Славой Жижек
«Новый цифровой курс» и его противоречия
Считается, что главный выбор, который у нас есть перед лицом эпидемии — это выбор между курсом Трампа (возвращение к экономической деятельности ради прибыли в рамках свободного рынка) и тем, что СМИ подают как китайский курс (тотальный цифровой государственный контроль над отдельными лицами).
Однако есть и третий путь, который сейчас в США пропагандируется губернатором Нью-Йорка Эндрю Куомо и экс-главой Google Эриком Шмидтом, на заднем плане которого маячат фигуры Майкла Блумберга плюс Билл и Мелинда Гейтс. Наоми Кляйн в статье для The Intercept назвала этот вариант «Новым цифровым курсом» (Screen New Deal). Он обещает безопасность от инфекции при сохранении всех личных свобод, о которых так заботятся либералы.
Куомо и Шмидт объявили о проекте по «переосмыслению постковидной жизни штата Нью-Йорк с упором на постоянную интеграцию технологий во все аспекты гражданской жизни». По мнению Кляйн, это приведет к «устойчивому — и высокодоходному — будущему без права на прикосновение», в котором не будет ни наличных денег, ни необходимости выходить из дома, чтобы их потратить. И обеспечат это высокотехнологичное будущее эксплуатируемая масса «анонимных рабочих, спрятанных по складам, датацентрам, фермам по модерированию контента, электронным потогонкам, литиевым шахтам, агропромышленным фермам, мясоперерабатывающим заводам и тюрьмам».
В этом описании есть две ключевые особенности, которые сразу бросаются в глаза.
Во-первых, парадокс в том, что те привилегированные лица, которые смогут позволить себе жить в бесконтактном пространстве, также окажутся и наиболее управляемы: вся их жизнь будет прозрачна для подлинного центра власти, единства технологических гигантов и правительства. Должны ли жизненно важные для нас сети находиться в руках частных компаний, таких как Google, Amazon и Apple, компаний, которые, слившись с государственными службами безопасности, будут иметь возможность подвергать цензуре и манипулировать доступными нам данными или даже отключать нас от публичного пространства? Короче говоря, как предлагает Кляйн, не должны ли они быть преобразованы в некоммерческие коммунальные предприятия? Без подобного шага демократия в любом смысле-де-факто упраздняется, поскольку основной компонент нашего общего достояния — общее пространство нашей коммуникации и взаимодействия — попадает под частный контроль.
Во-вторых, «Новый цифровой курс» имеет непосредственное отношение к обострению классовой борьбы. Эпидемический кризис заставил нас полностью осознать решающую роль того, что Дэвид Харви назвал «новым рабочим классом»: всевозможные социальные работники (caretakers) от медсестер до тех, кто доставляет еду и товары, опорожняет мусорные баки и т. д. «Новый цифровой курс» — это план по минимизации видимой роли этого класса социальных работников, которые должны оставаться неизолированными, в значительной степени незащищенными, подвергая себя опасности заражения, чтобы мы, привилегированные, могли выжить и сохранить свою безопасность — некоторые размечтались даже о том, чтобы о престарелых заботились и составляли компанию роботы… В конце «Нового цифрового курса», если довести этот проект до гиперболического конца, будет реализована мечта о проводном мозге, о человеческом мозге, который будет непосредственно делиться опытом с другими в единой Сингулярности, божественном коллективном самосознании. Не напоминает ли этот образ повседневности, экстраполированный Кляйн на будущее из амбиций альянса Куомо и технологических гигантов, «Матрицу»? Изолированные в отдельных капсулах, мы будем духовно едины как никогда, в то время как наши высокотехнологичные властители будут получать прибыль, и многомиллионная масса невидимых людей будет занята низкоквалифицированным трудом — самый кошмарный образ, который только можно себе представить.
Во время протестов октября 2019 года в Чили, на одной из стен можно было заметить граффити: «Другой конец света возможен». Именно таким должен быть наш ответ на «Новый цифровой курс».
RT, 14.05.2020 (полный
перевод на русский здесь)