Иджма всех мусульман о том, что Аллаh не входит во Вселенную (и опровержение мушрикам хулюлитам).
Сказал ибн Таймия (رحمه الله):
وَهُوَ وَاجِبٌ بِالْعَقْلِ الصَّرِيحِ وَالْفِطْرَةِ الْإِنْسَانِيَّةِ الصَّحِيحَةِ. وَهُوَ أَنْ يُقَالَ: كَانَ الله وَلَا شَيْءَ مَعَهُ ثُمَّ خَلَقَ الْعَالَمَ؛ فَلَا يَخْلُو إمَّا أَنْ يَكُونَ خَلْقُهُ فِي نَفْسِهِ وَانْفَصَلَ عَنْهُ وَهَذَا مُحَالٌ: تَعَالَى الله عَنْ مُمَاسَّةِ الْأَقْذَارِ وَغَيْرِهَا وَإِمَّا أَنْ يَكُونَ خَلْقُهُ خَارِجًا عَنْهُ ثُمَّ دَخَلَ فِيهِ وَهَذَا مُحَالٌ أَيْضًا تَعَالَى أَنْ يَحِلَّ فِي خَلْقِهِ - وَهَاتَانِ لَا نِزَاعَ فِيهِمَا بَيْنَ أَحَدٍ مِنْ الْمُسْلِمِينَ - وَإِمَّا أَنْ يَكُونَ خَلْقُهُ خَارِجًا عَنْ نَفْسِهِ الْكَرِيمَةِ وَلَمْ يَحِلَّ فِيهِ فَهَذَا هُوَ الْحَقُّ الَّذِي لَا يَجُوزُ غَيْرُهُ وَلَا يَلِيقُ باالله إلَّا هُوَ. وَهَذِهِ الْقَاعِدَةُ لِلْإِمَامِ أَحْمَد مِنْ حُجَجِهِ عَلَى الْجَهْمِيَّة فِي زَمَنِ الْمِحْنَةِ.
Ясный разум и здравое человеческое естество в обязательном порядке указывают на то, что следует сказать следующее:
Был Аллаh, и не было ничего вместе с Ним. Затем Он сотворил вселенную, и теперь неизбежно (одно из трех):
- Либо сотворенное Им было в Нем самом, а затем отделилось от Него. И это немыслимо. Превыше Аллаh того, чтобы касаться грязного и прочего подобно этому.
- Либо сотворенное Им было вне Его, а затем Он вошел в него. И это также немыслимо. Превыше Аллаh того, чтобы растворяться (занимать место) в Своих творениях.
Нет разногласий среди мусульман относительно этих двух вариантов (в их ложности).
- Либо же сотворенное им было вне Него самого, Почтен Он, и Он не растворялся в нем. Это и есть единственная истина, отличное от которой недопустимо, и не подобает Аллаhу.
На этот же принцип опирался имам Ахмад в своей аргументации джахмиитам во времена испытания.
(См:📖 Маджмууль-Фатава 5/152).
Приведя такую аргументацию Ибн Таймия подкрепил это словами саляфа, и указал, что встречающаяся в словах саляфа фраза «отдельный от своих творений», указывает на это;
ولهذا قال عبد الله بن المبارك فيما صحَّ عنه أنه قيل له: بماذا نعرف ربَّنا؟ قال:بأنه فوق سمواته على عرشه بائن من خلقه وعلى ذلك انقضى إجماع الصحابة والتابعين وتابعيهم وجميع الأئمة الذين لهم في الأمة لسان صدقٍ
Поэтому то АбдулЛаh ибн аль-Мубарак и сказал, как это передается от него достоверным путем. Его спросили: «Чем мы познаем нашего Господа (что нам нужно знать, чтобы познать нашего Господа)?»
Он ответил: «Тем, что Он над небесами, над Своим троном, Отдельный от Своих творений».
На этом установилась иджма сахабов, табиина, тех кто за ним последовал, а также имамов, которые нашли одобрение у уммы.
(См:📖 аль-Маджмуатуль Алия, 1/112-113, "Джамиуль Масаиль", 1/63-64).
Заметим, что саляфы когда говорили об истива, об арше, целенаправленно добавляли «бааин мин/ан халькихи» (отдельный от своих творений). Да смилуется над ними Аллаh, этим они хотели воспрепятствовать мыслям, которые могут возникнут у невежд, когда они слышат асары о сыфатах Аллаhа, и которые часто встречаются у современников, что якобы Аллаh входит во Вселенную.
Ибн Къайим о словах «Был Аллаh и ничего вместе с Ним»:
وَأَمَّا أَهْلُ التَّوْحِيدِ: فَقَدْ يُطْلِقُونَ هَذِهِ اللَّفْظَةَ، وَيُرِيدُونَ بِهَا لَفْظًا صَحِيحًا، وَهُوَ أَنَّ الله سُبْحَانَهُ لَمْ يَزَلْ مُنْفَرِدًا بِنَفْسِهِ عَنْ خَلْقِهِ، لَيْسَ مُخَالِطًا لَهُمْ، وَلَا حَالًّا فِيهِمْ، وَلَا مُمَازِجًا لَهُمْ، بَلْ هُوَ بَائِنٌ عَنْهُمْ بِذَاتِهِ وَصِفَاتِهِ.
Что касается людей единобожия, то они берут эти слова в абсолютном смысле и подразумевают под этим верный смысл, и это то, что Аллаh, Пречист Он, никогда не переставал быть сам по Себе отдельным от Своих творений, Он не соединяется с ними, не растворяется в них, не смешивается с ними. Напротив, Он отдельный от них, и Своей личностью и Своими качествами.
(См:📖 Мадаридж ас-Саликин 3/363).