Существует мнение, что встречи - зло. Есть батальоны диванных экспертов, рассказывающих, что встречи в компаниях надо отменить, ибо надо работу работать, а эта ваша говорильня – трата времени. Их столь много и они так яростны, что говорить о необходимости встреч считается неприличным – примерно как в некоторых кругах говорить «автор» вместо «авторка».
И вот
один шведский профессор провел исследование о том, почему же мы проводим так много встреч, а количество решений на одну встречу все падает. И, если он прав, у нас плохие новости для секты Свидетелей Отмены Говорилен.
По его мнению, процент должностей, которые молча что-то делают вот этими самыми руками, снижается, а взамен повышается доля тех, кто занимается стратегией, консалтингом, продажами, управлением проектами и прочими вещами, непременно требующими «а поговорить».
Так что увеличение количества встреч – это нормальное явление. Профессор не упоминает про скайп, но логично предположить, что скайп-встречи бывают столь же бесполезны, как и обычные.
Есть, правда, и вещи, с которыми можно бороться – например, есть менеджеры, которым тяжело принимать решения в одиночку, и поэтому они созывают совещания, главная цель которых – переложить ответственность на как можно более неопределенный круг лиц. Впрочем, если менеджеры так поступают, то скорее всего такова и в целом культура организации – принимать или хотя бы легитимизировать решения коллегиально – и встречи там ровно для этого.
Но это все полбеды. Другая сторона вопроса – в том, что люди – животные социальные, и, кроме принятия решений используют встречи для прояснения, кто тут главный, само- и взаимопоглаживания и распушения перьев. А еще для рассказывания о проблемах без необходимости их решать и прочих «психотерапевтических» практик. Более того, бывают корпоративные культуры, в которых решения принимаются вне переговорных комнат, а встречи нужны просто потому, что «мы одна семья». И это значительно более нормально для подавляющего большинства homo sapiens, чем долго работать работу в одиночестве.
Окончательно же все запутывает тот факт, что в организации может существовать разная культура встреч в зависимости от уровня их участников. Один наш источник любит рассказывать страшилку про госкорпорацию, в которой ему довелось вести консалтинговый проект. И вот сидит он с абсолютно адекватными коллегами чуть выше среднего звена и обменивается конструктивными замечаниями по четко спланированной повестке.
Но вдруг заходит новый вице-президент, и встреча в миг превращается из рабочей в церемониальную: вдруг исчезли повестка и конструктивность, и все начали говорить фразами из передовицы газеты «Правда» образца примерно 1934 года. А когда наш герой попытался вставить слово по делу, его прежде конструктивные коллеги посмотрели на него так, что делать это ему сразу расхотелось.
Так что в целом, почитав статью и вспомнив еще некоторый опыт, мы готовы сказать вот что: во-первых, будьте в курсе организационного контекста и знайте, где будет продуктивно, а на каких нет – и фильтруйте встречи, а если не получается – то свои ожидания. В идеальном случае даже выбирайте компанию по культуре, чтобы не прослыть странненьким – таких редко повышают.
Ну а если уж ни то, ни другое не получилось, попробуйте сократить продолжительность встреч с часа до получаса – это точно поможет, ибо встречи, как и работа, занимают все отведенное на них время.
Хороших выходных!