить по публикации в Коммерсанте или по Постановлению Конституционного суда (прилагаем).

Самое интересное заключено в особом мнении – это личная позиция члена судейской коллегии, которая заносится в итоговое решение. Кстати, процедурно то же самое возможно на защите дипломов, а тем более кандидатских – только там это фиксируется в протоколе.

Ключевая логическая цепочка судьи Константина Арановского:
1.  Диплом – подтверждение квалификации, полученной в атмосфере свободного научного поиска и педагогического творчества.
2.  Обеспечить ее возможно лишь в условиях автономиии университетов.
3.  Она все более подавляется, а вузы попадают под диктат внутренних и внешних управленцев.
4.  Отсюда вывод – на данный момент нет смысла придавать столь большое значение дипломам.

Особое мнение судьи Арановского оставило у нас двоякое впечатление. С одной стороны, в глубине души, с точки зрения философии образования он прав. Он прав по духу закона. Но вот по его букве – увы, очень многое в словах выдает мозаичность сопристия действительности и банальное непонимание хода текущих управленческих процессов.

На этой указали и комментаторы. Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко поспорил о том, что автономия вообще связана с квалификациями. И последние нужно присваивать отдельными механизмами (в педагогике по аналогии, видимо, с медициной). Это перекликается с идеей о педагогической ординатуре (мертворожденном проекте).

Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», кандидат технических наук Ванда Тиллес сосредоточилась на том, что демократия окончательно вымывается из вузов, а ректоров фактически «спускают сверху».

А вот вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов проявил большую сдержанность. Он заявил, что избыточная автономия университетов в настоящее время приведет к замыканию их в себе и резкому падению обшего качества образования, не говоря уже о снижении управляемости. Алексей Ремович упирает на дебюрократизацию – но это уже общее место во всех дискуссиях, упоминает, что на защитах даже дипломов должны присутствовать представители из иных вузов – и это уже давно реализуется.

Армен Арамян, редактор студенческого журнала DOXA говорил на более системном уровне – о встраивании университетов в вертикаль власти и вопросах соотношения полномочий в этой системе.

Зададимся вопросом о значении этого особого мнения. Конституционный суд является высшей инстанцией защиты основного закона и зафиксированных в нем правах и свободах человека.

В этом смысле обращение к теме взаимоотношений университета и органов управления, соответствия качества образовательной системы и выдаваемых дипломов – безусловно полезно.

Однако, все же конституционный судья не является экспертом в текущих вопросах научно-образовательной политики. Никаких оригинальных суждений он не высказал – обо всем этом уже много лет говорится на всех уровнях: от заседаний Правительства до студенческих СМИ. Аргументация очень во многих моментах банально устарела на года, а то и десятилетия.

Отсюда вывод – слова судьи Арановского это лишний повод задуматься о текущих проблемах образовательной политики. Но вот воспринимать их дословно и как таран использовать для очередной серии нападок на управленческий класс было бы излишне самонадеянным.

Текст в Коммерсанте: https://www.kommersant.ru/doc/4125068
Текст постановления КС: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision430475.pdf.
Коммерсантъ
Судья КC вынес вердикт российскому образованию
Судья Конституционного суда (КС) РФ Константин Арановский заявил о недоверии к дипломам российских вузов и в целом жестко раскритиковал систему российского высшего образования. Такие заявления “Ъ” обнаружил в «особом мнении» судьи по одному из свежих решений КС. Константин Арановский считает, что «бессчетные средства», потраченные на образовательные реформы, стоило использовать «на достойную оплату преподавательского труда». Также судья упрекает ректоров российских вузов за то, что они отказались от «самоуправления и академической свободы» и в результате «обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию». “Ъ” подробно пересказывает размышления Константина Арановского и публикует комментарии к ним от участников образовательного сообщества.
источник