Size: a a a

2018 October 10
WTF_HR
#вголовеуберсина
Часть третья – Берсин и стартапы

Сейчас в Америке HR переживает бум значимости. Этот процесс, который до этого происходил с финансами, маркетингом, и IT. Но после кризиса 2008 года, когда снова началась война за таланты, все на Западе увидели, что хороший HR – это серьезное конкурентное преимущество.
Что происходит с отраслью или функцией, которая внезапно становится очень значимой? Правильно, все пытаются на этом заработать и туда идет очень много денег. Сейчас есть несколько отраслей-суперхитов – биотехнологии, робототехника, анализ данных, и HRTech одна из них. В Сан-Франциско, если вы хотите запустить HRTech-стартап, достаточно буквально двух звонков, чтобы получить миллион долларов инвестиций. Это очень забавно. Было время, когда в HR шли, потому что больше никуда не брали, а сейчас в HRTech идут все подряд, потому что там есть деньги.

В итоге на рынке появляется много продуктов, которые в принципе не способны полететь, поскольку не учитывают каких-то базовых вещей про HR, и при этом на хайпе вокруг ИИ, больших данных и всего такого они легко получают доступ к рынку.
Это такой мини-доткомовский бум, только в области HR. Чем закончился доткомовский бум конца девяностых, все знают, и HRTech-бум рано или поздно закончится тем же – в Америке будет очередная рецессия, и большая часть этих замечательных стартапов уйдет с рынка.

Но пока волна не сошла, вам нужно разбираться в том, кто действительно может принести ценность, а кто сдуется, унеся с собой ваши деньги и нервы. И тут работает следующее правило.
Не полагайтесь на прикольные стартапы с веселеньким интерфейсом при цифровизации основных процессов – вы не можете себе позволить менять платформу управления талантами или учетную систему каждые пару лет – остановка этих процессов нанесет компании непоправимый вред. Так что не скупитесь и купите себе хорошую надежную платформу.

Потратьтесь на консалтинг, который сделает вам нормальные сквозные HR-процессы и платформу управления данными – практика показывает, что на этом нельзя экономить. Интегрированные платформы управления талантами типа SuccessFactors или Workday сейчас все больше превращаются не в систему для конечного пользователя, а в элемент инфраструктуры, на который можно «навешивать» разнообразные удобные пользовательские сервисы.

А вот с этими сервисами уже можно экспериментировать. У вас есть хорошая платформа управления талантами, но она не позволяет управлять специфическим процессом массового найма или управления ресурсами проектных команд – окей, на рынке есть полсотни стартапов, с «идеальными» решениями для этих процессов, которые можно сравнительно легко выбросить, если они вам не понравятся.
И еще одна вещь – сервис, который хорошо работает для ваших коллег по рынку, может запросто не взлететь у вас. Поэтому спрашивайте коллег не только какие сервисы они используют, но и как и для чего они их используют. И смотрите внимательно на результаты.
источник
2018 October 11
WTF_HR
#вголовеуберсина
Часть четвертая. Берсин и будущее

Ну это долгий философский разговор. Мы проходим период очень серьезных изменений в мире, и HR в этих изменениях должен разбираться как никто другой, потому что именно в управлении людьми эти изменения видны нагляднее всего. Хотя для того, чтобы нормально понимать, что происходит, нужно разбираться не только в эйчаре и психологии, но и в экономике, моделировании, статистике, этике, философии, теории игр.

Истории про данные и вознаграждение – отличная иллюстрация. Есть новое явление, на котором можно зарабатывать и приносить ценность людям, но оно при этом предполагает отслеживание их поведения и управление ими. С одной стороны, это может позволит улучшить жизнь людей, а с другой – манипулировать ими. Это вызывает изменения, к которым не все готовы, к тому же кто-то обязательно в процессе причинит кому-то вред. По этому поводу кто-то протестует, регулятору (государству) приходится вводить новые правила, которые предотвращают злоупотребления – но к этим новым правилам приходится привыкать уже тем, кому никакого вреда не причиняли. А теперь представьте, что эта, в общем, нормальная динамика изменений происходит одновременно во всех областях человеческой жизни и все время ускоряется.

Такие вещи могут на время выводить из равновесия даже самые стабильные системы – в Штатах пока новые технологии и новая этика, которая с ними приходит, приводят не к всеобщему счастью, а к расслоению – появляются классы людей, которые зарабатывают значительно больше, чем люди традиционных профессий и убеждений, и ведут себя по-новому. Но влияние «традиционных» никуда не делось, а как с ними работать в новых условиях – никто не знает (и часто не хочет знать). Поэтому Трамп, которые предлагает простые решения сложных проблем – это тоже продукт прогресса. Точнее, продукт реакции на него определенной части людей, которых эти изменения ставят в невыгодное положение, и которым текущие системы управления не в состоянии быстро помочь. Вообще я боюсь, что Америка на макроуровне движется сейчас к чему-то довольно плохому.

В этом смысле, как на уровне государств, так и на уровне компаний, очень важной становится этика, культура, процессы. Эти вещи сейчас становятся как никогда прикладными, и роль эйчара – в том, чтобы понимать динамику изменений, реагировать на них вовремя и подсказывать менеджменту, почему люди так странно себя ведут, и как себя вести в этих условиях. У руководителей своих забот по горло, к тому же довольно многие из них не очень разбираются в людях. Но ответственность за управление людьми несут менеджеры, и поэтому наличие такого советника рядом для них невероятно ценно.

Но, с другой стороны, сегодня на конференции в зале из нескольких сотен эйчаров я спросил, какое количество людей изучало статистику в университете – и увидел от силы десять процентов. Это ровно такая же катастрофа, как то, что многие менеджеры не разбираются в эйчаре, с той лишь разницей, что у менеджеров есть специально обученные вы, чтобы разбираться и подсказывать, а у вас таких помощников нет. Матстатистика – это теперь базовый инструмент работы эйчара, и уже давно есть инструменты, избавляющие нас от необходимости досконально разбираться в математике, чтобы принимать решения на основе данных. И, кстати, выходить на вопросы этики в больших сообществах, опираясь только на психологию, и не владея хотя бы базовыми понятиями, например, теории игр – большой риск.

А еще очень важно смотреть на другие функции. Путь, который эйчар проходит сейчас, маркетинг прошел двадцать лет назад, точно так же как часть экономистов в свое время перешла в C&B. В этом и есть смысл платформенной экономики – мы делаем вовне и вовнутрь одни и те же вещи.
Так вот, чтобы вас не заменили роботом, и вы могли быть прекрасным эйчаром будущего, расширяйте кругозор, интересуйтесь экономикой, работайте со статистическими инструментами, плотно сотрудничайте с «технарями» и внимательно смотрите вокруг.
источник
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Коллеги, тут такое дело. Через две недели будет отличная конференция. Причем, как говорилось в одной старой рекламе, отличная от других!
Называется она Трансформация.ORG, и носит гордое имя «конференция-трендвотчер». Что это значит? Все просто: на обычных форумах перед эйчарами выступают эйчары. На этой – говорить будут футурологи, профессора, руководители технологических компаний и бизнес-инкубаторов и вообще люди, которые в будущем разбираются несколько лучше, чем мы с вами.

На прошлой конференции, например, можно было услышать рассказы о том, как Яндекс отучал Алису материться (и не отучил), будут ли подростки через десять лет уметь писать (не будут), можно ли спрогнозировать эффективность сотрудника по генотипу (низзя по этическим причинам), и что произойдет с работой через 15 лет (все будем принимать стимуляторы).

Понятное дело, что на этом конференция не закончится – потом придут всякие именитые консультанты и руководители HR, и в интерактивной форме покажут, как всю эту жуть приземлить на наши трудовые будни, чтобы обошлось без жертв. Также обещают горячие новости с конференции UNLEASH 2018 в Амстердаме, рассказы и показы HRTech-новинок, и т.д.. И все в теплой дружественной обстановке (с).
Придете на конференцию большой командой – получите специальные условия. Скорее по ссылке, там много интересного (http://www.transf.org/).
источник
2018 October 12
WTF_HR
#вголовеуберсина
Часть пятая. Берсин и Россия.

Для человека из Калифорнии, конечно удивительно, что в России такое большое и организованное HR-сообщество. Когда меня приглашали делать keynote на конференции HRDigital, я думал, что буду выступать перед несколькими десятками людей, а вышел на сцену и увидел несколько сотен. Собственно, и мой мастер-класс на HRDigital превратился в сессию вопросов и ответов, потому что я предполагал, что будет значительно меньше людей. В целом уровень организации мероприятий и площадок, на которых я выступал, меня приятно удивили.

Нужно понимать, что Россия для нас – далекая страна с относительно маленьким по мировым меркам рынком, поэтому, кроме пропаганды про русских хакеров и шпионов мы не очень много о вас знаем. Плюс, вы довольно особенный рынок, непохожий на Штаты. Но не кардинально непохожий, как Китай, например, а обладающий своими небольшими отличиями. Всегда очень интересно узнавать вещи типа того, что у вас сравнительно мало кто пользуется Твиттером и не работает LinkedIn, но есть Telegram, который одновременно мессенджер и блоггинговая платформа, про которую мы в Штатах вообще ничего не слышали.

Судя по вопросам, которые мне задавали, и общению с коллегами, я думаю, что с точки зрения зрелости рынка вы в среднем где-то года на три-четыре отстаете от США в области технологий. Как раз три-четыре года назад у нас началось массовое помешательство по поводу интегрированных облачных систем управления талантами. Нет, они, конечно были распространены и раньше, но у рынка как раз три-четыре года назад ушли все сомнения в том, что никаких других вариантов нет и это абсолютный отраслевой стандарт для крупных и средних компаний. Это во многом случилось потому, что в Америке есть серьезное соперничество Workday, SuccessFactors и еще пары систем, и там Workday очень силен, это их домашний рынок, и благодаря этой постоянной битве титанов рынок очень быстро развивается. У вас это, скорее всего, будет происходить дольше, потому что из-за ваших специфических ограничений на рынке по большому счету из платформ хорошо видно только SF.

Еще одно отличие состоит в том, что у вас в гонку по цифровизации HR пока практически не включились HR-консалтинговые компании – на Западе сопровождение внедрения платформ управления талантами для них – очень большой бизнес, и он как раз возник в последние три-четыре года. Но вы тоже обязательно туда придете, вариантов практически нет, потому что это общемировой тренд.
Удивительно, что Россия – это единственная страна, где со мной так и не связались сотрудники Deloitte. Обычно они очень любят использовать мой приезд, чтобы поработать со своими клиентами. У Deloitte очень сильная практика в Штатах и в Азии, но здесь мне даже никто не написал.

Еще, конечно, видна разница между аудиториями – где-то мне задавали очень простые вопросы с очевидными ответами, а где-то была настоящая профессиональная дискуссия с очень глубоким погружением в специфические вещи, от которой я получил очень большое удовольствие. Но вот в этом-то аспекте Россия как раз ничем от Америки не отличается.
источник
2018 October 15
WTF_HR
​​Доброе понедельничное утро

Есть такой популярный у психологов анекдот про публичный дом, в котором секс стоит 50 долларов, наблюдение – 75 долларов, а наблюдение за наблюдающим – 100. При этом в удивительном постмодернистском мире, в котором мы имеем счастье жить, можно одновременно оказаться в этих трех ипостасях.
Именно это, если несколько снизить интенсивность метафоры, произошло на прошлой неделе с коллективом создателей WTF_HR. Наблюдение за наблюдающими (а в нашем случае, диванная аналитика про диванных аналитиков) – в полном соответствии с анекдотом, самая увлекательная часть процесса. Поэтому мы решили отметить наиболее интересные конспирологические теории, появившиеся на просторах фейсбука.

Теория первая: Я не верю, что это один человек.
К сожалению, мы вынуждены признать, что, вопреки клятвенным заверениям мужчины, выступавшего на сцене 10 октября, в ходе мероприятия было неопровержимо доказано существование коллектива WTF_HR. Основное доказательство - мемасик, заботливо прикрепленный в конце поста. Плюс, после книжки про Билли Миллигана и фильма «Сплит» нормальным людям очевидно стремно осознавать, что вот среди них ходит чувак с микрофоном, всерьез именующий себя «коллективом создателей», и при этом публично рассуждающий про пользу и даже необходимость «постоянно менять шляпы» и «смотреть на себя с точки зрения других людей». Так что теория безусловно обоснована.

Теория вторая: Это все проделки SAP.
Также известная как «SAP все купил», «да они там таких молодчиков пачками делают», и «это все, чтобы вы купили их софт». На наш взгляд, тот факт, что вполне вроде вменяемые люди начали воображать спецотдел фанатиков-евангелистов из фильма «Эквилибриум», ежедневно до мозолей тренирующихся писать саркастические тексты про эйчар, однозначно свидетельствует о силе бренда работодателя сами знаете кого. Но вот нужна ли SAP в ближайшее время очередь на входе из литературно одаренных хипстеров, стремящихся к сомнительной славе блогера-девятитысячника – это вопрос.

Теория третья: Ну все, щас все точно кончится.
Пожалуй, наиболее логичная теория из троих (хотя теории заговора вообще всегда довольно логичны). Ведь «зачем теперь писать», «задача раскрутки личного бренда выполнена», и «фишка-то была в анонимности». Но, учитывая рост числа подписчиков в канале, обещание коллектива WTF_HR найти способ сделать хорошо максимальному количеству читателей и новые возможности, которые появились после открытия личика, эта теория, скорее всего, окажется наименее близка к реальности.

Вот, например, в качестве следующего шага – слушайте во вторник 16 октября в 10 утра радио «Медиаматрикс». Будет весело, обещаем.
источник
2018 October 16
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

"Талеб" по цене "Гандапаса"? Возможно ли это?
Если вы внимательно читали наш пост про Берсина, то наверняка знаете, что титулованный международный спикер почти никогда не приезжает ради одного выступления, а если приезжает, то стоит это ну очень дорого.
С другой стороны, всегда есть довольно большое количество компаний, которые хотели бы заполучить этого спикера буквально на пару часов в чуть более приватной обстановке, чем Олимпийский, но не могут потянуть бюджет суперзвезды.

Нам даже странно, что никто до сих пор не додумался придумать платформу BookSpeaker, о которой нас попросили сегодня рассказать. Ведь пригласить большую звезду «вскладчину» значительно доступнее, чем в одиночку платить за ее гостиницу, перелет и прочее. А дополнительное выступление, даже с дисконтом, и самой звезде не будет лишним.
Плюс, поскольку платформа объединяет все спикерские бюро и агентов со всего СНГ, найти удастся даже самых неуловимых спикеров, и быстро.

В общем, с какой стороны ни посмотри, всем win-win. Если интересно – Обращайтесь, вот ссылка
источник
2018 October 17
WTF_HR
Пока мы почивали на лаврах, канал «Беспощадный пиарщик», с которым нас постоянно сравнивают, посягнул на нашу, как сейчас можно говорить, каноническую территорию и начал постить слухи об апокалипсисе в одном красном банке, в который пришел страшный Господин В. из большого синего монстра.
Якобы упомянутый Господин В. увольняет членов правления потому что не любит женщин-руководителей(!), люди стоят толпами за трудовыми книжками, повышение зарплат отменили и на место ушедших топ-менеджеров берут исключительно представителей синего банка.

Наши источники в разных подразделениях красного банка говорят о том, что никакого массового переселения топ-менеджеров из синего банка в красный и массового же исхода текущих менеджеров не происходит. Точечные договоренности об уходе с руководителями высшего и среднего звена связаны не с половой принадлежностью сотрудников и цветовой принадлежностью их бывших организаций, а с тем, насколько они вписываются в новую команду.

Это нормальный процесс, особенно в отношении людей, которые выгорели, разочарованы или прожили в банке целую жизнь, и неспособны или не желают работать в условиях смены стратегических приоритетов, ключевых персон или культуры.

Приглашения же в команду топ-менеджеров представителей синего банка происходят наряду с приглашением туда представителей других организаций (например, зеленого банка), да и сами «десантники» из синего банка порой имеют за плечами далеко не только работу в нем, но и частные банки, международные банки, ведущие консалтинговые компании и прочее и прочее организации. Все это можно довольно легко проверить по открытым публикациям о назначениях и отставках, которых, слава богу, у публичного красного банка в достатке.

Не отрицая безусловные заслуги Господина В. в деле интеграции различных банков в структуру большого синего монстра, и не отвергая начисто гипотезу о том, что его приход в красный банк является началом очередного такого слияния, мы все же хотим напомнить о том, что избавление от немотивированных представителей старой команды, ужесточения контроля над затратами и формирование новой команды в соответствие со стратегией являются нормальными действиями любого квалифицированного CEO, приходящего в новую организацию.

В завершение мы бы хотели напомнить, что степень категоричности и эмоциональности высказывания очень часто обратно пропорциональна знанию говорящего о теме высказывания. Так что не верьте пташкам на слово, доктор.
источник
2018 October 19
WTF_HR
Наткнулись на этой неделе на пост Григория Финкельштейна уважаемого о развенчании модного мифа, который заключается в том, что постоянная занятость приходит к концу, а все организации скоро станут сетевыми (построенными как сеть из многих независимых фрилансеров, объединенных с помощью платформ). В подтверждение своих слов Григорий приводит статью из англосаксонского журнала «Зэ Экономист», в котором вот уже полторы сотни лет как пишут всякие занудства.

Тут нам пришлось нелегко, потому что Григорий одновременно прав и не прав. Начнем с того, в чем мы сильно сомневаемся. Вот, например, пишет Григорий, в журнале есть статистика о том, что доля сетевой экономики практически не выросла за последние 40 лет. Но в статье по ссылке мы нашли лишь упоминание о том, что gig market statistics is poor, что в переводе означает, что нет у журнала «Зэ Экономист» никакой нормальной статистики. Возможно, она есть в другой статье, на которую Григорий ссылки в посте не дал, но мы оставим это на его совести.

У Джоша нашего Берсина другая  статистика, и исходит она от американских налоговых служб. Американцы в смысле налогов люди дисциплинированные, и когда доля налоговых деклараций постоянно занятого персонала остается на плато последние лет 20, а доля деклараций фрилансеров неуклонно на десятки процентов растет – это таки кое о чем говорит.

Но вот в чем Григорий прав, так это в том, что жить нам с вами придется совершенно не в эпоху сетевых организаций, состоящих исключительно из фрилансеров. Никуда постоянная занятость не денется – в мире всегда будут персонажи, предпочитающие стабильный кусок хлеба с маслом вольной жизни и риску. Нам придется (и уже приходится) жить в эпоху гибридных организаций, где на одной платформе придется работать штатникам, фрилансерам, контрактникам, а также людям, пришедших поработать на полдня, имя которым gig workers.

И на наш скромный диванно-аналитический взгляд, ситуация эта значительно для нас, как эйчаров, страшнее, потому как все чаще на переднем крае вашей организации с клиентом общается не вышколенный штатный офисный самурай, а недоученный, недолюбленный и недофидбеченный простолюдин, которому на ваш HR- и просто бренд плевать с высокой колокольни, ибо нанят он закупщиками, для которых главное – отжать поставщика. В полном опять же соответствии с заветами товарища Берсина.

И на следующей неделе обещаем вам незабываемую историю о том, что бывает, когда HR не контролирует найм, адаптацию и обучение фрилансеров. А пока почитайте статью The Economist, которую предложил почитать Григорий. Там хорошо написано про кризис системы налогов и льгот, и про то, как в разных странах к фрилансерам по-разному относятся.
источник
2018 October 22
WTF_HR
Доброе понедельничное утро.
Мы всегда с большим интересом наблюдаем за тем, как одно упоминание громкого имени хоть в какой-то свзязи с профессией немедленно вызывает ажиотаж в среде эйчаров. Вот энергетики или финансисты почему-то не реагируют так остро на то, что очередной единорог из Калифорнии собирается заняться запустить стартап в энергетике или финтехе, а у нас немедленные охи и ахи, как только кто-то соизволит обратить внимание на рынок платформ для найма.

Вот и в этот раз, стоило FT написать про то, что UBER тестирует сервис для поиска работы, так все сразу, прочитав традиционно своеобразный перевод на VC, начали вещать, что чуть ли не «очередной крупный игрок познал важность эйчара» и «щас придет UBER и будет великая битва на рынке».

Поскольку мы предпочитаем читать не VC, а TC, мы будем вынуждены всех разочаровать. Никакой великой битвы не будет. UBER тестирует B2B-сервис по предоставлению корпоративным клиентам временной рабочей силы (официантов, охранников и др.) для мероприятий и в других случаях, когда нужно быстро и много. Кстати, вопреки тому, что пишет VC, активные водители UBER на данный момент из тестирования исключены.

Конкретно на нашем рынке великой битвы не будет потому, что UBER у нас по полной загнан в угол Яндексом, и чтобы это подтвердить, достаточно сесть на лавочку в центре Москвы и посчитать сколько за 15 минут проедет мимо курьеров в черной форме UBER EATS и сколько – в желтых куртках Яндекс.Еды.
Яндекс вообще за последнее время серьезно набил руку в копировании любых сервисов, до которых у него дотягиваются руки, а сервис Яндекс.Таланты мы не зря назвали Яндекс.Официантами – именно эта целевая аудитория и является их основной целью. Так что если будет нужно, то переделать этот сервис для временной рабочей силы у Яндекса получится сильно быстрее, чем у Убера сюда добраться.

Теперь по поводу важности HR для UBER. Отношение к человеческому капиталу в UBER за последние пару лет вызвало у компании такое количество сложностей, что основателю компании пришлось покинуть пост CEO. Главный, как сейчас модно говорить, уберецкий эйчар, после полутора лет борьбы с сексизмом уволилась летом, когда ее обвинили в сокрытии махровой расовой дискриминации, а специально нанятый недавно Chief Diversity Officer, описывая перспективы развития компании, собирается на голубом глазу искать великие IT-таланты среди водителей UBER. Так что уж эту организацию подозревать в особо трепетном отношении к человеческому капиталу (или особой квалификации в управлении оным) по меньшей мере наивно.

Просто в преддверии выхода на биржу UBER отчаянно пытается диверсифицироваться во всех направлениях, в которых возможно сделать деньги с опытом создания платформ: от аренды электросамокатов (как похорошела Санта-Моника при Трэвисе Каланике, ага) до вот таких вот упражнений с официантами и охранниками. Такие дела.
источник
2018 October 23
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего
Вы, коллеги, слышали про то, что весь мир - театр? Так вот мы готовы заявить, что это неправда. Мир в наше постмодернистское время, в котором как корабль назовешь, так он и поплывет – это прежде всего коммуникации. Поэтому вот уж с чем, а с ними точно нужно уметь работать.

В этом вам готова помочь MACS – Moscow Advanced Communications School, или Московская Школа Продвинутых Коммуникаций. В русском названии они скромно убрали слово «продвинутых», а зря. Лично зная многих преподавателей школы, мы можем заявить, что это и есть самое главное слово в названии – коллегам удалось собрать практически сборную России по пяру, внутренним коммуникациям, и не только.

Фраза «и не только» означает, помимо прочего, сразу три (!) программы для HR.

- Первая, понятное дело – про внутрикорпоративные медиа.

- Вторая – про структурированный подход к дизайну корпоративной культуры, что уже само по себе неплохо.

- А третья, коллеги – ни много ни мало про счастье сотрудников. Причем не как абстрактную категорию, а как фундамент эффективности организации.

Мы вам настоятельно рекомендуем посмотреть список преподавателей по программам, ибо от некоторых из них даже просто байки послушать – уже польза, а тут неплохо структурированный курс. Так что, кому интересно – вперед по ссылкам выше.
источник
2018 October 24
WTF_HR
Представьте себе, что вы заказали в большой розничной сети доставку крупной техники. На новую квартиру, в которой пока не живете, на субботу в промежуток с 10.00 до 14.00. В воскресенье приедет уже оплаченный мастер все это устанавливать, но у вас ведь есть целая суббота. Обещали, что курьер позвонит за час, поэтому вы с легким сердцем в пятницу тусите до двух ночи, и рассчитываете поспать свои минимум семь часов, а в субботу вечером у вас есть приятные планы.
В субботу в 7.30 утра вам с единого номера сети звонит жизнерадостный жаворонок с фразой «Эхехей, это доставка! через полчаса буду!». Вы спросонья, уже всех ненавидя, хрипите «ээээ давайте хотя бы в девять», продираете глаза и едете на новую квартиру, не успев позавтракать. И в 8.45, когда вы уже на месте, вам звонит тот же мужичок с фразой «я сломался, когда буду – не знаю». На вопрос «что мне делать?» он отвечает «Ну вы пока позанимайтесь своими делами, тут недолго, я позвоню». Вы цивилизованный человек, поэтому, подавляете желание убивать, говорите себе «с кем не бывает» и идете в ближайшую кофейню.

Сидите час, другой, третий, и ничего не происходит. После третьего кофе вы понимаете, что на единый перезвонить нельзя, и набираете службу поддержки. Там говорят «спасибо за ожидание», «за внимание» и «за понимание», а потом «извините, я не могу дозвониться до курьера и понять, что с холодильником». На вопрос «что мне делать», сотрудник кол-центра говорит, что будет дозваниваться до курьера и перезвонит. Стоит ли говорить, что никто не перезванивает?

Время шесть (крайний срок доставки - два), у вас рушатся приятные планы на вечер, и вы наорали уже на четырех несчастных сотрудников кол-центра. Первый не смог сделать ничего, кроме «ой, я вас так понимаю», второй предложил вам срочно поехать в ближайший магазин сети, потому что иначе перенести доставку нельзя, третий бросил трубку, и только четвертый наконец нашел возможность запустить вашу претензию и перенести доставку на завтра без поездки в магазин. Оказалось, что это стандартная опция в таких случаях, но первые трое об этом не знали.

И тут, в полседьмого, вам звонит незнакомый голос с незнакомого номера, и говорит «дратути это доставка буду через полчаса». Оказалось, что жаворонок нашел себе замену по своим каналам, ничего не согласовав со службой поддержки. «Полчаса» длятся полтора, ваши приятные планы почти разрушены, но технику привозят. И в 22.00, когда вы в баре рекомендуете друзьям никогда не пользоваться услугами компании, вам звонит эльф 80 левела из службы поддержки. Он бархатным голосом приносит извинения от лица топ-менеджмента, предлагает перенести доставку на удобное время завтра, предложив символическую скидку, и очень удивляется, когда вы ставите его на громкую связь и под громкий смех отправляете в пешеходный секс-тур.

К чему мы это все? А вот к чему. Эта совершенно реальная история случилась потому, что курьеры у нас – фрилансеры, а кол-центр – на аутсорсе. И, поскольку, и те, и другие наняты закупщиками, для которых главное, чтобы все было выполнено в бюджет и в сроки, то HR никак не влияет на то, кого они нанимают, как обучают и чем вознаграждают. А значит, никто толком не контролирует, что курьеры не обучены обозначать свой статус службе поддержки, вынуждены сами искать замену в случае поломки, и не имеют понятия о том, что нужно четко соблюдать оговоренный временной интервал и звонить не раньше чем за час, даже если вы уверены, что всем будет лучше, если привезти раньше. Сотрудники колл-центра обучены в разной степени, и шанс попасть на грамотного и инициативного человека – 25%, но даже этот человек не может (да и не хочет) принять на своем уровне решение, которое спасло бы ситуацию.

Вы спросите, причем здесь HR? Вот именно что не причем. А должен быть очень даже причем, и контролировать найм, обучение, вознаграждение и карьеру фрилансеров и аутсорсеров. Иначе не в далекой Калифорнии у Убера, а прямо в Москве и у вас будет толпа недовольных клиентов, даже если вам реально #невсеравно. Слушайте Берсина, он дело говорит.
источник
2018 October 25
WTF_HR
Есть не очень смешная инженерная шутка про то, что восстание машин произошло с мечами и копьями вместо современного вооружения, и было легко подавлено людьми – а все потому, что искусственный интеллект, планировавший восстание, основывался на исторических данных о том, что в большинстве битв прошлого победители имели устаревшие вооружение по сравнению с проигравшими.

Если вы над этой шуткой не посмеялись, то и история про искусственный интеллект Амазона, скорее всего прошла мимо вас. А между тем скандал по меркам HRTech мира (и вообще западного мира) выдался нешуточный, ибо амазонский робот оказался… сексистом.

В модель загрузили данные о людях, которых нанимали в последние десять лет, среди которых большинство было подано мужчинами, и на основании этих данных модель начала дискриминировать кандидатов женского пола. Речь идет о 2015 годе и, если честно, нам сложно поверить, что амазонские аналитики не пробовали запустить модельку, отключив параметр «пол».

Учитывая последние нападки американской левой общественности на фаундеров в целом, а также на Амазон и лично Безоса в частности, мы даже подозреваем, что робота отключили совершенно по другим причинам (например, потому, что в Амазоне серьезно изменились должности, и профили успешности за последние десять лет не совпали с ожиданиями нанимавших менеджеров, хотевших новых кандидатов на новые должности). Мы также подозреваем, что программа не свернута, а просто переориентирована с учетом новых вводных.

Но история, которую из ведущих западноевропейских СМИ не раздувал только ленивый, свидетельствует о нескольких важных моментах:

Во первых, от принципа shit in - shit out не застрахован никто, включая самых серьезных и мощных игроков рынка.

Во-вторых, если роботы не соответствуют вашим ожиданиям, нет ничего страшного. Все приходит с опытом, перезапускайте программу, как это и сделал Амазон.

В-третьих, гипертрофированный масштаб истерии по поводу относительно небольшого факапа на стадии тестирования (программу не запустили, никто реально не был дискриминирован) свидетельствует о чувствительности темы этики и вообще человеческого поведения и принятия решений в цифровой среде. И эту чувствительность на нашем рынке пока понимают немногие. Но это уже совсем другая история.
источник
2018 October 26
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Сегодня сразу два анонса.
Первый – про новый, уже третий номер дружественного нам и единственного в своем роде журнала «Льготы и Бенефиты». Вопреки резонным на первый взгляд предсказаниям, что на одном энтузиазме долго не проработаешь, коллектив журнала продолжает жечь напалмом – и совершенно бесплатно.

Номер посвящен корпоративному спорту, но помимо этого в нем будут два реальных кейса про кафетерий льгот (GE и OBI), компании EY и Heidelberg Cement поведают о своих программах здоровья сотрудников, BASF расскажет о том, как коммуницировать сотрудникам пакет вознаграждения и льгот, и будет первый международный материал от казахстанских коллег. Качаем по ссылке и наслаждаемся.

А второй – это анонс очередного мини-сериала, на этот раз посвященного международному HR-форуму «ОТВЯЖИ». Именно так теперь переводится новое название конференции UNLEASH Amsterdam, ранее известной как HRTech World.

Как известно, в Амстердаме раз в год можно уловить не только запах травы, исходящий из дверей кофешопов, но и пульс глобального HR-рынка. И этот самый запах, то есть простите пульс, мы и будем на следующей неделе описывать со слов сразу нескольких наших источников.

Вы узнаете, например, о том, почему конференция сменила имя, как linkedIn создает убийцу рынка ATS, почему на технологическом форуме самым крутым спикером оказался психотерапевт, о чем говорит распределение мест в конкурсе стартапов, а также кто и как представлял на нынешнем форуме Россию-матушку. Начинаем в понедельник. Читайте в рубрике #байкисunleash

Хороших выходных!
источник
2018 October 29
WTF_HR
#байкисunleash

Байка первая. Systems Fatigue
Два зарубежных слова в заголовке сегодняшей байки переводятся как «усталость от систем». Это состояние, знакомое работникам корпораций, выражается в том, что появление новой системы автоматизации очередного HR-процесса вызывает не воодушевление, а одно расстройство.

На конференции UNLEASH-2018 это не просто лейтмотив, а modus operandi. Когда крупнейшее мировое шоу в индустрии меняет название с «мир эйчартеха» на «сними людей с поводка», это кое о чем говорит. Очевидно, что на Западе уже устали от Tech вообще и HR Tech в частности, количество технопессимистов среди HR растет и мы, видимо, движемся к стадии хайп-цикла Гартнера под названием «пропасть разочарования» (что очень хорошо, потому как знающие люди уже видят за ней «плато просвещения»). Тому есть несколько причин.

Во-первых, теперь HR Tech на занимается только ленивый, и без структурированного понимания того, как строить свои HR-системы, можно очень быстро построить себе веселый HRTech-зоопарк, и грустно утонуть в нем. Популярность товарища Берсина связана именно с тем, что он предложил удачный вариант структурирования HRTech экосистемы, и потому он который год звезда.

Во-вторых, как мы уже писали, HR Tech теперь связан с персональными данными в горе и в радости как муж и жена. И если вас это еще не коснулось, значит никакого HR Tech у вас нет. А в крупнейших международных корпорациях в команды HR-аналитики высаживаются юристы и специалисты по этике, ибо нарушение законодательства о работе с персданными грозит серьезными санкциями, а неумение объяснить людям, зачем их данные используются –большими репутационными проблемами.

И, наконец, в-третьих, будущее оказалось тревожным. Красной линией через всю конференцию проходят обсуждение того факта, что тревожность и стресс – неизбежные спутники технологической революции. Об этом очень ярко свидетельствует тот факт, что самым популярным спикером  не технологическом шоу стала Эстер Перел (на минуточку психолог и сексолог) чье выступление можно запросто посмотреть на TED, а завершать пленарную часть позвали аж целого буддийского монаха.

На наш грустный диванно-аналитический взгляд, сексологи и монахи, отлично «заходящие» на таких шоу, свидетельствуют прежде всего о том, что HR-методология до сих пор находится в парадигме «давайте заставим людей выполнять неподходящую им работу, вызывающую стресс, а потом попробуем этот стресс снять джедайскими софтовыми техниками», вместо того, чтобы стремиться к созданию систем, которые будут естественным образом упрощать человеку жизнь. Но это, будем надеяться, еще впереди.
источник
2018 October 30
WTF_HR
#байкисunleash
Байка вторая. Make LinkedIn Great Again

Пару лет после покупки Майкрософтом LinkedIn держался в тени и не объявлял ничего принципиально нового. Те, кто помнит судьбу Скайпа, начали продолжать на все лады фразу «все, к чему прикасается Майкрософт…», но тут случилась неплохая заявка на победу.
Для начала про LinkedIn Talent Insight. Очень простой аналитический инструмент, который, благодаря огромному глобальному массиву данных LinkedIn по специальностям и скиллам, может дать международным компаниям весьма интересные расклады для управления наймом, удержанием, вознаграждением, и планирования экосистемы талантов.

С его помощью можно узнать не только в каком регионе живут люди с нужной должностью или навыком, но и сколько там вакансий – а поскольку кривую спроса и предложения никто не отменял, там, где много людей с нужными вам навыками и мало для них возможностей, их можно нанять дешевле. Такие локации LinkedIn называет «спрятанными драгоценностями» (hidden gems) и находит автоматически.
На демо-сессии, которую для нас устроили сотрудники LinkedIn, такой локацией для дата-сайентистов оказалась Москва. Читатель, догадавшийся, почему мы этим данным поверили не на 100%, может взять с полки пирожок. Но мы рекомендуем прозорливому читателю, наслаждаясь заслуженным деликатесом, все же помнить, что по остальному миру данные у ребят сильно надежнее.
LinkedIn также собирается добавить сюда и зарплатные данные, и даже несмотря на то, что нераспределенные по грейдам, они будут давать по региону зарплатные вилки в плюс-минус километр, мы все равно уверены, что услуга будет разлетаться, как те самые пирожки, один из которых только что съеден нашим читателем.

На этом Talent Insight не заканчивается. Вторая часть анализа – это расклады по компании. Кто, устраивается в вашу компанию, из каких университетов они пришли, кто ваши основные конкуренты за людей, каково сейчас соотношение уходящих к ним и приходящих к вам сотрудников, на каких должностях и в каких локациях вся эта драма происходит – это живые, непрерывно пополняющиеся данные, сбор которых раньше занимал месяцы, а теперь вы можете их получить мгновенно. Данных вашей собственной компании вам мало? Вы можете их получить по любой другой, только платите денежки за дополнительный доступ.
Легальная конкурентная разведка в эйчаре – виданое ли дело? Теперь – да. И не подкопаешься, ведь это данные не компаний, а тысяч их индивидуальных сотрудников, которые linkedIn предоставляет в обезличенном формате.

Проходящие мимо HR-директора глобальных компаний в наиболее охваченных linkedIn индустриях были под таким впечатлением от увиденного, что новость о запуске LinkedIn своей ATSки уже не могла их как следует пронять. А зря – дело, похоже, идет к тому, что Microsoft будет выстраивать собственную платформу управления талантами, да еще подключенную к самому большому в мире источнику информации о сотрудниках, которую люди заинтересованы сами постоянно дополнять. Мы сомневаемся в том, что это сильно потеснит SuccessFactors и Workday с их пьедестала, но заявка на нишу относительно небольших клиентов сделана еще какая. Впрочем, сдается нам, что для России такой финт – как раз не новость. Ведь так, господин Вольфсон?
источник
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Коллеги, а есть тут желающие избавиться от сложностей при тестировании кандидатов и сотрудников?
Да не просто избавиться, а неплохо на этом сэкономить за счет ускорения подбора, повышения качества адаптации, снижения текучести и возможности формирования кадрового резерва?

Тут к нам обратились коллеги, обещающие сделать эту историю реальностью – это платформа Proaction, на которой можно обнаружить кучу полезных вещей

Во-первых, это готовые инструменты оценки для распространенных должностей и возможность конструировать тесты для новых должностей на основе компетенций (привет, подбор и карьера).

Во-вторых, это возможности простой и быстрой организации опросов вовлеченности, лояльности, 360 градусов и вот этого всего, а также мониторинга адаптации (привет, снижение текучести)

И в-третьих, все операции по сбору, систематизации ответов, выдаче рекомендаций по результатам тестов и т.д. делаются автоматически. А это значит, что HR может сосредоточиться на анализе симпатичных отчетов и принятии решений, а рутинная работа будет делаться максимально быстро и просто.

Подробности, кейсы и отзывы – по ссылке
источник
2018 October 31
WTF_HR
#байкисunleash
Байка третья. Повелитель стартапов.

По тому, кто из стартаперов оказывается в финале UNLEASH, что он говорит и какие вопросы ему задают члены жюри, можно с уверенностью судить если не о трендах, то точно о моде.  Например, в предыдущие годы победители были почти сплошь рекрутерами (в прошлом году – Робот Вера и VCV), а в этом году на сцену вышли представители аж четырех направлений HR, что на наш диванно-аналитический взгляд, о многом говорит. От жюри отчетливо пахло усталостью от изобретения велосипеда и желанием увидеть конкретные деньги для инвесторов и прибыль для клиентов. И, наконец, победители продемонстрировали не столько стартаперский задор и стремление зажечь зал, сколько бизнес-логику и профессионализм. Но обо всем по порядку.

4 место. ZAPIENS
Это самый противоречивый во всех отношениях участник финала: платформа управления знаниями со встроенным искусственным интеллектом, которая направлена на создание сети знаний в организациях. Классифицируя вопросы и ответы, которые задаются наподобие известных сервисов Quora или Ответы@mail.ru, сервис выбирает экспертов в компании, способных ответить на вопрос сотрудника, а также предлагает наиболее распространенные решения для сотрудников в зависимости от их должности. Вкупе с оценкой ответов коллегами, все это позволяет обнаружить «скрытых чемпионов» знаний в организации.

На наш взгляд, крутая штука, достойная всяческого внимания, и на практике реализующая концепцию самоорганизации в обучении, которая прекрасно дополняет любую LMS. Плюс ко всему, в презентации упоминались довольно приличные компании, которые уже пользуются сервисом. Но отвратительный по качеству питч (а качество питча оценивалось наравне с качеством самого продукта, что на наш взгляд не совсем справедливо), а также инженерный снобизм и плохой английский фаундера-испанца по имени Ivan похоронили все надежды на победу этого стартапа в соревновании – такое впечатление, что большинство членов жюри не поняли, о чем вообще речь. А жаль.

3 место. CAREER SPARK
Самое крутое – это конечно слоган, которым фаундер этого стартапа закончил питч – HR Doesn’t Have to Suck (at making decisions). Мы этот слоган можем только поддержать.
Career Spark – это система оценки сотрудников, которая на основании психометрических данных и профилей успешности для различных должностей, сравнивает человека со всеми должностями в организации и предлагает ему наиболее подходящую.

Не выбирать из тысячи людей того, кто наиболее подходит к должности, а выбирать из сотни должностей наиболее подходящую для человека, чтобы он был счастлив и продуктивен.
Это попытка практической реализации того, что Берсин называет «управление вовлеченностью» и, ни много ни мало, замах на решение фундаментальной проблемы управления талантами – правильные люди на правильных местах.

Впрочем, стартап, мягко говоря, не лишен методологических проблем: успешность его работы критически зависит не только от того, насколько хорошо определены должности, но и от того, насколько валидны критерии и инструменты оценки. Все это, а также довольно провокационная презентация, в которой в отношении HR не раз упоминалось то самое слово Suck, не позволили ребятам подняться выше бронзовой награды.

Продолжение байки и первые два места – завтра.
источник
2018 November 01
WTF_HR
#байкисunleash
Байка третья. Повелитель стартапов. Продолжение.

2 место. CandidateID
Работа рекрутеров все больше напоминает работу продавцов и маркетологов. Воронка рекрутмента как воронка продаж, сегментация кандидатов по предпочтениям, маркетинговые кампании для привлечения кандидатов определенного сегмента через определенные каналы – все это люди, работавшие в маркетинге «уже где-то ведели».
Более того, большинство этих функций уже есть в каждой приличной ATSке. Но вот прикрутить к этому модель, которая по прямым и косвенным признакам будет заранее распределять кандидатов по этапам воронки (от совсем «холодных» до готовых прямо сейчас принять оффер) – это интересно.

При удачном стечении обстоятельств такая штука может сделать жизнь рекрутеров почти беззаботной – воронка рекрутмента мало того, что сужается до «тепленьких», так еще и по «холодным» можно отрабатывать заранее, чтобы максимально сокращать time-to-shortlist (основную метрику, которую использует CandidateID для измерения своей эффективности).

Есть только одна беда. Когда основателя стартапа спросили, какова самая большая боль, он сказал, что рынок еще придется довольно образовывать, потому что рекрутерам сложно начать концентрироваться на построении пайплайна кандидатов и вообще прогнозироании вместо судорожного закрытия срочных вакансий. И тут мы подумали – у нас-то на рынке не всякий маркетолог справится с пониманием того, что такое планирование воронки продаж – а тут рекрутеров вовсю пытаются этому учить. В общем, второе место, даже несмотря на шотландскую юбку, в которой фаундер вышел на сцену.

Чемпион. MOBIE TRAIN
Мобильная платформа микрокурсов со встроенной геймификацией? Да ладно, этим не занимается уже только ленивый. Собственно, в Амстердам даже поехал российский сервис под названием SkillCup, но он в финал не пробрался. У нас нет информации, почему ребята из «чашки навыков» не смогли влюбить в себя жюри, но зато есть очень понятная логика, по которой победил Mobie Train.

Поскольку самой историей про микролернинг уже никого не удивишь, знающие люди начинают создавать приложения для конкретных индустрий и функций, которые легко продать и которые быстро дают эффект. В данном случае это продавцы в рознице, но не во всей, а только там, где продажи зависят от уровня сервиса – одежная, люксовая, автомобильная. Суперконцентрация на конкретных должностях вкупе с концепцией, когда курсы разрабатываются совместно с клиентами, позволила создать абсолютно понятный эффект и для клиентов (среди которых уже есть ZARA и BMW) и для тех членов жюри, которые были про ROI и вот это все.
Ну и плюс качество питча очевидно было выше остальных участников. Так что тренируйте public speaking, дорогие стартаперы – пригодится.
источник
WTF_HR
#НаПравахСамиЗнаетеЧего

Что беспокоит эйчаров под новый год? Тренды и методология? Или, может быть, проблемы создания экосистемы талантов? Да нет же, самая большая заноза для HR под новый год - это Его Величество Корпоратив. Это, как говорят за океаном, the ultimate test для эйчара - его нужно сделать так, чтобы все его запомнили, но при этом никому не было стыдно.

Практически идеальный выход из этой ситуации предлагает команда арт-вечеринок Painty.
Ведь дать возможность коллегам почувствовать себя жизнерадостными богемными раздолбаями, малюющими бессмертные шедевры под бокальчик-другой просекко - бесценно (и при этом недорого).

Вы спросите, откуда мы знаем, что недорого? Мы все посчитали на калькуляторе стоимости корпоратива, который ребята сделали прямо на сайте.
Так что, если интересно - милости просим на сайт (http://painty.com/2Q4uorV)
источник
2018 November 02
WTF_HR
#байкисunleash
Байка четвертая. Русские идут?

Про русское комьюнити на UNLEASH ходит много разных слухов, которые рассказывают разные люди, и из них то кажется, что мы там «всех порвали», то явствует, что мы далекая никому не нужная страна и никто с нами не хочет работать. Истина же, как часто бывает, даже не посередине, а просто совершенно в другом месте. И вот несколько историй про это.

Начнем с якобы эпического размера русской делегации. Никакой единой русской делегации, конечно же не было – была группа в несколько десятков человек, организованная школой управления Сколково, были несколько групп людей, которых привезли по своим квотам крупные спонсоры типа SAP, были несколько стартапов, о которых отдельная история, и какое-то количество любопытных и небедных компаний, которым было просто интересно. В общей сложности, по разным оценкам, это от 100 до 150 человек. Если сравнить это с общим количеством участников (по данным организаторов, более 4000) – то окажется, что Россию на форуме представляли примерно 3% участников от общего числа. Так что никакого нашествия русских на UNLEASH не было – в лучшем случае 1/30 от числа участников.

Это явно не соответствует вкладу России и СНГ в экономику Европы, но зато очень похоже на пропорции рынка HR Tech в наших регионах. Учитывая недостаток компетенций по внедрению облачных решений, неразвитость экосистемы стартапов, относительно небольшой размер рынка а так же строгое и своеобразное законодательство о защите данных, из-за которого большое количество производителей не хочет работать в России, пропорция вполне справедливая.

А тот факт, что инженерных талантов в России несопоставимо больше, чем может переварить внутренний рынок, приводит «перекрашиванию» российских стартапов в цвета США, Израиля и других стран, где создавать продукты и получать инвестиции легче. По выставке стартапов это было очень заметно – ни одного российского флага и сплошная русская речь. Кто-то даже оставляет разработку в России, но головной офис лучше пусть будет в Долине или в Тель-Авиве. В этом смысле, глядя на планы российских образовательных начальников и айтишников-энтузиастов по подготовке сотен тысяч ИТ-специалистов в вузах, хочется спросить, для каких стран будут готовить этих замечательных людей.

Российские докладчики были в этом году и от стартапов, и от больших корпоратов, и даже от академической среды. Но это опять же единицы среди сотен – никакого массового нашествия интересных русских историй не было, в отличие от голландских, немецких, французских и испанских. Наши выступали не хуже европейцев, но и не особо лучше, а аншлаги на их выступлениях были обеспечены наполовину (а часто и более) той самой организованной частью русского комьюнити. Так что гордиться нам особо нечем, кроме прогресса относительно прошлого года. А вот стремиться точно есть куда – как мы уже заметили в начале поста, наш рынок HR-tech на данный момент несопоставим ни с размером нашей экономики, ни со своей потенциальной величиной. На этой оптимистичной ноте желаем всем хороших выходных.
источник