Size: a a a

2019 September 18
WTF_HR
Сегодня про новые горизонты виртуальной реальности в обучении.
VR – давно уже не хайп. Она довольно часто используется в обучении работе со сложным, опасным или дорогостоящим оборудованием, и тем экономит немалые средства – дешевле купить VR-тренажер за сто тысяч долларов, чем случайно сломать при тренировке оборудование за несколько миллионов.

Но этот принцип работает не только с оборудованием – разрулив сложное увольнение, можно избежать не только денежных потерь, но и дурной славы для своей организации. Чтобы не получилось, как в Газпромбанке со сменой команды розничного блока.
Так что появление виртуального тренажера увольнений было только вопросом времени. И первый такой тренажер создала компания Talespin, название которой полностью совпадает с английским названием мультика «Чудеса на виражах», что какбэ намекаэ.  

Итак, вы надеваете VR-шлем и оказываетесь в переговорной с симпатичным дядечкой по имени Барри в возрасте, который наше законодательство определяет как «предпенсионный». Ваша задача – уволить дядечку с минимальными издержками. При этом в зависимости от вашего поведения дядечка может протестовать, всхлипывать и даже ударить кулаком по столу.

Тренажер, как вы уже догадались, предназначен для развития эмпатии, эмоционального интеллекта и умения вести сложные переговоры. Аватар Барри сделан не просто максимально реалистичным с точки зрения внешнего вида и мимики, но и максимально вызывающим симпатию и жалость, так что тренажер довольно близок к реальности.

За одним исключением - работает все это пока на скриптах, так что время от времени Барри может реагировать странно. Но с развитием продукта и большим количеством накопленных данных он сможет работать на модели машинного обучения, что сделает его чуть натуральнее. Когда это будет – не совсем понятно, но даже в таком виде тренажер не только позволяет спасти некоторое количество компаний от позора, но и является живым подтверждением активно пропагандируемого нами тезиса про то, что софт-скиллы в эпоху автоматизации становятся важными, как никогда раньше.
источник
2019 September 19
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Так, кому тут в новом сезоне хочется научиться чему-нибудь полезному? Но только чтобы быстро, практически и чтобы сразу можно было знания применять?
Уже в октябре можно взять три дня отпуска (или выпросить у босса оплату обучения) и отправиться в компанию КРОК послушать интенсив под названием HR Craft. Зачем?

Потому что там вам расскажут, как оптимизировать процесс подбора, построить систему обучения и сделать так, чтобы корпоративная культура работала на вашу компанию. Три потока, в каждом из которых кейс-сессии, интерактивные лекции и все ответы на вопросы, которые вы успеете задать.
И сделают это те самые люди, которые съели не одну собаку на этих процессах – от Марины Починок, которая руководила всем эйчаром олимпийских игр, до Анастасии Шиховцовой, финалистки HR GOLOS 2019.

Подробности, программа, и еще с десяток причин сходить послушать курс – по ссылке
источник
2019 September 20
WTF_HR
В начале двадцатого века в иллюстрированных журналах для городских обывателей были популярны предсказания в стиле «что будет через сто лет». Тогда все как один диванные футурологи из журналов предсказывали, что человечество будет передвигаться на летающих автомобилях, еду будут доставлять в готовом виде с химических заводов (да-да, именно так), а главное – будет раз и навсегда решен вопрос установления прочного мира во всем мире.

С тех пор прошло две мировых войны, на химических заводах выпускают не еду, а что-то совершенно противоположное, а вместо пилотируемых летающих автомобилей мы скоро получим ездящие, но беспилотные. Но главное, что журналистика с тех пор совершенно не изменилась.

РБК выпустил статью, в которой назвал 100 «профессий будушего», проанализировав, по утверждению журналистов, работы российских и зарубежных футурологов. Список очень хорошо иллюстрирует, что будет, если взять полтора десятка принципиально разных по качеству источников и надергать из них что придется. А сопроводительные тексты – это просто энциклопедия развлекалочек столетней давности.

В одном и том же списке оказались уже существующие специальности типа инженера-генетика, и профессии, которые появятся только на очень далеком горизонте, например, специалист по терраформированию планет и эксперт по точному предсказанию землетрясений (на данный момент обе задачи принципиально нерешаемы). На соседних местах в списке оказались фантазийный инженер по управлению погодой и вполне реальный уже сегодня дизайнер виртуальной реальности.

Самое забавное – это, конечно, попытка придумывать новые профессии, используя комбинацию существующих специальностей и новые модные словечки. Например, «ИИ-писатель», оператор «умной» переработки мусора, почему-то оказавшийся в социальной сфере цифровой лингвист-переводчик и совершенно непонятно чем занимающийся «менеджер по блокчейн-развитию бизнеса». Другими словами, все будет по-прежнему, но «умное», цифровое, онлайн и на блокчейне.

Но самое интересное, что одной из «профессий будущего» оказался некий «эксперт по поиску и развитию талантов». Похоже, людей, которые сейчас этим занимаются, в РБК называют кадровичками.
А вообще мы так и видим, как в 2050 году менеджер по блокчейн-развитию бизнеса в компании, занимающейся «умной» переработкой мусора, в сердцах бросает эксперту по поиску и развитию талантов: «Люди планеты терраформируют, а вы квантового криптолога найти не можете!»

Хороших выходных!
источник
2019 September 23
WTF_HR
Доброе понедельничное утро!

Тут неожиданно подвезли мнение профессионала из финансовой индустрии (https://t.me/crimsondigest/1006) о флагмане российского эйчартеха.

Профессионал неоднократно замечен в том, что рекламирует акции сырьевых компаний, вовсю предсказывает конец американской сланцеаой нефти и не был замечен в глубоком знании специфики индустрии джоббордов, так что мнение его, дипломатично говоря, слегка ангажировано.
Но важно в данном случае не это, а тот фреймворк анализа, который он применяет для ответа на вопрос "покупать или не покупать акции с тикером HHR?"

Если теорию автора предельно упрощать, то акции можно делить на два типа - те, которые покупают ради дивидендов, и те, которые покупают ради последующей перепродажи.
Как вы понимаете, для вторых важно, чтобы их цена росла, а значит, нужно постоянно повышать финансовые показатели - ну или просто париться, как это делает, например, Илон Маск.

Из-за сравнительно невысокого дивидендного дохода автор резонно относит HHR ко второму типу, сопровождая это забавной метафррой про Галактическую Империю Шаурмы (почитайте).
К тому же деньги HHR зарабатывает на рынках, которые на Западе считаются рискованными, то есть, чтобы акции росли, прибыльность  надо показывать высокую.

Покупать или не покупать акции Хедхантера - дело каждого инвестора, о чем наш автор и пишет в конце своего поста.
Но нас акции интересуют в меньшей степени - мы просто в очередной раз делаем вывод, что учитывая все вышесказанное, Хедхантер будет продолжать выжимать из рынка все больше денег.
Так что готовим бюджеты, коллеги.
Хорошей недели!
Telegram
Кримсон Дайджест
Читатели (а у меня самые классные читатели) интересуются перспективами российских компаний, которые не являются столь любимыми мною компаниями из сферы нефтегазодобычи или золотодобычи. В письмах с аналогичной тематикой также проскальзывают упоминания таких компаний как HeadHunter, Mail.ru и Яндекс. Отлично, вот про HeadHunter (NASD:HHR) и поговорим, а про всякие Россети, Ростелекомы и "Павловские Автобусы" — в другой раз.

Но сначала пару слов о принципах. Я о них уже писал (емнип), но это до такой степени важно, что стоит их повторять снова и снова.

Итак, есть два принципиально разных вида инвестиций:
1. Инвестиции, которые для того чтобы принести деньги должны быть проданы кому-то по более высокой цене
2. Инвестиции, которые для того чтобы принести деньги не должны быть проданы ибо они сами для вас генерируют какой-то положительный денежный поток

Легко заметить, что в первом случае, для того чтобы у вас был профит, вам НУЖНО чтобы рынок согласился с вашей оценкой компании, а в идеале - чтобы переплатил…
источник
2019 September 24
WTF_HR
Лия Королева из Мейл.ру пишет с конференции Гартнера о том, что искусственный интеллект в эйчаре по-прежнему похож на подростковый секс - все о нем говорят, какая-то часть даже утверждает, что делает это, но в реальности этим занимаются единицы.

30% руководителей HR заявили, что уровень процессов компании даёт возможность использовать инструменты AI. Мы подозреваем, что на самом деле процент компаний, в которых есть условия для последовательного применения AI, ещё меньше.  

Дело в том, что для нормальной работы машинного обучения нужно много единообразно структурированных данных о людях и о работе, которую они делают в организации.
Самый простой способ это сделать - это внедрить в организации профильно-ролевую архитектуру, которая работает и как система грейдов, и как модель компетенций. Об этом, например, пишет Вера Соломатина из SAP в своей статье на HBR

Такая структура не только даёт возможность не описывать ничего с нуля - задача классификации всегда легче и быстрее задачи описания - но и позволяет одинаково хранить и анализировать данные о разных процессах - вознаграждение, обучение, развитие, подбор.

По данным Korn Ferry, в России система грейдов и модель компетенций связаны только у 18%. То есть базовый потенциал нормального использования AI есть только у пятой части крупных компаний. Сколько из них впридачу к такой системе имеют ещё и налаженные процессы управления данными, науке неизвестно.

Так что максимум, доступный для большинства российских эйчаров в плане использования AI - это предсказание вероятности увольнения по частоте сообщений в корпоративном чатике.


Для тех, кому интересен оригинальный пост Лии - вот ссылка на него
источник
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Так, коллеги, которые про eLearning, СДО, создание курсов, digital learning и в целом T&D.
Давненько ждали мы появления проекта, где можно поучиться у лучших экспертов практически всему спектру корпоративного обучения, от создания курсов и интерфейсов до настройки СДО и запуска проекта обучения.

А тут он - раз! - и появился. Называется Learning Pro. Обучение для тех, кто в обучении - от лучших специалистов отрасли. Там можно записаться и пройти отличные очные курсы, а также получить бесплатный курс про "Вовлечение в обучение".

Все курсы очные и основаны на практике. С дополнительными материалами, шаблонами и домашними заданиями. Погружение в профессиональную тематику гарантировано. Идём по ссылке и учимся новому
источник
2019 September 25
WTF_HR
А вот, дорогие коллеги, прекрасная иллюстрация к тому, что такое конфликт интересов и к чему он может приводить.

В глобальной сети коворкингов WeWork, недавно зашедшей в Россию, случился довольно серьезный эксцесс: отложилось IPO, перед которым компанию оценили в 47, на секунду, миллиардов долларов. Для сравнения, капитализация Сбера – около 75.
Такой конфуз с такими деньгами обычно происходит, когда в последний момент обнаруживается, что с компанией что-то фундаментально не так. И здесь «что-то фундаментально не так» оказалось с основателем и гендиректором Адамом Нойманом – хотя с таким же успехом этого парня могли звать гораздо длиннее – например, Остап-Сулейман-Берта-Мария и вот это все.

Как и полагается харизматичному фаундеру-миллиардеру, он одновременно хочет стать премьер-министром Израиля, владычицей морскою и спасителем человечества от голода и нищеты. Но на деле занимается делами значительно более прозаическими, хоть и не менее гениальными. В его замыслах прекрасно все, поэтому мы будем писать короткими предложениями, чтобы Эрнест Хэмингуэй с улыбкой смотрел на нас с небес.

Итак, Адам взял кредит на полмиллиарда долларов у крупнейших банков. Причем в качестве залога предложил часть своей доли в компании. На эти деньги он скупил лучшие офисные площади в разных городах мира. И… сдал их в аренду собственной компании WeWork! Естественно, по завышенным ценам. А надо понимать, что WeWork пока убыточен и прожигает деньги акционеров. Оценили красоту игры?

После этого информация о том, что директором по бренду у Адама работает собственная жена, и она же была председателем комитета по преемственности (то есть должна была играть основную роль в выборе преемника, если что-то случится с Адамом), воспринимается уже не как серьезный конфликт интересов в топ-команде, а всего лишь как легкий молодежный непотизм – все как мы в России любим.
Но вишенкой на торте стало не это. Оказалось, что Адам приобрел права на бренд We и в преддверии IPO попытался продать его собственной компании – всего за какие-то жалкие 5 миллионов долларов.

К сожалению, авантюриста век недолог. Кто-то рассказал прессе о сделке с брендом We, общественность и инвесторы возмутились, начали копать и вскрылась афера на полмиллиарда с недвижимостью. И тут все как заверте…
Оценки компании почти сразу упали в два с половиной раза, а вместе с ними и стоимость залога, который лежит у банкиров. Эти ребята, которые свою выгоду упускают примерно столь же часто, как якудза теряет лицо, пришли к Адаму и потребовали вернуть награб… ну то есть отдать долг – или увеличить стоимость залога, то есть отдать еще вагон и маленькую тележку своих акций. А вчера поздно вечером пришла новость, что после разговора с президентом JPMorgan Chase (основным кредитором и банком сопровождающим IPO), Адам покинул пост CEO WeWork.

В общем, пока наш герой с этим дальше разбирается, мы готовы сказать вот что. Несмотря на скандал, огромные потери инвесторов и, похоже, крушение собственной карьеры, Адам точно сделал одну прекрасную вещь. Он в разы увеличил мировые продажи попкорна среди офисного планктона типа нас.
источник
2019 September 26
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего
Пламенный привет корпоративным рекрутерам! Особенно тем, которым подавай кандидатов, не ищущих работу.
Долгие годы слова «хантинг», «быстро» и «доступно» не пересекались никак. Но тут, похоже, подвезли сервис, который эту индустрию, как сейчас модно говорить, задизраптит. Рассказываем.

Если 17 лет хантить крутых персонажей среднего и высшего звена, то накопится аккуратная стопочка из 49 000 кандидатов, нога большинства которых никогда не ступала на HH, ибо работу они открыто не ищут. Зато их раз в год обзванивают и узнают, как у них дела.

И вот представьте – приходит к вам человек с такой базой и говорит: а давайте я вам буду хантить людей за три недели! Нанимаете – с вас 0,5 месячного оклада (при том, что обычно хантеры меньше чем за 2 оклада со стула не встают). Ну а коли не нравятся, то вы ничего не должны.

Скажете, невозможно? А вот очень даже возможно!
Если вы еще не догадались, то человека этого зовут Алёна Владимирская, и она только что открыла новую программу под названием «ФАСТ-ХАНТИНГ»
Подробнее можно почитать вот в этом посте на фб.

Но лучше сразу взять и обратиться к Анне Платэ на почту ap@vladimirskaya.com

Читаем, пишем, пользуемся. Индустрию дизраптим, опять же
.
источник
2019 September 27
WTF_HR
В пятницу – поучительная и забавная история про карьеру и оценку.
Жила-была девушка, умница и собою хороша. Работала на прекрасную компанию и делала важную работу – создавала вокруг нее экосистему стартапов. И все у нее получалось хорошо, и светило ей продолжение блестящей карьеры, да только случилась в ее жизни свадьба с иностранцем и переезд в далекие края. Причем не в мегаполис, а в глубинку, где живут в одноэтажных домах с террасами и виноградниками благообразные европейцы.

А надо сказать, что в стране той не покладая рук (с 9 до 5 с перерывом на обед) работают социальные службы. И даже настойчиво пытаются найти работу для своих сограждан, а также их жен и мужей. И в какой-то момент наша героиня то ли устала работать удаленно, то ли захотела экспериментов, но взяла да и пришла со своим блестящим резюме на местную биржу труда.

Подход был основательный. Сначала девушку основательно расспросили о ее судьбе, покачали головой и сказали, что ей бы в столицу. Но в столицу ни она, ни муж с детьми не собирались, а вакансии пожарных, полицейских да виноградарей ее не интересовали.
И тогда соцработники пошли ва-банк и торжественно вручили девушке вопросник, который у нас называется тестом личностных чертей – ой, то есть черт, конечно. Из тех, что повалиднее.

А дело вот в чем. Некоторое время назад в стране придумали систему, которая позволяет сравнивать результаты теста личностных черт человека, ищущего работу на бирже труда, с профилями софтовых компетенций для открытых на данный момент должностей – и таким манером предлагать соискателями должности, к которым они имеют предрасположенность, но о существовании которых не задумываются. А заодно и навыковое обучение к ним.

По результатам, из имевшихся в городке должностей наиболее близкой к психологическому профилю нашей героини оказалась… работа детского аниматора, о чем ей немедленно радостно сообщили в стиле «Надо брать! Денег, может, и не много, но это же призвание – а за призвание денег не берут».
Должность, понятное дело, была нашей героиней вежливо отвергнута, а историю эту наши источники услышали от нее самой за бокалом вина с большим количеством шуток и прибауток.

Но мы таки имеем по этому поводу сказать несколько вещей. Очевидно, что на загнивающем Западе социальные службы (!) используют профили софтовых компетенций, чтобы расширить круг карьерных возможностей своих граждан, в то время как у нас пока торжествует скилловый подход в чистом виде – что умеешь, тем и будешь заниматься.

Эдутейнмент детей в глубинке вряд ли будет желанной работой для комьюнити-менеджера высокого уровня, а вот наоборот – вполне возможно. Нам видится, что при очень разной сложности решаемых задач профили поведения для этих двух позиций действительно могут быть похожи. Да и в целом, несмотря на неизбежный процент трэша, если брать позиции примерно одного уровня в сопоставимых географиях и похожем корпоративном окружении, подход нам представляется вполне применимым.
Более того, для большого количества людей, которые теряют работу или за деньги делают вещи, не приносящие им радости, это может стать спасением. На своем веку мы видели и нефтяников, променявших бурение на карьеру тамады, и бухгалтеров, ставших прекрасными корпоративными продавцами, и инженеров, превратившихся в предпринимателей – но все это было случайно. Возможно, если подходить к вопросу более сознательно и системно, количество продуктивных и счастливых людей на земле станет чуть больше.

А с героиней нашей все в итоге закончилось очень хорошо. Но это уже совсем другая история. Хороших выходных!
источник
2019 September 30
WTF_HR
Доброе понедельничное утро!
На прошлой много писали про дело о переманивании. Вкратце сюжет такой: компания-поставщик услуг включила в договор с клиентом пункт о запрете переманивания сотрудников, работавших на проекте. Пункт включал штрафы за найм таких людей, равные их годовой зарплате. Клиент переманил 24 сотрудников, но платить штрафы отказался. Поставщик пошел в суд и выиграл, клиент теперь должен примерно 41 миллион рублей. Среднемесячная зарплата каждого из переманенных, исходя из этих вычислений, равна примерно 140 000 рублей – то есть это квалифицированные специалисты.

Предыдущие попытки ограничить переход сотрудников обычно осуществлялись с помощью пункта в трудовом договоре, который не имеет силу, ибо противоречит основным статьям ТК (труд свободен и вот это все). Это вроде как первое такое решение в России – и несмотря на то, что предстоит апелляция, есть мнение, что таки изобретена пилюля против переманивания. Впрочем, как обычно, есть нюансы.

Страховаться от переманивания путем добавления в договор об оказании услуг специального пункта захочет только компания, работникам которой наверняка захочется уйти к клиенту – и это будет представлять серьезный риск для бизнеса.
Кстати, тот факт, что в данном случае от подрядчика к клиенту одновременно ушли 24 (!) сотрудника, кое-что говорит о разнице условий в двух компаниях. Причем наши источники, осведомленные о ситуации, говорят, что ответчик точно не предлагал двукратное увеличение зарплаты или что-то в таком духе – а люди, причем высокооплачиваемые, тем не менее радостно ушли от предыдущего работодателя.

Обычно так бывает в небольших компаниях, работающих на большие корпорации. Вот только большие корпорации обычно не горят желанием подписывать пункты со штрафами (и теперь захотят еще меньше). А если вы в конкурентном тендере, то из-за такого пункта можно и тендер проиграть.

Во-вторых, такой пункт не бывает бессрочным – и если клиент захочет нанять сотрудника, то дождется, пока наступит срок. К тому же, чтобы избежать расплаты, совершенно необязательно соблюдать дух договора, достаточно соблюсти его букву. Если клиент захочет, он оформит найм как договор подряда с физлицом, наймет сотрудников в другое юрлицо или применит другие формально не запрещенные договором методы.

В-третьих, именно истцу нужно доказать суду, что перешедшие сотрудники в прошлом работали на клиента – а это значит, готовьте переписку, командировочные документы, отчеты, приказы, посадочные талоны и вот это все. Условно говоря, если у вас в приказе на командировку нет названия компании, которой ваши сотрудники едут оказывать услуги, может и не получиться.

В целом, как говорит один из наших источников, проработавший всю жизнь в консалтинге, «если клиент захочет вас … (обмануть), он всегда найдет возможность это сделать». Поэтому лучше оперировать не запретительными методами, а правильно строить отношения с собственными сотрудниками. Хотя бывают случаи, когда меры предосторожности действительно не помешают. На этот случай подробнее – в статье.
источник
2019 October 01
WTF_HR
Вести с полей: на конференции израильская HRDigital блогер и HRTech евангелист Карен Азулай, после часовой экскурсии по чудесам автоматизации рекрутмента рассказала, что из всех этапов оного пока не автоматизировано только очное интервью с менеджером. Действительно, кто ж его автоматизирует, оно же очное.

Основная приглашенная звезда HR-аналитики Эрик ван Вульпен рассказал (вполне правдивую) историю о том, как менеджер из бизнеса заказал анализ процесса рекрутинга, чтобы увидеть узкие места в нем, и вдруг обнаружилось, что основным узким местом было утверждение описания должности менеджером, собеседование с менеджером и утверждение оффера менеджером.

На Западе уже почти до всех дошло, что рекрутер – не единственный участник процесса рекрутмента. О чем на конференции не поговорили, так это о том, насколько не единственный. В большой организации в рекрутменте участвуют поочередно пять-шесть разных подразделений, как минимум три из которых не входят в HR.

Посудите сами: сначала надо утвердить штатную единицу (оргразвитие), потом бюджет на позицию (финансы или C&B), потом описать должность (менеджер или оргразвитие), потом оценить ее и обозначить вилку (C&B). Потом отправить в рекрутмент, вернуть из рекрутмента (мало денег), переописать и переоценить еще пару раз (не то описание, не тот грейд, не та вилка). А рекрутмент еще даже не начался.

Потом, конечно, у нас в дело вступят чат-боты и искусственный интеллект, который разместит объявления прямо на пути желанного кандидата, по цифровому следу обнаружит нужных людей и за миллисекунды соберет из них шортлист по голосу, количеству морщин на лбу и поведению в игре «волк ловит яйца» из советской мини-консоли «Электроника».

Хотя и тут внезапно выясняется, что в ATS не предусмотрено участие нанимающего менеджера, к тому же календари менеджеров недоступны рекрутерам – много чести. Поэтому интервью назначаются исключительно путем челночной дипломатии по телефону или в вотсаппе, а фидбек на кандидата мы получаем по тем же каналам в стиле «этот понравился чуть больше, остальные чуть меньше, но на всякий случай давайте еще посмотрим», ибо четких критериев оценки (читай нормальной модели профкомпетенций) обычно нет.

Но и это еще не все – после того, как удачливый кандидат таки пройдет все круги собеседования и будет принято решение о найме, в дело вступит сначала СБ (мы не можем гарантировать сроки проверки, мало ли что там у него), потом АХО (а где он сидеть будет, а пропуск ему на какой этаж), а потом IT (ему же компьютер нужен, и телефон). И это мы еще даже не начинали про адаптацию.

Но пока про операционные модели HR, взаимодействие разных подразделений и фундаментальные принципы работы HR как сервисной организации наши источники не услышали.
Ждем-с.
источник
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Народная мудрость гласит: для отношений в команде не так важен результат деятельности, как впечатления по ходу этой деятельности. То есть лучший подарок команде – это не просто всех накормить и напоить, а всех чем-то занять, причем сделать это со вкусом и, как говорят во всяких заграницах, In Style.

Вот тут-то вам и пригодиться студия Culinaryon – там можно всей командой долго и весело готовить еду, смешивать коктейли и даже играть в винное казино.
А в этом году ребята из Culinaryon еще запустили новый формат PaintOn, где участники рисуют картины.

И вы тоже можете! А команда Culinaryon всю организацию возьмет на себя – и сделает это не где-нибудь, а в лучших локациях Москвы, Питера, а также Варшавы, Бухареста и Сингапура.

В арсенале у Culinaryon несколько форматов проведения тимбилдингов, куча фирменных “фишечек и плюшечек”, и конечно, еда и напитки на любой вкус. Все это позволит вам собрать абсолютно уникальное мероприятие, которое ваши коллеги будут вспоминать еще год, пока вы не придете туда снова, чтобы попробовать что-то новенькое.

Все подробности по ссылке.
источник
2019 October 02
WTF_HR
Продолжая вчерашние вести с полей, занимательные фрагменты из разговоров со спикерами HRDigital 2019. Имена называть не будем, совпадения с реальными людьми и компаниям случайны.

«…Понимаете, голландцы очень хороши в HR-аналитике не потому, что они какие-то особенно умные или лучше всех подкованы в математике, а потому что у них есть привычка аккуратно складывать и хранить все данные. А еще, если вы возьмете голландские компании типа Shell, Unilever, Philips, у них у всех очень простая структура должностей – вместо тысяч штатных единиц всего несколько десятков ролей. А чем меньше объектов в системе, тем проще их анализировать.
Поэтому, когда ты приходишь в голландскую компанию, там не нужно долго рассказывать о том, как собирать и хранить данные – можно сразу начинать рассказывать, как выдвигать и проверять гипотезы, вычислять ключевые драйверы, объяснять и предсказывать – в общем, заниматься аналитикой».

«…Вот это очень важная история про EVP – оно должно быть привлекательным, но при этом максимально правдивым. И нужно сразу понимать, что вы не текила, чтобы нравиться всем. Другими словами, если вы будете честно рассказывать, какие вы на самом деле, у вас больше шансов, что к вам придут именно те люди, которые в вашей компании будут наиболее продуктивны. Можно говорить о том, что в ближайшее время вы собираетесь становиться немного другими и делаете для этого конкретные шаги, и под это набирать соответствующих людей. Но если вы рассказываете, что вы белые и пушистые, а на самом деле нет, то вы теряете время и деньги: люди придут, разочаруются и уйдут».

«…В какой-то момент я дружил с очень известной российской компанией, и они мне и говорят: давай разработаем движок предсказания увольнений. Я говорю: а давайте. Но у вас же данные есть? Они говорят: конечно, есть. Мы идем в кадры, и выясняется, что в структуре данных в ИТ-системе компании отсутствуют атрибуты, позволяющие понять, добровольное это увольнение или человека уволили. И я спрашиваю: как же вы собираетесь предсказывать, кто у вас уволится, если вы не понимаете, кто по собственному ушел, а кого вы сами уволили? А кадры мне и говорят: мы ничего делать с этими данными не будем, если хотите, сами идите поднимайте архивы и перелопачивайте все».

«…На самом деле самая важная история, про которую хотелось рассказать в презентации, но не получилось уделить много времени – это проблема рескиллинга. Сейчас высвобождается огромное количество людей, навыки которых совершенно не релевантны требованиям рабочих мест. И если эту проблему не решать, то по своим последствиям для рынка труда это может быть сравнимо с величайшими трагедиями в истории человечества. Я пока не вижу, чтобы государства последовательно решали эту задачу, и сервисов, которые ее решают, тоже практически нет. Большим корпорациям, вместо борьбы за те немногие таланты, которые на рынке есть сами по себе, надо бы задуматься об этом, пока не поздно».
источник
2019 October 03
WTF_HR
Сегдня про дижитол компетенции эйчара – и не только его.  

Тут у девушки-эйчара из Рокетбанка увели приличную сумму. Причем пикантность ситуации заключается в том, что увели ее мошенники, представившиеся Рокетбанком.
Попросили перевести все средства со сторонних карт на счет Рокетбанка, чтобы их «застраховать», а потом попросил продиктовать «роботу» код из смски, присланной для подтверждения операции, потому что иначе его оштрафуют.

Те, кто часто пользуется мобильными приложениями банков, знают, что код подтверждения никому говорить нельзя. Более того, в приличных банках в смске с кодом подтверждения обычно присутствует фраза «Никому не говорите этот код!». И тем не менее, девушка диктует код подтверждения операции в трубку «роботу», потому что «не хочет, чтобы оштрафовали котиков из Рокетбанка». А когда у нее снимают все деньги, пишет об этом в фб.

Но бог с ней с девушкой – девушки всякие бывают, и ситуации тоже. Нас больше напугало другое. Пресс-служба банка заявила, что будет проводить тренинги по финансовой грамотности для своих сотрудников.
Причем здесь финансовая грамотность, если речь идет о базовых навыках информационной безопасности (противодействие «социальной инженерии»), совершенно непонятно, и от этого за банк и его клиентов становится еще страшнее.

Так вот к чему мы это все. Цифровые компетенции эйчара – это не способность постить в телеграмчике вакансии для девелоперов, и даже не умение отличить джаву от джаваскрипт.
Цифровые компетенции эйчара – это базовое знание продуктовой линейки собственного банка, чтобы понимать, что просить клиентов «застраховать» средства путем их перевода со счетов во всех остальных банках – это странно.
Цифровые компетенции эйчара - это знание основ информационной безопасности в своем бизнесе, чтобы никому никогда не говорить код, даже если на кону оштрафованные котики.

Это, в конце концов, умение позвонить знакомому из поддержки, инфосека или просто из бизнеса, чтобы спросить «А чо, так бывает? И чо делать?».
И, наконец, если уж все это случилось, базовая цифровая компетенция эйчара – не постить обо всем этом подробно в фейсбучике, чтобы не наживать, дипломатично говоря, неоднозначную репутацию себе и чОрный-чОрный пиар своей организации.
источник
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Еще не поздно подумать о новогоднем корпоративе, поэтому мы продолжаем.
Есть люди, которым судьба-злодейка в этом году доверила организовывать корпоратив для большой организации.
Есть особо удачливые коллеги, которым выпало организовать мероприятие для детей сотрудников.
А бывает, что повезет так повезет: нужно не только устроить все в лучшем виде, но и выполнить желание босса под названием «достань мне звезду с неба». В смысле, поп-звезду.

Для всех этих героических людей – а заодно и просто для тех, кто хочет придумать что-то новое вместо пьяных хороводов и дяди Толи из АХО в роли Деда Мороза – агентство «Креатив Маркет» 11 октября проводит режиссерский мастер класс «Звездам о звездах».

На нем расскажут о новейших концепциях мероприятий (обещано не менее 15), новых концепциях зимнего тимбилдинга, особенностях работы со звездами и новыми площадками, открывшимися в 2019 году.

Особое приглашение поклонницам Гоши Куценко. Ходят слухи, что он будет лично. Все подробности по ссылке.
источник
2019 October 04
WTF_HR
Дорогие наши 35 и 45-летние! Как только на вас не оттоптались за последние несколько недель! Вам придумали и душевную травму лихих девяностых, и привычку жить в режиме вечного подвига, и обязательные семейные проблемы, и недореализованность, и кучу страхов и демонов – и, конечно, вы все люто, бешено выгораете прямо у нас на глазах.

Причем все без исключения – большая часть заголовков на эту тему в обязательном порядке использует слово «поколение». Из этих статей вы уже должны были почувствовать, что выгораете потому, что не посвящаете достаточно времени общению с тибетскими ламами, художниками-концептуалистами и тренерами личностного роста.

Но вот ведь какая штука: люди, которые занимаются по-настоящему интересным делом и вовремя его меняют, почему-то не выгорают. Более того, если вы ощущаете, что занимаетесь полной ерундой, то вы скорее всего занимаетесь одной и той же ерундой уже очень давно, и кайф от каждой итерации того, что вы делаете, все меньше – а ожидания все те же. «Я хочу как в первый раз – и поэтому пока».

Все это усугубляется возрастом. Нет, дело не в том, что вы поколение У или Хэ, или только что вспомнили припев песни, которую мы процитировали. Просто так получилось, что в период от 35 до 45 у большинства людей ожидания и реальность расходятся больше всего (если не верите, загуглите The Happiness Curve) – и призрак недореализованности вьется над ними как чОрный ворон.
Но главное – к этому возрасту большинство корпоративных самураев стабильно зарабатывает приличные деньги. И сочетание этих двух факторов создает идеальный момент, чтобы их (вас!) на что-нибудь развести. И ладно бы дело ограничивалось ремейками Диснея, на которые вы ходите с детьми. Вас ведь зовут в элитный (ну а какой, вы же этого достойны!) клуб личностного роста за три ваших зарплаты. «Скорее несите нам свои денежки, иначе выгорите» - кричат они. И вы идете и несете.

Лечить выгорание общением с «целителями человеческих душ» – это примерно как лечить клиническую депрессию физкультурой: облегчение на некоторое время наступает, но вообще-то лучше профилактика.

Что такое профилактика выгорания? В первую очередь – спокойно воспринимайте тот факт, что вам рано или поздно смертельно надоест заниматься вашим текущим делом. Поэтому не дожидайтесь непроходящей ненависти к своей работе, а планируйте карьеру заранее.
Если вас зовут к духовным гуру, помните, что техники самоуспокоения вашу карьеру не ускорят, а замедлят, а нетворкинг на таких мероприятиях – это игра с отрицательными математическими ожиданиями: вы можете там встретить нужных для вашей карьеры людей, но скорее всего, этого не произойдет.

Когда звонит рекрутер, всегда берите трубку, но не настраивайтесь резко изменить свою жизнь. Лучше поговорите со всеми, до кого дотянетесь, в отрасли, в которую вас зовут. Узнаете много нового, обещаем.

И сходите к карьерному консультанту. Но не чтобы срочно найти работу, когда припрет. А чтобы спокойно разобраться, кто вы, где вы и куда вам потенциально дальше, а затем планомерно развивать нетворк в целевых областях и проверять гипотезы, что вам там будет или не будет хорошо. Не в режиме скорой помощи, а как к хорошему доктору на регулярный чекап.
Каждый раз, когда вы это сделаете, где-то заплачет один тибетский гуру из элитного клуба эмоционально огнеупорных. Но оно того стоит, поверьте.

Хороших выходных!
источник
2019 October 07
WTF_HR
Доброе понедельничное утро!

Тут подвезли целый ворох интересных историй. Во-первых, о важности нормально налаженных базовых HR-процессов и коммуникации изменений.
Во-вторых, о том, как зарождаются профсоюзные организации – настоящие, а не подконтрольные государству структуры, к которым мы в основном привыкли ин Раша.
Ну и в-третьих, о том, что вся эта ваша gig-экономика и онлайн-бизнес – это модно, но конфликты у капиталистов с рабочим классом те же, что и 150 лет назад.
И все это в рамках одного события в одной компании.

В Питере (что символичо – все-таки город трех революций), 5 октября началась забастовка курьеров OZON. Около 40 человек не вышли на работу после того, как накануне получили зарплату. Как пояснили СМИ в самой компании, недовольство сотрудников связано с двумя вещами: изменениями в мотивационной системе и дополнительных выплатах (не в пользу сотрудников, естественно), а также тем, что в системе расчета зарплаты случились несколько сбоев. После не слишком удачных переговоров с начальством число бастующих 6 октября увеличилось до 80.

О произошедшем оперативно узнали  разного калибра и качества СМИ – от «Фонтанки» до MASH – которым сотрудники рассказывают разнообразные истории, от подробностей новой мотивационной системы до случаев, когда сотрудников «вынуждают» зарегистрироваться как ИП. Насколько можно понять из этих диалогов, деньги, которые получает курьер в OZON, почти сплошь состоят из разнообразных дополнительных выплат и штрафов (бензин, километраж, недоставка), которые организация может менять по своему разумению, так что формально никаких нарушений ТК, скорее всего, нет.

Другое дело, что рабочим, которые не понимают, почему им недоплатили, не так важно, законно все это или нет – они сначала выходят на стачку, а потом пытаются создать профсоюз. Этот довольно эффективный способ отстаивания своей позиции с успехом применяется последние 150 лет. И даже учитывая довольно быструю и в целом правильную реакцию компании, это все равно может вырасти в довольно серьезную головную боль и принципиальное изменение (и осложнение) отношений с работниками – компании, в которых есть профсоюзы, не дадут соврать. Мы желаем удачи эйчарам и менеджерам OZON, которые будут это разгребать, но их пример – другим наука.

Мораль сей басни такова: чтобы у вас на предприятии случилась забастовка ключевой для обслуживания клиентов функции, а затем попытка создания профсоюза, иногда достаточно просто недокоммуницировать изменения в мотивационной системе и пару раз ошибиться в расчете выплат, не детализированных в расчетных листках. А некоторые все еще не понимают, почему HR – стратегическая функция.
источник
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Когда 70% HR в ходе опроса о том, какую роль они играют в организации, называют себя «стратегическим бизнес-партнером», в основном вспоминается анекдот про рекомендацию сексопатолога 90-летнему пациенту: «Ну и вы тоже говорите».

Но определенное количество HR, заслуживающих этого гордого звания, в нашей части мира есть. Чем они отличаются от среднего генералиста, почему они зарабатывают в разы больше, как заслужить право принятия ключевых решений и уважение топ-менеджмента – рассказывает программа «HR как партнер бизнеса» в школе Сколково, которая запускается 21 ноября.

В ходе четырех модулей от ведущих российских и зарубежных экспертов можно узнать про HR в роли корпоративного лидера, связь задач HR с задачами бизнеса, переговоры и коммуникации со стейкхолдерами в корпорации и трансформацию компании через корпкультуру.
А если не захочется прекращать, то есть дополнительный модуль, чтобы съездить поучиться в эти ваши заграницы.

Внимательные читатели знают, что мы не первый раз рекламируем эту программу – и не просто так. Перед тем, как делать это второй раз, мы опросили студентов предыдущего курса – и получили от них отзывы, которые, в зависимости от степени эмоциональности респондента, варьируются от «очень неплохо» до «я в восторге».

Так что если кто-то хочет серьезно себя проапгрейдить как кандидата на топовые HR-позиции в России и за рубежом, милости просим по ссылке.
источник
2019 October 08
WTF_HR
Мы все хотим написать о чен-то серьезном, но нас продолжает заваливать инфоповодами. Только вроде разрулилась ситуация в OZON, где с инициативной группой договорились о продолжении работы, как нас буквально завалило «лулзами», как говорят в этих ваших интернетах.

Канал «Беспощадный пиарщик» опубликовал видео нескольких десятков сотрудников «Данон», в в 8.40 утра в +6 градусов Цельсия на улице перед офисом компании в "Рига-Ленд" под дождиком танцующих под хит группы Queen, где припев We will We will Rock You заменен на «Дви-га-ем Про-дажи». Называется эта акция «флэшмоб в поддержку продаж». Посмотрите, оно того стоит.

БП – группа записных острословов со своей политической и нравственной позицией, и это позиция часто подразумевает, скажем так, довольно широкие обобщения. С точки зрения качества публицистики БП переплюнуть сложно, но как люди чуть более скучные и погруженные в тематику, мы имеем сказать вот чего.

Мы видели много своеобразных и странных корпоративных ритуалов – от ношения корпоративных футболок с разными надписями до собраний в формате «товарищеских судов», на которых совершившие ошибку сотрудники рассказывают о том, что случилось, чтобы другим не повадно было. Более того, некоторые популярные нынче методологии управления проектами состоят практически сплошь из ритуалов.

Но у большинства таких ритуалов есть либо практический смысл, либо направленность на единение вокруг ценностей бренда (у одних – патриотизм, у других – как им кажется, контркультура, у третьих - здоровье, у четвертых - инновационность). Какие ценности бренда знаменует собой «флэшмоб в подержку продаж», не совсем ясно.

Более того, флэшмобы и челленджи обычно призваны либо попытаться продвинуть бренд работодателя в стиле «какие мы классные», либо поддержать благородное дело: собрать деньги для больных / стариков / детей и т.д.
Вряд ли бренд работодателя Данона очень продвинулся после того, как тысячи людей посмотрели на подмерзающих под мерзким дождиком в подмосковном офисном комплексе сотрудников. Да и поддержку благотворительности в происходящем тоже увидеть сложно – разве что все остальные средства увеличения продаж в Даноне исчерпаны, и теперь остается только устраивать коллективные утренние молитвы.

Cами по себе ритуалы и прочие элементы культуры в организациях могут быть сколь угодно странными, но не нужно делать их бессмыссленными, даже несмотря на соблазн «лишний раз сплотить сотрудников» или выполнить KPI отдела внутренних коммуникаций.
источник
2019 October 10
WTF_HR
​​Тут наши друзья и коллеги некоторое время назад попросили выразить свое мнение по поводу текста описания вакансии, которую опубликовал в своем фейсбучике Ренат Батыров, директор технопарка Сколково.

Для тех, кто не любит читать ссылки, краткое содержание. Ренату, директору и «деспоту», на позицию административного ассистента требуется «сука» с мозгами, with balls и личной машиной, «спортсменка, комсомолка, красавица – как пойдет», но не babysitter, на «адову работу» с «нифига не нормированным графиком», в ходе которой интим с самим Ренатом «исключен», но «потрахаться будет с чем». При этом «без гендерных предпочтений, но мужчин с такими характеристиками я не видал еще».

Более скучные (и довольно высокие) требования мы исключили. При этом, после того, как по поводу объявления поднялся совершенно заслуженный холивар, Ренат написал объяснительный пост, в котором указал, что иногда выходит за рамки норм, но делает это исключительно ради результата, к тому же «непонятно, кто, когда и зачем эти рамки установил». И добавил, что опубликовал это объявление в своем фейсбуке, а это «мое личное пространство», в котором главное – не нарушать законодательство.

Мы придерживаемся мнения, что человек – мера всех вещей. В том смысле, что нормы – действительно штука гибкая и вы можете позволить себе что угодно, при условии, что не будете удивляться последствиям. Но вот что нам точно не нравится – так это иллюзии, в которых живут некоторые начальники в нашей части мира, и которые мы сейчас постараемся описать.
Для начала, «слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре». В том смысле, что подобное объявление очень четко описывает, какие нравы царят в Технопарке Сколково, и чего придется ожидать на работе – а значит привлекает прежде всего людей, готовых к крайне жесткой и непредсказуемой атмосфере работы с потенциальным нарушением довольно большого количества их прав совершенно непонятно за что.

Еще одна история: законодательство РФ в части дискриминации по полу Ренат нарушил абсолютно прямо, ибо большинство существительных и прилагательных в объявлении, включая слово «сука» - женского рода. И любая лингвистическая экспертиза, не связанная с местом работы Рената, это покажет.
А фраза про отсутствие гендерных предпочтений очень сильно напоминает фразу «я не расист, но дочку свою за баклажана не выдам». Тут Ренату надо быть последовательным и не обманывать себя – либо с гордостью признавать себя сексистом (что все равно ничем особо в РФ не карается), либо не писать таких вещей.

Фейсбук же должностного лица, личность которого подтверждена, не является в данном случае личным пространством хотя бы по той причине, что в посте явным образом указана должность автора и его принадлежность к организации. Так что тут тоже сплошной самообман. Желающим поспорить советуем вспомнить истории одной пиарщицы из Леруа и одного эйчара из Рокетбанка, которые тоже думали, что это их личный фейсбучек.

Ну и напоследок. На днях один известный (и, в отличие от Рената, полностью честный с самим собой) человек также опубликовал объявление о вакансии (см. ниже). Ничего не напоминает?
источник