
Есть такие эйчары и консультанты, которые «не про космические корабли, а про HR как есть». В их кругах принято считать, что главный скилл HRD – это, будучи застигнутым врасплох в три часа ночи внезапным звонком собственника в стиле «нам срочно надо уволить 30% персонала», не просто не застрелиться, а немедленно предложить элегантный план выхода из ситуации, да такой, чтобы ГИТ даже близко подойти не смог.
Зная, что это запросто может произойти, многие эйчары из частных российских корпораций, особенно с региональными отделениями и профсоюзами, немалую часть своего времени проводят, конструируя схемы, позволяющие в случае чего быстро и максимально безболезненно катапультировать с падающего корпоративного дирижабля значительную часть экипажа. О том, какое влияние такой подход к делу оказывает на системы вознаграждения, бренд работодателя и вовлеченность персонала, мы, пожалуй, напишем отдельно. Но сегодня другой кейс.
Благодаря сразу нескольким нашим источникам мы набрели на статейку про то, как российское отделение Нестле сокращало продавцов. Статейка из профсоюзного журнала, а потому освещение событий в ней совершенно одностороннее, но кейс сам по себе весьма интересен.
Итак, 14 мая этого года Нестле собрала в арендованных конференц-залах сотрудников всех офисов продаж от Владивостока до Санкт-Петербурга в одно и то же время с учетом разницы часовых поясов (sic! привет ЕГЭ) под предлогом подведения итогов отчетного периода.
Вместо подведения итогов сотрудникам было объявлено о массовых сокращениях и предложено подписать документ об увольнении по соглашению сторон или уведомление о сокращении. Как пишет профсоюзный боевой листок, двери залов заперли, телефоны использовать не разрешали, на входе поставили охрану, и подписание документа было пропуском на свободу.
Мы поговорили с некоторыми нашими источниками, которых сокращали из отделов продаж международных FMCG-корпораций в России, и все они сказали, что это новация: в их организациях подобные разговоры с сотрудниками всегда велись один на один, а о предполагаемых сокращениях объявляли заранее.
Людей разделили на группы – одним было предложено остаться, другим – перейти в штат дистрибуторов, третьих просто увольняли по соглашению сторон с выходным пособием в размере N окладов (но нужно понимать, что оклады у продавцов традиционно невелики). В первые две группы не попал ни один член профсоюза, а в Брянске, где в команде продаж числился руководитель первичной профсоюзной организации, просто ликвидировали филиал. Отношения профсоюза с работодателем, как несложно догадаться, были несладкими. В качестве вишенки на торте – вся операция носила кодовое название «Суворов».
Мы не будем никак комментировать происходящее. Скажем только, что профсоюз продажников, который борется за нормированный восьмичасовой рабочий день – это нонсенс с точки зрения бизнеса. Но с точки зрения социальной справедливости и трудового законодательства – почему бы и нет, тем более что среди сотрудников могут оказаться люди, которым действительно нужна помощь. А потому, коллеги, при всем том, что мы за управление талантами, эффективность и вот это все, знание ТК и практику, называемую на Западе Employee Relations, никто не отменял. Будьте аккуратны.