Size: a a a

2020 March 23
PhilosophyToday
«Zettel — коллекция заметок Людвига Витгенштейна (1889–1951), написанных с 1929 по 1948 год и отобранных им лично в качестве наиболее значимых для его философии. Возможно, коллекция предназначалась для дальнейшей публикации или использования в других работах. Заметки касаются всех основных тем, занимавших Витгенштейна все эти годы и до самой смерти». Мы бы перевели название «Наклейки», как в детских альбомах. Но редакторам и переводчикам виднее. Выйдет скоро в AdMarginem.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
О недавно возникшем апокалиптическом тоне

Виталий Куренной в «Новой газете» предрекает конец креативной экономики: «Вирусная инфекция похожа на химический раствор, который используют для выявления структуры биологического организма или системы капилляров биологического препарата. Он проявляет устройство социальной ткани общества и ее способность изолировать вредоносные элементы. Когда Мишель Фуко описывает меры изоляции во время эпидемий чумы XVII века, то он одновременно рассказывает нам историю рождения дисциплинарных практик современного государства. Тогда они были эффективны — общество было малоподвижно и не прошло еще порог урбанизации». А также жалуется, что Кирилл Мартынов включил либеральную цензуру и вырезал оттуда фрагмент про гумбольдтовский университет.

Григорий Ревзин в «Коммерсанте» предрекает конец урбанистики: «Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,- решается однозначно: его не будет. Мы избавились от царизма, марксизма, либерализма и других пережитков несправедливого устройства общества — избавимся и от урбанизма». Наконец-то.

Завтра, 24 марта, выйдет в эфир передача Александра Архангельского «Смыслы» на тему «Папа, пастор и поп: возвращение церковной темы в кино и литературе», записанная еще до карантина. Новых анонсов на следующую неделю нет.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Ален Бадью

В ситуации эпидемии (фрагменты)

С самого начала я полагал, что нынешняя ситуация, характеризующаяся пандемией вируса, не является чем-то особенно исключительной… Более того, настоящее название продолжающейся эпидемии должно наводить на мысль о том, что в некотором смысле "ничего не ново под луной". Настоящее название - SARS 2, - название, которое указывает на "повторение" того же самого после эпидемии первой атипичной пневмонии, распространившейся по земному шару весной 2003 года. В то время она называлась "первой неизвестной болезнью XXI века". Давно стало ясно, что нынешняя эпидемия отнюдь не является появлением чего-то радикально нового или беспрецедентного…

Кажется, что вызов, который бросила нам эпидемия, повсеместно растворяет силы разума, заставляя субъектов вернуться к печальным последствиям его отсутствия - мистике, слухам, молитвам, пророчествам и проклятиям - столь привычным для средневековых эпидемий чумы. В результате я чувствую себя немного обязанным собрать здесь несколько простых мыслей. Я бы с радостью назвал их картезианскими.

Мы давно знаем, что в случае войны государство навязывает, как и следует от него ожидать, не только народным массам, но и самой буржуазии значительные ограничения, и все это для того, чтобы спасти локальный капитализм… В столкновении с эпидемией статистически такой рефлекс неизбежен... Из этого следует, что метафора Макрона "мы на войне" верна: во время войны или эпидемии государство вынуждено, порой нарушая нормальный классовый режим, проводить практику, которая одновременно является более авторитарной и в целом направленной, чтобы избежать стратегической катастрофы.

Это вполне логичное следствие ситуации, целью которой является подавление эпидемии - победа в войне, если использовать метафору Макрона - с максимально возможной решимостью, оставаясь при этом в рамках существующего общественного порядка. Это не смешно, это необходимость, навязанная диффузией смертоносного процесса, который пересекает природу (откуда доминирующая роль ученых в этом вопросе) и социальный порядок (откуда авторитарная интервенция, а иначе и быть не могло, государства).

То, что посреди этих усилий появляются какие-то массивные пробелы, неизбежно. К примеру, отсутствие защитных масок или неготовность мощностей для длительной госпитализации. Но кто на самом деле может похвастаться тем, что "предсказал" подобное?.. Многие, наверное, считали, что подобное возможно в черной Африке или тоталитарном Китае, но не в демократической Европе. И уж точно не левые – "желтые жилеты" или даже профсоюзы – не имеют особых прав хвататься за момент и продолжать шуметь по поводу Макрона, их мишени критики в последнее время. Они тоже такого не предполагали… По правде говоря, ни одна политическая сила во Франции не предприняла никаких мер, кроме государства Макрона.

Со стороны государства сложилась такая ситуация, когда буржуазное государство должно открыто и публично заявить о своих первостепенных интересах, которые в некотором смысле являются более общими, чем интересы только буржуазии, при этом стратегически сохраняя в будущем примат классовых интересов, общая форма которых представляет это государство. Иными словами, конъюнктура вынуждает государство управлять ситуацией, интегрируя интересы класса, уполномоченным представителем которого оно является, с более общими интересами, за счет внутреннего существования "врага", который сам по себе является общим - во время войны это может быть иноземный захватчик, в то время как в нынешней ситуации это вирус SARS 2.

Урок, который следует извлечь из этого, очевиден: длящаяся ныне эпидемия не будет иметь, помимо последствий самой эпидемии, никаких заметных политических последствий в такой стране, как Франция. Даже если предположить, что наша буржуазия - в свете зарождающегося ворчания и вялых и едва ли широко распространяемых лозунгов - считает, что настал момент избавиться от Макрона, это ни в коей мере не будет представлять собой никаких достойных внимания изменений.

23.03.2020 Verso (полная версия на русском языке)
источник
PhilosophyToday
Сразу два архитектурных проекта, фигурировавших в этом канале, номинированы на архитектурную премию Москвы. Это модернистский храм на Верейской ул. от бюро ARCHPOINT и новый корпус РАНХиГС от «Прайд». Само собой, победы мы желаем храму и бывшему философу Владимиру Нишукову.
источник
PhilosophyToday
Творятся какие-то поистине странные вещи. На «ТиП» висела статья Зибы Джафаровой «Почему онлайн-образование умирает» от 6 марта, а теперь ссылки на нее приводят на Украину страницу 404.

Поскольку тема важная, а мы не любим онлайн-образование, то позволим себе здесь процитировать кое-какие тезисы статьи, которую мы выудили из яндекс-кэша.

1. Последние исследования свидетельствуют о том, что онлайн-учеба менее эффективна по сравнению с традиционными face-to-face методами преподавания. Американские эсперты отмечают, что сокращение доли офлайн-образования в пользу онлайна будет являться нарушением интересов потребителей и ухудшит качество образования в стране.

2. Преподаватели, академическое руководство, общественность и работодатели продолжают придавать дипломам об онлайн-образовании меньшее значение, чем дипломам традиционным.

3. Всего 3% начавших обучение онлайн заканчивают начатое. Большая часть учащихся бросают учебу, не завершив начатые курсы.

4. Не подтвердился тезис о демократизации и большей доступности образования в связи с появлением онлайн-технологий. Студенты онлайн-программ MIT и Гарварда в подавляющем большинстве живут в высокоразвитых странах. Никакого проникновения образования в страны с низким уровнем жизни благодаря интернету не произошло. Кроме того онлайн-курсы решительно противопоказаны наименее подготовленным студентам и студентам, не обладающим особыми талантами к обучению.

5. Причинами падения интереса к онлайн-курсам могут являться следующие факторы:

— Низкая вовлеченность в процесс. Она объясняется тем, что учащиеся не верят в то, что потраченное время и финансовые вложения окупятся соответствующим увеличением их стоимости на рынке труда.

— Отсутствие мотивации. Слушатели онлайн-курсов не могут самостоятельно поддерживать мотивацию для прохождения курсов, и создателям образовательных программ ничего не удается с этим поделать.

— Сомнительное качество курсов. Часто в онлайн-курсы включают методики преподавания, не доказавшие свою состоятельность.

— Отсутствие элемента живого общения. Онлайн вынимает из образовательного процесса важную составляющую в виде человеческого общения-либо сильно сужает его возможности.

6. Исследования показывают, что только те, кто учится по смешанной методике, объединяя преимущественно онлайн-обучение с дополнительными офлайн-элементами, показывают почти такие же хорошие результаты, как и те, кто учится в исключительно традиционном формате.

Короче вся эта нынешняя удаленочка — зло в лучшем случае, а в худшем — очковтирательство. Лучше бы всех распустили на каникулы, возобновив семестр в июне, когда вся эта «атипичная пневмония-2» закончится. А защиты дипломов и экзаменационную сессию перенесли на сентябрь.
источник
PhilosophyToday
Эмануэль Файе сообщает, что жертвой Ковид-19 пал старожил французского марксизма Люсьен Сэв. Мы, признаться, о нем ничего не знаем; из нашей норы можем сказать только как его профессиональная траектория (если бесстыдно и невежественно судить о ней по справке во французской википедии) напоминает траекторию многих его отечественных коллег на поколение или пару его младше: Маркс-Ленин, диалектика, этика, биоэтика, диалектика-в-синергетике.
источник
PhilosophyToday
Люсьен Сэв был членом ЦК ФКП и большим другом Советского Союза. В СССР вышли две его книги: «Современная французская философия. Исторический очерк: от 1789 г. до наших дней» (1968) и «Марксизм и теория личности» (1972), вторая даже у нас есть. Интересно, что Сэва даже в свое время переводили на эсперанто. На момент смерти Люсьену Сэву было 93 года. Философы живут долго.

На фото: директор издательства «Прогресс» Вольф Седых принимает Люсьена Сэва. 80-е годы ХХ века.
источник
PhilosophyToday
Из дневника историка Анатолия Черняева, заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970–1986), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986–1991). В 1958–1961 годах Анатолий Черняев работал в журнале «Проблемы мира и социализма» в Праге вместе с Мерабом Мамардашвили.

28 марта 1982 г.

Прочитал статью Люсьена Сэва (ЦК ФКП) — об отказе ФКП от марксизма-ленинизма и почему. А мы итальянцев кроем. Здесь — то же самое. Только ругани нет в наш адрес. Существо же дела Пономарёва не интересует. Даже у него нет ни времени, ни сил вникать в существо. Хотя он по должности обязан бы это делать. А впрочем — зачем? И здесь «дух» распада.
источник
2020 March 24
PhilosophyToday
Нет, парень, ты не предсказал, ты - накаркал!
источник
PhilosophyToday
AdMarginem и Евгений Блинов перевели и издали Grégoire Chamayou «A Theory of the Drone» (2013). Понятно, что технократам, всяким там антропологам и прочим специалистам по "философии технологии" (тм) понравится. Но - Alexey Glоuhov mode on - лучше бы перевели его «Неуправляемое общество. К генеалогии авторитарного либерализма» (2018) - Alexey Glоuhov mode off.
источник
PhilosophyToday
10 статей о том какой плохой Путин - и ровно одна статья, которая перевешивает это вот все: Хью ду Булей. Марио Фернандес и политическое значение чемпионата мира по футболу 2018 года
источник
PhilosophyToday
Философ Чубаров на карантине в Тюмени за чтением тома Фуко "Безопасность. Территория. Население". Санаторий "Градостроитель", бывший туберкулезный диспансер, трехразовое питание, вай-фай, и еще полсотни изолированных студентов и сотрудников SAS. Наши дни.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
PhilosophyToday
Все так!
источник
PhilosophyToday
Анонсы на среду, 25 марта

Центр Вознесенского и Мемориал через ZOOM проводят онлайн-лекцию «Перестройка: массовые митинги и не только». Выступает Екатерина Мельникова.

У Виталия Третьякова на «Культуре» обсуждают тему «Польша и Россия: вражда навсегда?». Участвуют Демурин, Кочетков и Волобуев, да не тот.

В  The New Centre for Research & Practice  (Сиэтл) устраивают семинар с онлайн-участием про коронавирус. Будут Реза Негарестани, Катерина Колозова, Мохаммед Салеми, Валентин Голев (roguelike theory) и некий специалист по негритянскому гей-порно. У них будет утро, а у нас как раз самое то - 19.00.
источник
2020 March 25
PhilosophyToday
В субботу, 21 марта, умерла психоаналитик и переводчик, вдова великого французского философа  Жака Деррида Маргерит, в девичестве Окутюрье. От философа у нее было двое детей — писатель Пьер Альфери и антрополог Жан Деррида. Маргерит Деррида, большой друг русской культуры, перевела на французский работы Романа Якобсона, Владимира Проппа и тексты Максима Горького. На день смерти Маргерит было 88 лет. Причина смерти не сообщается.
источник
PhilosophyToday
Добрый день
источник