
Компания ЭФКО, являющаяся одним из крупнейших производителей подсолнечного – и крупнейшим импортером в Россию пальмового – масла, знаменита, помимо прочего, тем, что использовала для управления персоналом всякие психологические и антропологические штучки еще до того, когда это не было модно (в 2006 году).
С тех времен компания вышла на международный рынок, занялась, как нынче модно, искусственным интеллектом, а заодно отстроила себе кампус в Белгородской области со статуей черного и белого драконов с переплетенными хвостами (дихотомия добра и зла, как объясняет сотрудник, эскортирующий журналистов) и зданиями учебного центра и Правления в форме рыцарских замков.
Но, как обычно, самое интересное – это кадры. При подборе кандидаты проходят пятичасовое психологическое тестирование. желающие стать менеджерами пишут письмо в HR, после чего их забирают в учебный центр, где они живут по армейскому режиму и моют полы в случае неудачной сдачи тестов.
Основной акционер компании, описывая систему отбора и подготовки сотрудников употребляет термины «эмпатичный», «депрессивный» и «гармония страданий», а работу с персоналом в компании долгое время курировал профессор Николай Конюхов, которого HBR называет не иначе как «Главный психолог ГРУ». В общем, не компания, а роман Виктора Пелевина – тут тебе и боевое НЛП, и дроны, и эзотерика, и ГРУ.
На самом деле, если продраться сквозь экзотические подробности, а также сделать скидку на то, что мы читаем текст, написанный журналистами со слов акционера (то есть от нас до реальной ситуации в компании как минимум два передаточных звена), то нам кажется вот что.
Компания за годы работы создала несколько вполне системных моделей поведенческих компетенций: общекорпоративная (это те самые «люмпены» и «депрессивные»), лидерская (от «лавочника» до акционера) и профильная (от «достиженческих» и «эмпатичным»), на основе которых были созданы инструменты оценки и отбора.
Есть у организации и архитектура должностей (или, как выражается акционер, «статусно-ролевых позиций»), для которых эти компетенции являются основными составляющими. А технические навыки - важны, но вторичны. Очень похоже на концепцию Рэя Далио, хотя и с нашенской спецификой.
Используя инструменты отбора и развития (от батарей тестов до мытья полов в казарме, ой, то есть в учебном центре), а также специальные организационные структуры (типа того же учебного центра или упомянутых в тексте «куражных команд») компания, насколько можно судить, с достаточно высокой эффективностью решает внутри себя основную проблему управления талантами: «как поставить правильных людей на правильные места».
А учитывая довольно специфическую корпоративную культуру и требования к сотрудникам, такая конструкция порой позволяет людям, которым в большинстве других организаций будет сложно выбраться на приличный уровень должности, обеспечить себе и семье весьма неплохой уровень жизни. Правда, есть и обратная сторона – сотрудникам ЭФКО может быть довольно сложно адаптироваться к работе в других организациях, если вдруг они покинут компанию.
Мы, конечно, десять раз подумали бы, прежде чем принять предложение от организации, где собственник разговаривает такими словами, а люди моют полы за нерешенные задачки. Но при этом, на наш диванно-аналитический взгляд, вопрос этики здесь встает для вас остро, только если вы не согласны с постулатом "И да найдет каждый садист своего мазохиста, и да будут они счастливы вместе".
А вот наличие системы (хоть и своеобразной, но вполне стройной) управления талантами – это штука, которой многие организации позавидовали бы.










