РАЗБОР ШИРКОВСКОГО ШАФАА❗
Сказал хафиз Ибн Касир, делая тафсир одного из аятов где приходит отрицание ширковского шафаата:
ِِﻢْ ﻓِﻴﻤَﺎ أَﺣَﺒﱠﻪُ اﱂُْ ﻟُﻮكُ وَأَﺑـَﻮْﻩُ، }ﻓَﻼ ﺗَﻀْﺮِﺑُﻮا ﻟِﱠِ اﻷﻣْﺜَﺎلَ{ ] اﻟﻨﱠﺤْ ﻞِ:74 ، ﺗـَﻌَﺎﱃَ اﻟﱠُ ﻋَﻦْ ذَﻟِﻚَ وَأَﺧْﺒـَﺮَ أَنﱠ اﳌﻼﺋﻜﺔ اﻟﱵ ﰲ اﻟﺴﻤﻮات ﻣِﻦَ اﻟْﻤُﻘَﺮﱠﺑِﲔَ وَﻏَﲑِْﻫِﻢْ، ﻛُﻠﱠﻬُﻢْ ﻋَﺒِﻴﺪٌ ﺧَﺎﺿِﻌُﻮنَ ﻟِﱠِ، ﻻَ ﻳَﺸْﻔَﻌُﻮنَ ﻋِﻨْﺪَﻩُ إِﻻﱠ ﺑِِذْﻧِﻪِ ﻟِﻤَﻦِ [ ارْﺗَﻀَﻰ، وَﻟَﻴْﺴُﻮا ﻋِﻨْﺪَﻩُ�ﻛَﺎﻷُْﻣَﺮَاءِ ﻋِﻨْﺪَ ﻣُﻠُﻮﻛِﻬِﻢْ، ﻳُﺸَﻔﱠﻌُﻮنَ ﻋِﻨْﺪَﻫُﻢْ ﺑِﻐَﲑِْ إِذْ
"Рассказал Аллах что ангелы которые на небесах - близкие к Нему и другие - все они рабы покорные Аллаху, и не заступаются у Него кроме как с Его разрешения за того кем Он доволен, и что они у Него не подобны дворянам у царей, которые заступаются без их разрешения(❗) как в том что любят цари так и в том чего не хотят. (❗) "Не приводите Аллаху примеры", и Аллах пречист от этого"
Источник: "Тафсир Ибн Касир", 7/85
Разьясняется из этого и слов других ученых, что шафаат и посредничество, которое утверждали мушрики Мекки состоял в следующем:
Они считали, что просить Аллаха напрямую - плохой адаб к Нему, однако у Него есть приближенные сотоварищи, которые доносят Ему нужды творений, и они заступничают перед Ним без разрешения, и у них есть право перед Ним которое Аллах обязан принять из за их авторитета перед ним (хоть изначально Он и не имеет такого желания). Поэтому они хоть и говорили, что лишь Аллах распоряжается во Вселенной, оживляет и умервщляет, и так далее - однако утверждали Ему саучастников, которые заступаются без Его разрешения и ближе к Нему, чем они, и к которым следовало направлять поклонения (что бы снискать их довольство что бы они попросили у Аллаха).
И они направляли поклонения этим заступникам, надеясь что в обмен они заступятся за них перед Аллахом - как это ясно в словах Аллаха: "Мы поклоняемся им лишь для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху".
И Аллах опроверг их в Коране, и сделал им такфир, и назвал это ширком, и разьяснил, что Аллаху принадлежит заступничество целиком и что эти ложные заступники ничем не владеют, и не заслуживают поклонения, а поклонения заслуживает лишь Аллах, и что никто не будет заступаться перед Ним кроме как с Его разрешения, и Его довольства, и что у Него нет никаких помощников и союзников, и привратников❗