
А пока Zoom сбоит, почитайте дискуссию в фейсбуке известного кинокритика Евгения Майзеля о тексте Агамбена «Медицина как религия».
Там примерно все.
Артемий Магун: «Мне не понравились первые тексты эссе Агамбена против чрезвычайки — хотя бы потому что лично я как правило за чрезвычайку. А вот этим эссе он по-моему точно попал в нервный центр вопроса. Медицина как материалистический культ сменила христианский спиритуалистический».
Александр Скидан: «Философский тип дискурса тоже сектактантский (типы дискурса). А в отношении ковида я, скажем так, полудиссидент».
Дмитрий Кралечкин: «Агамбен — это такие сломанные часы, которые показали один раз в год правильное время, но только и его объект описания (ЧП) представляет собой точно такие же сломанные часы, которые, правда, претендуют на то, чтобы теперь совпадать с „реальным“ временем постоянно».
Валентин Голев: «Проблема не в том, что сектанты лгут против науки. проблема в том, что сектанты указывают на правду — и из этого навязывают безальтернативную этику. глупо пытаться от агамбена строить конспиративные теории про обман. нужно искать и переизобретать возможность действия, выбора, свободы, решения, в условиях технократии, построенной на более-менее легитимной науке».
И, как водится, в такие дискуссии пришел какой-то дурак со Сталиным.
Со всеми вышеприведенными мнениями мы не согласны. А особенно с распространенной в среде философов реакцией на карантин из перспективы «здравого смысла». Это надо было пережить две тысячи лет своей истории, чтобы вернуться к мнению саму себя запугавшей толпы и начальства в качестве отправной точки.
Вообще удивляет гипертрофированная реакция отечественной аудитории на этот материал. Не зря, значит, переводили. На загнивающем Западе на него не обратили никакого внимания — после перевода первых колонок Агамбена на английский, публика решила, что дед окончательно поехал головой.
Но мы, как ковид-диссиденты, полагаем, что Агамбен во всем прав. Особенно, что касается модернистской архитектуры. Ну, разве что Гулаг не равен Освенциму — все равно, что барак приравнять к баухаусу.