Если бы у меня было 8 трлн. рублей, то я бы…
Вот так господа Кудрин (ЦСР) и Кузьминов (ВШЭ) со своими командами решили пофантазировать на тему того, как можно было бы сделать наше образование лучше, будь у нас много денег. Получилось что-то между ненаучным форсайтом и научной фантастикой.
https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.htmlДля нас интереснее всего вузы и наука.
Предложения по региональным вузам:
Слабостью региональных вузов авторы называют недостаточный уровень научной и проектной деятельности. А нужно ли это каждому региональному вузу? Если да - есть много программ поддержки и треков развития регионального университета. Авторы доклада проекты по опорным и «вузам-центрам создания инноваций», но пересказ своими словами не получился.
Конкретные идеи и их критика:
1. Передать в вузы всю научно-технологическую инфраструктуру (инкубаторы, долины и т.п.). – Мысль здравая, но, как правило, вся она и так строится вокруг вузов, а если не строится – то нет гарантий, что у вуза хватит компетенций для работы оператором всей этой инфраструктуры.
2. Навязать всем онлайн курсы ведущих вузов (читай – Вышки), чтобы они замещали «провисающие компоненты» (читай - часть преподавателей в регионах). – Куда девать педагогов – не пояснили, как студенты с низкими баллами ЕГЭ воспримут интеллектуально нагруженные курсы ведущих вузов – не сказали. Смысл инициативы, судя по всему, в попиле бюджета на всяческие платформы.
3. Кооперация региональных вузов, науки и бизнеса по модели 218-го постановления Правительства. – Это уже общее место. 218-е работает, пусть и со скрипом, это факт давно известный, как и проблемы, связанные с его реализацией. Так что сделать грантовую поддержку можно – вопрос, как при этом избежать профанации, паразитирования и договорняков участников. И на этот вопрос ответа нет.
4. Конкурс грантов «1+3», когда крупный вуз вытягивает три региональных. – Зачем это крупным вузам, которые могут влезать в более интересные проекты типа НТИ? Зачем это регионам, если у них есть свои каналы финансирования по линии опорных и центров создания инноваций? И почему, например, не 2+5?
5. Программы поддержки региональных и отраслевых вузов. - Это вообще копия с программы опорных и центров инноваций. Зачем изобретать велосипед?
6. Дать гранты постдокам и аспирантам, а последним – еще и стипендию повысить. – Это традиционно.
По итогам рассмотрения всех предложений по регионам складывается ощущение, что авторы хотели бы выделить 50-100 лучших вузов, а все остальные придать им в качестве филиалов, только вот финансирование всего этого регионального безумия переложить отдельной строкой на госбюджетный счет. Хотели, но сдержались, поэтому пришлось выкручиваться.
Предложения по науке:
1. Больше денег вузам по 5-100 и больше вузов (до 40 шт.) в программе 5-100. – Дать деньги лидерам. Остальные – пусть идут прицепом, да онлайном, без части преподавателей.
2. Центры превосходства + долгосрочные проекты – консорциумы, крупные проекты, и прочие общие места.
3. Субсидирование половины зарплаты привлекаемых иностранцев со стороны государства. – Это вообще прекрасно, зачем нам свои кадры растить? Лучше все деньги отдать иностранцам. Заодно весь состав ВШЭ и ЦСР идет учить ст. 136 УК «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» она же дискриминация по национальности.
4. Создание академических университетов на базе партнерства вузов и институтов РАН. – Нет идей - скажи об академических университетах. Да, половина сотрудников НИИ трудятся в вузах, да многие НИИ не тянут даже науку, да которые тянут – тем не до лекций, главное – прозвучать. Тема РАН сейчас «на хайпе» - значит, включим ее сюда.
5. Доступ к базам данных - здравое предложение.
Судя по всему, авторы не знают, как делается наука за стенами ВШЭ.
Общие выводы: свежих идей мало, большая часть предложений по вузам и науке – это «заточка» под рейтинги, концентрация бюджета на 40-50 крупных вузах, регионы как обременение лидеров. Всё вторично и умозрительно.
Господ из ВШЭ и ЦСР до руководства высшим образованием и наукой лучше не допускать.