ПОХОД НА РЫНОК
Речь сегодня пойдёт о том, как выбрать продуктовый рынок.
К сожалению, в Москве не существует ничего традиционного и устоявшегося.
Так вот, про «где брать продукты». Как обычно, точек зрения множество. От эскапистской – что в Москве нормальной еды купить негде – до коллаборационистской – раз в магазин завезли кильку – будем килькой ужинать. Внимательно рассмотрев и ту и другую точку зрения, я, как обычно, занялся поиском баланса. И не я один.
Продукты в Москве продаются по-разному. Сразу оставим в стороне сетевые магазины – это история про стандартизацию и промышленный подход. Один раз сходив в Пятёрочку, Магнит, Дикси или Азбуку вкуса – вы уже примерно понимаете, чего вам ждать от этих магазинов, где бы они ни находились.
С несетевыми точками несколько сложнее. Как правило, это «случайный бизнес». Это не сытая Европа, в которой семья хозяина колбасной лавки может жить на втором этаже своей, собственно, колбасной лавки, десятилетиями. Это случайно найденное помещение и достаточно случайно подобранный ассортимент. Ну и не удивляйтесь, если вы купили пачку риса, там оказались личинки, вы пришли разобраться в чём дело, а вместо магазина – ремонт обуви. Причём, возможно, с теми же людьми внутри.
Остаются рынки. Рынки, которые вообще-то в принципе изначально должны быть заточены под нужды производителя, но в итоге так, конечно, редко получается, возникает цепочка перекупщиков. Производителю удобнее приехать в город один раз, отдать грузовик картошки оптом и уехать дальше зимовать к себе под Тамбов.
В результате, рассматривая рынки мы тоже получаем некоторую условную сегментацию. Самый сегмент «на слуху» - это, скажем, так, «окультуренные» рынки, среди которых, конечно же, особняком стоит Даниловский. Здесь важно понимать, что как и любой проект Гинзы – он обладает ровно теми же недостатками, какими обладают и все другие проекты этой группы. Подход простой и чёткий – сделали-попробовали-чтотонеособопошло-закрываем. Это означает, что, если вдруг вы случайно среди множества прилавков обнаружили методом проб и ошибок какой-то прилавок, который вам стал отчего-то особенно мил – это не означает, что вы застанете его тут через две недели. В отличии от несетевого магазина – вряд ли вам предложат какую-то явную лажу, но стабильности здесь ждать сложно. Ну и, так как сегмент этот ориентирован явно на аудиторию с хорошей платёжеспособностью – возможны странности типа «что так дорого? – деньги очень нужны, да и вы готовы отчего-то эту цену заплатить». Не надо удивляться, если вы здесь переплатите, это ваш взнос за лень.
Второй сегмент – это фермерские рынки. Они заточены на то, чтобы дать дешёвую площадку производителю. В Москве сейчас разворачивается проект сети фермерских рынков «Ветерок», на один из них я периодически наведываюсь. Плюсы: достаточно вменяемый ценник. Минусы те же, что и в предыдущем примере – никто вам не гарантирует, что Зульфия на соленьях (а она вас запомнила и знает какие грузди вам предложить) будет здесь стоять и завтра.
И именно этот сегмент заполняют оставшиеся рынки, такие как, например, Ленинградский (ну и Дорогомиловский, конечно. Продавцы здесь стоят на одном месте годами, у вас возникают с ними «отношения», но ценник, естественно, куда как менее гуманный.
Основной вывод, который я лично для себя сделал после многочисленных походов на рынки, такой: совершить осознанный выбор того или иного поставщика, например, помидоров, руководствуясь простым чек-листом (а ля, простите, Ревизорро) – вряд ли получится. Единственный критерий истины – ходи и пробуй. Где-нибудь с тобой случится спонтанный выбор и после этого ты будешь пытаться его повторить.
Важно просто отдавать себе отчёт, что ни к качеству продуктов, ни к, собственно, месту, ни к личности продавца – этот выбор не имеет отношения. Так сложилось. Звёзды встали.
А почему? А потому что, как я писал в самом начале – у нас нет ничего традиционного и устоявшегося.
Мы сами по себе традиция.
#канва