Имам Абу аль-Къасим аль-Асбахани аш-Шафии (رحمه الله) писал:
المتأول إذا أخطأ وكان من أهل عقد الإيمان نظر فِي تأويله فإن كان قد تعلق بأمر يفضي به إلى خلاف بعض كتاب الله ، أو سنة يقطع بها العذر ، أو إجماع فإنه يكفر ولا يعذر.
لأن الشبهة التي يتعلق بها من هَذَا ضعيفة لا يقوي قوة يعذر بها لأن مَا شهد له أصل من هَذَا الأصول فإنه فِي غاية الوضوح والبيان فلما كان صاحب هَذِهِ المقالة لا يصعب عليه درك الحق ، ولا يغمض عنده بعض موضع الحجة لم يعذر فِي الذهاب عن الحق ، بل عمل خلافه فِي ذَلِكَ عَلَى أنه عناد وإصرار
Ошибочно истолковавший (аль-мутааввиль), если ошибся, и был из людей Имана, то смотрится на его толкование (таъвиль).
Если он зацепился за какой то вопрос, который привел его к противоречию чему то из книги Аллаhа, или Сунны в которой нет оправдания, или иджма – то он становится кафиром и нет ему оправдания! И это потому, что шубха (сомнительный довод) за который он зацепился – слабая, и не имеет той силы, чтобы быть оправданным ею (за противоречие основам). И потому, что то, о чём свидетельствуют основы из числа этих основ – является в предельной ясности и разьясненности. И раз тому, кто так истолковал, небыло трудно достигнуть истину (он мог узнать), и не скрыты от него некоторые места довода – то он не оправдан в отходе от истины, напротив, обращаются с его противоречием этим основам, как с упрямством и противостоянием истине (так как они предельно ясно изложены).
[См:📖 Аль-Худжжа фи баян аль-махаджжа 2:551/552].
________________
Сказал Ибн Касир (رحمه الله) об этом имаме: «Имам, Хафиз, величайший ученый – Абу аль-Касим ат-Тамими ат-Тальхи аль-Асбахани аль-Джузи, известный как “Кауам ас-Сунна” (опора Сунны), один из Имамов шафиитского мазхаба, и один из величайших ученых Хадиса и его критики».
(См:📖 Табакат аль-Фукаха аш-Шафи’ия 2/591)