Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 June 13
Научно-образовательная политика
В январе 2019 года в почти столетней «Учительской газете» сменился главред.
"Мать СМИ об образовании" возглавил выпускник МГУ и НИУ ВШЭ Арслан Хасавов.

Во вторник, 11-го июня, Арслан взял интервью у Министра просвещения Ольги Васильевой, и оно стало для  «Учительской газеты» первым её интервью за 3 года у руля  образования.

Как вы знаете, для НОП нет закрытых дверей в образовании и науке - поэтому мы решили узнать, осталось ли что то за рамками содержательного диалога.

А "за кадром" Ольга Юрьевна поделилась своим взглядом на «педагогический туризм», связанный с разницей зарплат в крупных городах и малых населенных пунктах, рассказала о том, какой из периодов жизни был для нее самым счастливым, как по стимулирующей части заработной платы в регионах понять, кто чей друг и так далее.

Желаем Арслану и «Учительской газате» не снижать планку, а также помнить, что новое поколение читателей хочет слышать не только  "вести с полей", но и здоровые критические суждения и предложения в адрес коллег из Минпросвещения и иных управленческих акторов образования в России.

"Научно-образовательная политика" в этом вопросе всегда готова "подставить плечо".

http://ug.ru/archive/79532
ug.ru
Ольга ВАСИЛЬЕВА:
3 июня состоялась итоговая Коллегия Министерства просвещения Российской Федерации, ключевыми темами которой стали результаты первого года работы ведомства и реализация национального проекта «Образование».

В эксклюзивном интервью «Учительской газете» министр просвещения Российской Федерации
(c 19 августа 2016 по 15 мая 2018 года - министр образования и науки страны) Ольга Юрьевна Васильева ответила на все самые актуальные вопросы системы образования, среди которых результаты дополнительной экспертизы учебников, общественное обсуждение новых редакций ФГОС, соотношение зарплат учителей в Москве и в регионах, ЕГЭ и идеи о его замене электронным портфолио…

А еще рассказала, как реагирует на критику, находит ли время, чтобы поиграть на блокфлейте, и задумалась о том, какой вопрос ей никогда не задавали.
источник
Научно-образовательная политика
источник
2019 June 14
Научно-образовательная политика
Перетягивание ВАК

Продолжается вялое перетягивание Высшей аттестационной комиссии между Минобрнауки (при котором она состоит) и Российской академией наук.

Сама идея витает в воздухе достаточно давно – а активизировалась в связи, с одной стороны, приобретением РАН формального статуса, с другим – в результате некоторых скандалов по вопросу формирования списка членов и руководства Комиссии.

И президент РАН Александр Сергеев, и вице-президент РАН Алексей Хохлов предлагают передать всю комиссию или хотя бы часть ее функционала. Аргументация, конечно, не всегда прозрачна – нет гарантий, что механизмы формирования состава ВАК будут более прозрачными, чем у Министерстве.

С другой стороны, Алексей Ремович ребром поставил проблему – недостаток простых и понятных путей взаимодействия с профильным научно-образовательным сообществом. Конечно, здесь важен и перезапуск Совета по науке, и формирования разных каналов связи (от профильных групп в соцсетях до Телеграм-каналов).

Однако, крайне справедливы слова министра Михаила Котюкова: «Это не очень проработанный вопрос. У академии очень много задач, которые нужно решить сегодня».

Приблизительно те же аргументы звучали тогда, когда толком не осовоив работу по экспертному вектору, академики выдвигали все более амбициозные задачи, которые якобы должны стоять перед ними.

От подобного «перетягивания» ВАК, надеемся, будет больше пользы чем вреда. А решением может быть, конечно, совместное курирование ее со стороны Минобрнауки и РАН, но здесь предстоит сделать массу всего по недавно приданным Академии полномочиям.

Status quo, пожалуй, будет являться на данный момент самым адекватным решением. Но не лучшим - в РАН довольно много заслуженных (и не очень персон), которые, откровенно говоря, макнкируют свомими обязанностями, забегая в институт на пару часов раза два в неделю. Вот где кладезь реусрсов. Или ставок для более эффективных коллег.
источник
Научно-образовательная политика
Отдаем должное нашим коллегам из телеграм-канала «Майский указ» (@maydecree) за их открытую позицию по освещению исполнения майского указа и хода реализации национального проекта «Образование», но все же предлагаем быть корректней в комментариях и не спешить с оценками отдельных показателей.

Мы уточнили у профильных руководителей Минпросвещения:
нравится это или нет, но сухость ответа ведомства обоснована требованием закона, который не предполагает душераздирающей полемики на высоком нерве, но обязывает говорить уважительно и по существу.

Давайте честно признаем факт, что сегодня Минпросвещения заключило соглашения со всеми субъектами Российской Федерации на реализацию мероприятий нацпроекта и межбюджетные трансферты в 2019 году составят более 65 млрд рублей. Ну а то, что деньги в основном тратятся во второй половине года - нет никакой тайны для проверяющих.

Не ждите на эту тему сенсаций ни от Медведева, ни от Чуйченко, ни от Кудрина.

Не стоит забывать и об объявленном конкурсном отборе, по итогам которого субъекты в течение трех ближайших лет получат еще 155 млрд рублей на мероприятия нацпроекта.

Что касается «скорости» принятия решений, тут признаем честно – Минпросвещениея работает не быстро. Но чаще всего это здравый педантизм, связан с межведомственными согласованиями вопросов, в которых тесно переплетены различные аспекты вопросы будущего детей. И тут спешка не всегда нужна.

Кулуарно на вопрос о зачастую медленных согласованиях документов, коллеги из Минпросвещения отвечают - "Да, чтобы деньги не распилили исполнители. Потому что если решения принять впопыхах, не будет не мониторинга, ни контроля".

«Майский указ», вы же ведь тоже не за распил бюджета?

https://t.me/maydecree/1297
Telegram
Майский указ
Минпросвещения уходит от ответов.

Ведомство Ольги Васильевой предпочло уйти от ответов на прямо поставленные вопросы, а часть из них и вовсе проигнорировать. По итогам анализа пришедшего письма, складывается ощущение, что ведомство слабо представляет, что вообще происходит с реализацией нацпроекта «Образование», предпочитая отделываться общими фразами и ссылкам на нормативные документы.

В направленном на имя Министра просвещения и науки запросе мы, в частности интересовались причинами низкого освоения бюджетных средств в рамках нацпроекта «Образование».

Напомним, на 01.05.2019 он составлял всего 12,7% от запланированного.

Однако замдиректора Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности Юлия Гаврилова причин для беспокойства не видит. Соглашения с регионами (а у тех с муниципалитетами) уже заключены, а сроки кассового исполнения не выходят за рамки, установленные Бюджетным кодексом РФ. По словам чиновницы, основной период освоения пройдет в июне-октябре, поскольку получатели денег сейчас…
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые @scienpolicy! Разумеется, мы не за распил бюджета, и по большому счету — не про деньги (хотя куда без них?)

Мы — за ответственное отношение к Майскому указу Президента и добросовестное исполнение чиновниками своих обязанностей.

Иной раз открываешь ответы бюрократов — и диву даёшься, насколько люди вовлечены/не вовлечены в реализацию нацпроектов.

Ведь Майский указ подписан не ради формального освоения средств. А для достижения конкретных результатов.

Поэтому те, кто шлёт в @maydecree формальные отписки и занимает последние места в наших рейтингах вовлечённости, затем нередко оказываются в центре внимания Счетной палаты, Минфина, главы Правительства и пр.

Но если к исполнению Майского указа подойти с душой, то работа будет куда эффективнее, а результат превзойдёт все ожидания!

https://t.me/scienpolicy/4244
Telegram
Научно-образовательная политика
Отдаем должное нашим коллегам из телеграм-канала «Майский указ» (@maydecree) за их открытую позицию по освещению исполнения майского указа и хода реализации национального проекта «Образование», но все же предлагаем быть корректней в комментариях и не спешить с оценками отдельных показателей.

Мы уточнили у профильных руководителей Минпросвещения:
нравится это или нет, но сухость ответа ведомства обоснована требованием закона, который не предполагает душераздирающей полемики на высоком нерве, но обязывает говорить уважительно и по существу.

Давайте честно признаем факт, что сегодня Минпросвещения заключило соглашения со всеми субъектами Российской Федерации на реализацию мероприятий нацпроекта и межбюджетные трансферты в 2019 году составят более 65 млрд рублей. Ну а то, что деньги в основном тратятся во второй половине года - нет никакой тайны для проверяющих.

Не ждите на эту тему сенсаций ни от Медведева, ни от Чуйченко, ни от Кудрина.

Не стоит забывать и об объявленном конкурсном отборе, по итогам которого…
источник
Научно-образовательная политика
Стыковка и интеграция

Именно эти два понятия являются ключевыми для запуска комплексных программ и проектов полного инновационного типа. Данным обстоятельствам было посвящено очередное заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития.

Существует несколько этапов разработки КНТПП:
1.  Инициация советом при поддержке Минобрнауки предложений о формировании КНТПП – посредством направления в совет заявки от лица одного из его членов.
2.  Совет изучает заявку и, в случае одобрения, в течение 80 дней при участии членов совета и будущих исполнителей формирует саму заявку.
3.  Затем профильный совет формирует заявку, куда также должно поступить письмо о том, что профильный ФОИВ согласен выступить ответственным исполнителем по этой КНТПП.
4.  Обязательным участником КНТПП должен быть бизнес-партнер.
5.  Затем итоговая заявка отправляется в координационный совет, а тот принимает решение о направлении его в правительство, отклонении или возврате на доработку.

Схема весьма сложна даже просто для понимая – в ней масса возможных петель и нежелательных развилось.

И здесь очевидна необходимость стыковки по целому ряду векторов: заявитель – профильный совет; участники – ФОИС (ответственный исполнитель»; профильный совет – координационный совет; научно-образовательные и индустриальные партнеры, - и на каждом этом этапе возможны срывы и нестыковки.

Неудивительно, что «сельхоз» КПНТТ попали в столь сложную ситуацию – пожалуй, мало в какой иной сфере сельхозпроизводители привыкли скорее к форме субсидий, чем грантов.

С другой стороны, тот же АПК (в виде некоторых видов сельзозпродукции) получил серьезный стимул на переход к новым форматам жизнедеятельности – те самые комплексные научно-технические программы и проекты. Реализованы они оказались в ФНТП развития сельского хозяйства.

И подвергала их г-жа Ирина Донник критике ровно тем же набором слов – надо по сто раз все переделывать, к чему нам это, понято, что ничего не понятно.

Но в одном мы (и многие коллеги) с ней согласны – работать действительно придется много. Сам прорыв никуда не двинется.

Подробнее: «Без заказчика ни шагу» // Поиск. №23-24. 7 июня 2019. С. 8-9
источник
Научно-образовательная политика
В эти минуты в Минобрнауки проходит совещание по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов при участии Министра Михаила Котюкова, замминистра Марины Боровской и замминистра просвещения Татьяны Синюгиной.

Представитель Рособрнадзора Сергей Рукавишников омрачил продуктивные отчёты анализом сайтов российских университетов.

Он отметил тот факт, что только 55 % вузов размещают информацию для лиц с ограниченными возможностями.  Остальные же не выполняют требования законодательства.

Вся дискуссия сконцентрирована на вопросах трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Профильные замминистры и министр Котюков считают это главным результатом работы при должном уровне обучения и социальной адаптации в процессе получения образования.

Предложения, которые звучат на заседании:
1. Установить льготный прием в средние специальные заведения.
2. Увеличить КЦП для инвалидов I, II группы для тех вузов, которые принимают такую категорию граждан.
3. Предусмотреть льготный приём в магистратуру для решения вопроса дальнейшего трудоустройства.
4. Выделить средств на сопровождаемые практики.

Также Министр Котюков предложил практиковать трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в вузах.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
🧩 Почти в три раза возросло число публикаций научных и научно-образовательных организаций региона в ведущих мировых академических журналах (начиная с 2013 года). Однако больше 80% этих публикаций генерируются тремя организациями: ТюмГУ, ТюмНЦ СО РАН и ТИУ. Ямал и Югра пока не блещут - число публикаций в ведущих мировых академических журналах остается низкой. Коллеги, но мы все равно вас ценим и готовы к диалогу на эту и любую другую тему.
источник
2019 June 15
Научно-образовательная политика
Ярослав Кузьминов:

"Давайте помнить, что отказ от сотрудничества с властью укрепляет во власти позиции тех, кто может только давить.
Я как либеральный народник продолжаю строить школу.
Наблюдаю раздрай в сетях, формирование "наших", правильных, и не наших, нехороших.
Выход только один - разговор, диалог, слушание друг друга. И сомнение в собственной правоте".

Важно, чтобы и либеральный народ Вышки, часто находящийся в эпицентре этого самого раздрая (@doxajournal, @thevyshka ,@digitalmy), и коллеги) как-нибудь осознал, что главный Вышкинец - мечта для каждого из них, так ценящих свободу.

И лучшее, что может сделать либеральный народ для Вышки - это объединиться вокруг первого лица. В том числе, в телеграме.
источник
Научно-образовательная политика
Тоскливая научно-образовательная политика по-хабаровски.
Там, кстати, кандитатом от ЕдРа идёт политический тяжеловес Вика Цыганова.

https://tass.ru/politika/6553872
источник
Научно-образовательная политика
А тем временем в европейских политических партиях поддерживают выдержанную молодежь за 60.

"Ставим на молодых"
источник
Научно-образовательная политика
В Техническом университете Варны (Болгария) 24 июня выборы ректора.

Избирательная кампания в самом разгаре, и в рамках неё и.о.ректора профессор Вылчев получил сегодня в машину две отменные кирки.

https://novavarna.net/2019/06/14/%d0%b2%d0%be%d0%b9%d0%bd%d0%b0%d1%82%d0%b0-%d0%b2-%d1%82%d0%b5%d1%85%d0%bd%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%8f-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%8a%d0%bb%d0%b6%d0%b0%d0%b2%d0%b0-%d1%81-%d0%ba%d0%b8/?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook
источник
2019 June 16
Научно-образовательная политика
Тем временем, на сайте Минобрнауки размещён на первый взгляд неприметный
Приказ от 29.05.2019 г. № 477/нк "Об отказе в присвоении ученого звания доцента".

Отказано Люгаю Дмитрию Владимировичу, экс-начальнику Департамента перспективного развития ОАО "Газпром", экс-члену Правления ОАО (затам ПАО) "Газпром".
До недавнего времени г-н Люгай возглавлял Газпром ВНИИГАЗ.

Газпром ВНИИГАЗ является головным научным центром ПАО "Газпром" в области технологий, осуществляющим исследования и научно-методическое обеспечение проектов, реализуемых Газпромом в сферах добычи, транспорта, подземного хранения, переработки и использования газа.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Руководителям и сотрудникам учреждений, подведомственных Минобрнауки РФ

Уважаемые коллеги!

От имени Министерства науки и высшего образования РФ и от себя лично поздравляю вас с профессиональным праздником - Днём медицинского работника!

Эта дата объединяет более двух миллионов человек, занятых в системе здравоохранения Российской Федерации и в медицинской науке.

Повышение эффективности отечественного здравоохранения является одним из национальных приоритетов Российской Федерации. Перед медицинским сообществом страны стоят актуальные и востребованные задачи по развитию системы оказания первичной медико-санитарной помощи, внедрению современных методов диагностики, лечения и профилактики, обеспечению оптимальной доступности и качественного медицинского обслуживания граждан. Сохраняя лучшие традиции российской медицины, разрабатывая новые технологии и внедряя их в практику, укрепляя кадровый потенциал научных и клинических организаций, российское здравоохранение непременно достигнет поставленных руководством страны целей.

Желаю всем работникам медицинской науки и системы здравоохранения крепкого здоровья, успехов в благородном, ответственном и важном труде, счастья и благополучия.


15.06.2019

Министр                                                                                                                                    М.М. Котюков


https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1548
источник
Научно-образовательная политика
А знаете, почему так оперативно все башни и командования silovik’ов оперативно отработали два акта «кейса Голунова»: поймали - отпустили?

Потому что первый акт ну слишком напоминал Майдан. Без виноватых, но с потерпевшим. Разница оказалась в том, что Киев 2013 и Москва 2019 обратились весьма разными ситуациями.

Система показала свою гибкость - и в плане новых балансов, и в плане возможных оперативных (а следовательно - пока не столь масштабных) сакральных жертв.

Плюс - способность гибко переориентировать альянсы для нового качества баланса сил.

Именно поэтому дело Голунова - это одно из основных проявлений гибкости системы трансфера. Не первое, яркое, но и далеко не последнее.
источник
2019 June 17
Научно-образовательная политика
Опасные Югорские инициативы

На днях глава "Лукойла" Вагит Алекперов высказался о планах по созданию университета в Югре.

По мнению НОП, эта идея (в случае её реализации в обозначенном формате) нанесёт большой стратегический вред не только развитию высшего образования Югры, но и всей науке Западной Сибири.

Вот как прокомментировал инициативу "Лукойла" член Правительства ХМАО на условиях анонимности:

"Озвученные цели это блеф. Филиал Малого театра в Когалыме создать можно. А нефтяной университет - никогда. Речь может идти о корпоративном университете, как у Сбербанка. Будем доготавливать нужных им инженеров - не более того. Проблема ещё и в том, что "Лукойл" не сможет теперь поддерживать Западно-Сибирский НОЦ".

Главная проблема высшей школы в Югре - критическо-низкое количество квалифицированнных преподавателей, фактическое отсутствие науки, низкий уровень абитуриентов.

Главный вуз Югры (Югорский государственный университет) - почти полностью находится на содежании местых властей, и если бы не их финансовая поддержка - давно был бы закрыт как малоэффективный почти по всем показателям . К примеру, ЮГУ даже не смог оформить заявку на летний образовательный интенсив для руководства вузов "Остров 10.22" и не примет в нём участие.

Таким образом, открытие ещё одного университета в малонаселённой Югре окончательно добьёт потенциал едва живого ЮГУ.

Но если новый университет будет открыт, пострадает не только Югорский университет. Сразу же ослабнут позиции опорного вуза Тюменской области - Тюменского индустриального университета, который развивается именно как вуз нефте-газовых монополий.

Ну и, конечно, без "Лукойла" останется консорциум университетов и научных центров, созданных по решению Президента Путина - Западно-Сибирский НОЦ, что будет чревато уже для макрорегиона и научно- технологической связанности всей страны.

По мнению экспертов "Научно-образовательной политики", гораздо эффективнее идея главы "Лукойла" будет реализована, если в Югре создать не отдельный университет, а  корпоративный факультет на базе одного из вузов региона.

Активное сетевое взаимодействие университетов, крупного бизнеса и региональных властей - это основа логики целого ряда нацпроектов, от кототорой "Лукойл" хочет аккуратно "откреститься".

https://ura.news/news/1052387571
источник
Научно-образовательная политика
Минаев иногда штрихами включается в подсветку хороших инициатив в образовании - и каждый раз очень к месту.

Сергей, увидим ли вас вновь на "Проектории"?

https://t.me/minaevlife/3331
Telegram
Сергей Минаев
Некоторое время назад руководство ВШЭ пригласило наступающей осенью преподавать для политологов новую дисциплину «Политическая экспертиза».

Чрезвычайно благодарен ректору Я.Кузьминову и В.Касамаре, всем сотрудникам ВШЭ, которые решились на этот творческий эксперимент.

Считаю данное приглашение большой честью. Надеюсь быть полезным этому выдающемуся Университету и всем желающим стать настоящими политологами.

Будем готовить практиков.
Учить:
а) будущих экспертов работать с лицами, принимающими политические решения;
б) будущих принимающих политические решения и обеспечивающих эту работу - работать с экспертами.

Рассмотрим зарубежный и отечественный опыт работы органов госвласти с аналитическими и консалтинговыми структурами, работу «фабрик мысли» в современных условиях, роль новых средств коммуникации в этих вопросах.

Разберем конкретные кейсы в т.ч. и из моего личного опыта работы в качестве чиновника, эксперта, консультанта и сотрудника академического института.
источник
Научно-образовательная политика
Регионализм 2.0: блики Курганской области

Этот регион уже несколько недель не сходит с полос новостей. Причем, поводы подаются совершенно различные.

Не так давно после скандала с диссертацией был уволен реактор Курганского государственного университета Константиа Прокофоьеа. От истории остался неприятный привкус профанации, в рамках которой далеко не безгрешный ректор такими же путями пытался втянуть всю область во все нацпроектные процессы.

Однако, Курганский госуниверситет и другие вузы, а также научные институты не виноваты в происшедшем. Но самостоятельный НОЦ дать, естественно, не за что – и Курганскую область соглашаются интегрировать в свои проекты Свердловская и Челябинская в рамках своего НОЦ на базе УрФУ. Ректор университета Виктор Кокшаров вообще что ни день радует новыми объемами контрактов и количеством привлеченных партнеров. Причем создавать НОЦ будут за свой счет – а затем станут рассчитывать на господдержку.

Примечательно иное – не только межрегиональный формат интеграции в формате НОЦ (это уже встречалось в Западно-Сибирском НОЦ), а механизм межрегионального движителя, при котором регион-локомотив берет «под научно-образовательно-технологическое шефство» регион или несколько.

И в том, естественно, нет ничего зазорного – регион так же может быть наставником, как и министр финансов. Интереснее складывающиеся форматы «локомотив-подопечные»:
- Енисейская Сибирь: Индустрия 4.0 : Красноярский край (база – Сибирский федеральный университет), Хакассия, Тыва
- Уральский НОЦ: Свердловская (на базе УрФУ), Челябинская и Курганская области.

Отметим обстоятельство – Уральский (в полном составе) и Западно-Сибирской НОЦ (Тюменская область – Югра – Ямал) – целиком входят в понятие Уральско-Сибирского макрорегиона как оно определено в Стратегии пространственного развития.

Именно СПР (чьи положения совсем не чужды Силуанову) предусматривает формирование макросоциоэкономических кластеров. Но пока что речь чаще шла о некоем соперничестве тех или иных комбинаций регионах в различных комбинациях макросуьъектностней – например, сколько будет сибирских или уральских НОЦ.

И все шло более-менее спокойно пока параллельно не пришли две новости:
1.  О попытках интегрировать целиком Курганскую область в Тюменскую. Реакция прошла в духе «фейков перед выборами без огня не бывает». Но первый звонок уже прозвенел - и.о. ректора Курганского государственного университета родом из Тюмени.
2.  О том, что курировать Курганскую область как отстающий регион будет Антон Силуанов. Тот самый, что привык оперировать макростатистикой и значимыми объектами анализа.

Наши эксперты видят здесь звонок другого рода – курс на расщепление полномочий. В конце концов, власть каждой из областей не является монолитом. Да, исторически они развивались как одно целое, но есть много оснований полагать, что, например, АПК области А лучше бы работало в связке с оным области Б, а наука и образование Б тяготеют к В.

А в текущей модели федерализма эти межрегиональные связи либо затруднены, либо невозможны. И именно жестки границы регионов часто становятся препятствием для пространственного, сквозного, сетевого развития страны.

И вот эти не слишком громкие новости про Курганскую область – формируют некое новое видение макрорегионализма. Полномочия губернаторов и региональных властей постепенно «растаскиваются» - финансы уходят под контроль федеральных структур, промышленность растекается в соседние НОЦы, а ключевые полномочия по прорыву (наука, образование, инновации, технологии) впрямую встают под внешнее управление (в формате НОЦ, а также – персонально). Добавим сквозные интересы крупных компаний и госкорпораций.

А по поводу отстающих есть еще один звонок. Кейс Прокофьева в АП и Минобрнауки решили использовать как сильнейший – «поводок» для нечистых на руку ректоров. Причем, как мы знаем, в регионах ректорская и губернаторская коррупция часто не отделимы.

Властная вертикаль превращается во властную иерархо-сетевую. Вот вам трансфер федерализма и управленческих структур.
источник