Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 June 24
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Презентации пяти НОЦ первой волны: Кемеровская область - Кузбасс, Нижегородская область, Белгородская область, Пермский край, Западно-Сибирский НОЦ (Тюменская область – ХМАО – ЯНАО).
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые читатели!

Редакция «Научно-образовательной политики» постоянно стремится сделать канал более интересным для вас.

За первое полугодие 2019 года мы существенно расширили экспертную базу: уже сейчас в подготовке материалов для НОП участвуют сотни ведущих профильных экспертов - от учителя в школе до губернатора и заместителя федерального министра.

В этой связи мы хотим узнать ваше мнение по нескольким вопросам.
источник
Научно-образовательная политика
Какая тематика наиболее интересна лично для вас?
Анонимный опрос
30%
Высшее и непрерывное образование (ВО и ДПО)
9%
Общее (школьное) и среднее профессиональное образование (СПО)
27%
Наука – академическая и вузовская
10%
Цифровая трансформация образования
19%
Научно-образовательная политика (элитные расклады, баланс сил, столкновения интересов)
4%
Федеральная и региональная политика (политическая система, трансфер, выборы, и т.п.)
Проголосовало: 623
источник
Научно-образовательная политика
Какой формат материалов для вас наиболее интересен?
Анонимный опрос
12%
Новости (лента новостей)
52%
Аналитические материалы
36%
Инсайды
Проголосовало: 606
источник
Научно-образовательная политика
Какое количество материалов на канале (с репостами) в день вы считаете оптимальным?
Анонимный опрос
23%
1-2
51%
3-5
21%
6-10
3%
11-15
2%
Более 15
Проголосовало: 651
источник
Научно-образовательная политика
Тем временем в Москве стартовал сегодня Всероссийский водный конгресс. И мы можем видеть первые результаты работы НОЦ. Тюменский госуниверситет в рамках Западно-Сибирского НОЦ представляет на нем свои разработки для точного земледелия и цифровизации агроиндустрии, а также лесного хозяйства. Проекты созданы для экологического мониторинга и исследований в Обь-Иртышском бассейне - крупнейшем речном бассейне России.

Экспозиция тюменцев посвящена главным образом разделу конгресса
 «Внедрение наилучших доступных
 технологий». В рамках тематики сотрудники вуза демонстрируют оборудование дистанционного и автономного экологического мониторинга и специализированное программное обеспечение. Кроме того, уже представлены некоторые
результаты мониторинга.

«Исследования Обь-Иртышского бассейна Тюменский госуниверситет проводит с 1970-х годов, - сообщил ректор ТюмГУ Валерий Фальков. – За эти годы были выполнены крупные научно-исследовательские проекты. В частности, обследованы более 250 озер в тундровой и таежной природных зонах Западной Сибири, сформирована уникальная база данных по химическому составу вод и донных отложений малых озер территории. Наши специалисты сформировали фактологическую основу для оценки степени трансформации поверхностных водных объектов Среднего Приобья, Пур-Тазовского междуречья и других староосвоенных нефтегазовых регионов».

Сегодня в ТюмГУ действует самая
современная в регионе лаборатория по изучению химии природных вод, а также лаборатория качества вод, устойчивости водных экосистем и экотоксикологии. По словам В.Фалькова, объединившись
 в межрегиональный Западно-Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ), ученые Тюменской области, Ханты-Мансийского и
 Ямало-Ненецкого автономных
 округов планируют начать водный
 контроль и оперативное
 выявление проблемных зон
 речных бассейнов. Для этого будет создана мониторинговая сеть пунктов Обь-Иртышского бассейна.

Как отмечают специалисты, такая работа необходима: Обью формируется масштабная зона загрязнения в акватории Северного Ледовитого океана. Но пока нет достоверных данных о происхождении и генезисе загрязненных вод, выносимых Обью в Карское море. Не существует и системы объективного контроля за трансграничным переносом загрязнений. Потому необходимы мониторинговые исследования,
позволяющие объективно оценить объем вклада в загрязнение от техногенных и природных источников при учете сезонной и многолетней динамики. Этим и займутся в ближайшее время ученые Западно-Сибирского НОЦ.

В ближайшее время на водном конгрессе ожидают Министра строительства и ЖКХ (экс-губернатора Тюменской области) Владимира Якушева и Министра природных ресурсов и экологии (экс-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа) Дмитрия Кобылкина.
источник
2019 June 25
Научно-образовательная политика
Коллегия Минобрнауки и нацпроект «Наука»

В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации состоялось заседание Коллегии, которое провел Министр Михаил Котюков.

В заседании приняли участие заместители Министра Алексей Медведев, Сергей Кузьмин, Александр Степанов, Наталья Бочарова, Денис Солодовников, директора департаментов Минобрнауки России, представители органов власти субъектов РФ, в которых будут созданы первые 5 научно-образовательных центров мирового уровня, предусмотренных нацпроектом «Наука».

С основным докладом выступил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев.

«Национальный проект «Наука» вступил в активную стадию реализации. Сформирована необходимая нормативно-правовая база, законтрактовано 44% расходов национального проекта, запущены конкурсы на реализацию его мероприятий. В соответствии с проектом и в целях решения задач Стратегии научно-технологического развития планируется создание 15 научно-образовательных центров мирового уровня, 16 научных центров мирового уровня, 14 центров компетенции НТИ и научных центров мирового уровня, которые обеспечат объединение потенциалов ведущих научных и образовательных организаций с организациями реального сектора экономики, создание новых конкурентоспособных технологий и продуктов и их коммерциализацию, подготовку кадров для решения крупных научно-технологических задач», - рассказал Алексей Медведев.

Правительством РФ определены регионы, в которых без проведения конкурсного отбора будут созданы первые 5 НОЦ, а также ключевые направления их деятельности. В ходе заседания Коллегии Минобрнауки России представители пилотных регионов – Пермский край, Тюменская, Нижегородская, Кемеровская и Белгородская области – представили свои концепции организационной структуры создаваемых НОЦ, их отраслевой направленности, а также рассказали о заключаемых соглашениях с промышленными партнерами.  

«На нас с вами возложена очень большая ответственность. Нужно правильно сфокусироваться и определить направления деятельности НОЦ. Поскольку нет мировой практики и четкого определения мирового уровня научных исследований, пилотным регионам предстоит, в том числе, определить, в чем именно будет состоять их передовой опыт. Нам предстоит объединить достижения научной мысли с требованиями экономической эффективности. И в результате еще и студентов выпускать с правильными актуальными знаниями», - отметил Министр науки и высшего образования РФ. Михаил Котюков призвал коллег тщательнее проанализировать первоочередные и стратегические цели создаваемых пилотных НОЦ, чтобы они могли эффективно заработать уже в этом году, а также наладить горизонтальные связи между центрами для обмена организационным опытом.

По итогам рассмотрения докладов представителей органов исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано внести поправки в проекты программ развития НОЦ и направить их в Минобрнауки России для рассмотрения.

Расширение НОЦ планируется в 2020-2021 года на основании конкурса. Как звучало на заседании Коллегии, Минобрнауки России готово оказать необходимую методическую поддержку субъектам Российской Федерации, которые не примут участие в конкурсном отборе или не будут отобраны по его результатам, но пожелают самостоятельно создать НОЦ. Как отметили участники заседания Коллегии, реализация национальных проектов осуществляется в соответствии с графиком и должна обеспечить выполнение их ключевых показателей в полном объеме.

Также в рамках Коллегии были рассмотрены вопросы реализации национального проекта «Образование», развития кадрового потенциала Минобрнауки России и подходов к формированию системы оплаты труда руководителей высших учебных заведений.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1571
источник
Научно-образовательная политика
- Радищева проходят сейчас в школе?
- Да,«Горе от ума» проходят.
Министр образования Хакасии пересмотрела роль Грибоедова в литературе.
https://www.krsk.kp.ru/daily/26994/4054856/
источник
Научно-образовательная политика
Сложные в управлении

TОП-10 университетов по сложности управления (по версии Минобрнауки России)

1) РЭУ имени Плеханова
2) Дальневосточный федеральный университет
3) Крымский федеральный университет
4) Московский авиационный институт
5) Московский технологический институт
6) Уральский федеральный университет
7) Санкт-Петербургский политехнический университет
8) Сибирский федеральный университет
9) Казанский (Приволжский) федеральный университет
10) Российский университет дружбы народов.

Согласны почти со всеми призовыми местами:

"Плешка" - большой столичный вуз на пересечении интересов элит - от ТПП до Правительства Москвы, да и глава набсовета - Чемезов, что заставляет ректора Гришина работать в условиях повышенной сложности.

ДВФУ решает задачи масштаба, которые обычно под силу только ФОИВам: на носу очередная из них - Восточный экономический форум, который по масштабу уже почти сравнялся с ПМЭФ.

Уральский и Казанский (Приволжский) федеральные университеты - это краеугольные камни в системообразующих регионах, а управление ими - сложнейшая задача.

Питерский политех и РУДН - традиционные участники научно-образовательной политики, и с ними всегда было нелегко.

А вот третье место Крымского федерального университета удивляет - наша редакция неплохо знакома с внутренней кухней всех участников рейтинга, и мы убеждены, что Крымский федуниверситет имеет массу льгот по сравнению с многими своими коллегами из списка.

https://na.ria.ru/20190624/1555851191.html
источник
Научно-образовательная политика
Мегалокомотив

Одним из ключевых научно-политических вопросов эпохи прорыва (трансфера, нацпроектов) является megascience. Обсуждения данных вопросов ведутся на любом подходящем мероприятии – и ПМЭФ 2019 не стал исключением.

Основной массив мегаустановок, которые планируется создать – это синхротроны и экспериментальные реакторы. Возглавляет программу по синхротронным и нейтронным исследованиям (соответствующая ФНТП сейчас пишется) – Курчатовский институт.

На установки megascience возлагаются не только собственно научные задачи. Они должны служить драйверами развития научно-технологической сферы еще на этапе проектировки и строительства.

Идеи, технологии и кадры – именно эти компоненты аккумулируют мегаустановки.

На стадии проектировки и строительства – необходимо привлечение лучших решений, технологий и инженерно-технических кадров. Почти нигде не обойтись без международного сотрудничества.

К моменту запуска помимо обслуживающих инженеров высшей квалификации требуются также ученые, умеющие работать на этом оборудовании. Готовить их нужно, естественно, заранее, а кое-что придется объяснять «на пальцах» или вывозить за рубеж на аналогичные установки.

При полной нагрузке установка должна не только качественно обслуживаться, но и в максимальной степени использоваться учеными и исследователями – для этого к моменту постройки соответствующих рабочих станций должны быть готовы программы исследований.

Отдельно нужно отметить, что подобные установки всерьез изменяют городскую среду – они во многом становятся градообразующими предприятиями. Даже для Академгородка (и в целом – Новосибирска) СКИФ окажется таковым, что уж говорить о дальневосточном РИФе на острове Русский. Работникам требуется жилье, они заводят семьи, им нужны парки и парковки. Командам, которые приезжают для работы необходимы отели. Для обсуждения проблем – конференц-залы, для обучения – аудитории. Для мегаустановок требуется много электроэнергии – отсюда ввод новых мощностей, оптимизация энергосистем городов.

Мегаустановки являются стержневыми (сквозными) элементами научно-технологического прорыва (прогресса), которые выступают в качестве точек роста, причем не только научного или технического, но также социально-экономического.

Все мы вышли из атомного проекта – приблизительно так можно трактовать слова одного из идеологов прорыва Михаила Ковальчука. И это действительно так. Реакторы, токомаки, коллайдеры, синхротроны – это все продукты атомного прорыва.

В научно-технологическом прорыве два локомотива.

Первый – атомный (Росатом и Курчатовский институт), одним из ответвлений которого как раз и являются мегаустановки.

Второй – ОПК, которая через заявленную диверсификацию и конверсию должна постепенно перейти к производству 50% продукции гражданского назначения.

И «атомный» и «военный» локомотивы работают по накатанным рельсам, именно поэтому требуются новые точки роста.

На верхнем эшелоне – это установки megascience. Уровнем ниже – научно-образовательные центры мирового уровня, чуть более специализированы – научные центры мирового уровня.

Многие представители научного сообщества недовольны тем, что выделяется ряд крупных (и мегапроектов), которые «съедят» практически все средства по нацпроекту. А напомним – что вообще все исследования и разработки теперь должны быть «упакованы» в комплексные научно-технические программы и проекты.

Но в случае с мегаустановками особого выбора не было – только подобные сверхмасштабные проекты способны впрямую подтолкнуть социально-экономическое развитие через научно-технологическое. Также эти установки (а еще и НОЦ, НЦ, КНТПП) способны перестраивать научные, образовательные и технологические пространства, формируя синергетический эффект.

Именно поэтому нельзя было просто раздать весьма значительные средства нацпроекта или госпрограммы НТР – обычными грантами. Кстати, и среди тех лишь мегагранты (исконные и у РНФ) действительно приводят к серьезным структурным изменениям.

А самое главное, мегаформаты и megascience действительно обеспечивают прорывные научные результаты.

https://www.kommersant.ru/doc/4004727
источник
Научно-образовательная политика
Юбилей Болонского процесса

Вчера, 24 июня, в Болонье началась огромная международная конференция, посвященная 20-летию Болонской декларации.

В мероприятии принимают участие более 1200 делегатов из 80 стран, включая почти 200 ректоров.

Болонский процесс был и остается, пожалуй, наиболее успешной попыткой глобализации высшего образования, которая привела не только к формированию общей структуры высшего образования, резкому повышению академической мобильности.

Сегодня к Болонской декларации присоединились официально 47 стран (20 лет назад ее подписали 29) и еще 17 стран фактически следуют ей.

К сожалению, Россия недостаточна активна в этом процессе, что ограничивает наши возможности воспользоваться его плодами, в том числе, для расширения экспорта образования. На конференции в Болонье представлены только три российских университета. В то же время ректоры и проректоры из восьми казахстанских университетов активно участвуют в ней.

Есть правда и хорошая новость для российской высшей школы. Из 230 докладов, присланных для конференции, только 10 включены в программу как пленарные.

Среди них доклад Института образования НИУ ВШЭ о новом понимании человеческого капитала для развития образования.

http://bolognaprocess2019.it
источник
Научно-образовательная политика
Как РАН у Минобрнауки ВАК отнимал

В Академии наук некоторое время действовала комиссия под председательством вице-президента В.В. Козлова, вырабатывавшая предложения по видению будущего ВАК. Сегодня на Президиуме по этому вопросу докладывал академик В.И. Стародубов.

Исходные предложения по ВАКу:
1.  ВАК должен стать самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого будет являться Правительство Российской Федерации.
2.  Состав ВАКа, Президиума ВАКа и кандидатура председателя выносится на рассмотрение Правительства Президиумом РАН. Председатель ВАК должен быть в ранге вице-президента РАН.
3.  Приостановить до обобщения опыта выдачу разрешений на самостоятельное присуждение ученых степеней вузам и научным организациям. Необходимо принять решение о целесообразности этих шагов.

Также г-н Стародубов отметил, что есть вариант включения ВАК в состав РАН, при этом по поручению Правительства Академия выполняет соответствующие функции по координации его деятельности.

Основные – это, естественно, первые два пункта. Первый означает – вывод ВАКа из структуры Министерства науки и высшего образования. Второй – отдает полный контроль за составом в руки РАН.

Президент РАН Александр Сергеев сам был не очень рад обсуждать данный вопрос, но особого контроля за событиями вокруг связки РАН-ВАК он уже давно, судя по всему, не имеет. Он выделил несколько аргументов «За»:
1.  Исторический момент.
2.  Аналогичная ситуация с Рособрнадзором.
3.  Независимость экспертной работы и системы оценки.

Вице-президент А.Р. Хохлов отметил, что в любом случае история с трансформациями ВАК будет долгой. Подобные изменения можно внести только в новый закон о науке, а тогда, по мнению Алексея Ремовича, истечет срок полномочий текущего состава ВАК. Однако, г-н Хохлов выделил проблемы и с нынешним составом ВАК.

Основная – выведение из состава ВАК и экспертных советов Комиссии людей, которые активно боролись с фальсификацией диссертаций (члены «Диссернета»). При этом остались те, кто, по мнению академика, там оставаться не должны. В качестве примера он привел оставшегося даже на третий срок ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игоря Максимцева, назвав его вуз – одной из организаций, где активно защищаются недоброкачественные диссертации.

Алексей Хохлов предлагает обратиться к ВАК с призывом приглашать членов комиссии по противодействию фальсификации научных исследований на рассмотрение проблемных диссертаций. Это компенсировало бы вывод некоторых активных персон из состава Комиссии.

В ходе обсуждения Президент РАН Александр Сергеев перевел акцент на то, чтобы РАН согласовывала состав ВАК. Это же сняло требование о статусе вице-президента РАН для председателя Комиссии.

В итоге Президиум РАН проголосовал за три пункта:
1.  ВАК должен быть самостоятельной организацией, подведомственной напрямую Правительству.
2.  Состав ВАК согласуется Академией наук.
3.  Несогласие с практикой присуждения научных степеней вузами и научными организациями и необходимость ее детального изучения.

Протокольно приняли решение обратиться к академику Васильеву, чтобы он призвал ВАК сотрудничать с вышеупомянутой комиссией РАН.

Текст Постановления Президиума РАН должен быть готов сегодня вечером или завтра утром – к заседанию Президиума ВАК.

В итоге фактически произошел бунт РАН против Минобрнауки и попытка узурпировать дополнительные функции.

Это был откровенный демарш с требованием изъять ВАК из структуры Министерства, а также удар по весьма значимой для руководства Минобрнауки и ведущих вузов линии на расширение состава организаций, имеющих право самостоятельного присуждения степеней.

Это выступление может всерьез испортить отношения Академии и Министерства, а также – резко понизить договоропригодность и РАН, и ее президента Александра Сергеева.

Кажется, Академия провалила очередной экзамен на то, чтобы встроиться в новую систему научной политики.

Видео-запись заседания.
источник
Научно-образовательная политика
О директорах и научных руководителях

Если разбудить посреди ночи любого представителя научно-образовательного сообщества и спросить: «Кто возглавляет любой научный институт?» - то ответ будет однозначным: «Директор».

Однако, со времен ФАНО в научно-образовательную сферу вносилось (вынужденно, ведь полномочия Агентства были урезанными) некоторое разделение – административно-управленческих и научно-направленческих функций.

В этой логике Минобрнауки, в принципе, обсуждает возможность работы по двум направлениям – расширения полномочий президентов в вузах и научных руководителей в научных институтах. По идее трек на усиление роли научных руководителей поддерживается и Академией наук.

По этой линии руководство (да и рядовые члены РАН) видит возможность поближе притянуть к себе институты, которые стали подведомственными организациями Министерства науки и высшего образования.

Также этот процесс несколько снимает напряжение в вопросах обновления директорского корпуса – этот вектор уже несколько лет выдерживает команда Михаила Котюкова (ФАНО-Минобрнауки). И здесь РАН солидарна с Министерством – действительно, молодой кандидат наук, знакомый с управленческими процедурами современной научной политики, скорее сможет решать административные вопросы и взаимодействовать с органами власти, чем детально разбираться во всех тонкостях работы каждой группы (а то и отдельного научного сотрудника) своего института.

В идеале подобные функции должны выполнять научные руководители. Но и здесь, как показало обсуждение на Президиуме РАН, есть свои сложности. Далеко не во всех институтах вообще есть члены Академии, более того – не в каждой организации есть позиция научного руководителя. И в первую очередь, из-за широкого масштаба проводимых исследований. Просто нет человека, который мог бы объять все направления работы и детально в них разбираться. Где-то директоры вполне хорошо разбираются в научных вопросах и в дополнительной поддержке не нуждаются. Где-то даже есть конфликт директора и научного-руководителя.

Дискуссия на Президиуме шла вокруг создания координационного совета научных руководителей. Спорили по каждому пункту – даже по вопросу, нужно ли в каждом научном институте (и ФНЦ, и ФИЦ) вводить подобную должность.

Естественно, многие в руководстве РАН ратуют за то, чтобы научных руководителей назначала именно Академия – это понятно, ведь только так можно будет приблизить институты к ней. Той же цели, в общем-то, служит и координационный совет.

Президент РАН Александр Сергеев и многие выступавшие много раз проговаривались – это ненормально, что многие (чуть не большинство) директоров институтов не являются членами Академия, которая, следовательно, не имеет никакого влияния на них.

Именно вопросы власти и контроля – в основе деятельности Академии по развитию института научных руководителей. Цель – через них управлять институтами.

Именно вопросами власти РАН и ее руководство озабочено больше, чем пользой для институтов и науки. Ведь верно было отмечено в дискуссии – очень во многих случаях директоры будут резко против расширения полномочий научных руководителей.

И здесь президенту РАН Сергееву не удастся спрятаться за формальную поддержку Минобрнауки, которое вынуждено иногда уступать давлению и Академии, и крикливой научной общественности. Но при этом ведомство озабочено вопросами управления – а директор института должен быть хорошим управленцем, но большим ученым - необязательно.

Риски вокруг института научных руководителей огромны – о них говорили многие выступавшие: это рассорит коллективы внутри институтов; директорский корпус ожесточит против РАН; в итоге разожжет конфликт Академии и Министерства. Отдельный вопрос – ответственность научных руководителей (получается, не перед Минобрнауки, а перед Президиумом РАН)?

В итоге решили совет создать, а заодно потом у него и спросить – что, где, как и насколько нужно менять в этих вопросах. Основные конфликты, получается, еще впереди.

Видео-запись заседания.
источник
Научно-образовательная политика
Впереди Остров!

Всего две недели остаётся до начала главного образовательного события этого лета - образовательного интенсива "Остров 10-22".

Каждый день, начиная с сегодняшнего, мы станем знакомить вас с программой "Острова", его авторами и спикерами, будем делиться аналитикой и инсайдами.

Сегодня, на обсуждении программы "Острова" в Минобрнауки, министр науки и высшего образования Михаил Котюков очень четко дал понять участникам встречи, что данное мероприятие для Минобрнауки - важнейший приоритет. Министр даже обозначил свои личные приоритеты в программе "Острова" - это трек по НОЦ, "факультет" экосистем и урбанистики, а также Лаборатория новых форматов ДПО.

Этим трём темам в сегодняшней дискуссии было уделено особое внимание. Развитие НОЦ для Министра - явно любимое детище. О важности модернизации вузовской системы ДПО говорил сегодня не только Котюков, но и его заместитель Марина Боровская.

А тематике развития кампуса вуза как точки роста всего города Михаил Михайлович посветил целую речь:

"Ожидания от этого направления колоссальные. Мы ведем этот вопрос давно, и в Сочи и на ПМЭФ. Университет, кампусы должны стать драйвером развития агломерации. Должно произойти принципиальной изменения парадигмы. Образование в том контексте, который мы обсуждаем – это не социальная сфера, это одна из самых быстрорастущих отраслей экономики с огромным неудовлетворенным спросом. А коли спрос есть, в него должны войти все рыночные инструменты. В этом смысле кампус может быть частью городской территории. Кампус – та точка, через которую будет меняться все городское пространство. Это и экспорт образования, и образовательные центры и все остальное. Мы готовы быть активными пользователями, участниками этих пространств.
Представителей от НОЦ интегрировать в факультет".

Среди других треков-факультетов "Острова":
- Факультет сквозных технологий НТИ;
- Факультет рынков НТИ;
- Факультет  управления, основанного на данных;
- Гуманитарный факультет;
- Факультет образовательных технологий
- Факультет технологического предпринимательства и трансфера технологий;
- Факультет практик будущего;
- Клуб мышления.

Основые авторы треков "Острова 10.22": МШУ Сколково, Инстутут образования НИУ ВШЭ, АСИ, АНО "Платформа НТИ", ДВФУ, АО "РВК".
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник