Size: a a a

2020 May 07
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Медицина как религия

На Западе сосуществовали три великие системы веры: христианство, капитализм и наука. В истории современности эти три "религии" неизбежно несколько раз переплетались, время от времени вступая в конфликты, а затем различными способами примиряясь.

Медицина, как и капитализм, не нуждается в особой догме, а просто берет свои фундаментальные понятия из биологии. Однако, в отличие от биологии, она формулирует эти понятия в гностическо-манихейском смысле. Существует божество или злокачественный принцип, болезнь, чьими служителями являются бактерии и вирусы, и божество или благотворный принцип, которым является не здоровье, а исцеление, служителями культа которого являются врачи и терапия. Как и во всяком гностицизме эти два принципа четко разделены, но на практике они могут быть друг друга заражать, и благотворный принцип и врач, который представляет его, может делать ошибки и сотрудничать бессознательно со своим врагом, что ни коим образом не лишает дуализм реальности и не отменяет необходимость поклонения.

Эта практика культа могла бы оставаться, как и всякая литургия, ограниченной по времени, но неожиданно она стала постоянной и всепроникающей. Речь уже не идет о принятии лекарств, медосмотре или операции: вся жизнь человека должна постоянно становиться местом непрерывного отправления культа. Враг, вирус, всегда присутствует, и с ним необходимо бороться безостановочно.

Культовая практика больше не является свободной и добровольной, ограниченной только санкциями духовного порядка, но должна стать обязательной в нормативном плане. Светская власть должна обеспечить, чтобы литургия медицинской религии, которая сейчас совпадает со всей жизнью, на практике соблюдалась пунктуально. Безусловно, наиболее частой причиной смертности в нашей стране являются сердечнососудистые заболевания, и известно, что они могли бы быть снижены, если бы люди вели более здоровый образ жизни и если бы соблюдали определенную диету. Но ни одному врачу не приходило в голову, чтобы этот образ жизни и питания, которые они рекомендуют пациентам, стал предметом правового регулирования, чтобы посредством указа ex lege определялось, что нужно есть и как нужно жить, превращая все наше существование в обязанность быть здоровым.

Если взглянуть на чрезвычайное положение, которое мы переживаем, то можно утверждать, что медицинская религия сочетает в себе вечный кризис капитализма с христианской идеей о последних временах, эсхатоне, в котором всегда принимается окончательное решение, а конец одновременно ускоряется и откладывается, в непрестанной попытке управлять им, но никогда не разрешается раз и навсегда. Это религия мира, который чувствует себя в конце времен, но все же не в состоянии, подобно врачу Гиппократу, решить, выживет он или умрет.

Эпидемия, как следует из этимологии термина (демос - в греческом языке народ как политическое тело, а полемос эпидемос - у Гомера - название гражданской войны) - это, прежде всего, политическое понятие, которое вот-вот станет новой основой мировой политики. Не исключено, что эпидемия, которую мы переживаем, является воплощением мировой гражданской войны, которая пришла на смену традиционным мировым войнам. Все нации и все народы теперь постоянно воюют сами с собой, потому что невидимый и неуловимый враг, с которым они воюют, находится внутри нас.

Философам вновь придется столкнуться с религией, которая уже не христианство, а наука. Я не знаю, загорятся ли снова костры, но те, кто продолжит искать истину, будут, как это уже происходит на наших глазах, обвинены в распространении ложных новостей (новостей, а не идей, потому что новости важнее реальности!). Как и во всех чрезвычайных ситуациях, реальных или смоделированных, мы снова увидим невежественных людей, клевещущих на философов, и подонков, пытающихся нажиться на несчастьях, которые они сами же и принесли. Все это уже происходило и будет происходить, но те, кто свидетельствует об истине, не перестанут этого делать, потому что никто не может свидетельствовать за свидетеля.

2.05.2020 quodlibet (полный текст перевода здесь)
источник
PhilosophyToday
Спор в венском кафе «Café Landtmann» в 1918 г. разгорелся во время встречи немецкого социолога Макса Вебера с австрийским экономистом Йозефом Шумпетером и известным венским банкиром Феликсом Зомари; последнему, кстати, мы и обязаны ценнейшим свидетельством об этом споре. Речь зашла о русской революции. Й.Шумпетер радостно заявил, что социализм наконец перестал быть «бумажной дискуссией» и теперь будет вынужден доказывать свою жизнеспособность. М.Вебер возразил, что попытка ввести социализм в России, учитывая уровень ее экономического развития, есть, по сути дела, преступление и закончится катастрофой. По воспоминаниям Ф.Зомари, Й.Шумепетер холодно заметил, что это вполне может случиться, но что Россия представляет собой «прекрасную лабораторию». В ответ М.Вебер взорвался: «Лабораторию с горой трупов». Й.Шумпетер сказал: «Как и любой анатомический театр». Спор приобретал все более ожесточенный характер, М.Вебер повышал тон, Й.Шумпетер отвечал колкостями. В конце концов М.Вебер вскочил и воскликнул: «Это невыносимо!» и в сильном волнении выбежал из кафе на Рингштрассе. На что Й.Шумпетер флегматично заметил: «Ну, как можно поднимать такой рев в кафе?»

(Somary F. Erinnerungen eines politischen Meteorologen.  S. 178—180)
источник
PhilosophyToday
Март 2020: Другие — это ад.
Май 2020: Другие — это рай.

А теперь к программе передач на пятницу, 8 мая:

15.00 Томаш Блусевич "Как нации вспоминают окончание Второй мировой войны за пределами России".

15.00 «Преодоление пропасти. Сообщества малых городов в период пандемии». Игорь Задорин, Андрей Максимов, Алексей Фирсов и др.

17.00 Игорь Крупник «Медиатизация религиозного опыта: жизнь и смерть в социальных сетях».

18.00 Ирина Щербакова «Знак не сотрется: судьба и память остарбайтеров».

19.00 Беседа Владаса Повилайтиса и Андрея Тесли о русской философии.

19.00 Данила Булатов «Внутренняя эмиграция. Абстрактное искусство 1930–1950х годов».

19.00 Вадим Квачев «Культура в неолиберальном государстве».

19.30 Александр Музафаров «Когда Берлин взят: последний бой».

19.30 Владимир Мирзоев «Новый текст vs старый текст».
источник
2020 May 08
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Социолог Дмитий Рогозин, несмотря на огромное число анкет и ежедневное потребление алкогольных напитков (если верить его фейсбуку, что необязательно), тем не менее справился с оперативной задачей подведения итогов онлайн-опроса преподавателей относительно отношения к дистантному образованию инструментами сети Интернет.

Итоги:
- Опрошено около 15% ППС, работающих в России.
- 67% опрошенных утверждают, что дистанционный формат образования не удобен и не комфортен для них.
- 60% — не удобен и не комфортен для студентов.
- Только 12% опрошенных признались, что их свободное время в результате увеличилось.
- 43% опрошенных преподавателей полагают, что студентов невозможно контролировать онлайн.
- 87% опрошенных считают, что занятия по их предметам лучше проводить в очном формате.
- Только 7% опрошенных не считают, что занятия по их курсам лучше проводить в очном формате. Это просто те, кому нравится работать дома, вне зависимости от социального статуса, возраста, места проживания или рода преподаваемых предметов.
- 22% считают, что через год подавляющее большинство лекций и семинаров будут проводиться дистанционно.

Подробнее здесь.
источник
PhilosophyToday
Странное питерское издательство «Хладик» обещало издать одни книги, а издало другие. Среди обещанного: Даниэль Коэн-Левинас «Как стих становится евреем: Целан и Деррида» Режи Дебре «Против Венеции». Федье фигура неоднозначная: вроде как он как пропагандист Хайдеггера во Франции препятствует публикации там «Черных тетрадей», но с другой стороны — большой друг Советского Союза РФ.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Поль Б. Пресьядо

Уроки вируса

Если бы Мишель Фуко пережил СПИД в 1984 году и оставался жив до изобретения эффективной антиретровирусной терапии, сегодня ему было бы девяносто три года. Согласился бы он сидеть в своей квартире на улице де Вожирар в Париже? Первый философ в истории, который умер от осложнений, вызванных приобретенным вирусом иммунодефицита, оставил нам одни из самых эффективных инструментов для исследования политического управления эпидемией — идеи, которые в нынешней атмосфере истерики и заразной дезинформации похожи на когнитивные защитные средства.

Самое главное, что мы узнали благодаря Фуко, это то, что живое (а значит, и смертное) тело является центральным объектом любой политики. Нет такой политики, которая не является политикой тела. Но для Фуко тело — это не тот биологический организм, на который потом действует власть. Сама задача политического действия состоит в том, чтобы сфабриковать тело, заставить его работать, определить его режимы производства и воспроизводства, предвосхитить режимы дискурса, посредством которых это тело предъявляется самому себе до тех пор, пока оно не сможет сказать «Я».

Все творчество Фуко можно понять как исторический анализ различных техник, с помощью которых власть управляет жизнью и смертью населения. Между 1975 и 1976 годами, когда он опубликовал «Надзирать и наказывать» и первый том «Истории сексуальности», Фуко использовал понятие «биополитика», чтобы описывать отношения, которые власть устанавливает с социальным телом в эпоху модерна. Он описывает переход от того, что он называет суверенным обществом, в котором суверенитет определяется с точки зрения управления ритуализацией смерти, к «дисциплинарному обществу», которое контролирует и максимизирует жизнь населения как функцию национальных интересов. Для Фуко приемы биополитического управления распространялись посредством сетей власти, которая выходила за рамки сферы права и становилась горизонтальной, похожей на щупальца силой, покрывая всю территорию опыта жизни и проникая в каждое отдельное тело.

Как во время, так и после эпидемии СПИДа ученые расширили и радикализовали гипотезы Фуко, исследуя связь между иммунитетом и биополитикой. Итальянский философ Роберто Эспозито проанализировал связь между политическим понятием общества (community) и биомедицинским и эпидемиологическим понятием иммунитета. Эти два термина имеют общий корень — латинский munus, долг (налог, дань, дар), который кто-то должен заплатить, чтобы быть частью сообщества. Общество — это ком-мунус: группа людей, связанная общим правом и взаимными обязательствами. Существительное immunitas — это негативное слово, которое производится из отрицания munus. В римском праве иммунитет — это привилегия, освобождающая кого-либо от общих для всех обязательств. Тот, кто был освобожден от иммунитета, был иммунизирован. Тот же, кто был-де-мунизирован, напротив, был лишен всех общинных привилегий после того, как он был расценен как угроза для общества.

Эспозито подчеркивает, что вся биополитика является иммунологической: биополитика подразумевает иерархию с иммунизированными наверху и демунизированными, которые будут исключены из любого акта иммунологической защиты, внизу. Таков парадокс биополитики: все защитные акты включают иммунное определение сообщества, в котором коллектив предоставляет себе право принять решение о жертве части населения ради сохранения собственного суверенитета. Чрезвычайное положение — это нормализация этого чудовищного парадокса.

Artforum (читать дальше)
источник
PhilosophyToday
Выпускник философского факультета Принстона, штатный журналист «Нью-Йоркера» Бен Тауб получил Пулитцера. Наградой отмечен его очерк «Самый страшный секрет Гуантанамо».

А теперь к программе передач на субботу, 9 мая:

15.00 Вероника Кирпиченко «Экспрессионизм, или Как описать тревогу».

16.00 ArtStream #5: Стрит-арт. Дмитрий Аске, Катрин Борисов, Сабина Чагина, Татьяна Пинчук, Софья Троценко.

17.00 «„Свинцовые годы“: красный и черный терроризм в Италии 70-х и 80-х».

19.00 Максим Подвальный «Ты за красных: Вторая мировая война в видеоиграх».

19.00 Дискуссия «День победы и детерриториализация чрезвычайного положения».

20.00 Off_stream № 23 «Научная фантастика и теология». Роман Светлов, Илья Мавринский.
источник
2020 May 09
PhilosophyToday
Эвальд Ильенков

25 апреля 1945

Пишу тебе из большого города, всемирно известного — если цензура не зачеркнет — Берлина. Сижу со своими ребятами на крыше, наблюдаю и командую огнем… Вдаль от меня уходит улица под красивым названием — «Unter den Linden» — это значит — «Под липами»…

В городе мне, как старому москвичу, воевать нравится больше, чем в траншеях посередь чистого поля…

Эх, рассказать мне тебе столько хочется! На днях водрузим знамя победы над этим треклятым городом, наверно — завтра к вечеру… А ты в Москве слушай салют нашему Жукову — хотя что я пишу — ведь когда ты получишь это письмо, этот салют уже будет позади… А как мне хотелось бы, чтобы сегодня, 25 апреля, ты знала, что я сижу на крыше на одной из берлинских улиц и завоевываю салют, что ты будешь слышать в далекой Москве завтра — послезавтра!… Ну всего! Жди все же трех звонков!

10 мая 1945

Третий раз принимаюсь писать тебе, и опять не знаю, удастся ли кончить. Два уже разорвал на клочки.

Тоскую по тебе сильно-сильно. Особенно теперь, когда кончился этот ад…

Настроение такое, что ни к чему не лежат руки, сорвался бы, плюнул бы на все, и бегом бы бежал до Москвы, из этого уже опостылевшего Берлина.

Ночью долго не могу заснуть, все представляю себе, как ворвусь я в парадное на Кузнецком мосту, как встретишь меня ты… Лежу на траве среди деревьев, и мне кажется, что ты сидишь рядом и молча ласково улыбаешься.

И хожу злой на все, чувствую себя так, как верно чувствует себя зверь, попавший в клетку…

А ты письмами меня не балуешь. Ну неужто ж тебе трудно раз хотя бы в три-четыре дня черкнуть?!

P. S. Приехал ли Сёмин в Москву? И видели ли меня в кино?
источник
PhilosophyToday
— Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей!
— Кафедра онтологии и теории познания. Кафедра социальной философии и политического процесса. Кафедра антропологии.

А теперь к программе передач на воскресенье, 10 мая:

15.00 Кирилл Светляков «„Утвердители нового искусства“. Конструирование нового человека».

18.00 Объединение/профсоюз/union Life Arts.

18.00 Андрей Клюев «Архитектура Победы. Гражданское строительство в СССР в 1943–1955 годах».

19.00 Михаил Ратгауз «„Сердце! Тепло! Гуманизм! Кровь! Жизнь! Я чувствую! Я есмь!“ Новый романтизм в новом кино».

19.00 Сергей Левочский «Рождение диамата. Философия в Советской России 1920–1930-х годов».

19.00 Оксана Зинченко «Как нас изменила изоляция?»
источник
2020 May 10
PhilosophyToday
Славой Жижек

Эпидемии похожи на войну: они могут продолжаться годами

В комедии братьев Маркс «Утиный суп» (1933) Граучо (адвокат, защищающий своего клиента в суде) говорит: «Он может выглядеть идиотом и говорить как идиот, но не позволяй ему обмануть тебя. Он действительно идиот».

Примерно так мы должны реагировать в отношении тех, кто выражает элементарное недоверие к государственному порядку и рассматривает изоляцию как заговор государственной власти, которая использует эпидемию в качестве предлога, чтобы лишить нас базовых свобод: «Государство навязывает изоляцию, которая лишает нас наших свобод, и ждет, что мы будем контролировать друг друга, подчиняясь этому распоряжению; но это не должно обманывать нас, мы на самом деле должны следовать распоряжениям об изоляции».

Следует отметить, что призывы к отмене карантина исходят с противоположных концов традиционного политического спектра. В США их продвигают либертарианские правые, в то время как в Германии их отстаивают небольшие левые группы. В обоих случаях медицинские знания критикуются как инструмент дисциплинирования людей, рассматривая их как беспомощных жертв, которых следует изолировать ради их же блага. Что нетрудно обнаружить под этой критической позицией, так это позицию не-желания-знать: если мы проигнорируем угрозу, то она не будет выглядеть столь ужасной, и нам удастся ее пережить…

Правые либертарианцы в США утверждают, что меры изоляции необходимо ослабить, чтобы людям вернули свободу выбора. Но что это за выбор?

Как писал Роберт Райх: «Министерство труда Трампа решило, что отпущенные в увольнение работники „должны принять“ предложение работодателя о возвращении на работу и, следовательно, лишиться пособия по безработице, независимо от Covid-19… Заставлять людей выбирать между заражением Covid-19 и потерей средств к существованию — бесчеловечно». Так что да, это свобода выбора: между голодом и риском для жизни… Мы находимся в ситуации, похожей на ту, что сложилась на британских угольных шахтах в XVIII веке (если привести только один пример), где выполнение работы сопряжено со значительным риском для жизни.

Но есть и другой вид откровенного невежества, который выступает за жесткий режим карантина. Дело не в том, что государственная власть использует эпидемии для навязывания тотального контроля — мне все больше кажется, что здесь действует своего рода суеверный символический акт: если мы принесем серьезную жертву, которая действительно причинит всем боль и приведет к остановке всей нашей общественной жизни, то, возможно, мы сможем рассчитывать на милосердие.

RT, 5.05.2020 (читать дальше)
источник
PhilosophyToday
Краткий словарь по философии, 1940
источник
PhilosophyToday
Академический рэп

О себе


(р. 12.11.1963) — спец. в обл. ист.-филос. науки и теор. филос.; канд. филос. наук. Род. в Ереване. Окончил филос. ф-т Ереванского гос. ун-та (1990). После окончания ун-та работал преп. на кафедре филос. и политол. Ерев. пед. ин-та им. В.Я.Брюсова (1991—1994).
источник
PhilosophyToday
Кинотеатр на карантине. Философ Франсис Жансон. Сцена в поезде с Анной Вяземски, женой Годара, у которой Жансон преподавал в Нантере. "Китаянка", 1967. Жансон умер в 2009 году в возрасте 87 лет. Философы живут долго.
источник
PhilosophyToday
В свежем TLS воскресает изгнанный из литературного истеблишмента за неоднозначную позицию по #metoo Ян Бурума с рецензией на… парижский дневник Малапарте. И еще есть рецензия на Элисон Фиппс «Me Not You: The trouble with mainstream feminism». Видать таки книжка стала событием.
источник
PhilosophyToday
🤦‍♀️
источник
PhilosophyToday
1945: люди жертвуют жизнью ради свободы.
2020: люди жертвуют свободой ради жизни.

А теперь к программе передач на понедельник, 11 мая:

15.00 Наталья Зубаревич «Города под ударом».

15.00 Мастер-класс «Полевые исследования религии».

15.00 Андрей Лебедев «Триадическая структура в космологии и философской теологии Гераклита».

18.00 Максим Трудолюбов «Экономика и история московского жилья»

19.00 Круглый стол «Звуковые теории и практики в условиях (само)изоляции».

19.00 Алексей Миллер «Империя и национализм».
источник
2020 May 11
PhilosophyToday
Мы все испытываем
источник
PhilosophyToday
Добрый день
источник