Сказал Абу аль-Музаффар ас-Сам'ани, большой имам ахли-Сунна шафиитского мазхаба в фикхе:
إن الاختلاف بين الأمة على ضربين اختلاف يوجب البراءة ويوقع الفرقة ويرفع الألفة واختلاف لا يوجب البراءة ولا يرفع الألفة فالأول كالاختلاف في التوحيد.
قال: من خالف أصله كان كافرا وعلى المسلمين مفارقته والتبرؤ منه وذلك لأن أدلة التوحيد كثيرة ظاهرة متواترة قد طبقت العالم وعم وجودها في كل مصنوع فلم يعذر أحد بالذهاب عنها وكذلك الأمر في النبوة لقوة براهينها وكثرة الأدلة الباهرة الدالة عليها وكذلك كل ما كان من أصول الدين فالأدلة عليها ظاهرة باهرة والمخالف فيه معاند مكابر والقول بتضليله واجب والبراءة منه شرع.ولهذا قال ابن عمر حين قيل له: إن قوما يقولون: لا قدر. فقال: بلغوهم أن ابن عمر منهم برئ وأنهم منى براء وقد استجار مثل هذا التعنيف في الفروع.وقال ابن عباس: من شاء باهلته أن الله تعالى لم يجعل في المال نصفا ونصفا وثلثا.
وقالت عائشة رضى الله عنها: أبلغوا زيد بن أرقم أن جهاده مع رسول صلى الله عليه وسلم قد بطل.
ونحو هذا من الآثار إلا أن هذا النوع من الوعيد ليس هو على المذهب الأول إنما هو تعنيف على التقصير في النظر وتحريض على الاجتهاد وتحريض1 على التأمل.والضرب الآخر من الاختلاف لا يزيل الألفة ولا يوجب الوحشة ولا يوجب البراءة ولا يقطع موافقة الإسلام وهو الاختلاف الواقع في النوازل التي عدمت فيها النصوص في الفروع وغمضت فيها الأدلة فيرجع في معرفة أحكامها إلى الاجتهاد ويشبه أن يكون إنما غمضت أدلتها وصعب الوصول إلى عين المراد منها امتحانا من الله سبحانه وتعالى لعباده لتفاضل في درجات العلم ومراتب الكرامة كما قال تعالى: {يَرْفَعِ اللَّهُ الذينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالذينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ} [المجادلة: 11] وقال: {وَفَوْقَ كُلِّ ذِي عِلْمٍ عَلِيمٌ} [يوسف: 76].وعلى هذا يتأول ما ورد في بعض الأخبار: "اختلاف أمتى رحمة" 1 فعلى هذا النوع يحمل هذا اللفظ دون النوع الآخر فيكون لفظا عاما والمراد به خاصا
"Что же касается разногласий в Умме, то они делятся на два типа.
Первый тип – разногласия, обязывающие к отречению и разделению, и убирающие дружбу.
И второй тип – разногласия, которые не обязывают к отречению, и не убирающие дружбу.
И примером первого типа служит разногласие в Таухиде. И кто противоречил основе таухида – тот является кафирам, и мусульмане должны покинуть его и отречься от него. И это потому, что доказательства таухида очень многочисленны, очевидны, достигли степени таватура, и заполнили весь мир, и они присутствуют во всем сотворенном, и никто не оправдан в отклонении от них.
И также обстоит дело касательно пророчества, по причине силы его доказательств, и множества ярких доводов доказавших его. И также всё, что связано с основами религии, ведь доводы в них яркие и очевидные, и противоречащий в них – противостоящий истине и возгордившийся над ней, и слово об обьявлении его заблужденным – обязательно, и отречение от него – закон! И поэтому сказал Ибн Умар, когда сказали ему, что есть люди, кто отрицает предопределение: "Доведите до них, что Ибн Умар отрекается от них, и что они к нему непричастны"..
Что же касается второго вида разногласий – то он не убирает дружбу, и не обязывает к отчужденности и отречению, и не разрывает связь с Исламом. И это – разногласия случающиеся в возникающих ситуациях, где нет прямого текста, в ответвлениях, и где скрыты доказательства, и где возвращаются к иджтихаду в познании ахкамов.
И похоже на то, что скрылись доказательства этих вопросов, и затруднилось постижение желаемого в них по причине испытания от Аллаха, Свят Он и Велик, для его рабов, чтобы они различались друг между другом в степенях знания и достоинства, как сказал Всевышний: "Возвышает Аллах тех которые уверовали из вас, и тех кому дано знания, на различные степени", и сказал: "И выше каждого знающего знающий".И согласно этому истолковывается то, что пришло в некоторых сообщениях, что "Разногласие моей Уммы – милость", и это нужно относить к этому виду разногласия, а не к первому, и будет таким образом слово этих сообщений общим, но подразумеваться под ним – частное"
Источник: "Кауаты аль-адилля фи усуль аль-фикх", 1175-1177.