👉🏻 Продолжаю цитировать
📍Доклад Global Education Futures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации».
❗️Общепринятое понимание компетенций будущего включает:
💠 различные профессиональные («жесткие», hard) компетенции и знания, связанные с изменениями в технологиях и организации работы, а также
💠 «мягкие» надпрофессиональные компетенции и универсальные знания, которые можно применять во всех профессиях, социальных и личных ситуациях (включая те, которые связаны с волной технологической трансформации), такие как:
🔘 компетенции и знания, которые помогают справляться с фундаментальной изменчивостью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью будущего — в том числе, компетенции сотрудничества, креативности, предпринимательства и т.д., а также компетенции, связанные с укреплением личной «устойчивости» (напр., приобретение полезных для здоровья привычек и способность справляться со стрессом) и способностью понимать будущее (понимать и/или претворять в жизнь различные сценарии будущего и разрабатывать соответствующие стратегии индивидуальных и коллективных действий);
🔘 компетенции и знания, которые помогают справляться с растущей сложностью цивилизации — в том числе, системное мышление, способность решать проблемы и находить новые возможности (а также художественное, поэтическое и др. мышление) и т.д.;
🔘 знания и компетенции, которые помогают жить в мире информационных и коммуникационных технологий — в том числе, базовые навыки программирования, поиска информации, навыки обработки и анализа (напр., «картирование знаний», mind-mapping), информационная гигиена / медиаграмотность и т.д. Одним из наиболее важных навыков является способность управлять своим вниманием, базовая способность направлять и удерживать внимание в условиях информационной перегрузки (которую можно тренировать через множество созерцательных практик);
🔘 знания и компетенции, которые связаны с тем, «что не могут делать машины» — в том числе, эмпатия / эмоциональный или межличностный интеллект, телесно-кинестетический интеллект и натуралистический интеллект, а также укрепление способности к сотворчеству и искреннему служению другим;
🔘 знания и навыки, связанные с целенаправленной мультидисциплинарностью, стремлением к достижению мастерства в различных сферах работы и жизни.
❗️Сложно ожидать, что учащиеся будут готовиться к миру завтрашнего дня, если среда обучения и процессы не отражают ценности и социальную организацию прошлого. В частности:
🔘 мы не можем научить людей быть творческими, если даем им стандартные задания на основе шаблонов, которые сейчас часто составляют основу процесса обучения;
🔘 мы не можем научить людей сотрудничеству и совместной работе, если мы работаем с ними по отдельности или заставляем их соревноваться друг с другом;
🔘 мы не можем научить людей эмпатии и эмоциональному интеллекту, если начинаем исключать эмоции и концентрироваться только на когнитивных способностях;
🔘 мы не можем научить людей учиться всю жизнь, уметь ставить и достигать целей своего обучения, если мы с первого дня лишаем их возможности самостоятельно исследовать, уничтожаем их стремление учиться, если не даем самим возможность формировать свою учебную программу, следовать за своим интересом (в т.ч. самоустраняться от сфер, которые им не интересно изучать), или если наказываем их за несоответствие абстрактным критериям успешности;
🔘 мы не можем научить людей грамотно использовать ресурсы новых медиа или следить за своей «информационной гигиеной», если мы ограничиваем им доступ к информационно-коммуникационным технологиям в школах (включая запрет на использование личных коммуникационных устройств);
🔘 мы не можем научить людей жить в балансе с биосферой, если мы постоянно лишаем их контакта с природой или в рамках ряда учебных курсов обозначаем природу как «ресурс»;
🔘 мы не можем научить людей осознанности, если их учителя не осознанны и т.д.
Исходник:
https://futuref.org/educationfutures_ru