Size: a a a

Тренды образования

2018 January 17
Тренды образования
Исследовательский центр Joint Research Centre (JRC) представил доклад «Блокчейн в образовании». Приводится много преимуществ использования технологии, но не учитываются ключевые сложности и риски:
- Блокчейн требует серьезных мощностей для обеспечения транзакций. Что будет с экологической обстановкой в мире при массовом обращении к блокчейну и увеличении выработки электростанций?
- Для хранения данных в блокчейне с каждой транзакцией будет требоваться все больше места в цифровом пространстве, т.к. каждая запись хранит информацию о предыдущих.
- Смарт-контракты блокчейна, выступающие альтернативой бумажным договорам, не контролируются законодательными нормами, соответственно при возникновении спорных ситуаций (а они будут), невозможно рассчитывать на юридическую помощь.

Конечно, этим перечнем не ограничивается. За те годы, что существует технология, она так и не была массово внедрена без привязки к криптовалютам. А без них блокчейн представляет собой лишь один из способов шифрования. Мы встречаем футуристичные мечты о цифровизации мира, но развито ли общество в целом и образование в частности для внедрения необкатанных технологий?

И если можно представить проникновение машинного обучения для скоринга студентов или разработки адаптивных программ, то каково же все таки значение блокчейна в edtech? Я пока не вижу острой проблематики, которую он мог бы решить, но зато вижу море хайпа и стремление сорвать куш на проведении ICO.

Полный отчет можно скачать здесь: https://goo.gl/G85Phb
Некоторые тезисы вынесены сюда в переводе: https://goo.gl/RdUsZE
источник
Тренды образования
Команда EdCrunch опубликовала каталог технологических продуктов в образовании: коробочных решений, сервисов, приложений, платформ и др.

Очень удобно для проведения исследования рынка в нужном сегменте или подбора решения для текущих задач.

http://edtek.ru/
источник
2018 January 18
Тренды образования
Потрясающая находка: огромная подборка научпоп и образовательных ютюб-каналов на русском языке (в конце списка есть такая же на английском).
Теперь не скажешь: "Скучно, не знаю, чем заняться". Видео хватит на несколько жизней вперед.
https://goo.gl/Z6NBBF
источник
2018 January 19
Тренды образования
Минобрнауки объявило конкурс на предоставление грантов для поддержки проектов, связанных с инновациями в образовании по следующим направлениям:
- Поддержка детского и юношеского чтения
- Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы
- Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании
- Внутришкольная система оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся
- Цифровая образовательная среда и электронное обучение в образовательной организации

Конкурсную документацию можно найти здесь: https://goo.gl/jaaYs4
источник
Тренды образования
Каждый месяц запускаются новые образовательные программы. Предприниматели гадают, чему бы эдакому начать учить, чтобы и полезно, и маржинально. Одной из такиих идей является обучение собственно предпринимательским навыкам. Но при этом не утихают обсуждения: А возможно ли это? Является ли предпринимательство управляемой компетенцией, как например решение задач по органической химии, или все же это врожденная особенность личности? Или же эту личность в большей степени формирует окружение?

Мне близки мысли, которыми делится в своем интервью сооснователь банка «Точка» Борис Дьяконов https://goo.gl/b9BZw2:
- Ты как предприниматель научился тогда, когда нащупал причинно-следственную связь.
- Предприниматели — это люди с пониженной толерантностью к разнице между реальностью и своими фантазиями. И пониженным страхом риска.
- Для предпринимателей учиться на одной только практике — неплохой совет.
- Там, где все видят неудобства, предприниматель видит возможности.

Это можно дополнить наблюдениями преподавателя программы «Психология в бизнесе», профессора НИУ ВШЭ Владимира Серкина https://goo.gl/dPQCfE:
- От человека, организующего дело и сталкивающегося с разными административными и объективными барьерами, требуются определенные деловые и волевые качества.
- Чтобы быть успешным на современном российском рынке, нужна некоторая неискренность и хищность.
- Нужны и коммуникативные качества [...]. Чтобы расти дальше, нужна команда.

И все равно сейчас мы не получим универсального решения. Ведь кто-то становится предпринимателем еще в школьное время, а кто-то "созревает" лишь к 50 годам.
источник
2018 January 21
Тренды образования
Солнечные панели с юсб-разъемами для подзарядки телефонов, вендинговые аппараты с пренадлежностями для учебы, тренажеры вместо стандартных стульев, скейтборд-парковки и многое другое. По ссылке https://goo.gl/CZThwp собрано несколько десятков вдохновляющих идей для трансформации образовательного пространства.
Я очень жду момента, когда школьные и вузовские помещения перестанут быть стандартизированными советским периодом, когда наконец вопрос проектирования станет подниматься власть имущими на уровне показателей ЕГЭ. Ведь пространство, в котором проходит обучение, должно быть прежде всего комфортным для обучающихся, оно должно способствовать снятию напряжения, располагать к взаимодействию, чего не скажешь о типовой рассадке в школах и вузах, где сейчас царит скорее подавляющая обстановка.
источник
2018 January 22
Тренды образования
Образование это не только инструментарий и методики. Образование пронизывает все сферы жизни, и наоборот — всё окружающее влияет на подходы к образованию. Я помню, когда в 2015 случились теракты во Франции, а в московских школах запретили дополнительные занятия — нельзя было впускать посторонних, нельзя было выезжать из школы. Угроза никуда не делась, но через пару месяцев запрет сняли.
Сейчас мы видим более реальную угрозу — нападения вооруженных школьников. Самое интересное, что в правительстве на этот раз отсутствует какая-либо реакция. А что следовало бы сделать?

В первую очередь, возродить психологическую службу в школах (сейчас психологи выведены из основного состава, в школе их иметь не обязательно). Но здесь существует другая серьезная проблема — даже когда психолог есть, он чаще всего работает «в стол». Поэтому когда я говорю о психологической службе, я имею в виду настоящих психологов, которые мониторили бы случаи буллинга (травли), прессинга от одноклассников и учителей, эмоциональные и физические перегрузки, выгорание; разбирали бы эти случаи как с потерпевшими, так и с зачинщиками, с родителями.

Парадоксально, но во многих школах отсутствуют или не функционируют системы оповещения. Когда я работала в школе, то при очередной учебной тревоге выяснилось, что в здании начальной школы сломана эта волшебная кнопка как и громкая связь в здании. Т.е. если бы школа по-настоящему горела или состоялось нападение, то в МЧС и полиции об этом бы не узнали. Казалось бы, такое очевидное решение — как минимум обеспечить экстренный вызов помощи. И какая банальная халатность со стороны администрации...

Было бы здорово, если б в школах собирались и анализировались данные об учениках и учителях. Некий многофакторный скоринг образовательного процесса. Возможно тогда появился бы шанс выявить некоторые взаимосвязи, которые приводят к тем или иным событиям. Максимально близко и технологично к этому подобрался Артур Хачуян, предлагая систему «Родительский контроль». Правда, вместо поддержки идея получила много негативных реакций. Можно почитать подробнее здесь https://goo.gl/YN286Y.

А еще полезен для изучения материал «Афиши»  про тру-крайм с комментариями доцента РАНХиГС Оксаны Мороз https://goo.gl/vKA8RV (тру-крайм — это сообщества, где состоят поклонники стрельбы в школе Колумбайн и последователей этого зловещего тренда) .
источник
2018 January 24
Тренды образования
Отличное интервью вышло в блоге Икры на тему геймификации образования https://goo.gl/Gndtft. Вынесу сюда тезисы, которые мне показались наиболее актуальными, а более развернутую собственную позицию опишу в будущих постах:

* Если говорить об образовании в целом, то это, к сожалению, отстающая отрасль. Отрасль, которая технологически и методически не успевает за реальностью и в спешном порядке перестраивается последние десять лет.

* Если мы посмотрим на образование, как на некий продукт, то сейчас этому продукту очень не хватает грамотных менеджеров, которые сумели бы поставить стратегически правильные цели и начали бы проверять гипотезы.

* Главное не инструментарий, который у тебя есть, а цели, которые ты ставишь, и осознанная позиция к своей деятельности.

*  Если бизнес не осознает, как он собирается приносить пользу и зарабатывать, то внедрять геймификацию бессмысленно.

* Мы не сможем добиться какой-либо цели для бизнеса, не учитывая того, зачем мы нужны пользователю.
источник
Тренды образования
Еще в коллекцию полезных и познавательных интервью — разговор с Александром Ларьяновским, управляющим партнером Skyeng, который недавно оценили в $100 млн https://goo.gl/Zu5CjS. Александр в интервью рассуждает о мотивации, аналитике процесса обучения, индивидуальном подходе к запросу каждого ученика.

Skyeng представляет собой интересный пример продукта, который создается распределенной командой — не только преподаватели, но и значительная часть основного состава сотрудников работают удаленно. Так что в каком-то смысле Skyeng трансформирует не только подходы к обучению, но и рынок труда.

Такие компании показывают, что гибкость может быть элементом достижения успеха. Не надо бояться выходить за рамки академизма; не надо думать, что если сотрудники работают из дома, то они ничего не будут делать. Все зависит от заданных условий, целей и мотивов.
источник
2018 January 26
Тренды образования
Наткнулась на прошлогоднюю новость https://goo.gl/GHcCHz, но в принципе дальше заголовка можно не читать — в нем содержится ключевая мысль: родители выбирают будущую профессию ребенка. Мы как-то проводили исследование в 8-11 классах, среди прочего узнавали стимулы к выбору вуза и факультета. Так вот их два: куда мамапапа скажут и что на ЕГЭ проще сдать.

Этим, конечно, никого не удивишь. Но в какой момент мы свернули не туда? Ради какой великой идеи мы вынуждаем подростков принимать важное решение на основе проходных баллов? Или почему мы делаем выбор за них, опираясь на личные предпочтения? Мы могли бы дать детям шанс попробовать себя в разных видах деятельности, познакомиться со сферами и понять свои сильные стороны, но мы ждем от них механического решения теста и послушания.

Я в этом вижу ключевое препятствие для развития школьной профориентации. Ребенок к выпуску уже не думает о своих хотелках, он поставлен в жесткие рамки соответствия стандартам. Родители же не видят надобности в подобных услугах, тем более когда за них надо платить. Профориентационым проектам становится некуда масштабироваться — лояльная аудитория сильно ограничена.

Какие возможны пути решения? В условиях, когда мы не имеем влияния на школьные и вузовские программы, систему аттестации и оценивания, остаётся только встраиваться извне и долгосрочно транформировать подходы.
1. Нужно вести просветительскую работу с родителями, чтобы снизить градус напряжения и позволить детям самостоятельно принимать решения. Давайте рассказывать как динамичен сейчас рынок труда, какие есть возможности у подростков вне зависимости от наличия образования. Ведь мы-то с вами в курсе, что время, когда диплом был 'пропуском в жизнь', позади.
2. Чтобы успеть без невроза определиться с будущими экзаменами и иметь запас времени на подготовку, ребенок должен сделать выбор не позднее 8-9 класса. Так что по-хорошему начинать профориентацию надо уже с начальной школы, чтобы в 5-7 классах выйти на финиш и закрепить результат.
3. Базировать ее надо на отдельных компетенциях, чтобы у ребенка сложилось понимание, из каких функций будет состоять его работа мечты. Надо готовить не к профессии — они еще успеют поменяться, — надо готовить к типам задач. В течение жизни можно занимать разные должности, но ведь когда знаешь, что нравится/не нравится, принимать решение гораздо проще.
источник
2018 January 29
Тренды образования
Коллеги из Center-Game и Teachbase в декабре провели конференцию "Edutainment: технологии и инструменты". Выступали эксперты из компаний SAP, Росатом, Маркетингового агентства Borscht, MOST Creative Camp и Teachbase по следующим темам:
- какие игровые технологии дают результат в образовании;
- как использовать данные, чтобы решать образовательные задачи;
- что происходит в игровой и образовательной индустриях.
Делюсь записью: https://youtu.be/w6CXaQ6Zrp4
источник
2018 January 30
Тренды образования
В очных обсуждениях проблем образования я очень часто повторяю, что один из ключевых и губительных факторов этого процесса - стандартизация.
С малых лет детей настраивают на то, что они учатся с целью сдать экзамены, требуют соответствия нормам поведения и обучения, постоянно оценивают. Все это убивает естественную мотивацию к познанию, обрамляет мышление, создает кучу внутренних зажимов и страхов. Вместо стремления к изучению нового ребенок боится ошибиться, сказать что-то не то, получить плохую оценку. В итоге к окончанию школы/вуза он не в состоянии поставить собственные цели, опознать персональные проблемы, запланировать результат, выражаемый не в оценках, а в осязаемых достижениях.

Так мы получаем рынок труда, перенасыщенный неквалифицированными безответственными специалистами. Но они становятся такими не потому что плохие, а из-за форматов, заданных системой образования. Школа и вуз не учат выходить за пределы шаблонов, рисковать, самостоятельно находить решения.
В результате рынок испытывает колоссальный кадровый голод, компании вынуждены открывать собственные образовательные центры и взращивать себе специалистов.

Вот и Алексей Захаров, основатель SuperJob, поделился своими размышлениями с Forbes на эту же тему. Поддерживаю в каждом слове: https://goo.gl/c9ddA5.
источник
2018 January 31
Тренды образования
Сегодня у меня для вас новый фирменный стиль ВГУ. Многие подумают: "А зачем вообще вузу фирстиль? Их задача учить, а не в эти модные штучки играть!"
Но все не так-то просто.
Я в 2014 глубоко погрузилась в эту тему, когда дипломную работу писала про имидж и пиар среднего образования. Я рассматривала фирстиль, ивенты, публикации и другие действия как возможность для школы повысить конкурентоспособность. Про школы информации было мало, так что изучала опыт вузов.
Интересно, как визуальные элементы формируют у людей восприятие. Ведь задача как школы, так и вуза привлекать молодежь и родителей, формировать определенный образ для своей аудитории, 'говорить на одном языке' в т.ч. визуальными средствами.

Почему им вообще важно работать с аудиторией (многие, кстати, до сих пор этого не осознают): если раньше образовательные учреждения получали фиксированное финансирование по смете, то в 2011-2012 вузы перевели на нормативно-подушевое финансирование, со школами это произошло несколькими годами раньше.
Что это означает: в текущих реалиях бюджет основывается на количестве студентов\учеников\воспитанников. Чем их больше (в рамках вместимости по санпину), тем больше денег.

А это, в свою очередь, означает, что каждому образовательному учреждению нужна полноценная стратегия продвижения и позиционирование.
Сейчас случается, что служба такая есть, но функции ее сводятся к редким постам в соц.сетях. Я надеюсь опыт ВГУ послужит отличным примером работы над одним из направлений этого огромного комплекса под названием пиар.

https://goo.gl/JyR3yp
источник
Тренды образования
Запускаете свой образовательный стартап? Тогда вам точно будет интересно почитать про путь Skyeng: ошибки, провалы, успехи  — 6-летняя история компании, зародившейся в общежитии МФТИ и ставшей лидером российского EdTech https://goo.gl/fZNqyK
источник
2018 February 01
Тренды образования
В дополнение к предыдущим постам о самоопределении в школьном возрасте и последующихо кадровых проблемах делюсь исследованием ФРИИ про вызовы экономики для системы образования https://goo.gl/HRkYuA.
источник
2018 February 05
Тренды образования
Для более рациональной оценки настоящего, важно обращаться к прошлому. Вот я ругаю многое в образовании, а если заглянуть на какие-то скромные 20 лет назад, то можно увидеть настоящую яму. Об этом в красках повествует один из бывших министров образования (1992-1996) Евгений Ткаченко в рамках спепроекта T&P «Выпуск-90».
Вынесу сюда несколько цитат, которые мне особо понравились, а вообще советую почитать материал целиком:

«Тем не менее удивительная вещь: при той сложной ситуации, которая тогда была, учитель бежал на работу, потому что получил свободу, для него вдруг стало реальным проявить себя в новых формах учебного и воспитательного процесса.»

«Я вообще был сторонником того, чтобы дети учились пять дней в неделю, а в субботу приходили в школу на занятия по выбору: танцы, футбол, шахматы — все что угодно. Я часто говорил, что для меня дополнительное образование важнее обязательного. Потому что на обязательное человек хочет не хочет, но идет, а дополнительное выбирает в соответствии со своими интересами.»

«С патриархом Алексием мы обсуждали проблемы православия в школе. Я ему сказал, что если и создавать православные школы, то только негосударственные: министерство против того, чтобы вводить православное образование в государственную школу. Но мы с ним договорились, что по выходным возможно для детей проводить какие-то необязательные встречи с представителями церкви. Я подчеркнул, что эти встречи должны быть не обращением в религию, а рассказом о ней, о том, какую роль она играет в истории нашей страны.»

Во-многом стало лучше, а что-то, наверное, мы упустили. Оцените сами. Полный текст: https://goo.gl/5YHhnr
источник
2018 February 06
Тренды образования
Делюсь дайджестом Корпоративного Университета Сбербанка по теме обучения через опыт и вовлеченности в образовательный процесс.
источник
Тренды образования
источник
Тренды образования
источник
Тренды образования
источник