Раз уж у нас суббота, расскажу еще одну историю. Я ее очень часто рассказываю на своих выступлениях, так что если вы меня и так неплохо знаете, подкидываю годную идею: промотать этот пост и вместо этого пойти пить березовый сок, есть чашушули, смотреть на Фудзияму, пожирать сладкий картофель батат, сажать саженцы на даче, плясать гопак, ну или что вы там обычно делаете по субботам.
А история в следующем. Жила-была одна страховая компания, которая решила сделать себе личный кабинет пользователя: всякое там оформление страховок, просмотр полисов, туда-сюда. Нет, так-то у них личный кабинет уже был, но он был таким, что, честно говоря, лучше бы его никакого не было.
И вот решила эта страховая компания сделать все по уму в наш век Человекоориентированного Дизайна, Юикса-Сиикса и прочего Хуикса, и отправилась она с заказом в Специализированную Юзабилистическую Контору. Специальная Юзабилистическая контора была клевая: она носила какой-то красивый термин в названии (типа, НИИ ЮИКС или, там, АРТ ОФ ИНТЕРФЭЙС), штат ее сплошняком состоял из специально обученных психологических людей, издали похожих на хипстеров, а в клиентах числился весь белый свет вплоть до ФГУП «ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ АЛМАЗВНЕШТОРГЭКСПОРТОБЪЕДИНЕНИЕ».
Эти серьезные ребята сходу включились в работу, подняли на крыло целый безумный аэроплан UX-процессов, исследований, групповых фасилитаций, кастдев-оргий и всего такого - и уже через два месяца с лишним принесли заказчику результат: нарисованные интерфейсы лучшего в мире ЛК. Интерфейсы были и правда клевые: от картинок веяло эстетической мощью, за каждой кнопкой скрывалась какая-нибудь UX-премудрость, а на любой вопрос «А почему здесь так?» творцы подпускали нервическую дрожащую ноту в голос и заявляли «ВЫ БЫ ВИДЕЛИ КАКОЙ ТАМ СИДЖЭЭМ» - после чего от них сразу отставали.
Заказчик остался доволен, взял интерфейс и понес его в другую контору - разрабатывать. В другой конторе - крепком, нормальном таком веб-разработчике - интерфейсы взяли с радостью, но под одним условием: давайте, дескать, мы напишем еще небольшой документ, который будет описывать техническую сторону дела, чтобы разработчикам было понятнее, как интерфейс работаем. Быстренько напишем, согласуем - и дальше уже будем разрабатывать, чтобы не только уж по картинкам что-то лабать.
Заказчик был не против, так что все ударили по рукам, и работа над ТЗ закипела. Впрочем, «закипела» - это громко сказано, потому что она по факту и закипеть не успела: практически сразу же, с главного же экрана ЛК, стало ясно, что в интерфейсе творится что-то поганое.
Нет, поймите меня правильно: интерфейсы сами по себе и правда были клевые, но при попытке описать их логику и привязать ее к существующим системам заказчика оказалось, что интерфейс нарисован как будто в параллельной реальности: например, в интерфейс было заложено редактирование детальной информации по полисам (чего система категорически не позволяла), но при этом не было никаких намеков на заказ нового полиса (как раз эта штука была в системе и без нареканий работала в предыдущей версии ЛК). Интерфейсом предполагалось, что какие-то данные будут подтягиваться в реальном времени - тогда как в реальности они получаются очень долго и раз в сутки. В реальности заявка на определенную справку составляла, по законодательству, 20 полей - а тут их было 3. Ну и тому подобная порнография.
Разработчик изрядно удивился, поднял брови и пошел к заказчику - выяснять, а с хера ли такая радуга в небе возникла. Заказчик, справедливости ради сказать, быстро въехал в тему, быстро забеспокоился и пригласил к себе ребят-юзабилистов - разобраться, как так-то.
И вот тут настает мой любимый момент. Юзабилистические ребята, представшие перед судом Ее Величества Логики, и глазом не моргнули и заявили следующее: «МЫ НЕ ИНЖЕНЕРЫ МЫ КОНСАЛТЕРЫ И ПСИХОЛОГИ И СДЕЛАЛИ УДОБНО А РАЗРАБОТКА ПУСТЬ ПОДТЯГИВАЕТСЯ ОНА ВСЕГДА ВОЗЬМЕТ СВОЕ ПУСТЬ РАЗРАБОТЧИКИ ПОСИДЯТ ПОДУМАЮТ И СДЕЛАЮТ ЭТО УЖЕ ИХ ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ».