Size: a a a

Маркетинг WHOяркетинг

2020 January 14
Маркетинг WHOяркетинг
Продуктовый менеджмент по классике
источник
2020 January 15
Маркетинг WHOяркетинг
источник
2020 January 16
Маркетинг WHOяркетинг
Классика ценообразования, между прочим
источник
2020 January 17
Маркетинг WHOяркетинг
Классика стартап-жанра. Программер сделал проект, потратил время-деньги-здоровье-нервы, но не удосужился проверить, кто и как его будет покупать, а также сколько за него вообще готовы платить. В итоге деньги кончились, разогнал команду - и только тогда сел за учебник по маркетингу. Умно, чо.

https://habr.com/ru/company/dcmiran/blog/483154/
источник
2020 January 19
Маркетинг WHOяркетинг
Увиденное приводит к одной простой мысли. Karma - "типичный стартап", который успешно сдохнет сам по себе без новых вливаний инвесторов. Как недавно GoLama отбросила копыта без инвестиционных вливаний. Гугнин и Лаптев занимаются классической самозанятостью за счет инвесторов - полагаю, зарплатой себя не обделили. Сам Юрий Гугнин как "inivestment banker" - классический шарлатан с визиткой. Если вы вложились в Karma на ICO - вам не повезло по жизни. Вы тупой. Если вы через Карму вложились в некий МСБ - дай бог, чтобы ваши вложения отбились и смогли их вывести. Но в целом, товарищ инвестор, хороших новостей для тебя нет. Держись там, и хорошего настроения.

С вами был Алексей Гряцких, ранее маркетолог, а теперь инвестбанкир и эксперт по управлению капиталом. Несите мне денежки, я знаю как ими грамотно распорядиться и куда их инвестировать. В конце концов, криптанам и маркетолухам можно - а мне нельзя чтоль?

https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da/kazn-startapa-plohaia-karma-falshivogo-investbankira-iuriia-gugnina-i-hrenovaia-kopiia-hrenovogo-starttrack-5e1df5bf3d008800b13f60af
источник
2020 January 22
Маркетинг WHOяркетинг
источник
2020 January 24
Маркетинг WHOяркетинг
источник
2020 January 26
Маркетинг WHOяркетинг
"Можно предположить, что экономика Тиндера не совсем сошлась, юзеры за счет платных аккаунтов заносят не так много как хотелось бы. Или не настолько много, как это нужно топ-менеджменту для обретения нужного объема бонусов за счет благоприятственной статистики. Но публике, естественно, это не показывают. Тем не менее, начинается экономия на спичках. В первую очередь, на разработке и поддержке. А заодно, надо полагать, рисовка статистики и роста для инвесторов - и видимо уже пох каким образом. Потому что после падения курса акций прямо после IPO и относительно вялого роста, нужен уже значительный рост акций. Чтобы инвесторы поверили в компанию, ну и заносили баблишко на биржу или на прямую покупку долей. Ну и чтобы денежек хватало на поглощения дальше - ведь на чём в первую очередь зарабатывать топ-менеджменту компании? На M&A, на них родненьких. А дальше трава не расти. В общем, всё как всегда в корпоративном мире."

. . . . . .

"Они же [Tinder] ни на одно письмо мне не ответили. Ни на одну почту. То есть если готовность Mamba работать с рекламодателями принять за 10, то коммуникабельность Badoo в этом вопросе - 3. Они запрашивают информацию о бренде и вот это вот всё. А у Тиндера - ГОЛЫЙ НОЛЬ!"

Может быть не отвечают потому, что в Тиндере просто некому работать с рекламодателями? Или может быть там три калеки на все регионы сразу, потому что для Match Group качество отчетности гораздо интереснее поступления живых рекламных денег от бизнеса? И соответственно, рисовка подписоты гораздо выгоднее, чем возиться руками с рекламодателями, потому что тогда можно будет втирать про "успешный успех" акционерам и инвесторам? И, как следствие, бонусы для топ-менеджмента будут гораздо объемнее? Много вопросов накопилось, ох много.

https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da/pochemu-tinder-gliuchit-i-prichem-zdes-kurs-akcii-i-bonusy-topmenedjerov-match-group-enron-ot-znakomstv-5d67d0b2d4f07a00ad00da63
источник
2020 January 27
Маркетинг WHOяркетинг
РАЗОБЛАЧЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ КАМПАНИЙ В TIK TOK
пиеса в двух частях и четырех актах (половых)

Наш читатель, которого рука не позволяет назвать пташкой, рассказывает о том, как китайский сервис накручивает просмотры крупных рекламных кампаний и вступает в сговор с маркетинговыми директорами корпораций

Девочки, присядьте поудобнее. Это история, вдохновлённая публикациями о рекламной кампании Авито в «Тик-Токе» на миллиард просмотров

Сейчас будет самый настоящий разьеб Тик-тока. Наша пташка, занимающаяся подготовкой рекламных кампаний приводит пруфы того, что сервис намеренно завышает цифры успешности своих рекламных кампаний для дальнейшего впаривания корпорациям за бешбабло.

Кейс первый. Yota.

“Они купили в июне-июле 2019 хэштег в TikTok для поддержки своей федеральной кампании. Так и назвали #щавсёобъясню. Найти этот хэштег можно тут.

Там 532 миллиона просмотров. Божечки-кошечки. Стоил этот хэштег около 4 миллионов рублей. Цена контакта 0? Да нихрена.

Давайте копнем глубже - что вы видите на странице хэштега? Хоть одно видео содержит в себе Yota? Ага. Это всё спам, девочки”

Тут мы должны разъяснить, что под спамом наш читатель понимает рандомные видео, снятые под тем же хештегом: бренд, купивший хештег, в видео никак не упоминается. При этом, сервис активно впаривает пользователям возможность публиковать видео с этим хештегом, маркируя его как популярный. Но ещё раз: под хештегом скрывается все, что угодно, но видео, снабжённые этим хештегом, отмечаются как часть рекламной кампании.
По словам нашего читателя, часть таких фейковых видео Tik-Tok льёт собственноручно - чтобы добавить массива кампании. В общем, китайская подделка как она есть.

Этот факт подтверждала в фейсбуке Представитель Yota Ольга Алексеева: «95% контента с хэштегом кампании не имеет к кампании никакого отношения))))) Плавали, знаем)». Наш читатель конкретизирует: за 4 миллиона рублей они получили 35 видео. И пару миллионов просмотров. Там даже 10 миллионов просмотров не было.
источник
Маркетинг WHOяркетинг
Кейс второй. Авито.

Новость, которая облетела все новостные агентства - Челлендж Авито набрал 1 млрд просмотров в Тик ток.

Слово нашему читателю:

«Вот мы открыли хэштег. У одного из первых видео - 650к просмотров. Крутим всего 6-7 экранов вниз и видим... спам, сука! У которого 600-1000 просмотров.

Ну ладно, может в официальном звуке авито лучше? Заходим. На первом видео - 1.1 миллиона просмотров. Крутим 6-7 экранов вниз - там 5000 просмотров на одном спам-видео. Откуда миллиард? Рома Зарипов вот говорит, что миллиард есть. Рома, где? Миллионов 15-17 есть. А остальные-то где?

Миллиард просмотров. Наебщики».

Lays и Индилайт. Причём тут простыня?

По словам нашего читателя, аналогичная ситуация сложилась с челленджами Lays и Индилайт. По хештегам #новыйгодвкуснеесLays и #сочнобудетточно. Наш читатель даже сам провёл следственный эксперимент: снял свою простыню на видео, сопроводил рандомной музыкой и поставил оба хештега. Его видео не было удалено.

Сколько зрителей у Tik-tok на самом деле?

«Давайте зайдем еще дальше. А какое же DAU у TikTok? Сколько людей сделали этот миллиардище для Авито. Может у них DAU на 30 миллионов?» - вопрошает наш читатель.

DAU (Daily Active Users), девочки, кто не знает, - это ежедневные активные пользователи.

TikTok говорит, что его DAU - это тайна за семью печатями. Но наш читатель утверждает: Ежедневная аудитория TikTok в России - 5 957 000 на 1 декабря и около 6 700 000 на 31 декабря.

По его словам, такие данные получила крупная компания от самого Tik-Tok.

«TikTok вообще охуел - они ничего не стесняются. Выходит их Степа Слюсарев [представитель Tik-Tok в России] на сцену на каждой конфе и говорит - вот за неделю кто-то набрал 90 миллионов просмотров. Блядь, да откуда - у тебя дневная аудитория 6-7 миллионов человек. Месячная - ну миллионов 17-19. Нестыковка, нет?»

«У меня есть чувство и слухи, что TikTok нормально заносит мардирам брендов за такую хуйню - чтобы они еще и публично поддерживали миллиарды просмотров.

А мы потом хуи сосем с нормальными спецухами, и выборы блядь рекламируем». - подытоживает наш эксперт.

Ни убавить, ни прибавить, девочки.
источник
Маркетинг WHOяркетинг
В общем, история уходит на второй круг. Раньше так нагло рисовали тиражи для рекламодателей. Теперь не тиражи, а охват, просмотры и т.д. - но суть не поменялась никак
источник
2020 February 04
Маркетинг WHOяркетинг
Торшина тут пишет предстоящий в этом году бизнес-апокалипсис: "Среди моих клиентов из «реального сектора экономики» есть мнение, что 2020 год станет Чистилищем: в начале года многие будут цепляться и включать пятую скорость, взбивать лапками масло, пробовать новые каналы продаж, что угодно — чтобы остатся на рынке. А вот к концу 2020 года начнут повально закрываться, потому что у всех остаться не получится, и на всех денег покупателей не хватит."

Сейчас поясню почему в этом и следующем году сдохнет куча российского бизнеса. Потому что в руководстве компаний до сих пор внедрены три установки при постановке задач:
1) "Делай, что я сказал, и не думай"
2) "Придумайте всё сами, решите всё сами - моя задача вам з/п платить"
3) "А чо там у соседа? а чо там у больших? Срочно делаем как они".

// Есть ещё популярная 4) "наебать и свалить" - но о ней вслух говорить не принято //

Я уже об этом развернуто писал (раз, два, три), но обозначу условия, когда все три имели право на жизнь и кое-как прокатывали. КОГДА ВСЁ РОСЛО. КОГДА ЭКОНОМИКА РОСЛА. КОГДА РЫНОК НЕ БЫЛ ЗАНЯТ. КОГДА КОНКУРЕНЦИИ (ВКЛЮЧАЯ КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ) ТОЛКОМ НЕ БЫЛО. КОГДА МАРЖА ПЕРЕКРЫВАЛА ВСЕ ВНУТРЕННИЕ КОСЯКИ И ПРОСЁРЫ.  КОГДА АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ НЕ ВАЛИЛО ЗА РУБЕЖ ВМЕСТЕ С КАПИТАЛОМ И МОЗГАМИ. КОГДА У НАРОДА БЫЛИ ДЕНЬГИ.

А что сейчас? Экономика скатывается в задницу шестой год, рынки  +- поделены. Денег у компаний и населения объективно  меньше, илитка и народ попроще валит из страны (еще и компании перевозит целиком). Конкурировать сервисом и исполнением всё сложнее - это стоит денег, а за это все меньше кто может заплатить. Понятие бренда окончательно девальвируется и играет роль только там, где оно неразрывно и критично связано с качеством или параметрами товара - значит начинается резня за цену контракта и за условия пост-пост-пост-оплаты.

По-хорошему, если позволяет продукт, надо выходить на зарубежные рынки с большей емкостью, но на это нужны бабки (их всё меньше), и как ни странно, мало у кого есть желание это делать - хотя делать это надо было вчера. А чо, и так нормально: просто надо ускориться, а там глядишь сосед сдохнет первым (но вы тоже, хоть и  вторыми).

Российский бизнес напоминает Михаила Кокляева, решившего стать боксером. Вроде делал по учебнику, пытался ускориться, проявлял активность, но в первом раунде схватил в торец от Емельяненко-мл., побегал восьмерками и от потом с грохотом прилёг. Потому что нельзя делать то, что все, не понимая и не оценивая внешних обстоятельств. Но российскому бизнесу, чую, проще сдохнуть, чем понять.

@marketinghuyarketing
источник
Маркетинг WHOяркетинг
А теперь поясню на примерах, что прокатывало, когда ВСЁ РОСЛО или хотя бы КОГДА НЕ ВСЁ ТАК ДОЛГО ПАДАЛО.

Один известный производитель минералки и питьевой воды. Акционерам приспичило потратить изрядно денег на SMM - хотя для FMCG-food это вообще бесполезная вещь с точки зрения влияния на сети и на продажи. При этом всё это требует изрядной вознии времязатрат. В то же время было заложено НОЛЬ денег на онлайн-сервисы или иную автоматизацию для партнеров и дистрибьюторов - их вообще не спрашивали надо ли что, чтобы жизнь улучшить. Хрен ли, в эксельке и почте справлялись и норм. Если что, кнопки быстрее жать будут. Попутно просрали лавэ на очередные исследования вкуса, сотую смену этикетки и пачку фокус-групп. То, что попадание на полку в ритейле зависело не от SMM и далеко не всегда от этикетки - всем было пох. Сейчас часть SKU этой компании выпилена из ритейла.

Один российский производитель бытовой техники (made in China, конечно же). Закупка сравнительных баз товаров, имеющихся на рынке - нах надо. Написать собственную БД - нах надо. Ну а чо, километровая экселька, с которой дрочились все, и никто не мог вспомнить какая версия последняя - это же так удобно для всех: закупщиков, продавцов, партнеров. Зато бабки тратились на постоянное переделывание сайта и на сына, которому владелец хотел передать бизнес - но сын хотел играть в компьютерные игры, а бизнес в итоге сдох, недолго подергавшись.

Российская компания, пионер на рынке электронных сигарет. Некогда лидер рынка. Мой личный кейс N-летней давности. Задача: выбрать регион и прогнать тестовую компанию офлайн. Продажи онлайн идут норм, но этого мало. Наружка, пресса, все дела. Реальность: в регионах не выстроены филиалы, почти нет сервисных центров (качество е-сиг было нестабильным), логистика не выстроена, продавцы на местах не обучены и проч. На местах контроль размещения осуществить некому - а в регионах тогда наебать москалей было святым делом (по договору и без). Итого, системный пиздец. Предлагаю - особенно в связи с деликатностью темы е-сиг тогда - писать дилерские стандарты, обучить партнеров, повесить на них локальный контроль и соблюдение стандартов по местам продаж, рекламе и проч. Классика в общем.  И вместе с этим слепить систему ретробонусов (товарные и по возможности денежные). Окрик сверху: "Алло, ты опух? Мы не Кока-кола". Препираемся с гендиром. В конце концов, вместе с продаванами и еще парой маркетологов за три дня рожаем вполне годный док несмотря на гену. Еще ТЗ успел накропать для по инет-магазу ретробонусов и оптовым онлайн-заказам продукции. Итог: уволен за самодеятельность. Хули думал, копать над было, думать будет гендир. То что гендир зассал с темой стандартов и её не осилил - не важно. То, что контора была к его задаче системно не готова - не важно. Реальность: компания успешно пользовалась разработанным доком с подачи отдела продаж (с ними гендир считался). Какое-то время была довольно успешной и известной. Но потом, чую, исполнительность снова стала нужней, а расти всё само по себе перестало.

Вот и у вас всё не просто перестанет расти, а будет херово по-настоящему. Потому что вам же нужны исполнительные и чтобы как у соседа, а когда приспичит - будете требовать как с умных, и удивляться, почему у соседа у вас ни хера не работает. А чо ныть, умных вы разогнали или не пустили на порог. Бронируйте с соседом соседние места на кладбище. Инвестируйте в недвижимость, так сказать.

@marketinghuyarketing
источник
2020 February 05
Маркетинг WHOяркетинг
Вдогонку к тому, что написано в прошлом посте
источник
2020 February 06
Маркетинг WHOяркетинг
Кстати, схожу-ка я тоже

https://t.me/growhorse/135
источник
2020 February 10
Маркетинг WHOяркетинг
Guest management. Вниманию представителей индустрии развлечений, организаторов различных премий и публичных презентаций, а также спонсоров этих псевдо-капустников и торжества самодеятельности.

Зарождалось понятие guest management в уже неблизких 2000-х, когда в индустрии стали появляться пиар-агентства, которые предлагали клиентам повышение KPI за счет привлечения известных людей в качестве «почетных» гостей события. Уже тогда я, начинающий директор разного уровня селебрити, подвергал сомнению сами принципы подобного «сотрудничества», ведь построены они на неуважении и обмане.

К самой сути идеи - приглашение звезд на коммерческие презентации и иные события в качестве гостей, - я отношусь положительно. Более того, мы с огромным удовольствием «продаем» селебрити на открытие салонов красоты и отелей, презентации ЖК, индустриальные премии, интервью для специализированных журналов. Однако, именно здесь и кроется разница нашего подхода (директоров артистов) и работы пиар-агентств.

У пиар-агентств ошибочное представление о том, на каких условиях и где должен появляться их «подопечный». Раньше директор/продюсер артиста стоял в стороне от подобных вопросов, оплошно называемых пиарщиками «промо-усилия во имя увеличения/поддержания узнаваемости персоны». Тогда у звезд и селебрити не было собственных каналов «распространения» своих новостей/красивых фотосессий, и им приходилось довольствоваться фотографиями и комментариями для светской хроники в макулатуре и на кабельных каналах.

Это сейчас артисты уже осознали, что публикации на последних страницах светской хроники были интересны лишь им самим. Узнаваемости это не прибавляло и добились они лишь забвения. Зрителю не хотелось верить в то, что их кумиры настолько бездарны, что им только и осталось ходить на никчемные вечеринки ради канапе, дешевого шампанского и фотографий на фоне виниловых баннеров. Почитатели «талантов» не понимали, откуда у их кумиров столько свободного времени. Означало это одно: «селебрити» этой категории не состоялись в профессии. Или пока не в состоянии понять, что артиста любят и «покупают» за талант, умения, ремесло, которыми он владеет в превосходной степени. За его острый ум и мастерство, а не за натянутые лицемерные улыбки в глянце.

Сейчас многое поменялось. Если клиент хочет гарантию присутствия селебрити, он платит за присутствие селебрити, а не за услуги пиар-агентств, которые пообещали клиенту за 500.000 рублей 30-50 топовых имен и 50 инста-эскортниц. Последние пришли в полном составе (ведь им вдогонку пообещали присутствие сильных мира сего), а из звезд только те 5-10 персон, кто не ценит ни свое время, ни свое имя. А 500.000 рублей агентство оставило себе в качестве вознаграждения, что не постыдно. Только схема работает совсем иначе.

Как это происходит у нас с нашими партнерами. Клиент озвучивает цифру бюджета и просит предоставить список из 10-30 селебрити, которые могли бы гарантированно присутствовать на мероприятии. Если бюджет от 5М₽ рублей, то можно говорить о визите 20-25 селебрити разного уровня, которым я заплачу по 100.000-300.000 рублей (10% от 5М₽ - услуги моего агентства), но буду гарантировать их присутствие. А в некоторых случаях и посты в их многомиллионных инстаграмах.

И прибейте табличку в отделе маркетинга и PR с именами людей, которых с такими бюджетами (100-300К₽) не надо приглашать. Беспокоить чепухой и бессмыслицей людей занятых не нужно. Жванецкий, Козловский, Канделаки, Мацуев, Хабенский, Литвинова, Машков, Миронов, Соловьев, Хазанов, Ургант, Нагиев, Парфенов - не теряйте время и не раздражайте их своими звонками.

Мораль сего поста очень проста: будьте честными, платите артистам; тогда вы получите гарантированный промо вашего мероприятия и лояльное отношение селебрити.

Однако, один я эту систему не поломаю. Точнее один я буду это делать значительно дольше. Потому что на рынке много бездарных артистов и еще больше чудных пиар-агентств и аферистов разных мастей. Но время и поумневшие заказчики мне помогут.
источник
Маркетинг WHOяркетинг
Кстати, мало кто знает, что периодически я консультирую разного рода компании по маркетингу и особенно по продуктовому маркетингу. Выглядит это в том числе и вот так (публикуется с разрешения клиента):

https://www.youtube.com/watch?v=uxdH_8jW6no

Если что, связаться со мной можно через фейсбук
источник
2020 February 12
Маркетинг WHOяркетинг
Яндекс Дзен и принудительная монетизация в лучших традициях Vimeo. Дайте денег и мы откажемся от претензий.

https://www.facebook.com/100002821316602/posts/2434058570031496/
источник
2020 February 13
Маркетинг WHOяркетинг
Читал сегодня внезапно основы управления проектами спортивным управленцам. Без agile/scrum/waterfall и проч, а самую базу про которую всё чаще забывают ("хули стоять, пальму трясти надо!"). А потом тусанул на конфе по growth marketing. Про второе будет отдельный пост ярости, а пока вот вам слайд. Со словами "И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, БЛ!!!!". Потому чем дальше смотрю, тем всё меньше его используют. Методики и новомодные термины есть, а смысла, сука, нет.
источник
Маркетинг WHOяркетинг
Куда приводят примечания при переводах на карту с пометками "долг", "возврат долга", "мои соболезнования, примите посильную помощь" и т.п.

Кто работает в digital, особенно с блогерами, знает, что каждый второй из них, у кого до сих пор нет даже ИП, просит кидать ему гонорар за рекламу, именно с такими примечаниями.

Ну вот сейчас я расскажу, чем эта хуйня может закончиться.

Возможно, вы слышали, что в 2018-2019 годах моя жопа закалялась в судах: я попала в число тех, кто поимел счастье оказывать коммерческую услугу Юрковской, и кто далее попал в ее список ответчиков по искам "необоснованное обогащение".

Юрковская использует однотипные иски, одну и ту же схему.
Она не имеет никаких юр. лиц, нормальных реквизитов, поэтому своим подрядчикам кидает деньги с ЯД на ЯД.

Далее, когда она решает вернуть деньги за оказанную услугу, сперва пишет заявление в ментовку (мошенничество). Мол, я по ошибке перевела им свои деньги, а они не вернули, меня обманули.

Ментовка ей отказывает, она прётся в суд, стряпает "необоснованное обогащение". Есть факт перевода денег, есть док-ва, кому принадлежат ЯД-кошельки. Договора и акта нету.
Я удивилась кстати, что у нее есть хотя бы паспорт - минский, с пропиской в деревне Дроздово. Ну хоть не хвост и усы :)

Так вот. Конкретно в моем случае сложность доказать то, что я не обогатилась за счет Юрковской, а 5 месяцев выполняла работу, с командой людей, делала рекламу в интернете, в том, что эта реклама в интернете.

Уважаемый суд срать хотел на интеграции в роликах на Ютубе. Посты у блогеров. И пр.под.

Например, когда Юрковская отжимает деньги в судах за свои путешествия, ее ответчики приносят документы: билеты, брони отеля - где видно, что эта мадам все-таки летала в отпуск и жила в гостиницах. Которые тоже ЯД оплачивала ))

А когда ты делал для Юрковской рекламу в интернете, да еще и полтора года назад, до того, как начался процесс, ты уже ничего никому не докажешь: суд просто не смотрит ни на нотариальные протоколы постов, ни на заверенные видео и аудио с рекламой, не исследует ссылки в режиме онлайн. Ни суд первой инстанции, ни апелляция, ни кассация, ни верховный.

Так я проебала суд, точнее не я, а тот, кто формально получал деньги с ЯД Юрковской.

Что можно было бы сделать дальше с неплохими шансами на успех, с вероятностью обернуть дело первой инстанции вспять.

Дальше можно писать иски толпе блогеров, которым переводились деньги за рекламу. Так, мол, и так, уважаемый блогер, вы уж простите-извините, но суд решил, что мы обогатились, ну вот и мы пишем вам претензию - возвращайте деньги, так как и вы значит обогатились, работу не выполнили.

Блогер показывает, что работу выполнил. Таких блогеров - десятки. Всё это превращается в театр абсурда, ну и года за 3-4 решение первой инстанции отменяется.

Но! Блогеры получали деньги с примечанием "долг", "возврат долга". И значит я иду на хуй с любыми своими попытками устроить из этого бреда театр абсурда и чисто из принципа, из чувства справедливости показать потребиллеру жопу ))

ИТОГО:

Клиент получил услугу в полном объеме.
Клиент получил решение суда о возврате средств за оказанную услугу.
Блогер получил гонорар за работу.
Команда получила зарплаты.
Клиент оказался потребиллером и это показало, насколько исполнитель не защищен вообще никак, ни с какой стороны: получил геморрой, расходы на тяжбы, на нотариусов, репутационные потери, ну и проёбанный суд.

Будьте аккуратны, не совершайте детских ошибок, не работайте без договоров, не переводите деньги с этими чертовыми примечаниями "долг", проверяйте чистоплотность клиента, тупо забивайте его фамилию на сайт судов.

После Юрковской я так делаю всегда и в первую очередь ))
источник