🔥
10 советов по составлению финансовой модели стартапаЕще один хороший трэд от Беаты Кляйн из Creandum, в этот раз не на тему питчей или презентаций, а на тему финансового плана или финансовой модели. Я сам очень люблю модели, и разделяю тезис, что финансовый план очень нужен на любой стадии.
Что же она пишет?
1/ Планы не сбываются, но планирование делать нужно.
Да, вы можете ошибиться, и чем меньше информации у вас при подготовке, тем будет больше отклонение от истины. Но само планирование позволяет вам разбить бизнес-модель на отдельные составляющие, а на них влияют конкретные шаги, которые вы делаете сегодня.
2/ Это способ показать свои инсайты о рыночных драйверах
Инвесторы ищут стартапы с глубокими инсайтами. Ваша модель и тот язык, на котором она построена – способ дать дополнительный комфорт в понимании рынка и драйверов.
3/ Финансовый план подсвечивает ваши приоритеты
Вы будете расти органически или инвестировать в маркетинг? Или будете инвестировать в технологии? Или в команду? Конечно, можно об этом рассказать, но из финансовой модели тоже все четко видно – это способ отцифровать эти приоритеты.
4/ Что входит в хороший финансовый план стартапа?
- исторические данные за 12-24 месяца
- прогноз на 3-5 лет (не один год и не ближайший квартал)
- четкие секции с предпосылками как для выручки, так и для затрат
- план найма сотрудников и зарплаты
- все прочие важные KPIs бизнеса
5/ Что про исторические данные?
История обязательна, иначе непонятно, какие драйверы вытекают из истории. Конечно, если вы на pre-seed и операций нет, то показывать нечего, но даже если вы только тратите и ничего не получаете, история затрат покажет ваш прошлый фокус и объяснит план после нового раунда.
6/ Что по прогнозам?
Он должен быть представлен очень четко, желательно на отдельном листе, желательно помесячно. Это ключевой лист в модели. При этом важно иметь как прогноз прибыли и убытков (операционные потоки), так и общий денежный поток (включает инвестиции привлеченные и вложенные).
7/ Почему важны предпосылки
Предпосылки могут быть представлены как на общем листе в модели со специальной цветовой кодировкой, либо на отдельном листе. В любом случае, должно быть четко понятно, что это предпосылки, потому что модель – это еще и инструмент, и предпосылки нужно иметь возможность оперативно менять, чтобы анализировать разные сценарии.
8/ План найма сотрудников и зарплата
Эта часть операционной модели очень важна, потому что команда имеет значение. На отдельном листе или в отдельной секции, но нужно подробно изложить видение по структуре команды – это позволит проанализировать соотношение сотрудников определенных функций, локаций, а также общий объем зарплаты.
9/ Какие KPIs можно включить еще?
Все, что важно в вашем бизнесе. Это могут быть:
- статистика по MRR
- статистика по удержанию клиентов
- пайплайн продаж и конверсии
- историческая динамика CAC и прогноз
- концентрация выручки
- прочие параметры
10/ Форматирование.
О да, это очень важный пункт, потому что модель также смотрится глазами, как и презентация. И удобство очень важно. Несколько советов:
- используйте естественные цвета
- четко отделяйте цветовую кодировку исторических и прогнозных данных
- разное форматирование должно быть у исходных цифр (hard numbers), формул/расчетов, ссылок на другие листы
- не бойтесь отделять секции пустыми строками
Вот такой полезненький трэд, enjoy!
@proVenturehttps://twitter.com/axeliaklein/status/1353982275483017216#howtovc #полезное #edu