Промышленность – всё не так плохо. Но плохо.
Вчерашние данные по промышленности всё-таки требуют комментариев. Цифры, конечно, шокирующие. Но если по добывающим отраслям (-1.0% г/г) они ещё как-то укладываются в сознание (напомню, что по данным Минэнерго добыча нефти в ноябре была ниже прошлогоднего уровня на 2.4%, а добыча газа – на 3.2%
https://t.me/russianmacro/538), то данные по обрабатывающим отраслям (-4.7% г/г), на первый взгляд, выглядят необъяснимыми, особенно, учитывая, что ноябрьский PMI (я с большим доверием отношусь к этому индикатору) не давал каких-то сигналов резкого ухудшения конъюнктуры
https://t.me/russianmacro/523.
Частично объяснение кроется, как это ни банально, в Росстате. Дело в том, что в прошлом году перед переходом на ОКВЭД-2 Росстат уточнял промышленный ряд. Произошло это ровно год назад, когда Росстат представлял статистику за ноябрь. Но уточнение это было очень своеобразно. Росстат посчитал январь-ноябрь, он получился чуть повыше, но по месяцам этот пересчёт не раскидал, а всё свалил в ноябрьское производство. Поэтому в ноябре прошлого года мы наблюдали очень резкий скачок: в обрабатывающих отраслях рост производства года составлял 3.4% г/г по сравнению с 1.4% г/г в октябре. Не имея первичной статистики, сказать, сколько тогда «дорисовал» Росстат, невозможно. Думаю, что это могло быть от 1 до 3%. Поэтому статистика прошлого месяца сравнивалась с высокой базой. С исключением описанного статистического эффекта, спад в обработке мог составить не 4.7%, а от 1.5 до 4%. Но это, всё равно, спад! Если ноябрьские данные можно назвать не совсем корректными, то итог 11 месяцев корректен вполне. А по 11 месяцам, напомню, мы имеем рост промышленности всего лишь на 1.2% г/г. Сравните с годовым прогнозом Минэка – 2.1%.
Таким образом, статистические нюансы не меняют качественный вывод – ситуация в промышленности в последние месяцы года резко ухудшилась, и то, что сейчас наблюдается, близко к состоянию рецессии.
В чём причина? Я думаю, главная причина спрос! Точнее его отсутствие. Судя по опросам, предприятия большую часть года пребывали в состоянии неоправданного оптимизма, что должно было вести к наращиванию запасов. Теперь же, поняв, что спрос был переоценён, они могли скорректировать эти запасы, сократив производство.
А то, что спроса нет, это естественно. Реальные доходы населения в минусе, прибыли корпоративного сектора – в минусе, бюджетная консолидация идёт полным ходом. Всё логично.
Думаю, что в декабре уже таких резких отклонений не будет, но динамика производства, скорее всего, останется в минусе. Годовой рост будет около 1%.