Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 June 21
Научно-образовательная политика
Владимир Владимирович выступил с напутствием выпускникам школ.
источник
2019 June 22
Научно-образовательная политика
Получается, что Пермский край обменял Теодора Курентзиса на научно-образовательный центр мирового уровня.

Знаете, при всей нашей вере в научно-технологический прорыв, обменный курс был просто грабительским.
источник
Научно-образовательная политика
Духовные проблемы

На днях в Московской Духовной Академии РПЦ (МДА) на выпускном экзамене бакалавриата произошёл скандал, а именно - была выявлена подтасовка результатов экзаменов: накануне студенты получили схему раскладки билетов.

Ректор МДА Архиепископ Верейский Амвросий тут же доложил об инциденте Патриарху Кириллу и инициировал создание комиссии, которая выявила факты
системного сговора студентов с сотрудниками Учебно-методического отдела.

Стоит отметить,что ректор МДА был назначен на свою должность в 2018 году после череды скандалов, сопутствовавших работе прошлого состава руководства Академии.

Несмотря на оперативную реакцию руководства МДА и доклад "наверх" о том, что виновники (рядовой сотрудник Учебно-методического отдела) найдены и наказаны, "Научно-образовательная политика" позволит себе не согласиться с тем, что инцидент исчерпан.

Так вышло, что среди наших экспертов есть сотрудники МДА, а также люди, близкие к руководству Троице-Сергиевой лавры (МДА расположена именно там). В этой связи мы знаем, что проблемы, преследующие последние годы главное высшее учебное заведение РПЦ - не решены, а лишь задрапированы.

Более того, в МДА буйно развивается типичная для элитных светских вузов проблема "блатных" студентов, когда "золотая" молодёжь не особенно вникает в учебный процесс, но учебный год всегда заканчивает с высокими баллами.

Наши источники сообщают, что Архиепископ Амвросий лично прекрасно осведомлён о подобных фактах. Особенность ситуации в том, что "золотая молодежь от РПЦ" попала в МДА не просто так, а под будущее служение в конкретных приходах.

Владыко Амвросий не просто Архиепископ и ректор - он Викарий (заместитель) Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

А ещё член координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви и Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах (в первую очередь, светских, подчинения Минобрнауки).

В этой связи Владыке Амвросию (кстати, прогрессивному человеку, не чурающемуся онлайн-диалога с экспертным сообществом) стоит гораздо внимательнее посмотреть на системные управленческие ошибки в МДА. А может и шире - в системе профессионального образования РПЦ, совместно с коллегой, митрополитом Иларионом.

Потому как проблемы, не решённые сегодня, завтра могут стать фатальными не только для МДА, но и для старших коллег его руководства.
источник
Научно-образовательная политика
Для тех, кто пытается и в Телеграме убедить читателей во враждебности грузинского народа, расскажем историю из личной жизни.

Пару лет назад автор этих строк заблудился на улочках в центре вечернего Кутаиси. Навигатор барахлил, и вкусный ресторан с лучшими хинкали всё никак не находился.

Кончилось тем, что большой внедорожник с московскими номерами автора строк упёрся в крупного мужчину, который стоял ровно посреди дороги.

Мужчина оказался полицейским, а улица - с односторонним движением. И конечно, автор строк ехал "по встречке". Более того, улица в этот день оказалась закрытой для транспорта, так как был большой национальный праздник.

Как думаете, чем кончится такая ситуация, если "товарищ майор" поймает в День Москвы у Кремля на встречке джип на киевских или тбилисских номерах?

А для нас это кончилось тем, что полицейский сначала сказал "Дарагой, зачэм на мэня па всрэчке едешь"? А выслушав ответ про хинкали и хачапури, улыбнулся и рассказал как проехать к ресторану кратчайший дорогой.

Будьте умнее и мудрее, читатели Телеграма.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня стартовала 11-я международная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет» (АПУ).

Это совместный проект Северного (Арктического) федерального университета, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) и Русского географического общества при поддержке Минобрнауки России.

На архипелаге Шпицберген запланировано проведение социологических и почвенных исследований, а также посещение Российского научного центра в Баренцбурге, Университетского центра на Шпицбергене и научных станций в Ню-Олесунне.

Большой блок научных работ запланирован на уникальном разрезе „Кольский меридиан“ - там будут проведены  океанографические и метеорологические исследования, произведён отбор проб донных отложений, планктона и микропластика.

Рейс 11-й экспедиции АПУ пройдёт с 22 июня по 11 июля.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1570
источник
2019 June 23
Научно-образовательная политика
Козак разрулил ситуацию по Молдавии.
Почему бы не дать ему и Украину?
https://t.me/kremlebezBashennik/7746
@preemnik
Telegram
Кремлёвский безБашенник
О переговорах России и Украины

Несмотря на публичную риторику двух президентов, переговоры команд начались еще загодя до победы Владимира Зеленского в выборах.

Одна из линий переговоров - через  Владислава Суркова, о чём пишут коллеги. Ошибка суждений в том, что инициатива исходит от Игоря Коломойского. Идея и сам переговорный процесс идёт по линии Рината Ахметова, который таким образом ищет гарантии для себя в новой управленческой парадигме на Украине.

Переговоры (с мая) проходят в Донецке, Ялте и в меньшей степени - в Ростове. В числе участников переговоров - экс-президент Украины Виктор Янукович.

Вторая линия переговоров идёт уже по инициативе Коломойского, и в ней участвует широкая коалиция как с украинской, так и российской стороны.

Ключевые фигуры с украинской стороны - сам Коломойский, мэр Харькова Геннадий Кернес, российско-украинский бизнесмен Павел Фукс и их бизнес- окружение.
Отдельный игрок и участник переговоров - экс- президент Украины Леонид Кучма.

С российской стороны участвуют экс- мэр…
источник
2019 June 24
Научно-образовательная политика
Бережливые российские университеты

Меньше года назад в России учредили Ассоциацию бережливых вузов: в её состав вошли 11 университетов. Проект курирует государственная корпорация "Росатом".

По замыслу организаторов, ставка сделана на внедрение бережливых технологий в управленческую систему, где миссия университета заключается в подготовке высококвалифицированных кадров в условиях создания комфортной среды, основанной на принципах бережливого производства. Эта среда должна быть комфортной для ключевых участников образовательного процесса, то есть студентов и преподавателей.

Проект бережливого вуза позволяет состыковать передовые управленческие практики различных векторов работы: научного, производственного, технологического, образовательного. Это позволит в будущем намного проще выстраивать взаимодействие вузов, научных организаций и высокотехнологичных индустриальных партнёров.

На минувшей неделе трансформацию работы приёмных комиссий российских вузов при внедрении бережливых технологий обсудили в опорном вузе Кузбасса - Кемеровском государственном университете - в рамках заседания Ассоциации бережливых университетов.

За 2018–2019 годы в Кузбассе реализовано порядка 300 проектов с применением бережливых технологий в сфере оказания услуг, образовании и здравоохранении, на автотранспортных предприятиях, в результате чего сократилось время приёма документов и предоставления услуг.

По итогам 2018 года опыт работы приёмной комиссии Кемеровского госуниверситета признан успешным проектом по внедрению бережливых технологий среди университетов – членов Ассоциации бережливых вузов России.

В рамках межрегиональной конференции озвучена идея о необходимости совместной работы региональных властей и КемГУ по реализации проекта «Бережливый регион» и формированию производственно-управленческой системы Кузбасса.

В ходе заседания Ассоциации бережливых вузов России был представлен проект положения о проведении конкурса «Бережливый вуз» по тематике «Эффективность и качество работы приёмной комиссии». В число конкурсных критериев оценки вошли облик вуза, картирование потока создания ценностей, обеспечение качества, предложения по повышению эффективности работы приёмной комиссии, удовлетворённость работой приёмной комиссии со стороны сотрудников и абитуриентов.

Добавим, что сегодня в состав Ассоциации входят Удмуртский, Тульский, Кемеровский государственные университеты, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Кировский и Сибирский государственные медицинские университеты Минздрава РФ, Пятигорский медико-фармацевтический институт, Нижегородский инженерно-экономический университет, Приволжский исследовательский медицинский университет, а также Майкопский государственный технологический университет.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в Государственной Думе проходят Парламентские слушания "О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации".

Выступление Министра просвещения Ольги Васильевой вызвало одобрение и депутатов, и Председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Он не просто поддержал позицию Министра (в частности, по необходимости поддержки малокомплектных школ), но и выразил недовольство работой Минфина.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Одной из наиболее острых проблем в образовании в последнее время стали учебники - механизмы их создания, интеграции с требованиями стандартов экспертизы, формирования перечня.

Депутаты Госдумы в рамках подготовки к сегодняшним Парламентским слушаниям детально изучили данный вопрос.

Одним из ключевых замечаний является несовершенство экспертизы по связке Российская академия наук + Российская академия образования.

А важным предложением - обязательность апробации учебников перед окончательным включением в перечень.
источник
Научно-образовательная политика
Роль нацпроекта «Образование» в общем развитии образовательной системы.
источник
Научно-образовательная политика
Завтра (25 июня) образовательная тематика работы Госдумы продолжится.

В первом чтении планируется рассмотреть изменения в закон «Об образовании» в части усиления практической подготовки обучающихся.

Законопроект содержит два блока.

Первый - об обязательности организации практики для студентов и обучающихся, а также усилении практической подготовки.

Второй - по сетевым формам организации образовательного процесса. Это первый шаг (пока что в вопросах практической подготовки) к построению сетевых образовательных программ, а также более глубокой интеграции онлайн-обучения. Также это позволяет замкнуть инновационный цикл: наука - вуз - производство, поскольку предоставляет широкие возможности по практической подготовки от проведения исследований до непосредственной интеграции в производственные процессы.
источник
Научно-образовательная политика
Подсчеты бюджетных мест

Газета «Известия» сегодня породила целую информационную бурю своей статьей "Дефицит «бюджета»: бесплатных мест в вузах станет меньше". Согласно имеющемуся в распоряжении издания докладу правительства Федеральному собранию о политике в сфере образования, к 2024 году прогнозируется снижение количества бюджетных мест до 432,4 тыс., а выпускников школ и иностранных абитуриентов к тому же моменту будет уже 823,8 тыс. чел.

«Известия» делают скоропалительный вывод, что «конкурс на «бюджет» в среднем может составить 1,9 человека на место вместо нынешних 1,4».

На самом деле, ситуация несколько более сложная и комплексная.

Единая позиция Правительства и Минобрнауки – закрепленное законом соотношение "не менее 800 бюджетных мест на 10 тыс. человек в возрасте до 17 до 30 лет" обязательно будет выдерживаться. Об этом не раз говорили и вице-премьер Татьяна Голикова, и министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

Рост числа абитуриентов связан, не в последнюю очередь, с привлечением иностранцев для обучения в отечественных вузов в рамках комплекса мероприятий по экспорту российский системы высшего образования. Однако, как уточнили в секретариате Татьяны Голиковой, они в конкурсе на бюджетные места для россиян участвовать не будут – иностранцы обучаются либо по отдельной квоте, либо на платной основе.

Тем не менее, есть ряд аспектов, напрямую влияющих на доступность высшего образования. Они связанны с демографией – школьников, а следовательно, выпускников и абитуриентов становится все больше. Однако уже сейчас в системе высшего образования существует целый спектр возможных решений, позволяющих расширить возможности для получения бесплатного высшего образования.

Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская особо отметила: «Поддержать студентов готовы и крупные компании, и сами университеты. Например, ИТМО, МИФИ, ВШЭ, Тюменский госуниверситет и другие вузы принимают на платное отделение способных ребят с высокими баллами и сами же оплачивают их обучение полностью или частично». Кроме того, существуют различные иные механизмы – скидки на обучение для самых успевающих, гранты, стипендии.

Глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов также призвал всерьез задуматься об изменении ключевой цифры в 800 мест: «Сейчас демография меняется, начало расти количество выпускников школ. Поэтому и цифру 800 нужно увеличить. Что и будет сделано. России нужно больше образованных людей, а не меньше».

Большинство ведущих вузов рапортует о поступательном росте количества бюджетных мест, но проблема существует с региональными вузами. Именно там прослеживается тенденция сокращения бесплатных мест: в бюджетах субъектов не хватает средств, пояснил «Известиям» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Вывод можно сделать один – тема образования (в первую очередь, высшего) сейчас находится в центре внимания. Именно поэтому стоит с осторожностью относиться ко всем громким заголовкам. Государственная политика в этой области отличается продуманностью и последовательностью.

С другой стороны, «Известия» и эксперты весьма правильно акцентировали внимание на том, что все нацпроекты должны быть синхронизированы, причем не только непосредственно в момент исполнения. Если мы рассчитываем на научно-технологический прорыв – то нужно всерьез подумать о том, чтобы в рамках улучшения демографической ситуации предоставить критической массе абитуриентов возможность получения качественного образования (кстати говоря, не только по линии высшего образования, но и через СПО, а также его связки с университетским уровнем). Не менее важным вопросом для экспертного сообщества станет определение соотношения бюджетных мест в магистратуру относительно бакалавриата, а затем – в аспирантуру (теперь уже научную) относительно магистратуры и оставшегося в ряде областей специалитета.
источник
Научно-образовательная политика
Университет "Синергия" во многом создан на деньги Давида Якобашвили, возглавляющего (пока ещё - наблюдаем за реакцией коллег) Наблюдательный совет университета.

Наши источники сообщают, что к Якобашвили имеются самые серьезные претензии - включая сговор против России в нефте-газовой сфере с партнёрами в Грузии и Азербайджане.

https://www.kommersant.ru/doc/4011264
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ - развитие продолжается

Сегодня состоялась первая коллегия Министерства науки и высшего образования под председательством министра Михаила Котюкова, посвященная реализации нацпроекта «Наука».

В центре внимания оказались научно-образовательные центры мирового уровня. Пятерым НОЦ первой волны рекомендовано в кратчайшие сроки (до 27 июня) предоставить в Министерство доработанные проекты программ развития.

На коллегии выступили представители пяти субъектов РФ, в которых работают НОЦ. О работе центров в своих регионах рассказали замгубернатора Кемеровской области Елена Пахомова, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин, замруководителя по инновационной экономике и инвестициям представительства Белгородской области при правительстве РФ Дмитрий Алдаев, замглавы правительства Пермского края Антон Клепиков и глава департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.

Вторым важным решением было открытие «регионального» вектора создания НОЦ – отмечена возможность создания центров вне мероприятий нацпроекта «Наука» с использованием субсидий из федерального бюджета и иных форм государственной поддержки.

Это является выполнением поручения Председателя Правительства РФ, а также важным шагом к продуктивному тиражированию модели НОЦ. Теперь регионы, которые не попали в первую волну (или не уверены в итоговом успехе по попаданию в итоговые 15) могут самостоятельно организовать центры и развивать их благодаря многоуровневому, многостороннему и многоканальному финансированию (такая многовекторность предусмотрена Стратегией научно-технологического развития, Госпрограммой НТР и нацпроектом). Затем, эта идея всерьез обсуждается, подобные центры смогут на конкурсной основе претендовать на серьезную поддержку из госбюджета.

Напомним, по этому пути решил пойти, например, Уральский НОЦ (Свердловская, Челябинская и Курганская области) с базовой площадкой в Уральском федеральном университете.

В целом, НОЦ – это история не только про то, что регионы и местные власти должны активно интегрироваться в научно-технологический прорыв. Но и про то, что необходима проактивная позиция. Именно «работа на опережение» (организационная, информационная, интеграционная) обеспечила успех каждого из первой пятерки НОЦ.

Особенно стоит отметить успех Западно-Сибирского НОЦ (Тюменская область – ХМАО-Югра – ЯНАО) с базовой площадкой в Тюменском госуниверситете, который проложил путь НОЦам как форме межрегиональной интеграции. И не менее интересен успех Кузбасского НОЦ (базовая площадка – Кемеровский государственный университет), который продемонстрировал, что грамотное использование собственных конкурентных преимуществ и умение выйти за рамки традиционных тематик и форматов – залог успеха в рамках развертывания мероприятий нацпроекта «Наука».

Также стоит отметить, что обновленные стратегии первой пятерки нужны еще и затем, что представители этих центров выступят в качестве наставников на треке НОЦ в рамках образовательно-управленческого интенсива «Остров 10.22». Представители вузов и регионов, которые пойдут по пути создания собственных центров вне рамок «Науки», смогут в полной мере опереться на опыт первопроходцев.

С другой стороны, мы можем также ожидать, что по итогам «Острова» если не программы первых пяти НОЦ, то стратегии их реализации также могут быть подвергнуты коррективам. Задача интенсива «перевернуть сознание», декомпозировать привычки и пересобрать их в новое видение проблем и перспектив.

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/585137
источник
Научно-образовательная политика
Фотографии с Коллегии Министерства науки и высшего образования. Обсуждаются первые пять научно-образовательных центров мирового уровня.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник