Size: a a a

2020 April 02
PhilosophyToday
ЕУ на удаленке: диалог Виктора Вахштайна и Михаила Соколова «Рок, судьба и необратимость: К социологии эпидемии». Два мужика рассуждают о том, как будет хорошо, когда академическое начальство передохнет. Что и как они бы обсуждали, если бы вирус косил «молодежь» от 35 до 50?
источник
2020 April 03
PhilosophyToday
Африканист из Лондона Дебора Поттс решила выйти за рамки узкой темы и посмотреть через опыт упадка городов Зимбабве на мировой жилищный кризис. Жить стало дорого и неудобно. Во всем виноват, конечно, рынок.
источник
PhilosophyToday
Свежий «Филозофи» про расизм. Внутри блок про коронавирус с цитатами из Агамбена, Жижека, Сингера, Розы и Флери, и уже потихоньку готовятся праздновать 80-летие Жана-Люка Нанси и 90-летие со дня рождения Деррида.
источник
PhilosophyToday
Питер Сингер, Паола Кавальери

Две темные стороны Ковид-19

Апокалипсические сцены закрытого китайского города Ухань видели мы все. Мир затаил дыхание в связи с распространением нового коронавируса - Ковид-19, и правительства принимают или готовят решительные меры, которые обязательно принесут в жертву индивидуальные права и свободы ради общего блага.

Некоторые недовольны тем, что Китай с самого начала скрывал полноту информации в отношении вспышки инфекции. Философ Славой Жижек рассуждает о "расистской паранойе" в одержимости Ковид-19, когда есть много худших инфекционных заболеваний, от которых ежедневно умирают тысячи людей. Те, кто склонен к теориям заговора, считают, что этот вирус является биологическим оружием, направленным против экономики Китая. Но мало кто упоминает, не говоря уже о мерах против нее, первопричину эпидемии.

Как вспышка атипичной пневмонии 2003 года (SARS), так и нынешняя эпидемия началась на птичьих рынках Китая - открытых базарах, где животных покупают живьем, а затем по просьбе покупателей забивают на месте. До конца декабря 2019 года все, кто пострадал от вируса, так или иначе были связаны с рынком Хуанань в Ухане.

На птичьих рынках Китая продают и убивают много разных животных, чтобы затем их употребить в пищу. Это могут быть волчата, змеи, черепахи, морские свинки, крысы, выдры, барсуки и циветы. Аналогичные рынки существуют во многих азиатских странах, включая Японию, Вьетнам и Филиппины…

Ученые утверждают, что длительное содержание различных животных в непосредственной близости друг к другу и к человеку создает нездоровую среду, которая является вероятным источником мутации, которая позволила Ковид-19 заразить человека. Точнее, в такой среде коронавирус, долгое время присутствовавший у некоторых животных, претерпел быструю мутацию, выбравшись из нечеловеческого хозяина он в конечном итоге приобрел способность связываться с рецепторами человеческих клеток, приспосабливаясь таким образом к человеческому хозяину…

Для животных птичьи рынки - это ад на земле. Тысячи переживающих, трепещущих существ переносят многочасовые страдания и мучения, прежде чем быть жестоко убитыми. Это лишь малая часть страданий, которые люди систематически причиняют животным в каждой стране - на фабриках, в лабораториях и в индустрии развлечений.

Мы склонны оправдывать этот порядок, апеллируя к предполагаемому превосходству нашего вида, подобно тому, как белые люди апеллировали к предполагаемому превосходству своей расы, чтобы оправдать свою власть над "низшими" людям. Но в этот момент, когда жизненно важные человеческие интересы так явно идут параллельно с интересами нечеловеческих существ, очевидные страдания, которые мы причиняем животным, дает нам возможность изменить отношение к представителям нечеловеческого вида.

Чтобы добиться запрета птичьих рынков, нам придется преодолеть некоторые специфические культурные привычки, а также сопротивление, связанное с тем, что запрет создаст экономические трудности для тех, кто зарабатывает себе на жизнь на рынках. Но даже без того, чтобы нечеловеческим животным было уделено моральное внимание, которого они заслуживают, эти локальные проблемы решающим образом перевешиваются катастрофическим воздействием, которое будут оказывать все более частые глобальные эпидемии (и, возможно, пандемии) на весь мир.

2.03.2020. Project Syndicate (полный перевод здесь)
источник
PhilosophyToday
Новости коротко

— Жан-Поль, что вы думаете о самоизоляции?
— Я всегда говорил, что ад — это другие!
И прочие подобные по тупости шутки можно прочесть здесь.

*
Второе заседание семинара Sheltering Places: Thinking the COVID-19 Pandemic получилось немного короче: не 5 часов, а уже 3. Тема потихоньку начинает надоедать и исчерпываться. Восторженных голосов о прекрасных брюнетах уже не слышно.

*
Певица ртом Шакира, более известная в качестве жены известного футболиста ф/к «Барселона» Жерара Пике, приступила к изучению онлайн-курса философии в университете Пенсильвании.

*
Берлинский тинк-танк опубликовал международный индекс академических свобод. Россия в нем логично оказалась чуть лучше Китая и намного хуже Украины и многих африканских стран. Лучше всего дела обстоят в Германии, Канаде и Монголии. Чтобы оценить академические свободы в США И Австралии исследователям не хватило данных. Впрочем, чего еще ждать от конторы, которая прячется под аббревиатурой FAU?
источник
PhilosophyToday
Кто прав?
Анонимный опрос
18%
Агамбен
6%
Бадью
4%
Батлер
27%
Дугин
21%
Жижек
7%
Латур
4%
Нанси
7%
Негарестани
4%
Сингер
3%
Чумнович
Проголосовало: 638
источник
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Из хороших новостей: Максим Семеляк до конца карантина обещает вести околокиношный блог. Называется блог «Чердак офицера» в память о русской супергруппе великого и покойного философа Кирилла «Каца» Якимца. В блоге пока нихрена нет, кроме красивой картинки. Сам Семеляк уверяет, что к нему в это нихрена скоро придет еще и Алексей Васильев.

А теперь телепрограмма на завтра, субботу, 4 апреля:

14.00 Денис Сивков «Эпистемология невесомости»

19.00 Нина Брагинская «Сравнительная мифология»

19:30 Дискуссия «Разговоры о перформансе. Эпизод 2. Офлайн vs онлайн». Дарья Демехина, Алексей Коханов, Ольга Кройтор, Катя Канке, Анастасия Митюшина, Ольга Широкоступ.
источник
2020 April 04
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Славой Жижек

Почему мы все время чувствуем себя уставшими?

Эпидемия коронавируса предстает перед нами в виде двух противоположных фигур, которые теперь постоянно присутствуют в нашей повседневной жизни: те, кто донельзя перегружен работой (медицинская помощь, уход за больными...), и те, кому нечего делать, поскольку их насильно или добровольно держат по домам.

Присоединившись ко второй категории, я чувствую себя обязанным использовать это затруднительное положение, чтобы предложить короткое размышление о различных методах, с помощью которых мы можем устать. Я проигнорирую здесь очевидный парадокс вынужденного бездействия, которое само по себе заставляет нас уставать, поэтому позвольте мне начать с цитаты Бьюн-Чул Хана, который написал книгу о том как мы живем в "обществе выгорания". Вот краткое резюме его шедевра, которое я бессовестно взял из Википедии:

"Испытывая необходимость совершать все новые попытки и не сдаваться, а также стремясь к эффективности, мы становимся исполнителями и жертвами одновременно, попадаем в водоворот демаркации, автоэксплуатации и коллапса. Когда производство нематериально, каждый уже владеет средствами производства. Неолиберальная система уже не является классовой системой в собственном смысле этого слова. Она не состоит из классов, демонстрирующих взаимный антагонизм… Сегодня каждый является автоэксплуатирующимся работником на своем собственном предприятии. Люди теперь и хозяева и рабы. Даже классовая борьба превратилась во внутреннюю борьбу с самим собой…"

Новая форма субъективности, описанная Ханом, обусловлена новой фазой глобального капитализма, который все еще остается классовой системой с растущим неравенством. Борьба и антагонизм ни в коей мере не сводятся к внутриличностной "борьбе против себя". В странах Третьего мира до сих пор существуют миллионы чернорабочих, точно так же существуют большие различия между разными видами нематериального труда. Разрыв отделяет топ-менеджера, который владеет или управляет компанией, от трудящегося, который проводит дни напролет дома наедине со своим компьютером: они определенно не являются одновременно и хозяином, и рабом в одном и том же смысле.

Работа на сборочном конвейере истощает своей монотонностью. Изматывает необходимость собирать снова и снова один и тот же iPhone за столом на заводе Foxconn. В отличие от этой усталости, то, что делает работу по уходу за человеком настолько утомительной, это сам факт, что вам (также) платят за то, чтобы вы делали вид, что делаете свою работу с истинной любовью, что вы действительно заботитесь о своих "предметах" труда. В отличие от первых двух сфер, где мы, по крайней мере, можем поддерживать какую-то внутреннюю дистанцию по отношению к тому, что мы делаем, третья сфера требует от нас чего-то гораздо более утомительного. Представьте, что меня наняли, чтобы я придумал, как рекламировать продукт, чтобы соблазнить людей купить его. Даже если лично меня это не волнует или не устраивает, я должен достаточно интенсивно заниматься тем, что не может не пробудить во мне креативность в поиске оригинальных решений. И такие усилия могут изматывать гораздо больше, чем скучная повторяющаяся работа на сборочном конвейере.

И, наконец, не следует поддаваться искушению осуждать строгую самодисциплину и самоотверженность в работе и пропагандировать позицию "Расслабься!" Arbeit macht frei! - все еще правильный девиз, хотя нацисты слишком злоупотребляли им.

2.04.2020 PhilosophicalSalon (полный перевод здесь)
источник
PhilosophyToday
Они снова обидели нашу любимую Юлию "Жюли Реше" Решетникову! – Сволочи! Психоаналитику Кудряшову (кто ето?) удалось то, что не удавалось даже главарям Диссернета. Жюли, поддержка!
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
А вот кто... ladno
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
NYRB верен себе. Опубликовать рецензию на On Fire Наоми Кляйн через полгода после выхода? Done! В номере рецензия на роман Калеба Крейна «Переворот», который вроде как про 19 век, а читают его как будто про OWS; подборка про Дарвина и теории эволюции до него, плюс рецензия на две документалки — про Горбачева от Вернера Херцога и «Право на память» о Рогинском, что удивительно.
источник
PhilosophyToday
Все так
источник
PhilosophyToday
Мы сегодня Платон
источник
2020 April 05
PhilosophyToday
источник