Size: a a a

Психология Маркетинга

2019 January 09
Психология Маркетинга
В январе 2018 года в Великобритании появилась новая должность - министр по вопросам одиночества. А то, что лично я в детстве завидовал Робинзону Крузо, еще ничего не значит. Мы – существа социальные.

Если в эпоху плейстоцена человека изгоняли из группы, он лишался всего. Защиты, убежища, пищи и секса. Остаться одному - равносильно смертному приговору. Изгнанники не сильно обогащали генофонд последующих поколений.

Поэтому когда нас не позвали на вечеринку, в детстве исключили из общей игры, выбрали последним игроком в команду – нам больно. В прямом смысле. В мозге активизируются те же зоны, которые связаны с физической болью. Для успокоения социальной боли, как и обычной, требуются морфины.

В калифорнийском технологическом мышей из общей клетки перемещали в отдельные камеры. Уже через 2 недели они становились крайне нервными. В Питсбургском университете после месяца одиночной отсидки активность  мышиного мозга снижалась до 20%.

Так что – больше отзывов, форумов, обсуждений. Они нужны не только для создания доверия. Покупатель должен быть уверен, что покупая продукт одновременно покупает себе членство в новой социальной группе. Бренды – это средство социального признания.
источник
2019 January 10
Психология Маркетинга
Любознательность мотивирует людей аналогично чувству голода. В эксперименте Лау проголодавшиеся люди предпочитали узнать ответ на интересный для них вопрос: "единственная пища, которая не портится", чем поесть.

Человека привлекает новое и необычное. Всегда. Новизна один из самых сильных сигналов, позволяющих нам решить, на что обращать внимание в окружающем мире. Это логично с точки зрения эволюции, поскольку нет смысла тратить время и силы, каждый раз анализируя то, что уже и так известно.

Исключительно благодаря этому мы вообще способны учиться. Дети чаще, взрослые реже, но мы реагируем именно на новый опыт. Поэтому хорошие учителя стремятся заинтересовать, привлечь внимание, а уже потом начинают обучение.

Именно из-за эффекта новизны существуют «улучшенные версии», товары типа «чай с дофамином», популярны игры «найди 10 отличий». Да что там. Вспомнить хоть Леди Гагу. Премию на Video Music Awards она вышла получать в платье из сырого мяса.

Без внимания новый опыт мы не оставим. Первая задача на пути изменения человеческого поведения – разрыв шаблона. Новизна привлекает внимание всегда. Только в каком-то случае мы пойдем навстречу, а в другом – убежим прочь. Так, внезапный поп-ап мое внимание привлечет. И действительно изменит поведение - я уйду с сайта. Поэтому вторым шагом создаем комфорт - показываем, что новизна безопасна.

Кстати, пища, которая не портится - это мед.
источник
2019 January 11
Психология Маркетинга
​​Мы обманываем сами себя. Это адаптивная функция, помогающая улучшить жизнь. Причем значительно - по данным Рубена и Старек обманывающие себя люди счастливее и успешнее и в личной жизни, и в бизнесе.

Самолюбование - врожденная черта человеческого общества. Даже преступники в тюрьме считают, что они честнее и добрее, чем среднестатистический член общества. Это "эффект озера Вобегон" где «все женщины сильны, все мужчины красивы, а все дети выше среднего уровня». Люди склонны к самоуверенности и преувеличению своих способностей, достижений,  благородства и независимости. Успех приписывается мастерству, а неудача – невезению.

Мои любимые цифры. 95% профессоров считают свой уровень преподавания выше среднего. В исследовании с миллионом респондентов - 25% опрошенных относят себя в топ 1% по умению ладить с другими людьми. А 99% уверены, что их чувство юмора выше среднего. Люди искажают даже объективные данные - когда журнал Time задал жителям США вопрос, принадлежат ли они к 1% людей с наивысшим доходом, утвердительно ответили 19%.

Так вот. Это полезно помнить, если вы решили провести маркетинговое исследование. Поговорить с покупателями, провести опрос. Люди не только лгут исследователям - они обманывают сами себя. Лучше наблюдайте и экспериментируйте. Чтобы не столкнуться с парадоксом измерения частей тела в деревнях Испании.
источник
2019 January 12
Психология Маркетинга
Комбинация «новое плюс веселое» практически всегда гарантировано меняет поведение человека. Для доказательства этого утверждения Фольксваген создал целую теорию - Volkswagen Fun Theory.

В одном случае Volkswagen превратил лестницу подземного перехода в гигантские фортепианные клавиши. Которые звучали, когда на них наступали. Привычная схема поведения изменилась сразу – количество пассажиров, предпочитавших ступени эскалатору, увеличилось на 66%. Весело и запоминается. (Видео)

В другом случае компания приделала динамики к мусорным бакам в парке. И, когда в бак летел мусор, раздавался грохочущий звук, как будто что-то огромное, на увеличивающейся скорости, падает в глубочайшую пропасть. Результат - люди в парке собирали и искали мусор, чтобы бросить в урну. (Видео)

Комбинация действительно потрясающе легко меняет поведение. Но, скажу честно, создать ее трудно. В первую очередь сложно найти что-то веселое сразу для всей ЦА. А во-вторых, людям нравится веселая новизна сенсорного опыта. То, что можно увидеть, потрогать. Забавные слова рекламы на мониторе не дадут аналогичного эффекат. Volkswagen подтверждал свою теорию в реальном мире. А это дорого и подходит скорее компаниям, привязанным к одной конкретной локации.
источник
2019 January 13
Психология Маркетинга
Я рад, если у вашей компании есть с десяток конкурентных преимуществ. А также факты, кейсы и эмоциональные истории, подтверждающие каждое из них.

Только согласно Даниелу Канеману уверенность в продукте определяется логичностью истории, которую покупатель способен сконструировать из доступной информации. Еще раз – важна логичность и последовательность, а не полнота информации.

Чем меньше сведений, тем проще объединить их в единую схему. А вот чем длиннее и сложнее история, тем выше риск утратить связность. Кроме того, мозг ленив. Он предпочитает информацию, которая легко укладывается в понятную картину.

Количество приведенных данных мало влияет на субъективную уверенность. Она больше зависит от качества материала. Длинный и сложный текст разрушает последовательность и логику.

Я запомнил этот принцип благодаря короткой фразе, которую в начале карьеры мне сказал  один старший товарищ: «будь проще, тупица». Да, интернет дает уникальную возможность  подробно рассказать о продукте. Только не надо. Короткие истории успокаивают наш подозрительный рассудок.
источник
2019 January 14
Психология Маркетинга
Итак, история для покупателя должна быть ясной, логичной и последовательной. А еще полезно помнить, что мозг работает по принципу нейронных ассоциативных связей. Каждое услышанное слово мгновенно активирует связанные с ним идеи, мысли и образы.

Например, если мы сначала увидим слово «желтый», то быстрее распознаем слово «банан», потому что эти два понятия тесно связаны в памяти. Когда возбуждается один узел ассоциативной памяти, он подготавливает к восприятию соседний узел, облегчая и ускоряя прием информации.

Поэтому. С одной стороны скрытых инструментов воздействия в рекламе нет. Точнее все эти "25-е кадры", "кодовые слова" можно спрятать в ролике – но на поведение покупателей они не повлияют. С другой стороны, реклама и в самом деле воздействует на подсознание. Из-за ассоциаций, которые возникают при ее просмотре.

Зная ассоциативные связи, можно задействовать ресурсы бессознательного для лучшего проникновения месседжа. Хороший пример - реклама Виагры (видео).

Авторы включили ряд мелочей, на которые в рамках обычного просмотра внимание не обращается. Они заметны только если знать, куда смотреть: форма забора на переднем плане, поднятые руки и акцент всех движений вверх, как и у кого течет вода из шланга, белые листы в воздухе и т.п.
источник
2019 January 15
Психология Маркетинга
«Мы единодушны во мнении, что идея великолепна». Проект запускается и проваливается. Потому что, если копнуть немного глубже, единое мнение на совещаниях - фикция.

В компаниях часто встречается ошибка HiPPO (highest paid person’s opinion). Фраза СЕО или самого высокооплачиваемого сотрудника: «лучше всего сделать так» волшебным образом снимает возражения. Даже если в роли аргументов выступают не данные, а личный опыт или "интуиция". Результат – трогательное единогласие в голосовании.

Надежда на то, что всегда отыщется сотрудник, который будет лезть на амбразуру и возражать генеральному директору, невелика. Лучше найти адвоката дьявола заранее. Чтобы он поддерживал альтернативные точки зрения, снижая опасность группового мышления. Но. Серия экспериментов Шарлана Немета показала ожидаемый результат – если попросить кого-то сыграть роль «адвоката дьявола» - креатива не прибавится. Остальные участники понимают, что возражения высказываются «по обязанности».

Для разрушения влияния HiPPO нужны истинные нонконформисты. В компании их обычно не любят. Они раздражают. Однако, присутствие одной - только одной! белой вороны полезно для бизнеса.
источник
2019 January 16
Психология Маркетинга
В нейропсихологии существует «айовский игровой текст», разработанный Дамасио и Бекара. Испытуемому дается 4 колоды карт. Каждая карта сообщает игроку, выиграл он или проиграл. 2 колоды состоят из рискованных карт – большие выигрыши и огромные штрафы. 2 оставшихся умеренно сбалансированы.

Задача - переворачивать карты одной из четырех колод и выиграть как можно больше денег. По сути - обычная рациональная задача на выявление закономерности.

В начале люди экспериментировали. Брали карты из каждой стопки, искали прибыльные варианты. Где-то через 50 карт начинали использовать только прибыльные колоды. И в среднем через 80 карт смогли объяснить причины своих предпочтений. Логика медлительна.

А еще во время эксперимента участники были подсоединены к компьютеру, который измерял уровень их нервозности. Так вот. Организм начинал реагировать на опасные колоды страхом и тревогой уже через 10 карт. Чувства быстрее рассудка. Они подсказывали верные ответы раньше, чем рациональный мозг догадывался, что происходит.

Так что – performance маркетинг это, конечно, хорошо. Руководствоваться данными необходимо. Но совсем придушить интуицию - неправильно.
источник
2019 January 17
Психология Маркетинга
На волне хайпа рекламы Gillette, переосмысливающей основы маскулинности, решил вставить свои пять копеек. Касательно стереотипных образов в рекламе.

Да-да. Ковбои Мальборо и бунтари на харлеях уходят в прошлое. Даже Axe – моя единственная надежда в подростковом возрасте - дезодорант, чья идея десятилетиями заключалась в ловле девушек – изменил привычному образу. Теперь молодым людям в рекламе не до этого. Они бегают голышом и гладят котят. (видео)

Общая идея – традиционный «образ мужчины» устарел и не соответствует обычному человеку. Что быть собой - нормально.

Тренд в последние годы распространяется все быстрее. Но отношение к нему неоднозначное. Так, реклама Bonobos, где мужчины отрицают наличие у них типичных качеств "мужественности", при 10 млн. просмотрах получил 16 тыс. лайков и 39 тыс.дизлайков (видео). Ну а в рекламе Gillette о "новом", "правильном" мужском поведении соотношение лайки / дизлайки 2,8К на 12К (видео).

Я далек от мысли рекомендовать этот подход. Пока он вызывает отторжение и на Западе – что уж говорить о нашем культурном пространстве.

Хотя - переосмысление «типичных характеристик» потребителя – это возможный выход на новые сегменты покупателей. Что уже интереснее. Так, Dove делает ролики для «заботливых отцов», около половины героев рекламы Harley-Davidson в 2018 году – женщины, лицо Jim Beam – актриса Мила Кунис, а Johnnie Walker в прошлом году даже выпустил «женскую серию виски».
источник
2019 January 18
Психология Маркетинга
Москву замело. И это шанс повторить эксперимент, поставленный Милтоном Эриксоном (Milton Erickson). Всемирно известным психотерапевтом, основателем одного из влиятельнейших направлений в психологии, чьи теории легли в основу НЛП. Кстати, эксперимент этот Эриксон провел, когда еще был ребенком.

Итак. Встаньте пораньше и вытопчите дорожку в свежем снегу. Странными зигзагами, а не по прямой. Если проведете такой опыт, то вечером, смотря  на утоптанную десятками ног дорожку, многое поймете о поведении людей.  

Первым быть нелегко. Вытаптывать дорожку сложно. Но если дорожка готова – остальные пойдут по ней. Даже если она кривая. Думая при этом:

- "все так ходят, значит какая-то причина есть"
- "раз кто-то (эксперт) проложил так дорогу, он что-то знал"
- "на меня будут смотреть, как на идиота - тут дорожка, а он в снег поперся"

Хотя скорее всего, мыслей не будет - люди не обратят на зигзаги никакого внимания и пройдут дорогу на автопилоте.

Здесь сплетена масса факторов. Люди в своей массе экономят силы, невнимательны, делают то же, что и все, боятся нового. Но главное – мы живем по шаблонам, большинство из которых установленными другими. Делайте собственные дорожки. И чаще ходите по ним, чтобы привыкнуть к новым моделям поведения.
источник
2019 January 20
Психология Маркетинга
Я, Николай Молчанов, двигаюсь, следовательно я мыслю. Да-да. Организмы, не способные двигаться, мозга не имеют. Яркий пример – асцидия. Морское животное, жизнь которого начинается с поиска места обитания. Найдя подходящую скалу, асцидия прикрепляется к ней навсегда. И мозг ей больше не требуется. А чтобы ничего не пропадало зря, асцидия превращает мозг в пищу и съедает его. Бррр.

Мозг формировался не для возникновения самосознания или появления способности понимать абстракции. По сути мозг был нужен только для одной цели - создание и управление сложными формами поведения. Поэтому мы лучше запоминаем поведение, а не мысли.

Когда мы наблюдаем за человеком в рекламе - в мозге активизируются зоны движения - как будто мы выполняем ту же самую деятельность. Но степень этой активности составляет примерно 20% от уровня, когда мы сами совершаем действие. Футболист становится футболистом только в результате опыта. Чтобы человек стал лояльным покупателем – в начале он должен купить продукт.

Так что лучше один раз убедить использовать продукт, чем 10 раз показать рекламу, рассказывая о конкурентных преимуществах. Делайте акцент на промо, подталкивающих к использованию freemium, trial, упрощенных версий. И, кстати, имейте эти версии.
источник
2019 January 21
Психология Маркетинга
Порой человеку сильно нравится другой человек. Или продукт. А вот нам до зарезу хочется, чтобы ему нравилось что-нибудь другое. Естественное желание сказать: "Идиот!" И вывалить охапку аргументов. Стратегия работает, но плохо.

Вообще, ситуация сложная. Но есть одна хитрая тропинка к победе. Не спорьте. Поступите наоборот. Скажите: "Согласен, отличная штука. А назови десять основных причин, почему он тебе так нравится?"

А дальше начнется интересное. Когда человек чем-то восторгается, ему сложно сказать: "Ну, у него только 3 достоинства". А найти 7-10... Вот назовите сейчас 10 своих положительных качеств. Обычно после 4-6 наступает заминка. И это мы думаем о себе, любимом. А не о каком-то там продукте.

Процесс вспоминания замедлится. Придется прикладывать усилия. Человек начнет злиться. В  итоге произносится фраза: "Ну десяти, наверное, нет, но...". Мы заронили зерно сомнения. Которое может прорасти.

Шаг второй. Активнее, чем сам человек, поддерживаем названные достоинства. И намекаем о существовании других. "Не просто недорогой - один из самых дешевых!", "Да, лучше сэкономить, все равно непонятно, где хорошее качество". Только не переборщите.

Для мышления человека главное - экономия энергии. Просить покупателя "вспомнить несколько достоинств" - опасный прием. Он ведет к снижению оценки продукта или услуги. Правильная формулировка: "Существует много причин читать канал "Психология Маркетинга". Можете ли вы назвать хоть одну?" Важно не количество преимуществ, а то, насколько легко их вспомнить.
источник
2019 January 22
Психология Маркетинга
За формирование эмоций отвечает миндалевидное тело. И если на него воздействовать искусственно, то человек ощутит страх или легкую панику. То есть эмоции бывают и положительные и отрицательные, но по умолчанию сработает именно негатив.

Эволюционно мы произошли от маленьких зверьков, которыми многие были не прочь пообедать. Выживали те, кто опрометью бежал от слабого шума в кустах. Позитивные эмоции слабее, чем негативные. Крайне мало радостных событий вызовут автоматическую реакцию «бежать навстречу». А «бежать от» заставит огромное количество стимулов.

Когда я учился писать художественные романы, меня предупредили об опасности стереотипа «идиот на чердаке». Он берет начало из малобюджетных фильмов ужасов, когда, глухой и ненастной ночью, заслышав непонятные завывания на чердаке заброшенного дома, главный герой включает фонарик и лезет проверить - что там. В то время как любой нормальный человек сделает все, чтобы оказаться от этого дома подальше.  

Человек пуглив. И покупатель, войдя в магазин, немного встревожен. Он не в безопасном месте, не дома. Кругом незнакомые люди. Появление консультанта с вопросом повышает уровень стресса. Когда мы настороже, то в любой новой ситуации видим угрозы. Тоже эволюционный феномен – если рядом тигр, вероятно поблизости бродит еще парочка.

Именно поэтому консультанты, чат-боты должны быть предельно внимательны и вежливы. В начале взаимодействия необыкновенно легко раскрутить эмоции покупателя вниз по негативной спирали.
источник
2019 January 23
Психология Маркетинга
Стив Дворкин изучал действие наркотиков на крыс. Нажав на педальку, крыса получает кокаин. И в итоге умирает от недостатка пищи и сна. Так как постоянно нажимает на педальку. Эту историю впервые я услышал от мамы, когда мне было лет 12. Сильно впечатлился и к наркотикам до сих пор отношусь крайне насторожено.

Думаю, вы тоже знаете об этом эксперименте. Но немногие в курсе, что там была еще одна крыса. В соседней клетке. Только без педальки. И ей тоже давали кокаин – тогда же, когда его заказывала первая крыса. Так вот. Вторая крыса умирала быстрее.

Схожие эксперименты, правда уже без кокаина и смертей, проводились на людях. Примерно с тем же результатом. Смысл в том, что живому существу важно чувствовать контроль на ситуацией. Когда мы находимся под воздействием факторов, на которые не можем повлиять – мы испытываем стресс.

Простое ощущение контроля над фактором стресса меняет отношение к нему. Скажем так - мы намного дольше и спокойнее будем сидеть в маленьком замкнутом помещении, зная, что в любой момент можем выйти. Чем в случае, когда нас в это помещение запрут на неопределенное время.

Возвращаясь к маркетингу. Покупателю приятно ощущать собственную власть над ситуацией - даже когда он не владеет информацией и объективно уже не может ни на что влиять. Так что включаем иллюзию контроля. Создаем впечатление, что до момента оплаты, а лучше и после, клиент управляет положением: в состоянии изменить заказ, отказаться от него или внести дополнения.
источник
2019 January 24
Психология Маркетинга
Итак, у коллеги или покупателя проблема. И он рассказывает о ней. Мы смотрим на проблему, возможно даже думаем: «Элементарная ведь задача» и выдаем решение. Потому что мозг экономит энергию и старается быстрее прийти к выводу.

В результате – нас просили помочь, а мы предложили свой вариант решения. А это две большие разницы. И человек, вместо того, чтобы поблагодарить, вдруг начинает спорить. Или невнятно говорит «угу.»

Когда мы выдаем свое решение, то выглядим умнее. А тот, кто просил о помощи – глупее. И возникает парадокс – чем лучше, очевидно правильнее наш вариант, тем с большей настойчивостью его отвергают. Что подтверждают и исследования Олссона – когда человек в тупике, то подсказки "что делать" помогают лишь в 8% случаев.

Нас можно понять. Ждать пока человек сам найдет ясное для нас решение – мучительно. Все время хочется сказать: «Господи, да сделай же вот так вот уже, наконец». Кроме того, мы понимаем, что если промолчим, а человек сам набредет на правильное решение – то умным будет уже он. А не мы. Угроза нашему статусу.

И вот здесь пролегает тонкая грань между лидером и начальником. Если хотите развивать сотрудника – надо терпеть и ждать. Хвалить человека, внушить чувство уверенности и сделать так, чтобы он сам предлагал варианты решения.
источник
2019 January 25
Психология Маркетинга
Круизный лайнер Queen Elizabeth 2 перемещается на 4 см на каждый сожженный литр дизтоплива. Мозгу нужна энергия примерно в таких же количествах. А энергии чертовски мало. Организм черпает ее из одного и того же бака – нам надо не только думать, но и ходить, дышать и пожимать ручку начальнику.

Даже привычная фраза «давай постоим, поговорим» - следствие того, что нам в прямом смысле сложно расходовать энергию на физическое перемещение в пространстве и одновременно тратить силы на поддержание осмысленного разговора.

Еще в 19-м веке Уэлшем проводились эксперименты, когда испытуемых, занятых выполнением интеллектуальной задачи, просили выжать динамометр (такая штука, измеряющая физическое усилие). Выяснилось, что любое мысленное напряжение резко снижает физические возможности. Иногда – практически в два раза.

Так вот. За редким исключением – не надо утром заниматься столь интеллектуальной работой, как разбор скопившейся почты, решать множество мелких задач, "раскачиваться" и т.п. Да, вы правильно поняли, закрываем, закрываем телеграмчики.

Утро для большинства людей – время пиковой мощности. Расходуйте ее на выполнение самых важных задач. А назначив совещание на вечер - не удивляйтесь, что с креативом как-то не очень.
источник
2019 January 26
Психология Маркетинга
мотивашки на выходные

Итак, мозг сжигает огромное количество энергии. А большая часть мыслительных процессов происходит на автопилоте. Без сознательного контроля. Следствие комбинации двух факторов - мы постоянно выбираем самые легкие и знакомые решения. И не отдаем себе в этом отчет.

Мозг крайне негативно относится к любым затратам энергии. Вспомните, что вы делали 8 дней назад. Для этого вы подумаете – а что это за день недели, припомните главное событие и постепенно реконструируйте весь день.

Если вы правда проделаете это упражнение, то почувствуйте легкое раздражение. Беспокойство. Потому что любое напряжение умственных усилий, на которое мы тратим драгоценную энергию, вызывает у нас дискомфорт.

И это мы вспоминали реальные события. А если надо подумать о чем-то новом, то энергия сжирается с такой скоростью, что мозг вообще отказывается от задачи. Пример, сегодня близкий лично мне. Выходной. А куда пойти? Вот театры, выставки, рестораны. Смотрю – столько вариантов, опций, все интересно. И сложно выбирать. В результате пойду, как обычно, гулять в ближайшем парке.

Поэтому мы годами читаем одни и те же сайты, ходим в одни и те же магазины, ездим по тем же самым дорогам на ту же самую работу. Постоянно откладывая изменения на потом. Просто мозгу – не нам – выгоднее активизировать старые нейронные связи, чем устанавливать новые. А мы задним  числом придумываем объяснения своему поведению, представляя его "логичным" и "правильным".
источник
2019 January 27
Психология Маркетинга
Маркетинг - это не только психология. А еще и цифирки. Так что приступим к решению математических задач.

Вы работаете в группе из 23 человек. Какова вероятность того, что дни рождения хотя бы двух человек совпадут?

Обычный ход рассуждений – лично вот мой день рождения 5 января, значит вероятность совпадения с одним человеком = 1/365. А так как людей в группе 23, умножим это число на 23. То есть где-то 6%.

На самом деле мы ищем совпадения дней рождения у любых двух человек в группе. А эта вероятность определяется количеством пар людей, которые можно составить из 23 человек. Так как порядок людей в парах не имеет значения, общее число таких пар равно числу сочетаний из 23 по 2, то есть ( 23 × 22 ) / 2 = 253 пары.

В общем, вероятность совпадения - 50%. Это "парадокс дней рождения".

А люди чаще всего начинают решать задачу, выбрав из группы одного человека. "Условного себя". И оценивая вероятность совпадения его дня рождения с другими. Эта задача не столько о статистике, сколько о том, что отправной пункт наших размышлений, по умолчанию - мы сами.

Поэтому - в работе полезно прекратить фиксироваться на доработках продукта, а вместо этого подумать о покупателях. А в личной жизни - порадовать близких, начав, к примеру, планировать это воскресенье с размышления о том, что было бы интересно им. А не нам.
источник
2019 January 28
Психология Маркетинга
​​Вчера Федор Емельяненко проиграл бой за 34 секунды. От футбола до биатлона можно вспомнить спортсменов, которые показывали феноменальные результаты. Но, вместо того чтобы вовремя уйти, продолжали участвовать в соревнованиях. Причин много. Одна из них - проблема субъективного искажения реальности.

Мозг ищет объекты, связанные с нашими целями, проблемами и желаниями. Работа идет постоянно, в автоматическом режиме.  Я, как отец 3 детей, везде вижу коляски и детские площадки – даже когда иду один.

А вот затем мозг интерпретирует найденные факты так, чтобы они совпали с нашими ожиданиями. Ведь если ожидания не сбылись – мы расстроимся. А мозг избегает угроз. Поэтому мы видим то, что хотим увидеть. Ожидания влияют на восприятие.

В результате мозг буквально отовсюду вылавливает подтверждение того факта, что мы молодцы. Движемся в правильном направлении. Даже если всем окружающим ясно, что это не так.

Когда финмодель стартапа убыточна, первая мысль: "допущена ошибка в расчетах". А не "проект - дрянь". Обычный итог - в модели корректируются предпосылки, заставляя проект выглядеть лучше. Так, как хотим его видеть мы.

Считается, собачка в огне  – смешной мем.  На самом деле, он не смешной. Так относится к своим проблемам большинство людей.
источник
2019 January 29
Психология Маркетинга
Перед тем как сесть и заняться своими делами, моя собака долго крутилась на одном месте. Вращение, по разным причинам, распространено у стадных животных. При встрече крутятся слоны. Северные олени сбиваются вместе и медленно вращаются, защищаясь от комаров. Крутятся табуны лошадей, овечьи отары.

А мы крутимся по магазинам. Внутри каждого супермаркета проложена круговая дорожка, по которой бредут покупатели, набивая тележку. Причем, что любопытно, мы двигаемся, как правило, против часовой стрелки. А вот британцы, австралийцы и японцы - наоборот - по часовой стрелке.

А задача магазина - убедить нас в качестве продуктов. Для этого в самом начале пути размещается товар, при взгляде на который покупатель автоматически сделает вывод: "здесь продают свежие, хорошие продукты".

Замороженное мясо, полуфабрикаты в картонных коробках, банки с консервами или пакеты с молоком такую мысль в голове покупателя не включат. А вот цветы - классический пример свежести - включат. И премиальные магазины ставят у входа лоток с цветами. Хотя цветы вовсе не самый популярный и ходовой товар. Другие магазины, с той же целью, размещают рядом с входом стеллажи с овощами и фруктами. Которые должны быть, или по крайней мере выглядеть свежими.

То есть, в самом начале взаимодействия с магазином, мозг покупателя делает вывод о качестве продуктов. На основании увиденных цветов или овощей. А затем этот вывод переносится на весь товар в магазине. Проще говоря - фактор первого впечатления не только про людей.
источник