Size: a a a

2020 April 05
PhilosophyToday
Конечно Камю! Человек и коньяк
источник
PhilosophyToday
Новости коротко

Канал barthesofpop завершил трехлетнюю эпопею комментирования «Фрагментов речи влюбленного» отечественной эстрадой. Наверное, это круто.

Легендарный доцент Марей прочел онлайн-лекцию о том, как читать лекции онлайн и выложил ее на ютюб. В лекции он нарушил примерно все принципы, о которых говорил в ней. Но лучше сами посмотрите на отметках 21.07 и 21.40.

Главный эксперт по фейкам Александра Архипова заказала макбук на сайте фейкового интернет-магазина с полной предоплатой и ждала его четыре дня. Затем сообщила об этом в фейсбуке, и ей сразу за две минуты провели фактчекинг, сообщив, что сайт мошеннический. В борьбе с фейками пользуйтесь услугами профессионалов из АНО «Диалог».

Жижек дал комментарий по zoom про коронавирус для DiEM25: «Йес, ай си е поинт, оф коз! Энд оф коз ай си хир э грейт денджер!»
источник
PhilosophyToday
Неленивые ребята уже подсуетились. Название хорошее: "Уханьский суп"
источник
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Размышления о чуме

Следующие размышления касаются не эпидемии, а того, что мы можем понять по реакции людей на нее. Речь идет о том, чтобы помыслить ту легкость, с которой все общество согласилось чувствовать себя зараженным, изолировать себя дома и отказаться от нормальных условий жизни, трудовых отношений, дружбы, любви и даже религиозных и политических убеждений. Почему никто не протестовал,  не возмущался, как это обычно бывает в таких случаях? Гипотеза, которую я хотел бы предложить, заключается в том, что каким-то образом, пусть и бессознательно, чума уже давно к нам пришла, и, что очевидно, условия жизни людей уже давно стали такими, и внезапного звонка было достаточно, чтобы они проявились в своем нынешнем виде — то есть, невыносимыми, как во время чумы. И это, в некотором смысле, единственный позитивный факт, который можно извлечь из нынешней ситуации: возможно, что впоследствии люди начнут задаваться вопросом, правильно ли они жили?

И еще, что мы должны помыслить, так это о неизбежность религии, которая появляется в этой ситуации. На это намекает терминология, заимствованная из эсхатологической лексики, которая навязчиво использует слово «апокалипсис» для описания нынешнего феномена, особенно в американской прессе, и часто прямо указывает на конец света. Как будто религиозная потребность, которую церковь уже не в состоянии удовлетворить, постепенно ищет что-то иное и находит его в том, что стало религией нашего времени: в науке. Она, как и любая другая религия, может порождать суеверия и страхи или, в любом случае, использоваться для их распространения. Никогда прежде мы не были свидетелями зрелища, типичного для религий во времена кризиса, различных и противоречивых мнений и предписаний, начиная от еретической позиции меньшинства (пусть даже представленного престижными учеными) тех, кто отрицает серьезность явления, и заканчивая доминирующим ортодоксальным дискурсом, который утверждает это явление и, тем не менее, часто радикально расходится во мнениях о том, как с ним справляться. И, как всегда в этих случаях, некоторым экспертам или самозванцам удается заручиться благосклонностью монарха, который, как и во времена религиозных споров, разделявших христианство, принимает сторону в соответствии с собственными интересами за того или иного действующего лица и навязывает ему свои меры.

И вот что еще дает пищу для размышлений — очевидный крах разделяемых повсеместно убеждений и мнений. Казалось бы, люди больше ни во что не верят, за исключением голого биологического существования, которое должно быть сохранено любой ценой. Но на страхе потерять жизнь может быть основана только тирания, только чудовищный Левиафан с обнаженным мечом.

Поэтому — как только чрезвычайное положение, чума, будет отменено, если это вообще случится — я не верю, что, по крайней мере, для тех, кто сохранил минимальную ясность ума, можно будет вернуться к прежней жизни. И это, пожалуй, самая отчаянная вещь сегодня — даже если, как говорится, «надежда есть только у тех, у кого больше нет надежды».

27.03.2020 Quodlibet
источник
PhilosophyToday
Джордж Эдвард Мур был, пожалуй, самым тупым философом в истории человечества. (что не отменяет того факта, что он был философом, и великим — просто философия и ум часто не дружат). Тексты, им написанные, невозможно читать без доли недоумения, его филиппики в защиту здравого смысла выглядят неуместными — право же, как можно защищать то, что в защите не нуждается, да и к тому же его же собственными средствами? Кроме прочего, Мур был излюбленным объектом издевательств со стороны Витгенштейна, достаточно вспомнить анекдот про «это моя рука».

Историк философии Рэй Монк подготовил статью о том, куда пропал Мур и почему его философская репутация в начала XXI века так сильно отличается от той, что закрепилась за ним сто лет назад.

Ну, а пока вы читаете Монка, мы представим телепрограмму на завтра, понедельник, 6 апреля:

14.00 Встреча с Алексеем Петуховым из серии «Спросите хранителя»

18.00 Оксана Мороз в программе Сергея Сдобнова «Голос разума»

19.00 Наринэ Тютчева «Новый старый город»

19.00 Александра Архипова «Борьба с тайными сионистскими знаками: между КГБ и фольклором»
источник
2020 April 06
PhilosophyToday
Когда ты такой интеллектуал, а тебя зажопило британское Ольгино и тебе пришлось откатить.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Дело Иисуса Воробьёва рассмотрят по видеосвязи из Пресненского ОМВД.

Носитель божественного имени и любитель собак должен порешать свои проблемы с законом. Но в мире пандемия (из-за которой он и угодил в эту историю), разбираться будут на удалёнке.

При этом у суда, где решают судьбу мессии, ходит сторонница Воробьёва. Да не одна, а с собакой, на которой висит плакат с надписью "Я.Мы Платон".
источник
PhilosophyToday
Пока у вас тут самоизоляция, "Логос" чего-то замышляет.
источник
PhilosophyToday
Добрый день
источник
PhilosophyToday
Альберт Эйнштейн приехал в Богемию в 1911 году. Он провел в немецком университете в Праге 16 месяцев. За это время «интеллектуальной изоляции» с ним не произошло ровным счетом ничего особенного — он обзавелся парой полезных знакомств, играл в камерном оркестре и много гулял. Книга эта скорее о Праге и о порядках в Австро-Венгерской империи. Хотя Гордин разбирает ряд мифов о знакомстве Эйнштейна с Кафкой и Бродом — они, несомненно, встречались в салонах, но в дискуссиях о философии и сионизме, распространенных там, Эйнштейн не участвовал, предпочитая скрипку. Поэтому считывать фигуру Эйнштейна с Кеплера из романа Макса Брода «Путь к богу» не вполне корректно - Брод был знаком с Эйнштейном шапочно и не обращал на замкнутого немца особого внимания. Прообразом романного Кеплера Эйнштейн станет только транзитом через мемуары физика-эмигранта Франка, с которыми позже ознакомится Брод
источник
PhilosophyToday
Программа телепередач на вторник, 7 апреля:

14:00 Дискуссия «Как изменится производство кино и сериалов в связи с пандемией COVID-19?» Как, как… вон уже перенесли с апреля премьеру 4-го «Фарго», сволочи.

16:00 Татьяна Клячко «Родители и школа: как меняются их отношения». Они с начала школьной реформы 1982 года меняются, все не изменятся.

16.00 Обсуждение статьи коллектива авторов «Изменение климата и неравенство: потенциал для совместного решения проблем». Экология - опиум XXI века.

17:00 Наталия Сперанская «„Фернейский патриарх“ Вольтер между Королевством Францией и Женевской республикой».

19:00 Дискуссия «Как меняется городская жизнь? Беседа с людьми с инвалидностью». Хм, а для них-то что изменилось?

19:00 Илья Яблоков «Вирусная конспирология: как рождаются мифы о covid-19». Яблоков толковый парень, надо его в АНО «Диалог» устроить на стажировку, в поле, так сказать.

19:00 Елена Петровская «Общность и ее эстетические проявления». Про Сидура, мы его любим.

19:00 Светлана Амосова «Кровавый навет: истоки и история мифа». Чего все про мифы да фейки рассуждают? Или это первая стадия реакции на коронавирус? Отрицание?
источник
PhilosophyToday
Давно мемов не было (via фейсбук Резы Негарестани)
источник
2020 April 07
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Русский феминизм в одной картинке. Не фотошоп
источник
PhilosophyToday
Великие мысли великих людей. Часть 1

Издание «Эксперт» опросило ведущих социогуманитарных мыслителей, думающих на русском языке, о текущей ситуации. И вот что они ответили:

Андрей Тесля: В посткоронавирусном завтра мы увидим возвращение территориального государства по всему миру. В классическом модерном смысле это то, что называется nation state. А вместе с его возращением канут в Лету все разговоры о преодолении территориального устройства и переходе на сетевое взаимодействие.

PT: А как насчет того, что именно пресловутое сетевое взаимодействие является тем, что не остановилось при карантине и заставляет мир двигаться? А в целом все правильно сказал.

Борис Гройс: Был такой популярный фильм на Netflix «Marriage Story» — это кинематографический рассказ о разводе одной семейной пары. Все обратили внимание на любовную сторону их истории, а я обратил внимание на экономическую. В фильме оба героя — как раз представители этого креативного среднего класса. Но супруга после развода идет наниматься в крупную голливудскую корпорацию, а муж идет на дно со своим независимым театром, перебиваясь от одного гранта до другого. Вот это, на мой взгляд, и есть перспектива среднего класса: либо он просто пойдет на дно, если захочет оставаться независимым, либо он интегрируется в корпоративную Америку.

PT: Средний класс хоронят 50 лет. И ничего. Что касается сюжета «Marriage Story» — это архетипический голливудский сюжет, вспомните хотя бы «La-La-Land». А в целом все правильно сказал.

Виктор Вахштайн: В Гонконге весной 2003 года жители города стремительно солидаризовались, собрали деньги на закупку медицинского оборудования, добились публикации «неудобных данных», создали сайт, на котором своевременно обновляли карту распространения заболевания. Подобное сплочение стало возможным исключительно благодаря большому объему социального капитала. И это «социальное уплотнение» никуда не исчезло после снятия карантина.

PT: В Москве тоже во время бунта 2011 года было такое движение общественных наблюдателей с высоким объемом социального капитала. Только оно быстро исчезло, не оставив никакого следа даже на личных биографиях его активистов. А в целом все правильно сказал.
источник
PhilosophyToday
Великие мысли великих людей. Часть 2

Издание «Эксперт» опросило ведущих социогуманитарных мыслителей, думающих на русском языке, о текущей ситуации. И вот что они ответили:

Алексей Фирсов: В условиях самоизоляции разумные начальники должны прямо делегировать часть своих полномочий на уровень горизонтальных связей, если хотят, чтобы компания продолжала работать. И выживают сегодня в первую очередь как раз те команды, у которых эти горизонтальные связи развиты хорошо.

PT: Это миф. Примерно такой же, как миф о том, что преподаватель общается в zoom со студентом сам, а проректор не нужен. Экран горизонтальных связей просто скрывает всю ту невидимую архитектуру, которая только и позволяет системе работать. А в целом все правильно сказал.

Виталий Куренной: В России есть и своя цивилизационная специфика: как и в 1990-е, нас, не сомневаюсь, ожидает новый виток дачной и огородной активности, мобилизация возможностей семейных хозяйств по продовольственному самообеспечению.

PT: Даешь городское огородничество в Москве как в Нью-Йорке или Лиссабоне! Будем на собянинских газонах растить морковку. Пользуясь случаем, передаем привет Павлу Пряникову и Шэрон Зукин! А в целом все правильно сказал.

Григорий Юдин: Тот факт, что, например, Берни Сандерс до сих пор не вышел из президентской гонки в США, связан как раз с тем, что его требование Medicare for all — это требование распространить систему здравоохранения на всю страну и отказаться от ее неолиберальной модели.

PT: Да Берни всё. Можно махать ручкой. А в целом все правильно сказал.

Михаил Эпштейн: Глобализация никуда не уйдет, просто она из экстравертной фазы перейдет в интровертную, к которой нас уже подготовила компьютерная техника. Сидим по домам, но общаемся со всем миром. Сама история обратила нас зрачками в глубь собственной души. Могут возникнуть совершенно новые формы спиритуальности, индивидуальной и коллективной медитации, жанры искусства, которые сблизят людей на новой основе — интровертно, через себя.

PT: Ровно о том же говорит социолог Чумнович! Спекулятивный реализм и новый материализм учат нас на своем перформативном примере, что глокализация давно наступила. А в целом все правильно сказал.
источник
PhilosophyToday
ЛОГОС
НОВОЕ ПРОШЛОЕ НАУКИ
Том 30 #1 2020

Александр Писарев, Станислав Гавриленко. В поисках ускользающего объекта: наука и ее история

Питер Деар. Историей чего является история науки? Истоки идеологии современной науки в раннее Новое время

Лоррейн Дастон. История науки и история знания

Теодор Портер. Как наука стала технической

Георгий Любарский. Рождение нового естествознания с точки зрения наук о жизни

Стивен Шейпин. Как быть антинаучными
источник
PhilosophyToday
ЛОГОС
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРИИ
Том 30 #2 2020

Лоррейн Дастон. О ценности коллективной работы и исследования практик. Интервью

Константин Иванов. Астрономы и топографы в борьбе за Центральную Азию. Заметки к эпистемологии колонизации

Елена Аронова. Геофизические датаскейпы холодной войны: политика и практики мировых центров данных

Вячеслав Герович. «Математический рай»: параллельная социальная инфраструктура послевоенной советской математики

Ирина Сироткина. От контроля сверху к самоорганизации: оттепель и теория управления движениями

Сергей Астахов. Феноменология против символического искусственного интеллекта: философия научения Хьюберта Дрейфуса
источник
PhilosophyToday
ЛОГОС
ИСТОРИИ ДИСЦИПЛИН
Том 30 #3 2020

Михаил Волошин. Две истории биоинформатики: наука о данных vs наука о жизни

Ольга Кошовец, Тарас Вархотов. Натурализация предмета экономики: от погони за естественно-научными стандартами к обладанию законами Природы

Теодор Портер. Лукавые числа

Руслан Хестанов. Кибернетическое движение в перспективе различия аналогового и цифрового

Зинаида Сокулер. Философия математики: непреходящая и изменчивая

Михаил Волошин. Антиредукционизм и эмансипация микробов

Станислав Гавриленко. Как пишется история научного наблюдения

Александр Писарев. «Все мы посткунианцы»: эпизоды необыкновенной истории «Структуры научных революций»

Тарас Вархотов. В поисках эпистемологии согласия: к 35-летию «Левиафана и воздушного насоса»
источник