Образование, технологии и наука в послании Федеральному собранию.
Раскрываем некоторые аспекты нашего предыдущего анализа (
https://t.me/scienpolicy/116) в рамках комментариев к выводам, которые сделал НЕЗЫГАРЬ (
@russica2) -
https://t.me/russica2/5186 и
https://t.me/russica2/5187.
На самом деле, концептуально именно разделы про образование, науку и технологии самые сильные. У них есть доктринальная база (Стратегия научно-технологического развития, Цифровой экономики, НТИ), есть четыре стержневых идеи: наставничество, таланты (поиск, выявление, поддержка), лифты (траектории развития), командная работа, есть «ребра жесткости» - приоритетные направления научно-технологического развития. В первую очередь, это все проецируется на школьников и молодежь в рамках концепции развития человеческого капитала. Именно на примере образования и научно-технологических вопросов вся эта архитектура видна наиболее рельефным образом.
По образованию сложно и не нужно было ждать радикальных предложений. Акцент сделан на школьном и профессиональном образовании. Заявлена интегрированная система: Кванториумы, Сириус, кружки, центры творчества. Будет идти борьба за то, кто ее развернёт. С большой долей вероятностью - Шмелева и находящееся под ее кураторство как вице-премьера будущее Министерство просвещения (которое будет включать все образование, кроме высшего). Естественно, система будет развернута на базе Сириуса. Есть для Шмелевой также опция на позицию собственно министра просвещения, но место получается объективно маловатым. Заслуг Васильевой действительно немного, поэтому ее шансы остаться в кресле министра невелики.
Многие вещи в Послании по теме науки (и частично образования) тянутся ещё с принятия Стратегии научно-технологического развития, далее - Плана ее реализации, а совсем конкретно - с 8 февраля, т.е. заседания Совета по науке и образованию в Новосибирске. Реально новых предложений практически нет, но в этом есть скорее здоровая преемственность нежели «провисание». Важно, что университеты больше интегрированы с научной, нежели с чисто образовательной тематикой.
Предложения по командной работе - это результаты развития кружкового движения, темы наставничества, анализа практики привлечения ведущих учёных, а также необходимости осуществлять передачу разработок в производство (тут в одной команде нужен учёный, инженер, технологический предприниматель). То есть понятие «команды» нужно трактовать в весьма широком спектре.
Эта же идея развивается в теме научно-образовательных центров, в которых сочетаются усилия вузов, научных институтов и высокотехнологичных компаний. Это будут те самые точки превосходства (центры научно-технологического прорыва), поскольку именно они обеспечат форсированное развитие крупных междисциплинарных проектов (например, упомянутый президентом по геномным исследованиям). Своего рода megascience вне ядерной физики.
Вопросы нормативных барьеров, гражданства и вообще условий и инфраструктуры для ведущих и молодых учёных - предложение как раз-таки сильное. Тут мы поспорим. Может быть не слишком яркое в плане публичности, но очень чётко сфокусированное на нужную аудиторию и на нужный результат. Эта тема уже давно прорабатывается как одно из необходимых направлений работы. Наиболее концентрировано предложения были озвучены А. Огановым на Совете по науке и образованию в Новосибирске 8 февраля.
Под все эти форматы, естественно, актуальным остаётся разделение Минобрнауки на Министерство просвещения, а также Министерство высшего образования и науки.