
Медицина как религия
На Западе сосуществовали три великие системы веры: христианство, капитализм и наука. В истории современности эти три "религии" неизбежно несколько раз переплетались, время от времени вступая в конфликты, а затем различными способами примиряясь.
Медицина, как и капитализм, не нуждается в особой догме, а просто берет свои фундаментальные понятия из биологии. Однако, в отличие от биологии, она формулирует эти понятия в гностическо-манихейском смысле. Существует божество или злокачественный принцип, болезнь, чьими служителями являются бактерии и вирусы, и божество или благотворный принцип, которым является не здоровье, а исцеление, служителями культа которого являются врачи и терапия. Как и во всяком гностицизме эти два принципа четко разделены, но на практике они могут быть друг друга заражать, и благотворный принцип и врач, который представляет его, может делать ошибки и сотрудничать бессознательно со своим врагом, что ни коим образом не лишает дуализм реальности и не отменяет необходимость поклонения.
Эта практика культа могла бы оставаться, как и всякая литургия, ограниченной по времени, но неожиданно она стала постоянной и всепроникающей. Речь уже не идет о принятии лекарств, медосмотре или операции: вся жизнь человека должна постоянно становиться местом непрерывного отправления культа. Враг, вирус, всегда присутствует, и с ним необходимо бороться безостановочно.
Культовая практика больше не является свободной и добровольной, ограниченной только санкциями духовного порядка, но должна стать обязательной в нормативном плане. Светская власть должна обеспечить, чтобы литургия медицинской религии, которая сейчас совпадает со всей жизнью, на практике соблюдалась пунктуально. Безусловно, наиболее частой причиной смертности в нашей стране являются сердечнососудистые заболевания, и известно, что они могли бы быть снижены, если бы люди вели более здоровый образ жизни и если бы соблюдали определенную диету. Но ни одному врачу не приходило в голову, чтобы этот образ жизни и питания, которые они рекомендуют пациентам, стал предметом правового регулирования, чтобы посредством указа ex lege определялось, что нужно есть и как нужно жить, превращая все наше существование в обязанность быть здоровым.
Если взглянуть на чрезвычайное положение, которое мы переживаем, то можно утверждать, что медицинская религия сочетает в себе вечный кризис капитализма с христианской идеей о последних временах, эсхатоне, в котором всегда принимается окончательное решение, а конец одновременно ускоряется и откладывается, в непрестанной попытке управлять им, но никогда не разрешается раз и навсегда. Это религия мира, который чувствует себя в конце времен, но все же не в состоянии, подобно врачу Гиппократу, решить, выживет он или умрет.
Эпидемия, как следует из этимологии термина (демос - в греческом языке народ как политическое тело, а полемос эпидемос - у Гомера - название гражданской войны) - это, прежде всего, политическое понятие, которое вот-вот станет новой основой мировой политики. Не исключено, что эпидемия, которую мы переживаем, является воплощением мировой гражданской войны, которая пришла на смену традиционным мировым войнам. Все нации и все народы теперь постоянно воюют сами с собой, потому что невидимый и неуловимый враг, с которым они воюют, находится внутри нас.
Философам вновь придется столкнуться с религией, которая уже не христианство, а наука. Я не знаю, загорятся ли снова костры, но те, кто продолжит искать истину, будут, как это уже происходит на наших глазах, обвинены в распространении ложных новостей (новостей, а не идей, потому что новости важнее реальности!). Как и во всех чрезвычайных ситуациях, реальных или смоделированных, мы снова увидим невежественных людей, клевещущих на философов, и подонков, пытающихся нажиться на несчастьях, которые они сами же и принесли. Все это уже происходило и будет происходить, но те, кто свидетельствует об истине, не перестанут этого делать, потому что никто не может свидетельствовать за свидетеля.
2.05.2020 quodlibet (полный текст перевода здесь)