Подсчеты бюджетных мест
Газета «Известия» сегодня породила целую информационную бурю своей статьей "
Дефицит «бюджета»: бесплатных мест в вузах станет меньше". Согласно имеющемуся в распоряжении издания докладу правительства Федеральному собранию о политике в сфере образования, к 2024 году прогнозируется снижение количества бюджетных мест до 432,4 тыс., а выпускников школ и иностранных абитуриентов к тому же моменту будет уже 823,8 тыс. чел.
«Известия» делают скоропалительный вывод, что
«конкурс на «бюджет» в среднем может составить 1,9 человека на место вместо нынешних 1,4».
На самом деле, ситуация несколько более сложная и комплексная.
Единая позиция Правительства и Минобрнауки – закрепленное законом соотношение "не менее 800 бюджетных мест на 10 тыс. человек в возрасте до 17 до 30 лет" обязательно будет выдерживаться. Об этом не раз говорили и вице-премьер Татьяна Голикова, и министр науки и высшего образования Михаил Котюков.
Рост числа абитуриентов связан, не в последнюю очередь, с привлечением иностранцев для обучения в отечественных вузов в рамках комплекса мероприятий по экспорту российский системы высшего образования. Однако, как уточнили в секретариате Татьяны Голиковой, они в конкурсе на бюджетные места для россиян участвовать не будут – иностранцы обучаются либо по отдельной квоте, либо на платной основе.
Тем не менее, есть ряд аспектов, напрямую влияющих на доступность высшего образования. Они связанны с демографией – школьников, а следовательно, выпускников и абитуриентов становится все больше. Однако уже сейчас в системе высшего образования существует целый спектр возможных решений, позволяющих расширить возможности для получения бесплатного высшего образования.
Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская особо отметила:
«Поддержать студентов готовы и крупные компании, и сами университеты. Например, ИТМО, МИФИ, ВШЭ, Тюменский госуниверситет и другие вузы принимают на платное отделение способных ребят с высокими баллами и сами же оплачивают их обучение полностью или частично». Кроме того, существуют различные иные механизмы – скидки на обучение для самых успевающих, гранты, стипендии.
Глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов также
призвал всерьез задуматься об изменении ключевой цифры в 800 мест:
«Сейчас демография меняется, начало расти количество выпускников школ. Поэтому и цифру 800 нужно увеличить. Что и будет сделано. России нужно больше образованных людей, а не меньше».
Большинство ведущих вузов рапортует о поступательном росте количества бюджетных мест, но проблема существует с региональными вузами. Именно там прослеживается тенденция сокращения бесплатных мест: в бюджетах субъектов не хватает средств, пояснил «Известиям» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Вывод можно сделать один – тема образования (в первую очередь, высшего) сейчас находится в центре внимания. Именно поэтому стоит с осторожностью относиться ко всем громким заголовкам. Государственная политика в этой области отличается продуманностью и последовательностью.
С другой стороны, «Известия» и эксперты весьма правильно акцентировали внимание на том, что все нацпроекты должны быть синхронизированы, причем не только непосредственно в момент исполнения. Если мы рассчитываем на научно-технологический прорыв – то нужно всерьез подумать о том, чтобы в рамках улучшения демографической ситуации предоставить критической массе абитуриентов возможность получения качественного образования (кстати говоря, не только по линии высшего образования, но и через СПО, а также его связки с университетским уровнем). Не менее важным вопросом для экспертного сообщества станет определение соотношения бюджетных мест в магистратуру относительно бакалавриата, а затем – в аспирантуру (теперь уже научную) относительно магистратуры и оставшегося в ряде областей специалитета.