
Цены на нефть на прошедшей недели испытали обвальное падение, Brent потерял 8.4% - это самое сильное недельное снижение с января 2016 года. За последние две недели Brent подешевел на 11.0%. Правда, пока что текущие котировки находятся достаточно высоко: 62.8 за баррель Brent и около $61 за бочку Urals. В принципе, это тот уровень (60 +/-), который и закладывался последнее время в оценку российских активов – акций и национальной валюты. Я уже писал, что в $70 инвесторы не верили и соответствующей переоценки (под $70) мы не видели ни на фондовом, ни на валютном рынках.
Падение нефти было связано с общим ростом волатильности на глобальных рынках, о чём я писал в течение недели https://t.me/russianmacro/1022, но были и «медвежьи» новости для нефтяного рынка. Прежде всего, это статистика по Штатам, где отмечен существенный скачок в добыче нефти https://t.me/russianmacro/1035. И хотя, это соответствует тем прогнозам, которые американское Минэнерго даёт уже достаточно давно, тем не менее, рынок воспринимает наблюдаемый рост активности нефтяных производителей США с тревогой. В пятницу эти настроения были подогреты сообщениями о резком скачке буровых в США – сразу на 26 штук до 791 – это максимум с апреля 2015 года, но вдвое ниже пиковых значений осени 2014 года.
Прогноз рынка нефти, конечно, самое неблагодарное занятие для аналитика. Не буду давать прогнозы, но обращу Ваше внимание на одну важную, на мой взгляд, статистическую закономерность. В приведённых ниже таблицах https://t.me/russianmacro/1047 – динамика роста мировой экономики и цен на нефть. World GDP – темпы роста мировой экономики по оценкам МВФ, GDP momentum – разница в темпах роста в текущем году по сравнению с предыдущим (зелёный цвет – экономика ускоряется, красный – замедляется), Oil – средняя цена нефти трёх сортов (Brent, WTI, Dubai Fateh). И вот что интересно – с 1990 года было всего три эпизода, когда цена нефти снижалась в условиях ускорения глобального роста. Причём явное расхождение было только в 1994 году, когда ускорение роста было заметное, но нефть при этом упала. Тогда напомню, случился «текила» кризис в Мексике, больно ударивший по мировым финансовым рынкам. Что касается 1997г. (валютный кризис в Азии) и 2014г., то ускорение мирового роста, зафиксированное в эти годы, было символическим (менее 0.1 п.п), т.е. по сути в рамках статистической погрешности.
К чему всё это? К тому, что в условиях ускоряющегося экономического роста в мире снижение нефтяных котировок является редчайшим феноменом, как правило, связанным, с жёсткими локальными кризисами.
В этом году, как уже отмечалось, ожидается (и наблюдается) уверенное ускорение мирового экономического роста https://t.me/russianmacro/902, что ставит под сомнение «медвежий» сценарий для рынка нефти.