Size: a a a

2020 April 29
PhilosophyToday
Добрый день
источник
PhilosophyToday
В аннотации указывается, что «в книге публикуются ранее не переводившиеся работы, в частности, „О смысле страдания“ (1912–1927), „О сущности философии и моральном условии философского познания“ (1917), третий раздел „О чужом Я“ книги „Сущность и формы симпатии“ (1923), фрагменты „Проблем религии“ (1921) и др». Это не вполне верно. К примеру работа «О сущности философии…» ранее публиковалась в «Антологии реалистической феноменологии» (2006).
источник
PhilosophyToday
Свежая «Теория моды». Внутри такие забавные статьи как «Археология униформы австралийских каторжников», «Роль специалиста по изготовлению париков (шейтель-махера) в салонах для ортодоксальных евреев», «Мэнскейпинг — мода и последствия: властные отношения, пародия и косматая грудь». Забавно, как ТМ кажется остается последним отечественным журналом, где преобладают переводы. В этом номере таких 75% объема.
источник
PhilosophyToday
Выпускница Философского факультета МГУ обвинила главреда радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова в сексуальных домогательствах. В то же время два ее однокурсника объявили о продаже ежемесячной подписки на модный кофе, часть средств от которой пойдет на софинансирование медиапроекта Госдепа.

А теперь к программе передач на четверг, 30 апреля:

14.30 М. Спиваков «Машинный нарциссизм. Между интерсубъективностью и трансиндивидуальностью».

15.00 Анастасия Трифонова «Представления россиян о типичном и идеальном русском».

15.30 Глобальный семинар «Заразные Города: Понимание Пандемии».

16.00 Иван Ильин «Религиозная философия как опыт богопознания: С. Н. Булгаков и С. Л. Франк о взаимоотношении философии и религии».

16.45 Семинар «Динамика эмансипативных ценностей в Европе: изменение средних и уровня поляризации в 1989 — 2019 гг.»

16.30 Доклад «Поколение Путина: между лояльностью и протестом». Лев Гудков, Вадим Радаев, Майкл Наки.

17.00 С. Старостин «Три десятилетия этномузыки в России. Свидетельства очевидца».

17.00 Петр Куликов «Театр и философия: мимезис. Античное начало».

18.00 Джозеф Най «Имеет ли значение мораль?»

18.00 Круглый стол «Здоровье в городе: как пандемия меняет наши представления».

18.00 Алиса Балихина «Дискурс и практики безопасности в южноафриканском городе».

18.00 Андрей Родин «Математическая философия или философская математика? Топосы Александра Гротендика, Билла Лавера и Алана Бадью».

18.00 Алексей Паевский «История изучения мозга: от древнего Египта до наших дней».

19.00 Дильшат Харман и Валерия Косякова «Гентский алтарь».

19.30 Встреча с Михаилом Кромом.

20.00 Константин Бандуровский «Августин в карантине».
источник
PhilosophyToday
"Безалкогольное пиво, кофе без кофеина, конфеты без сахара, США без Трампа. Мы живем в постапокалиптическом мире перманентного карантина. Фильмов больше нет, одни трейлеры, обещающие премьеры в неясном будущем. Мы вернулись в XIX век — век книг. Эпоху литературных журналов и книжных обозрений, таких как Logos Review of Books" (Славой Жижек, 2020).

UPD: Главному редактору журнала "Логос", а также издателю Logos Review of Books Валерию Анашвили исполнилось 55 лет. Искренне поздравляем!
источник
PhilosophyToday
28 апреля от коронавируса скончался Муса Шанибов, «адепт Бурдье на Кавказе» (Г. Дерлугъян). Фотография Шанибова в папахе, читающего Бурдье, висела на стене кабинета Бурдье в Коллеж де Франс. Кандидату философских наук Юрию/Мусе Шанибову было 83 года.
источник
2020 April 30
PhilosophyToday
Роберто Эспозито

Учреждая жизнь

Если бы мне пришлось назвать задачу, решать которую нас заставил коронавирус, я бы вернулся к древнему латинскому выражению vitam instituere (учреждение жизни). Это выражение встречается в речи Демосфена, цитируемой римским юристом Марцианом в Дигестах, но оно обладает современным значением. Именно в тот момент, когда человеческой жизни угрожает смертельная опасность, наши усилия должны быть направлены только на то, чтобы заново учредить этот институт. Что еще такое жизнь, в конце концов, если не устойчивый институт, способность всегда создавать новые значения? В этом смысле, как говорила Ханна Арендт, и еще раньше Августин, что мы, люди, являются первоначалом, потому что наше первое действие состоит в явлении миру и является началом того, что не существовало раньше. За этим первоначалом последует еще один учредительный акт, конституируемый языком, который французский психоаналитик Пьер Легандр определил как "второе рождение". Именно отсюда происходит город и политическая жизнь, которая упаковывает биологическую жизнь в исторический горизонт. Не вопреки природе, а пересекая ее во всех ее проявлениях. Каким бы автономным ни было богатство его конфигураций, пространство логоса, а затем и номоса, оно никогда не отделяло себя от биоса. Скорее, их взаимоотношения становятся все ближе, до такой степени, что невозможно говорить о политике, удаляя ее из сферы, из которой рождается жизнь.

Поэтому человеческая жизнь не может сводиться к простому выживанию - к "голой жизни", если использовать выражение Беньямина. С самого начала наша жизнь никогда полностью не совпадала с простой биологической материей. То, что нас с самого начала учредило, и что мы постоянно учреждаем сами, - это символическая сеть, внутри которой все, что мы делаем, обретает смысл и глубину для нас и других.

Именно эту сеть общих отношений угрожает разорвать коронавирус. Не только первичную жизнь, но и вторичную - общность наших отношений с другими людьми. Конечно, очевидно, для того, чтобы выразить себя, последнему необходимо оставаться в живых. В термине "выживание" нет редуктивного акцента. Ведь вопрос о conservatio vitae лежит в основе великой классической и современной культуры. Он звучит в христианском призыве к святости жизни, как и в великой политической философии, открытой Гоббсом. Сохранить нашу жизнь - это первая задача, смертельный вызов, который бросает нам этот вирус.

Но, после первой жизни и вместе с ней, мы должны защищать и вторую, учрежденную жизнь и, таким образом, способную, в свою очередь, учреждать, чтобы учредить ее новое значение. Поэтому, в тот момент, когда мы делаем все возможное, что и так понятно, чтобы остаться в живых, мы не можем отказаться от другой жизни - жизни с другими, для других и через других. Она, в данный момент, не является разрешенной и на самом деле запрещена, что, конечно, правильно и логично. Считать эту жертву напрасной в глазах тех, кто борется за свою жизнь в больницах, чтобы защитить нашу, не только оскорбительно, но даже смешно. Однако это ничего не отнимает от значения учрежденной жизни. А потому и необходимости продолжать жить вместе, несмотря ни на что и тем более, когда социальные отношения поставлены под угрозу. Даже в самоизоляции. Осмысляя наше одиночество. Ведь именно оно связывает нас сегодня с другими. Со всеми остальными - сейчас с половиной человечества, а может быть, через месяц и со всем человечеством. Ведь дистанция - это еще и глубоко человеческое измерение, как и близость, через которую оно осмысляется. Но не по контрасту – понятие индивидуум никогда не имело в виду непосредственную противоположность социальному, оно, в свою очередь, является социальной формой. Сегодня эта символическая связь между дистанцией и близостью - символ именно той фигуры, которая их артикулирует, - приобретает еще большее значение. Во время пандемии людей объединяет общая дистанция. И это также способ - теперь способ необходимый - учреждения жизни, защиты ее от слепой силы, которая рискует ее проглотить.

LARB (полная версия перевода здесь)
источник
PhilosophyToday
Твиттер сообщает, что вчера вышел свежий LRB. Но их сайт приветствует вас объявлением, дескать Sorry! The LRB website is not currently accessible. We’re currently performing some essential maintenance on our website. Please check back shortly as this shouldn’t take long.
источник
PhilosophyToday
тут выяснилось, что перевод диссера Симондона на английский (выходит в конце июня, если ковид не оттянет) будет подкреплен томиком со всякой дополнительной черновой фигней из архивов итд. с трепетом (и страхом) ожидаем, ведь только после издания английского перевода есть риск, что отечественную среду начнут заполонять фанаты (ну или оживут старенькие: те, что за технику топят). не то чтобы томины прочтут, но кому это мешало + будет дана отмашка. одна радость — хоть на русский не дойдет
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
PhilosophyToday
К Юрию Сапрыкину (ст.): «Сегодня ты танцуешь тверк, а завтра ты гезамткунстверк!»

А теперь к программе передач на пятницу, 1 мая:

18.00 Чтение стихов поезии в рамках проекта рюмочных Ицковича «Зинзивер»: Ипполит Харламов, Слава Швец, Димитрис Яламас.

19.00 Ток-шоу Яндекс. Кью «Да, нет, не знаю». Евгений Чичваркин, Дмитрий Рогозин, Алёна Владимирская, Константин Сонин, Тоня Самсонова.

19.00 Андрей Елисеев «Визуальность в современной культуре как форма отчуждения».

19.30 Александр Музафаров «Рейх под ударом».

22.00 Игорь Виттель «Откровенная пятница».
источник
2020 May 01
PhilosophyToday
А просто дело не в постмодернистах
источник
PhilosophyToday
Наконец-то, толковая книга. Хоть кто-то делом занят! Гуси, овцы, куры, зайцы, дохлые овцы, Толстой, свиноматки и Айрис Мердок.
источник
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Правда и ложь

Как и следовало ожидать, на второй фазе прямым министерским указом подтверждается более или менее такое же сокращение конституционных свобод, которое может быть введено только по закону. Но не менее важным является ограничение прав человека, которые не закреплены ни в одной конституции: право на истину, потребность в правдивом слове.

То, что мы переживаем, прежде чем стать беспрецедентным манипулированием свободами каждого, на самом деле является гигантской операцией по фальсификации истины. Если люди соглашаются ограничить свою личную свободу, то это происходит потому, что они без всякой проверки принимают за истину данные и мнения, которые предоставляют средства массовой информации. Реклама долгое время приучала нас к словам, которые действовали тем более эффективно, чем менее притворялись правдивыми. И долгое время даже политический консенсус не требовал глубокого убеждения, когда как-то воспринималось как должное, что в предвыборных речах истина не подвергалась сомнению. То, что сейчас происходит на наших глазах, является, однако, чем-то новым, хотя бы потому, что правдой или ложью в словах, которые пассивно принимаются, на карту поставлен сам наш образ жизни, все наше повседневное существование. По этой причине необходимо срочно потребовать представить нам все имеющиеся данные, чтобы перепроверить все, что нам до сих пор предлагали.

Я был не единственным, кто заметил, что данные об эпидемии представлены в обобщенном виде и без каких-либо научных критериев. С эпистемологической точки зрения очевидно, например, что давать числа смертности, не сравнивая их с ежегодной смертностью за тот же период и не указывая фактическую причину смерти, бессмысленно. Тем не менее, это именно то, что нам показывают каждый день, и никто, кажется, этого не замечает. Это тем более удивительно, что данные, которые позволяют провести верификацию, доступны любому, кто хочет иметь к ним доступ, и я уже упоминал в ранее здесь доклад президента ISTAT Джан-Карло Блангиардо, который показывает, что количество смертей от Ковид-19 ниже, чем количество смертей от респираторных заболеваний за предыдущие два года. Кроме того, каким бы однозначным ни было сообщение, но все ведут себя так, как будто его не существует: абсолютно не принимается во внимание тот факт, что положительный пациент, умерший от инфаркта или по любой другой причине, также считается умершим от Ковид-19. Почему, даже если ложь задокументирована, мы продолжаем в нее верить? На самом деле, может быть, ложь оказывается такой устойчивой, потому что, как и реклама, она не утруждает себя сокрытием своей лжи. Как и Первая Мировая война, война с вирусом может оказаться только ошибкой.

Человечество вступает в такую фазу своей истории, когда истина сводится к моменту в продвижении лжи. Правда состоит в том, что ложные высказывания должны быть истинными даже тогда, когда их неправдивость доказана. Но, таким образом, сам язык, как место высказывания истины, конфискуется у человека. Теперь мы можем наблюдать только беззвучное движение - истинное, потому что реальное - лжи. Вот почему, чтобы остановить это движение, каждый должен иметь мужество, чтобы бескомпромиссно искать самое ценное благо: истинное слово.

28.04.2020 quodlibet
источник
PhilosophyToday
Фонд с ужасающим любого аспиранта названием ВАК (VAC) запустил странный сайт «Вак-Среда» со всякой фигней. Суть арт-фигни в том, что она, повисев на сайте, потом будет якобы куда-то испаряться. Предлагаем еще круче — одноразовое искусство, исчезающее с сайта после первого же его просмотра.

Уровень трэшовости проекта хорошо себе представить через слова куратора этой ерунды Карена Саркисова, более напоминающие слабоструктурированный бред: «Это, во-первых, фрагмент трактата Льва Толстого „Что такое искусство?“. Мы только что переиздали этот изумительный текст в рамках собственной издательской программы с двумя современными прочтениями, предложенными слависткой Кэрил Эмерсон и философом Олегом Аронсоном. Идея Толстого о контагиозной, инфекционной природе искусства позволяет мыслить заражение вне очевидной эпидемиологической перспективы. Дебютным эпизодом подкаста станет разговор куратора фонда Дефне Айяс с режиссером Кириллом Серебренниковым, где злоба дня заявит о себе с большей определенностью: берлинская премьера „Декамерона“ Боккаччо, изоляция, новые коды совместного пребывания в театральном помещении. Наконец, за художественную часть отвечает второй сезон веб-сериала „Сны на районе. Восьмерка“. Это коллективный альманах о районе Щукино, составленный из работ участников кинолаборатории Андрея Сильвестрова, и одновременно часть прошлогоднего проекта V-A-C „Расширение пространства“».

В общем, хороший проект. Хоть кто-то на дому делом занят.

А теперь к программе передач на субботу, 2 мая:

13.00 Анастасия Егорова «Ономастика и архитектура».

14.00 Вадим Садков «Скрытая символика и апокрифы: эпоха Поздней готики и Возрождения».

16.00 ArtStream #4: Цифровое искусство. Ольга Шишко, Антонио Джеуза, Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Софья Троценко.

17.00 Вебинар «Действия полиции в период борьбы с пандемией».

17.00 Ольга Мусаева «Испанские писатели — лауреаты Нобелевской премии по литературе».

17.30 Заседание ридинг-клаба по тексту Эрнста Юнгера «Машина и собственность».

18.00 Сергей Витяев «Читай во имя Бога: ранняя мусульманская философия».

20.00 Off_stream №22 "Атака реальности"
источник
2020 May 02
PhilosophyToday
А также среди прочих доблестей профессор ВШЭ Олег Анатольевич забыл упомянуть об издаваемом за свой счет жунале переводов "Герменейя", это кроме спонсирования изданий Хайдеггера на русском.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
О, прикол. На меня оказывается был подписан главред @philosophycafemoscow. Ну, буквально один день, потом отписался. Аналитики обычно снобы жуткие, но в любом случае, Евгений, знайте, вы и ваша редакция очень крутые. Я тут херней маюсь, а вы серьезно толкаете философию вперёд. ❤️
источник
PhilosophyToday
Ученик Мераба о Мерабе. В.А. Подорога. "Топология страсти. Мераб Мамардашвили: современность философии". М, Канон+, 2020. Скоро.
источник