Size: a a a

2020 April 14
PhilosophyToday
В свежем апрельском e-flux кроме всенародного любимца Люка Хуя с тоннами неймдроппинга и Карлом Шмитом, Бориса Гройса, который решил поиграть в теоретика и тоже цитирующего Деррида в статье, где нет ни одной ссылки, кроме статьи Марии Линд про Гоголя и Харауэй, есть все-таки толковый материал: статья Йонаса Стаала «Климатическая пропаганда», где наконец-то досталось примерно всем экологистам. Помните, экология — это опиум XXI века ©.
источник
PhilosophyToday
Очередное введение в гендерную теорию от двух британских ученых. Теперь для того, чтобы указать, что пути истины и пути гендера окончательно разошлись. И это как раз позитивный момент в «трудные времена», когда уже не gender trouble, но gender troubled. Вышла в феврале.
источник
PhilosophyToday
Есть какой-то сериал прости господи «Разрабы» (Devs, 2020), сценарий которого написал великий нерусский писатель Алекс Гарленд (занудное говно «Пляж», «28 дней спустя», «Ex Machina», который мы через десять минут бросили). В первом эпизоде американцы убивают хакера из Москвы Сергея Попова. Но оказывается, у этого русофобского сериала есть аж глубокое философское содержание! Демон Лапласа, квантовые вычисления в эпоху Демокрита, Юм, Нозик, Лейбниц… В общем, теперь его обсуждают философы.

А пока они это делают, мы зачитаем программу телепередач на завтра, среду, 15 апреля.

11.00 Конференция «Новый гуманизм. Личные стратегии в изменившемся мире». Галина Юзефович, Ирина Прохорова, Сергей Волков, Андрей Шаронов, Рубен Варданян и др.

15.00 Дискуссия «Ливийский кризис: текущее состояние и перспективы урегулирования»

19.00 Мария Калиш «Ивановская горка».

19.00 Семинар «Особенным людям об Особенных людях».

19.00 Онлайн-встреча с Александром Генисом.

19.00 Александр Бикбов «Коронавирус как объект управления».

19.00 Дискуссия «Предпринимательство во времена нестабильности». Рубен Ениколопов, Борис Грозовский, Александр Чернощекин.

19.30 Анна Броновицкая «Кэндзо Тангэ»

19.30 Константин Михайлов «Фанаты и фантасты (Как сочинить религию?)»

20.00 Sheltering Places: Thinking the COVID 19 Pandemic 04. Валентин Голев, Реза Негарестани, Мохаммед Салеми, Оксана Тимофеева, Джейсон Мохагег, Неда Негарестани, Давид Ауэрбах и др.
источник
2020 April 15
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Каждый раз, когда мы видим очередного операиста, мы вспоминаем бессмертные строки романа «Папуас из Гондураса» великого русского писателя Владимира Шинкарева.

Пантюха заскрипел зубами и сжал кулаки:
— Ты бандит и вор, вон ряху то наел награбленным сельпо, а мы в отряде по три дня не жрамши!
— Как же нам не экспроприировать? — вмешался в разговор бледный юноша анархист, — Ведь мы так же как Жигулев, выступаем с прикладной инициативой ультрапарадоксальной фазы тотального отказа… Скажите, Пантелей, у вас есть определенная политическая программа? — спросил юноша, ко многому привычный.
— Сколько ни есть — вся наша.
— Но вы могли бы сформулировать?
— Коли я кому сформулирую, дык он и не встанет, а программа наша проста: сегодня ты живой, а завтра тебя нету.

Это мы к тому, что вышел 1 номер «Социологии власти» за 2020 год, который собрал Давид Хумарян, а там ругают capitalism и проповедуют «стратегию отказа».
источник
PhilosophyToday
Новости коротко

Издание Indicator. Ru начинает публикацию серии статей членов Московского философского кружка, посвященных пандемии коронавируса. Первая статья «Иммунократия и ее пределы» за авторством Петра Сафронова.

Цитата: Логика действий иммунократии устроена парадоксально. Она вычитает, прибавляя. Чем более заметными становятся меры контроля пандемии, чем более видимой угроза вируса, тем меньше остается полнокровных связей, тем меньше тот диапазон, в котором еще может распространяться человечность. Что еще нужно отнять у людей, чтобы сохранить человечество?

*
Не/Отредактированный DeepL теперь называется слэш-переводом. На сайте «Киберфемзин» опубликован совместный проект — перевод человека и машины — фрагмента из свежей книги Беатрис Пресьядо «Квартира на Уране» (2020).

Цитата: Во время моей последней поездки в Соединенные Штаты, на фоне жгучих дебатов по поводу реформы общественного здравоохранения Obamacare, шантажа движения «Чаепитие»/Чайной партии, страха падения Резервной Федеральной системы и слухах об американской разведке одна более банальная/тривиальная новость оказалась значимой/важной для понимания политического влияния/управления этой новой третьей природы.

*
Томас Нагель подготовил рецензию на книгу Ричарда Суинберна «Кто мы — дух или тело?» (2019).

Цитата: Суинберн показал, что наше самосознание от первого лица похоже раскрывает психическую реальность, не зависящую от чего-либо физического. Но мы можем принять это явление за чистую монету только в том случае, если будем уверены, что психическое не имеет метафизически необходимых связей с физическим, скрытых с точки зрения первого лица, — именно в этом и заключается проблема. Если Суинберн прав, то мы знаем, кто мы такие. Если он не прав, то его аргументы показывают, что наше непосредственное восприятие себя включает в себя большую дозу устойчивой иллюзии.
источник
PhilosophyToday
Нерусский космизм, как известно, тоже русский и родом из Троцкого. Посадисты, то есть троцкисты IV интернационала, или как их называли в советской литературе, троцкисты-разложенцы, уповали на то, что если нас не может спасти бог, потому что его нет, революция, так как ее не видать, то единственный шанс — инопланетяне! Неоцененный вклад посадизма в технотеологию, новый материализм, ООО, АСТ, АНТ нуждается в срочной переоценке и дополнении теорией НЛО. А остатки посадистов должны быть приняты в Коинсидентальный интернационал!
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Один ученый отказался от участия в конференции, посвященной интернету, потому что ее решили провести онлайн.

А теперь к программе телепередач на завтра, четверг, 16 апреля.

14.00 Круглый стол «Противодействие нетрадиционным угрозам безопасности: подходы стран БРИКС». Тимофей Бордачев, Василий Кашин, Дмирий Разумовский.

15.00 Павел Соколов «Японская литература: с каких авторов начать знакомство?» С Кодзи Вакамацу, но он режиссер.

15.10 Алексей Муравьев «Сирийские источники по истории Грузии в VI веке».

16.00 Владимир Миронов «Трансформация человека в глобальном мире цифровой культуры».

16.00 Марк Симон «Навруз на ВДНХ: выходцы из Средней Азии в культурной инфраструктуре Москвы».

17.00 Вадим Васильев «Дэвид Юм и загадки его философии».

18.00 Андрей Аствацатуров «Писатель в эмиграции. Парижские годы Генри Миллера».

18.10 Татьяна Матасова «Финиковая пальма в Соловецком монастыре в XVI веке: о символике ароматов в древнерусской агиографии».

18.30 Кирилл Савченков «Remote Player».

19.00 Александр Вилейкис «Коронавирус в зеркале социологии».

19.00 Александр Аузан «Власть и общество: о теории и динамике социальных договоров».

19.30 Евгений Майзель «Восемь картин из жизни Насти Соколовой»

20.00 Константин Бандуровский «Августин в карантине»
источник
2020 April 16
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Один вопрос

Я хотел бы обсудить с вами один вопрос, о котором я не перестаю думать уже больше месяца. Как могло случиться, что целая страна рухнула морально и политически перед лицом болезни, и даже этого не осознала?.. Мера отречения от собственных моральных и политических принципов на самом деле очень проста: речь идет о том, каков предел, за которым человек не желает от них отрекаться? Я считаю, что… порог, отделяющий человечество от варварства, уже был преодолен.

1) Первый пункт, возможно, самый серьезный, касается тел погибших. Как мы могли согласиться с тем - лишь только во избежание неясного риска - что наши близкие и люди в целом не только будут умирать в одиночестве, и, чего никогда раньше не происходило в истории со времен Антигоны и вплоть до сегодняшнего дня - что их тела будут сожжены без церемонии похорон?

2) Затем мы без лишних хлопот, - лишь только во избежание неясного риска - приняли решение ограничить нашу свободу передвижения до такой степени, которой никогда раньше не было в истории страны, даже во время двух мировых войн (комендантский час во время войны был ограничен определенными часами). Поэтому мы согласились, - лишь только во избежание неясного риска - на самом деле приостановить наши дружеские и любовные отношения, так как наш ближний возможно стал источником заразы.

3) Это могло произойти - и здесь мы касаемся корня явления, - потому что мы разделили единство нашего жизненного опыта, который всегда неразрывно телесен и духовен одновременно, на чисто биологическую с одной стороны, и на аффективную и культурную жизнь - с другой. [Нужно напомнить] об ответственности современной медицины за этот раскол, который воспринимается как само собой разумеющееся и который на самом деле является величайшей из абстракций…

Я знаю, что кто-то поспешит ответить, что эти условия имеют временное ограничение, после чего все вернется на круги своя. Поистине странно, что кто-то может верить этому вранью, поскольку те же самые власти, которые объявили чрезвычайное положение, не устают напоминать нам о том, что, когда оно закончится, те же самые директивы должны продолжать соблюдаться, и что так называемое социальное дистанцирование, используя эвфемизм, станет новым принципом организации общества.

Поскольку я призвал каждого из нас к ответственности, я не могу не упомянуть о еще более серьезных обязанностях со стороны тех, кто в особенности должен был заботиться о человеческом достоинстве.

Прежде всего, Церковь, ставшая служанкой науки, которая сейчас стала истинной религией нашего времени, радикально отказалась от своих важнейших принципов. Церковь, при Папе Римском по имени Франциск, забыла, что св. Франциск обнимал прокаженных. Она забыла, что одно из дел милосердия - это посещение больных. Она забыла, что мученики учат, что нужно жертвовать жизнью, а не верой, и что отречься от ближнего - значит отречься от веры.

Другая категория лиц, которая не справилась со своими обязанностями, - это юристы. Мы давно привыкли к безрассудному применению чрезвычайных мер, посредством которых исполнительная власть заменяет законодательную, отменяя принцип разделения властей, который определяет демократию. Но в данном случае перешли все границы, и складывается впечатление, что слова премьер-министра и главы министерства гражданской обороны, как будто бы они были сказаны фюрером, сразу же превратились в закон. И мы не видим, как, исчерпав срок действия указов о чрезвычайном положении, ограничения свободы могут быть, как нам заявляют, сохранены. Какими юридическими средствами? С перманентным чрезвычайным положением?

Всегда есть тот, кто скажет, что жертва была принесена во имя нравственных принципов. Я хотел бы ему напомнить, что и Эйхман никогда не уставал повторять, что он сделал то, что он сделал, повинуясь тому, что он считал принципами кантианской морали. Принцип, который гласит, что нужно отречься от добра, чтобы спасти добро, так же ложен и противоречив, как и принцип, согласно которому, чтобы защитить свободу нужно отречься от свободы.

13.04.2020 quodlibet (полный текст перевода здесь)
источник
PhilosophyToday
Да, смерть!
источник
PhilosophyToday
Свежий ФЖ интересен скорее совсем уж специалистам, но есть и развлекательная часть: беседа с куратором Дмитрием Булатовым.
источник
PhilosophyToday
Недавно богомерзкое издание "Медуза" голосами любимцев публики Аси Казанцевой, Сергея Гуриева и Линор Горалик посмело рекомендовать всякую макулатуру на время карантина. Занятие это немного позорное, и как учила великий историк Мэри Бирд, если бы ты хотел прочесть книгу, то ты бы уже ее прочел.

Но не все такие мудрые как она. Например, гуру Нассим Талеб выступил со своим гигантским мастрид-листом. В нем чего только нет, включая учебники, словари, поваренные книги и даже книгу по теологии Нормана Рассела «Учение об обожении в греческой патристической традиции". И еще меметичка Сьюзан Блэкмор с вредной книжкой "Сознание", почти забытый ныне Джерри Фодор "Сознание так не работает", старый харрасер Колин МакГинн "Стать философом", великий Роберт Нозик "Инварианты", Брайан Маги "Исповедь философа", почему-то непереведенный на русский Умберто Эко "Кант и утконос", Энтони Готлиб "Мечта о разуме", продолжение которой вышло на русском в этом году, и др.

А из того что есть на русском отметим роман Дино Буццати "Татарская пустыня", Стивен Пинкер "Чистый лист", Дидье Сорнетте "Как предсказывать крахи финансовых рынков", Рита Картер "Как работает мозг", Джон Грэй "Мужчины с Марса, женщины с Венеры", Жак Ле Гофф "Интеллектуалы в средние века", Барри Шварц "Парадокс выбора", Бенуа Мандельброт "Непослушные рынки", Александр Макколл-Смит "Воскресный философский клуб", Элхонон Голдберг "Парадокс мудрости", Питер Бевелин "Поиск истины от Дарвина до Мангера", Томас Каткарт "Как-то раз Платон зашел в бар", Грэм Робб "Открытие Франции", Уильям Истерли "Тирания экспертов". Так что вот такая подборка преимущественно научпопа и гуру-гайдов.
источник
PhilosophyToday
Новости коротко

Телеграм-издание «Философское кафе» атаковало несуществующую «отечественную школу перевода». Наезду подвергся перевод книги Сейлы Бенхабиб «Притязания культуры». Претензии возникли в связи с переводом термина libertarian lesbians на русский как «лесбиянки — сторонницы доктрины о свободе воли». Спасибо, что не свободолюбивые лесбиянки. Соглашаясь с претензиями, тем не менее, смеем указать на тот факт, что автором перевода числится беглый политолог Владислав Иноземцев, и данная ошибка свидетельствует о его реальных компетенциях в политических науках на 2003 год. Всех блох политэмигрант Иноземцев забрал с собой в Прагу.

А теперь о программе телепередач на завтра, пятницу, 17 апреля:

14.00 Дискуссия «Лидеры „Большой тройки“ в годы Второй мировой войны».

16.30 Закари Рейна «На пути к политике самоограничений: Захер-Мазох, Бруно Латур и идейные общины».

17.00 Эндрю Качинс «Подход США к Евразии».

18.00 Павел Константинов «Человек, климат и — коронавирус».

19.00 Презентация монографии «Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы».

19.00 Антон Долин «Как смотреть кино с детьми?»

19.30 Линор Горалик.

19.30 Алексей Петухов «Художник в доме».

20.00 Павел Бычков «Женщины в Средние века: унижаемые или превозносимые?»

20.15 Соревнования по перепою между Иваном Ф. Давыдовым и Романом Лейбовым.
источник
PhilosophyToday
1000 подписчиков. Спасибо!
источник
2020 April 17
PhilosophyToday
источник