Многие радуются новому ГОСТ о безопасности пешеходов, видимо доброе имя Василия Вишневского дает о себе знать. Зря! Планируемый к утверждению ГОСТ получился крайне противоречивым, не системным и самое главное большим шагом но не вперед, а назад.
Детальный разбор всех пяти глав можно почитать в
статье, тут опишу лишь главные проблемы документа:
- видно что документ готовился отдельно разными ведомствами, с абсолютно разными позициями, каждому из которых дали написать свою главу. В итоге два раздела это полностью калька цифр и картинок канала Градовод про островки, столбики и велодорожки, один раздел отдали спонсору в лице производителя ИТС, условный "СпецДорПроект", там все про светофоры, датчики, кнопки и автоматическое распознавание пешеходов, и две главы оставили за ГИБДД в них еще больше заборов, лампочек, столбов, знаков, лежачих полицейских и так далее. Документ разный по стилистике, направлению, не сбалансирован и не гармоничен.
- документ содержит множество спорных практик без обоснования требований, например точные данные по ширине понижения, по высоте подземника и так далее. Часть практик взято из иностранных нормативов без адаптации и разъяснений.
- документ значительно удорожает обустройство улиц и дорог - выросли требования к знакам, ИДН, заборам и светофорам - стоимость обустройства обычного перехода будет космической, а число переходов соответствующих нормативу упадет до 1-2% по стране. Из хорошего - требования по технико-экономическому обоснованию внеуличных переходов в сравнении с наземными.
- большинство "хороших" решений, в частности все про островки и меры успокоения трафика идет со словом рекомендуется, все "плохие" меры идут со словами "необходимо/обязательно". Все "красивые" слова про 30 секунд ожидания пешеходов или снижение скорости идут со множеством оговорок, которые делают их или не выполнимыми или невостребованными.
- уровень текста и иллюстраций, уровень проработки соответствует курсовой работе студента, но не научной работе сотрудников институтов. Требования плохо сгруппированы, имеют разный уровень детализации, разбросаны по разделам и плохо считываются, видны противоречия в логике и обосновании решений.
- в части множества требований идет отсылка к другим документам и нормативам без разъяснений и детализации, в других случая идет точечная детализации отдельных случаев, например про велодорожки лишь одна страничка, где разбирается только два случая и даны рекомендации для конкретного совмещения велодорожки и перехода.