Size: a a a

Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность

2021 October 18
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
📼 Копикаст 86 — Справедливо или Свободно
YouTube
Копикаст 86 —  Справедливо или Свободно
#Fair_use #свободное_использование
42:11 - Кратко: Как использовать чужие произведения в своем контенте
43:31 -  Концовка

Все знают, что закон часто разрешает свободное использование произведений, охраняемых авторским правом. Все знают, что в США это работает по правилам Fair use, а в РФ — по правилам о свободном использовании. И многие даже знают, что между правилами США и РФ есть какая-то разница.

В остальном же для многих эти правила покрыты мраком неясности, окутаны мифами и предубеждениями. Своими горящими IP-сердцами Виктор и Антон бесстрашно рассеивают эту тьму:

▫️ Какая именно разница между fair use и свободным использованием
▫️ Правда ли, что использование в некоммерческих целях — это не нарушение
▫️ Где свободное использование свободнее — в США или РФ
▫️ Что не так с российскими правилами свободного использования, и можно ли это исправить без изменения закона
▫️ Как использовать чужую работу законно

Дисклеймер:  при производстве использован видеомонтаж и видеовставки обычной офисной жизни.

Аудиоверсия…
источник
2021 October 19
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🐙 Игра в кальмара с Netflix

Привет, с вами Мая Просвитлюк! 👋🏼 Меньше чем за месяц «Игра в кальмара» успела стать самым популярным сериалом от Netflix.  Игра в кальмара/Squid Game — это корейский сериал в жанре выживания, где героям предстоит пройти испытания по мотивам детских игр и забрать денежный приз (или умереть).  

Издержками популярности сериала стали иск от корейского провайдера из-за возросшего интернет-трафика и волна нелегального мерча и видеоигр (пример). По запросу "squid game" в App Store можно скачать более 20 игр по мотивам сериала, а в Google Play — более 230. Чаще всего они основаны на играх «Красный свет, зеленый свет» и «Сладкие соты» (1 и 3 серии).  При этом Netflix рассматривает создание и своей видеоигры по мотивам сериала.

Но будет ли стриминговый сервис бороться с сотнями игр на основе сериала? С одной стороны, игры, которые проходили герои сериала, не являются собственностью Netflix. Они существовали в Корее на протяжении многих лет на уровне неохраняемых идей (как всем знакомые игры в «прятки» или «классики»). Поэтому даже при наличии у Netflix официальной игры испытания из сериала могут свободно использоваться в игровой механике приложений.  

Однако использование ключевых предметов сериала, например, эмблемы 🔴🔺🟥 и дизайнов костюмов персонажей (розовых комбинезонов и масок охранников) или дизайна робота-куклы, может быть признано нарушением исключительных прав сервиса, а совпадение игровых механик может быть косвенным свидетельством заимствования.

Доказывать нарушения было бы легче, обладай Netflix товарными знаками на знаковые элементы сериала. Но и в этом сервис обогнали «фанаты». Например, в Израиле заявлен товарный знак на дизайн масок и одежды охранников, а в Корее — на название сериала. В тоже время сам Netflix может похвастаться заявками на комбинированный товарный знак Squid Game.  

В России Netflix озаботился регистрацией и Squid Game, и перевода на русский — Игра в кальмара, но его опередил предприниматель из Ижевска, подав заявки на Игру в кальмара и Squid Game.

А пока остаётся только гадать, будет ли сервис объявлять войну разработчикам игр или посчитает более выгодным оставить их в качестве бесплатной рекламы.

(За идею иллюстрации спасибо участнице конкурса юридических карикатур, где мы разыгрываем мерч Little Big 🔥 Ещё не поздно присоединиться! Дедлайн — 26 октября).
источник
2021 October 21
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
📁 ЕСПЧ делает IP-жизнь интереснее

Суд встал на сторону предпринимателя в вопросе возврата владения контрафактными товарами

7 октября Европейский суд по правам человека установил наличие нарушения статьи 1 Протокола № 1 Европейской конвенции по правам человека в действиях по аресту контрафактных товаров.

Mr Wojciech Łysak занимался оптовой продажей брендовой одежды. В 2013 полиция Польши изъяла у него 582 товара в качестве доказательств по делу о продаже поддельной продукции. Поскольку с 2013 предпринимателю по части товаров так и не было предъявлено обвинение, а по части он был оправдан, но товары так и не были ему возвращены, он обратился в ЕСПЧ.

🏛 Основываясь на указанных фактах, ЕСПЧ указал следующее:

1️⃣ Продолжительный арест контрафактного товара является непропорциональной мерой по отношению к цели, для достижения которой он был установлен.

Как отмечает ЕСПЧ, арест имущества по своей природе является суровой мерой для владельца имущества. Указанная мера может повлиять на права владельца до такой степени, что на карту может быть поставлена его или её основная коммерческая деятельность или даже уровень жизни.

С учетом этого вмешательства в право на мирное пользование имуществом всегда необходимо обеспечивать "справедливый баланс" между требованиями общих интересов общества и требованиями защиты основных прав личности.

Анализ, проведенный ЕСПЧ в рассматриваемом решении, показал нарушение такого баланса.

Хотя контрафактные товары были изъяты в соответствии с законом и при наличии убедительных доказательств того, что это контрафакт, применение ареста товаров на протяжении более шести лет нарушает права предпринимателя.

По мнению ЕСПЧ, хотя надлежащее отправление правосудия требует времени, когда вопрос затрагивает основные права человека, в частности право собственности, государственные органы должны действовать своевременно.

В рассматриваемом деле уже в 2014 прокурором был установлен поддельный характер товаров, и с того момента единственной целью расследования оставалось установление преступного умысла. Следовательно, сохранение ареста товаров в качестве вещественных доказательств не было оправданным. Арест мог быть продлен по другим основаниям, например, вступление в силу обвинительного приговора, предъявление к предпринимателю гражданских исков и принятие соответствующих обеспечительных мер, но ничего из этого так и не произошло на момент рассмотрения спора ЕСПЧ.

По части контрафактных товаров расследование было прекращено, а предприниматель был оправдан.

В отсутствие иных дел в отношении предпринимателя установленный арест имущества не достигает своих целей.

2️⃣ Контрафактные товары остаются собственностью предпринимателя, который может законно ей распоряжаться.

Как отмечает ЕСПЧ, если бы арест был снят, заявитель мог принять обоснованное решение о том, как использовать такие товары, в частности он мог бы принять решение об их уничтожении.

В результате ЕСПЧ установил, что столь продолжительный арест имущества предпринимателя стал для него чрезмерным бременем, которым нарушается "справедливый баланс" между защитой права на мирное пользование имуществом и требованиями общих интересов.

В России также предусмотрена уголовная и административная ответственность за незаконное использование чужих товарных знаков. В связи с этим, российские предприниматели также могут столкнуться с проблемой отсутствия на протяжении долгого времени доступа к контрафактным товарам, приобщенным в качестве доказательств.
источник
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​Во что переименуется Facebook

На основе последних заявок предположим, как будет называться компания, владеющая самыми большими социальными сетями мира.

Facebook переименуется. Согласно слухам «империю» Марка Цукерберга ждёт отстройка от привычной всем ассоциации с соцсетью в сторону «компании-метавселенной».  

Официально имя метавселенной Марка назовут скорее всего только 28 октября на конференции Connect.

Сейчас же мы можем только гадать, какое название будет у «книги лиц», но мы решили подойти к этому гаданию с умом и просмотреть те варианты, которые компания подавала в последнее время на регистрацию.

🍏 Horizon

По версии журналистов The Verge новым именем Facebook может стать Horizon. Horizon — это новый VR-проект от соцсети — виртуальное пространство, в котором вы можете встречаться с друзьями, коллегами, создавать свои миры, играть в мини-игры и прочее. Судя по всему, компания ставит на то, что большинство контента в проекте будут создавать сами пользователи, что является логичным продолжением механик соцсетей. Так что такое название вполне вяжется с предполагаемым будущим позиционированием.

Первая подача обозначения «HORIZON» в реестр США от имени Facebook Inc. была 12 июня прошлого года.  В заявке испрашивается защита сразу по широкому перечню товаров и услуг, в который входит и основной источник заработка для FB — «содействие обмену и продаже услуг и продуктов третьих лиц через компьютерные и коммуникационные сети».

Помимо этого, представители FB подали заявки в Австралии, Сингапуре, Швейцарии, Новой Зеландии и Канаде.
 
🍊 STORIES

Это самая свежая заявка (09.09.2021) от имени Facebook Technologies, LLC в реестре США. Защита испрашивается для широкого перечня товаров и услуг, в который, правда, не входит реклама. Зато входит много всего, что не относится к привычным социальным сетям, но может относиться к большой транснациональной компании (компьютерное оборудование, телекоммуникационные услуги, спортивные и культурные мероприятия  и проч.).  К тому же для рекламы можно и потом подать отдельную заявку.

Также в пользу этого варианта играет стойкая ассоциация обозначения с самой компанией (привет, кругляши из Instagram), и ассоциация с метавселенной, где может быть огромное количество разных историй.

Помимо этой заявки, обозначение было подано в тот же день (9 сентября) в Австралии, Канаде, Швейцарии, Новой Зеландии и ЕС.

Конечно, эти заявки могут быть просто попыткой защитить ассоциацию этого обозначения с компанией, но просто представьте, насколько футуристично будет иметь в мире «корпорацию Историй» рядом с «корпорацией Алфавит».

🍉 INFINITE OFFICE

Заявка на обозначение была подана 3 марта. Защита испрашивается по достаточно узкому в сравнении с предыдущими заявками перечню товаров и услуг, который связан в основном с виртуальной реальностью. В пользу варианта говорит близость ассоциаций с возможным будущим позиционированием компании.  

В тот же день представителями компании были поданы заявки в Австралии, Канаде, Швейцарии, Новой Зеландии, Исландии и ЕС.
 
🙅 Компания ещё не регистрировала будущее название

Чаще всего подобные компании не регистрируют названия задолго до «релиза». Представители Facebook могут подать на регистрацию будущее название за несколько часов до объявления его широким массам. Таким образом, название не уйдёт раньше времени в СМИ, и компания сможет обезопасить себя от судебных издержек, связанных с «отбиванием» названия у различных сквоттеров и патентных троллей.  Так что очень вероятно, что в портфеле товарных знаков Facebook всё ещё нет заявки, защищающей будущее название корпорации.

P.S. В ожидании презентации вы можете посмотреть на наши разборы защищённости интерфейсов Facebook и Instagram.

Шевченко Николай

А вы на что ставите? Какое название будет у Facebook после переименования?
источник
2021 October 22
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🍷 In vino veritas

…вопрос лишь в том, на сторону какого из вин – итальянского или хорватского – станет правда Евросоюза :)

Всем предвыходной привет! Советуем наполнить бокальчик чем-нибудь бодрящим в честь грядущих выходных. Сегодня поговорим о многолетнем противостоянии двух стран-производительниц сухого игристого и сладкого десертного – речь о битве Италии и Хорватии за право последней реализовывать продукцию с нэймингом Prošek.

С чего начался конфликт?

Отправной точкой можно считать 2013 год – тогда Хорватия стала членом Евросоюза, после чего практически сразу была ограничена в деятельности на рынке ЕС: для страны был введен запрет на продажу вина под названием Prošek (или Прошек). Такой мере поспособствовала Италия, выразив недовольство из-за потенциального  смешения с итальянским, уже всемирно известным Просекко. И хотя вина по своим сущностным и качественным характеристикам абсолютно о разном, ЕС  поддержал Италию, так как в её арсенале, в отличие от Хорватии, был и есть особенный статус PDO (аналог нашего НМПТ).

Что гарантирует такой статус и с чем его едят (пьют)?

Евросоюз предоставляет защиту на своей территории тем наименованиям, которые  связаны с географией происхождения продукта: это значит, что стране, обладающей PDO, предоставлена правовая охрана интеллектуальной собственности на определенные продукты, свойства которых напрямую связаны с местностью производства. Исходя из этого, Италия была вправе ограничить предоставление аналогичного статуса той продукции, которая может быть катализатором введения в заблуждение потребителей относительно истинного происхождения товара.

Попытка номер два

Но совсем недавно, летом этого года, хорватские виноделы вновь решили отстоять многовековую ценность вина на фоне продолжающейся войны за идентичность, обратитившись в Европейскую комиссию с просьбой об особом признании Prošek. Так, производители хорватского вина заявляют, что история их напитка началась еще две тысячи лет назад и успела обрасти ценнейшими многовековыми традициями и наследием.

Власти Италии отреагировали на действия адриатической страны с крайним возмущением, сославшись на очевидные, на их взгляд, попытки паразитирования на репутации бренда: Паоло де Кастро, бывший министр сельского хозяйства, даже обратился напрямую к Еврокомиссару по сельскому хозяйству, Янушу Войцеховски, утверждая, что название Prošek вообще является ни чем иным, как переводом, а поощрение такого поведения со стороны Евросоюза было бы признанием подобного злоупотребления правомерным.

А есть ли вероятность заблуждения?

Опасения итальянской стороны базируются на том, что несмотря на различные характеристики продуктов, наличие двух вин со схожим наименованием происхождения в ЕС, не может не сбить с толку потребителя: "последние годы производители Просекко вложили немало средств, чтобы придать своей продукции узнаваемость, блеск и качество, и абсурдно думать, что теперь кто-то может этим воспользоваться, тем более с одобрения Европейской комиссии".

В свою очередь, согласившись рассмотреть запрос Хорватии, Комиссия заявила, что подобное звучание имени или «омонимии» не может являться единственной причиной для отклонения заявки, поскольку "два одноименных термина могут сосуществовать при определенных условиях, до тех пор, пока не возникнет путаница для потребителя".

Однако стоит сказать, что шансы на победу у итальянского производителя достаточно велики, и в этом ему может помочь прецедентное право: еще в далеком 2007 году прогремел практически аналогичный спор между итальянскими ("Tokay" и "Tokai") и венгерскими ("Tokaji") виноделами, где Суд подтвердил возможное возникновение путаницы при сосуществовании похожих наименований.
источник
2021 October 25
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🔥 Итоги конкурса юридических карикатур

Вот и прошло две недели от нашего анонса конкурса юридических карикатур.

Тогда мы сделали видео, где рассказывали о карикатурах и пародиях на примере клипа Little Big, и попросили участников сделать свои юридические карикатуры на дело о товарном знаке CLAIMS.

❕Кстати, на днях появилось решение Роспатента по одной из заявок Claims, которым знаку предоставлена охрана в полном объеме.

Задача была не из лёгких, нужно было действительно покреативить — проанализировать дело и придумать, как с учётом описания карикатуры показать его, а ещё, чтобы было хотя бы забавно.

И у нас есть подписчица, которая взялась за эту непростую задачу, и смогла придумать, как передать суть дела в картинке, но ещё и при этом смогла это сделать суперактуально!

В общем, приз за первое место отправляется Мариэлль!

Мы же продлеваем конкурс ещё на одну неделю. Присылайте свои варианты карикатур, и вам отправится крутая жёлтая OVERSIZE футболка с принтом в стилистике сериала Рик и Морти, на которую уже положил глаз наш бренд-менеджер, ну или носки.

Напоминаем, что объекты интеллектуальной собственности Netflix были использованы для создания произведения в жанре карикатуры 😏
источник
2021 October 26
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
#Копикаст#Копикаст 87 — Страйковеды

Мы часто говорили, что Ютуб, Фейсбук, Твич, Твиттер и другие соцсети похожи на квазиюрисдикции. Они создают собственные правила, устанавливают процедуры применения этих правил и вообще неплохо справляются с защитой интеллектуальных прав.

IP-юристы часто обращаются к администрациям соцсетей, прежде чем обращаться в суд. Но что если это вовсе не юридическая работа? Что если с этим лучше справятся другие специалисты?

🎙 Воодушевлённые открытием новой профессии, Виктор и Антон разбираются:

▫️ Что такое НАСТОЯЩАЯ юридическая работа
▫️ Кто такие страйковеды
▫️ Нужен ли страйковедам юрфак

🎧 Слушайте на Apple Podcasts (для iOS), Google Podcasts (для Android), Castbox, Яндекс.Музыка, Simplecast.
источник
2021 October 27
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
📼 Копикаст 87 — Страйковеды
Видеоверсия: https://youtu.be/HXegccE51Wg
YouTube
Копикаст 87 — Страйковеды: нужны ли юристы для защиты интеллектуальных прав в социальных сетях
Мы часто говорили, что Ютуб, Фейсбук, Твич, Твиттер и другие соцсети похожи на квазиюрисдикции. Они создают собственные правила, устанавливают процедуры применения этих правил и вообще неплохо справляются с защитой интеллектуальных прав.

IP-юристы часто обращаются к администрациям соцсетей, прежде чем обращаться в суд. Но что если это вовсе не юридическая работа? Что если с этим лучше справятся другие специалисты?

🎙 Воодушевлённые открытием новой профессии, Виктор и Антон разбираются:

▫️ Что такое НАСТОЯЩАЯ юридическая работа
▫️ Кто такие страйковеды
▫️ Нужен ли страйковедам юрфак

При производстве использован видеомонтаж и видеовставки обычной офисной жизни.

Аудиоверсия подкаста доступна на:
Apple Podcasts (для iOS) - https://goo.gl/tbMmpQ
Google Podcastas (для Android) - https://goo-gl.su/LQhFd
Castbox - https://castbox.fm/channel/id1453120
Яндекс.Музыка - https://music.yandex.ru/album/9341083
Simplecast - https://copycast.simplecast.com/

Подписывайся на нас в телеграм - https://t.me/IPWbyCLAIMS или в…
источник
2021 October 28
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​😨 Страсти по общеизвестному товарному знаку № 158

Общеизвестный ТЗ "HIGHSCREEN" был отменён по заявлению его лицензиатов! А зачем лицензиату потребовалось отказаться от своего весьма ценного актива, расскажем в сегодняшнем посте.

Всем привет! На связи Иван Никифоров!

За все время существования института общеизвестных товарных знаков в России статус общеизвестности теряли всего 4 знака.

Впервые это случилось в 2004 году с товарным знаком «Эффектон». В 2017 году общеизвестность потеряла «Тройка», однако правообладатель смог успешно оспорить решение ППС в двухлетнем разбирательстве в Суде по интеллектуальным правам и вернуть себе советский табачный бренд.

И вот на прошлой неделе недействительным было признано предоставление правовой охраны ещё одному общеизвестному товарному знаку. По решению Роспатента от 19.10.2021 общеизвестность потерял ОТЗ № 158 «HIGHSCREEN».

Этот кейс сам по себе очень редкий, но гораздо большую пикантность ему придает то, что заявителями по возражению против этого знака стали его лицензиаты!

«ВОБИС Компьютер», правообладатель ОТЗ № 158 «HIGHSCREEN» - крупный дистрибьютор мобильной электроники, который развивал собственный бренд смартфонов. Не выдержав конкуренции с китайскими производителями, в 2019 году он был признан банкротом, причем согласно отчёту арбитражного управляющего – преднамеренным.

Согласно материалам дела о банкротстве аффилированному лицензиату правообладателя Highscreen Ltd была предоставлена безвозмездная и бессрочная лицензия на использование ОТЗ. Конкурсный управляющий успешно (постановление АС МО от 30.08.2021) оспорил эту лицензию как неравноценную сделку, совершенную в период подозрительности. Суд оценил стоимость использования общеизвестного знака за два года в целых 176 миллионов рублей, поскольку HIGHSCREEN являлся ключевым нематериальным активом компании.

Более того, от имени банкрота-правообладателя конкурсный управляющий предпринял попытку взыскать компенсацию за нарушение ОТЗ с сублицензиата, однако она не увенчалась успехом, поскольку сублицензиат сослался на лицензионный договор (который еще не был отменен АС МО) и согласие на использование ТЗ, данное ему в 2018 году.

Вероятно, в связи с неминуемым оспариванием лицензионных соглашений в отношении общеизвестного товарного знака и риском крупной выплаты в размере 176 миллионов рублей в пользу «ВОБИС Компьютер», а также в связи с рассмотрением кассационной жалобы по иску о нарушении прав на ОТЗ, 20.07.2021 лицензиатом было принято решение оспорить предоставление правовой охраны «HIGHSCREEN».

В Палату по патентным спорам были представлены доказательства, в том числе ретроспективный опрос, показавший низкую известность обозначения и изготовителя, а также отзыв, показывающий несостоятельность оригинального соцопроса. Оценив доказательства, Палата согласилась с бывшим (к моменту вынесения решения) лицензиатом и признала предоставление правовой охраны недействительным.
источник
2021 October 29
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🕸 Halloween

31 октября, когда граница между миром живых и миром мертвых стирается, наступает Halloween.

#trademarksinreallife

История Halloween берет свое начало от древнего кельтского праздника Самайна, посвященного окончанию периода сбора урожая. Кельты верили, что в ночь на 1 ноября призраки умерших возвращаются на Землю. Празднование Самайна было связано с получением кельтскими друидами пророчеств от пришедших на Землю призраков и проведением ритуалов, направленных на защиту кельтов в зимний период.

Более 2000 лет назад кельты занимали часть территории Западной Европы. К 43 г. н.э. Римская империя завоевала большую часть территории, занимаемой кельтами, что в процессе культурной ассимиляции привело к объединению кельтского праздника Самайна и римских праздников Фералия, посвященного умершим, и праздника в честь Помоны — римской богини фруктов и покровительницы садов.

В 609 г. католическая церковь установила праздник "День всех мучеников", который позже стал "Днем всех святых". Название "Halloween" для вечера, предшествующего "Дню всех святых" ("All Saints’ Day"), появилось от английского словосочетания "All-Hallows Eve".

Спустя несколько веков Halloween стали праздновать практически во всем мире. На сегодняшний день праздник приносит не только положительные эмоции, но и, в частности в США, миллионы долларов продавцам конфет, праздничных костюмов и декораций.

Одним из важнейших аспектов Halloween являются товарные знаки! Использование слова "Halloween" и связанных с праздником символов не запрещено в большинстве юрисдикций, потому в реестрах товарных знаков по всему миру можно насчитать более тысячи товарных знаков: есть один 3D знак, а на другом изображена Эйфелева башня!

Товарные знаки в основном регистрируются в отношении развлекательных и образовательных услуг, услуг розничной продажи и, конечно же, конфет и сладких изделий.

Кстати, почитайте:
- Пост, где мы сравнивали разные юрисдикции по числу товарных знаков, включающих обозначение "Halloween";
- Пост о том, какими товарными знаками защищены достопримечательности Парижа.
источник
2021 October 30
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
📻 Войны Орсона Уэллса
#IPлонгрид

#IPлонгрид

👽 Ровно 83 года назад, 30 октября 1938 года, по американскому радио CBS прозвучала радиопостановка «Война миров». Многие слушатели пропустили начало и восприняли сообщение об атаке марсиан всерьёз.

😱 Масштабы паники, охватившей население, считаются преувеличенными, но достаточными, чтобы попасть в хроники, стать предметом исследований и вдохновить подражателей.

⚖️ Однако 23-летнему Орсону Уэллсу, будущему режиссёру "Гражданина Кейна", который поставил "Войну миров", не суждено было стать признанным автором этого творения. Череда собственных ошибок и историческая несправедливость привели к тому, что Уэллс остался без авторских прав и потерпел судебное поражение.

А началось всё с внимания учёных к феномену его постановки...

Читайте полную историю о войнах Орсона Уэллса (~7 минут):
👉 https://claims.ru/articles/orson-welles-wars/
источник
2021 November 01
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🎥 Звезда рекламы поневоле

Привет! Сегодня поговорим о том, как бренды экономят на моделях ради маркетинга, и как отстоять право на собственную улыбку :)

На прошлой неделе актёр Бенджамин Новак, известный по легендарному сериалу «Офис», неожиданно для самого себя стал рекламным лицом бритв, парфюмерных ароматов, дождевиков и не только (позднее были обнаружены ещё и наушники). Сам Бенджамин высказался о ситуации с юмором, назвав её «слишком забавной, чтобы что-то с ней делать». По его словам, изображение было загружено в бесплатный фотосток еще несколько лет назад по ошибке, из-за чего попало в недобросовестные руки компаний со всего мира, начиная от Китая и заканчивая Уругваем.

Тем не менее, далеко не каждый способен разделить ироничный настрой относительно незаконного использования изображений, особенно когда оно напрямую связано с получением материальной выгоды и посягательством на чужое право.

Фотосток – не оправдание

Открытые фотобанки представляют из себя базу, на которой размещаются работы с целью последующего свободного использования третьими лицами. Единственное ограничение в рамках такого использования – необходимость указания имени автора снимка, а также источника –  фотобанка заимствования.

Однако проблема заключается в том, что при заимствовании брендами фотографий, представленных на подобных платформах, речь может идти не столько о нарушении авторских прав на сами снимки, сколько об отсутствии согласия человека на эксплуатацию его образа. Не всегда ведь модель готова мелькать на баннерах, рекламируя то, о существовании чего даже не подозревает :)

Право на внешний облик в России

В
российском законодательстве отсутствует закрепление за гражданами таких публичных прав, как право на имидж или право на образ (см. наши разборы о функционировании этих институтов в США), поэтому защита внешнего облика гражданина в России осуществляется в рамках реализации права на изображение.

Особенно актуальной охрана такого права представляется тогда, когда действия третьих лиц направлены на получение выгоды путем паразитирования на уже устоявшейся репутации и известности лица, популярность которого незаконно эксплуатируется. Так, например, в далёком 2012 году певица Валерия выиграла суд против клиники пластической хирургии «Ла Страда», которая незаконно использовала фото певицы на сайте в разделе «наши друзья». Ещё раньше, в 2008 году, Ксения Собчак успешно отстояла права на собственные имя и изображение: судом была признана недостоверной реклама, которая гласила: "преимущества отеля по достоинству смогли оценить многие; среди них ... известная телеведущая Ксения Собчак" - Ксения, к слову, никогда в отеле не останавливалась.

Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ содержит в себе положения, направленные защиту изображения – так, его обнародование и дальнейшее использование запрещено без согласия гражданина. Также внедрение в рекламу изображений звёзд без их согласия регулируется и ФЗ "О рекламе": согласно п. 10 ч. 3 ст. 5 признается недостоверной реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Тем не менее, несмотря на то, что селебрити в принципе более ограничены в publicity rights, нежели обычные граждане, баланс публичных и частных интересов в данной плоскости встаёт на сторону знаменитостей.

Так, Верховным Судом РФ была закреплена позиция, решающая возможный конфликт: согласие всегда необходимо в случае, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли. Опрометчивые же попытки компаний сэкономить на рекламе в самом начале являются катализатором ещё больших затрат в дальнейшем.

Евгения Булдакова
источник
2021 November 02
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
#Копикаст#Копикаст 88 — Fashion law и апсайклинг

"Мода – это не лейблы и не марки. Мода – это то, что спрятано глубоко в вашей душе" — слова Ральфа Лорена. Сказаны они, очевидно, до того, как Polo Ralph Lauren засудила VNDS Los Angeles за нарушение прав при апсайклинге.

Создание новых вещей из старых (апсайклинг) — снова в тренде. Этим балуются модные дома и дизайнеры. Правда, случаются неловкие ситуации. Перед показом на Mercedes-Benz Fashion Week Russia Маше Цигаль пришлось закрашивать логотипы брендов, из которых сшиты предметы её коллекции.

В 88-м Копикасте:

▫️ Нарушает ли апсайклинг права на бренд
▫️ Что можно вытворять с брендовой вещью перед перепродажей
▫️ Как работает доктрина исчерпания права на товарный знак
▫️ Зачем IP-юрист мысленно сотни раз покупает сумочку Gucci и пришивает к ней молнию Balenciaga

Слушайте на Apple Podcasts (для iOS), Google Podcasts (для Android), Castbox, Яндекс.Музыка
источник
2021 November 03
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
📼 Копикаст 88 — Fashion law и апсайклинг
Видеоверсия: https://youtu.be/6GzTTDtQxgk
YouTube
Копикаст 88 — Fashion law и апсайклинг
#право #Fashion #Мода

"Мода – это не лейблы и не марки. Мода – это то, что спрятано глубоко в вашей душе" — слова Ральфа Лорена. Сказаны они, очевидно, до того, как Polo Ralph Lauren засудила VNDS Los Angeles за нарушение прав при апсайклинге.

Создание новых вещей из старых (апсайклинг) — снова в тренде. Этим балуются модные дома и дизайнеры. Правда, случаются неловкие ситуации. Перед показом на Mercedes-Benz Fashion Week Russia Маше Цигаль пришлось закрашивать логотипы брендов, из которых сшиты предметы её коллекции.

В 88-м Копикасте:

▫️ Нарушает ли апсайклинг права на бренд
▫️ Что можно вытворять с брендовой вещью перед перепродажей
▫️ Как работает доктрина исчерпания права на товарный знак
▫️ Зачем IP-юрист мысленно сотни раз покупает сумочку Gucci и пришивает к ней молнию Balenciaga

Дисклеймер:  при производстве использован видеомонтаж и видеовставки обычной офисной жизни.

Аудиоверсия подкаста доступна на:
Apple Podcasts (для iOS) - https://goo.gl/tbMmpQ
Google Podcastas (для Android) - https://goo…
источник
2021 November 04
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🔥 Совсем скоро новый IP-POP

Подписывайтесь на канал
YouTube
IP-Достоевский. Трейлер
#Достоевский #Культура #Право

Документальный проект CLAIMS, посвященный 200-летию Федора Михайловича Достоевского.

- Интеллектуальная собственность и Достоевский.
- Самый критический IP-Дедлайн русской литературы.
- Договор, лишавший Достоевского всех авторских прав: история подписания и исполнения. Восстановление уникального Договора командой CLAIMS.
- Достоевский и его главный IP-антагонист: что каждый из них делал в последний день срока.
- Комната с пятью углами: место ареста Достоевского и его влияние на IP-историю России.
- IP-история о самой большой прокрастинации.
- Единственный роман Достоевского, написанный без дедлайнов.
- Почему гонорар Тургенева был больше, чем у Достоевского?
- Кто составлял за Достоевского его юридические документы?
- Может ли писатель-гений нарушить закон, повторив судьбу Родиона Раскольникова?
- Любовь и IP-бизнес четы Достоевских.
- Достоевские и контрафакт.
- От чьей красоты Достоевский упал в обморок?
- Эпилепсия как фактор творчества.
- Авторские права Достоевского после…
источник
2021 November 09
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​🥫 Суд над поп-артом
Копирайт против искусства апроприации в деле фотографа Линн Голдсмит и фонда Энди Уорхола

Привет, с вами Мая Просвитлюк!👋🏼 Пабло Пикассо приписывают фразу «хорошие художники копируют, великие – воруют». Долгое время успешных художников отличало умение балансировать между плагиатом и вдохновением. Но все изменилось в 20 веке с появлением практики художественной апроприации.  

💶 Апроприация: старые формы, новые идеи
Апроприация – заимствование объекта и помещение его в новый контекст. Этот объект может быть обычным колесом), пачкой купюр или культовой работой художника. Художник-апроприатор воспроизводит или перерабатывает исходный объект, а иногда даже использует оригинал без изменения, просто наслаивая на него дополнительные смыслы (и это одна из причин почему современное искусство иногда выглядит довольно… странно).

В итоге произведения оригинальны в идеях, но не в форме. В таких условиях споры о нарушении копирайта стали лишь вопросом времени. С судебными исками уже столкнулись художники Джефф Кунс, Дэмиен Херст, а теперь и Энди Уорхол. Точнее, его правопреемник фонд Энди Уорхола. Фонд владеет не только правами на работы, но и на товарные знаки Уорхола, среди которых имя художника и банан.

⚖️ Спор между фотографом Линн Голдсмит и фондом Энди Уорхола
В 1981 Линн Голдсмит, художница и автор многих фотопортретов знаменитостей, сделала фото певца Принса. Спустя 3 года журнал Vanity Fair приобрел лицензию на использование этого портрета в качестве исходника иллюстрации для статьи. Автором иллюстрации стал Энди Уорхол, создавший картину, однако не ограничился одной, а создал еще 15 работ, известных как серия «Prince». Голдсмит узнала об этом только в 2016 году и подала в суд на фонд Энди Уорхола. Фонд ответил иском о признании добросовестного использования.

Суд вынес решение в пользу фонда, признав работы Уорхола преобразующим использованием в рамках fair use.

Преобразующее использование (transformative use) – это тип добросовестного использования, при котором защищенное произведение используется: 1) с новым смыслом или 2) иной эстетикой, стилем и, следовательно, не нарушает права на оригинал. Суд отметил, что картины Уорхола имеют «другой характер» и «новую эстетику», и превратили Принса из «уязвимого человека в культовую фигуру». Каждая картина узнаваема как работа Уорхола. Очевидно, формулировки «использование с новым смыслом» и «другой характер» давали индульгенцию художникам-апроприаторам.

Однако весной этого года Апелляционный суд отменяет решение и пересматривает доктрину transformative use. По мнению суда, два критерия новый смысл и новая эстетика отдельно друг от друга недостаточны для применения доктрины. Суд должен руководствоваться существенной схожестью работ, очевидной для каждого зрителя при сравнении работ Уорхола и Голдсмит.

Что в таком случае требуется для преобразующего характера? Произведение должно разумно восприниматься как воплощение определенной художественной цели, передающей смысл, полностью отделённый от оригинала. Таким образом, появляется двухступенчатый тест «преобразуемости» работы: 1) смысл работы отделён от оригинала; 2) этот смысл очевидно считывается зрителем. Именно второй аспект может стать серьезной проблемой для современных художников.

Что же дальше разорение коллекционеров и закрытие галерей? К счастью для арт-сообщества, суд определил, что решение не касается самих работ Уорхола, а только такого их использования, которое мешает коммерциализации фотографий Голдсмит. Например, если картина Уорхола использована для иллюстрации статьи о Принсе вместо фотографии. Таким образом, изменение доктрины transformative use призвано не ограничить художников в создании работ на основе уже существующих, а защитить интересы авторов оригиналов.

🖼А если вас интересуют другие ключевые кейсы из мира art law, вы можете посмотреть запись лекции Игоря Невзорова в Государственном историческом музее.
источник
2021 November 10
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
​​✏️ CLAIMS в AIPPI

Вчера управляющий партнер CLAIMS Игорь Невзоров был принят в комитет по товарным знакам глобальной AIPPI.

AIPPI — старейшая международная организация, ставящая своей целью улучшение и повышение эффективности защиты интеллектуальной собственности в мире. Активное участие в комитетах этой организации дает возможность влиять на правоприменение разных стран. Например, рекомендации AIPPI применял Суд по интеллектуальным правам в деле Авито.

Для Игоря это станет еще одной площадкой для реализации различных инициатив, таких как признание авторских прав за искусственным интеллектом или космические товарные знаки.

В общем, еще одна ступень к IP-миру!
источник
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🎸Gibson защищает свой магазин

Производитель гитар Gibson подал на регистрацию в Американское патентное ведомство (USPTO) позиционный товарный знак, защищающий раскладку товара и внешний вид интерьера своего магазина.

В заявке изображён Gibson Garage — магазин продукции Gibson Brands, Inc., который располагается в Нэшвилле, по ссылке вы можете прогуляться по нему.

Юристы Gibson Brands, Inc. вообще очень креативно подходят к защите, например, в портфолио товарных знаков Gibson есть прекрасные образцы, защищающие
формы корпуса и пера различных моделей гитар, советуем взглянуть на наш разбор.

Заявка ещё не прошла экспертизу, и пока сложно сказать, какие у неё шансы. С одной стороны, доктрина функциональности не допускает регистрацию самих по себе эстетических решений. С другой — подобные интерьерные знаки в США уже регистрировались (примеры есть в нашем разборе).
источник
2021 November 11
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🗺  IP-Достоевский. Серия 1.
Жизнь между творчеством и правом.

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского. В этот день мы публикуем первую часть нашего документального проекта о правах интеллектуальной собственности в жизни и творчестве великого писателя.

📚 На основе архивных исследований и интервью с литературоведами и наследниками писателя мы восстановили хронологию последнего дня договорного срока, установленного для написания Достоевским романа "Игрок" — 1 ноября 1866 года. По легенде его пропуск предполагал лишение Достоевского авторских прав на все его литературное наследие.

▫️Как в сознании Достоевского соотносились право, творчество и свобода?
▫️Считал ли Достоевский допустимым нарушить закон для совершения мирового творческого прорыва?
▫️Кто и как помог Достоевскому исполнить его договорную обязанность перед издательством?

По петербургским IP-следам Ф. М. Достоевского для ответов на эти вопросы с нами отправляются:
🔸 правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский
🔸 профессор Константин Абрекович Баршт
🔸 и партнер компании EY Дмитрий Бабинер.

Продолжение документального проекта "IP-Достоевский" с публикацией юридических документов XIX века и детальным анализом восстановленного текста договора Ф. М. Достоевского — в ближайшее время на нашем сайте и на YouTube-канале CLAIMS.

Смотрите видео по ссылке: https://youtu.be/YTGuO5pBTIw
YouTube
IP-Достоевский.  Серия 1.  Жизнь между творчеством и правом
#Достоевский #Право #Искусство

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского. В этот день мы публикуем первую часть нашего Документального проекта, посвященного вопросам права интеллектуальной собственности в жизни и творчестве великого писателя.

На основе архивных исследований и общения с литературоведами и наследниками писателя мы восстановили хронологию последнего дня договорного срока, установленного для написания Достоевским романа "Игрок" (1 ноября 1866 года). Согласно легенде его пропуск предполагал лишение Достоевского его авторских прав на все его литературное наследие.

▫️Как в сознании Достоевского соотносились право, творчество и свобода?

▫️Считал ли Достоевский допустимым нарушить закон для совершения мирового творческого прорыва?

▫️Кто и как помог Достоевскому исполнить его договорную обязанность перед издательством?

По петербургским IP-следам Ф. М. Достоевского для ответов на эти вопросы с нами отправляются правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский, профессор Константин…
источник
2021 November 12
Games of Brands / CLAIMS / Товарные знаки, Art law, Интеллектуальная собственность
🧑‍🎨 Пикассо искусственного интеллекта

Разбираем творчество Пикассо и влияние искусственного интеллекта на картины.

В начале октября компания Oxia Palus воссоздала картину Пабло Пикассо, которая была скрыта под другой картиной "Завтрак слепого" (2003). В 2010 исследователи просканировали на рентгене картину и обнаружили, что на холсте скрыто ещё одно изображение. Для того, чтобы создать приблизительную копию оригинальной картины, Oxia Palus применила свою технологию, основанную на использовании искусственного интеллекта.

В чём суть технологии?

Для воссоздания картины Пикассо Oxia Palus использовала рентгенофлуоресцентное изображение картины "Завтрак слепого", которое позволило определить контур скрытой картины.

Затем исследователи используют искусственный интеллект, обученный на других картинах художника, чтобы изобразить скрытую картину с использованием цвета и техники художника.

Процесс завершается печатью цифрового изображения на новом холсте с использованием 3D принтера.

Новой картине Oxia Palus дала название "Одинокая склонённая нагая", и её можно было увидеть в октябре на выставке в Лондоне.

Почему Пабло Пикассо написал новую картину на том же холсте?

Как объясняет Антони Бурашед, один из основателей Oxia Palus, написание Пикассо новой картины поверх уже написанной являлось обычной практикой для художника в "Голубой период" его творчества, когда у него не было средств для покупки дорогих материалов для написания картин.

По словам Кеннета Бруммеля, куратора Художественной галереи Онтарио, Пикассо ещё при жизни указывал на необходимость проведения рентгеновского анализа его картин, намекая на возможные открытия неизвестных работ художников на его холстах.

Взгляд права

Картина "Одинокая склонённая нагая" ещё не перешла в публичное достояние, поскольку с момента смерти Пабло Пикассо не прошло 70 лет. В связи с этим ни у исследователей, которые в 2010 обнародовали скрытую картину, ни у Oxia Palus не возникло права публикатора произведения.

Даже если бы картина перешла в публичное достояние, исследователи картины не могли бы получить право публикатора на нее, поскольку эта картина была обнародована ещё при жизни Пикассо как часть другой его картины Жизнь.

Несмотря на то, что Oxia Palus с помощью своей программы фактически создала новую картину с иными художественными характеристиками по сравнению, например, с картиной "Жизнь", работники компании вряд ли могут быть признаны правообладателями картины "Одинокая склонённая нагая" как производного произведения. Основная сложность связана с квалификацией действий работников Oxia Palus как творческих, что необходимо для признания созданной картины производным произведением. Ни в американском праве, ни в российском праве данный вопрос не имеет общего подхода, который можно было бы применить к данной ситуации. Можно предположить, что поскольку Oxia Palus использовала алгоритм для наиболее точного воссоздания задумки Пикассо, действия по воспроизведению картины не будут квалифицированы как творческие.

В связи с этим единственными правообладателями картины являются наследники Пабло Пикассо, в частности Клод Руис-Пикассо, который создал Администрацию Пикассо. Администрация, управляющая правами на работы Пабло Пикассо, уже обращалась с претензией к Oxia Palus перед выставкой картины в Лондоне.

Администрация не препятствовала Oxia Palus в воссоздании картины и даже не предъявила претензий относительно того, что компания дала название скрытой картине.

Этот случай может быть сигналом другим компаниям, разрабатывающим подобные алгоритмы, делающие искусство доступным для всех.
источник