
📍Доклад Global Education Futures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации».
❗️Полноценно развитая образовательная экосистема — это открытое и развивающееся сообщество различных поставщиков образования, которые обслуживают различные запросы учащихся в конкретном контексте или на конкретной территории. Территория или регион становятся минимальной единицей образовательной экосистемы — в то время как отдельное учебное учреждение (школа, университет и пр.) никогда не могут быть полноценной экосистемой сами по себе, хотя могут обладать «экосистемными» свойствами и могут стать центральным структурным элементом экосистемы. Полноценной экосистеме требуются не только поставщики образовательных опытов, но и различные интеграторы («соединители»), которые создают траектории движения учащихся через систему, помогают учитывать и фиксировать их достижения, находят и соединяют общедоступные ресурсы и т.д.
❗️Грань между предоставлением лучших образовательных возможностей в мире и обесцениванием местных образовательных возможностей очень тонка. Подобно тому, как глобальные промышленные корпорации все больше несут ответственность за минимизацию негативного воздействия их бизнеса на окружающую среду — создатели и поставщики глобальных образовательных практик должны нести этическую ответственность за совмещение (а не конфликт) своих услуг с локальными образовательными системами.
❗️Многие из востребованных компетенций XXI века сложно или вовсе невозможно оценить с помощью традиционных методов тестирования: напр., социальный и эмоциональный интеллект, креативность, способность к кооперации и совместному творчеству и т.д. Чтобы создать внутри системы стремление формировать данные компетенции, необходимо разработать системы их оценки с помощью новых динамичных решений (напр., с помощью игр), а также новые методы фиксации результатов (напр., «творческие профили», описывающие многообразие способностей).
Крайне важно переходить к формирующим системам оценивания, конструктивно влияющим на жизнь людей (особенно молодых), чтобы оценка воспринималась ими как ценная и обнадеживающая обратная связь. Оценки образовательных результатов должны развивать лучшие качества учащегося и помогать ему продвигаться к собственным целям. Важнее всего оценивать людей способами, которые не уничтожают любопытство, творчество и сотрудничество, а позволяют людям учиться на своих ошибках.
❗️Поскольку учащиеся могут участвовать в одном или нескольких образовательных сообществах, а любое сообщество будет вовлекать множество одновременно учащихся людей на разных стадиях развития — то необходимо создавать синергии между образовательными опытами через их динамическое взаимодействие. В ходе коллективного обучения учащимся предлагаются определенные роли и конкретные задачи, и их индивидуальные образовательные опыты «собирают» коллективный образовательный опыт. Вместе с тем, коллективное обучение обладает свойствами синергетических феноменов и не сводится к «сумме его частей» — в процессе такого обучения возникают коллективные компетенции, которые уникальны для каждого образовательного сообщества.
Исходник: https://futuref.org/educationfutures_ru