🎥
Звезда рекламы поневоле
Привет! Сегодня поговорим о том, как бренды экономят на моделях ради маркетинга, и как отстоять право на собственную улыбку :)
На прошлой неделе актёр Бенджамин Новак, известный по легендарному сериалу «Офис», неожиданно для самого себя
стал рекламным лицом бритв, парфюмерных ароматов, дождевиков и не только (позднее
были обнаружены ещё и наушники). Сам Бенджамин
высказался о ситуации с юмором, назвав её «
слишком забавной, чтобы что-то с ней делать».
По его словам, изображение было загружено в бесплатный фотосток еще несколько лет назад по ошибке, из-за чего попало в недобросовестные руки компаний со всего мира, начиная от Китая и заканчивая Уругваем.
Тем не менее, далеко не каждый способен разделить ироничный настрой относительно незаконного использования изображений, особенно когда оно напрямую связано с получением материальной выгоды и посягательством на чужое право.
Фотосток – не оправдание
Открытые фотобанки представляют из себя базу, на которой размещаются работы с целью последующего свободного использования третьими лицами.
Единственное ограничение в рамках такого использования – необходимость указания имени автора снимка, а также источника – фотобанка заимствования.
Однако проблема заключается в том, что при заимствовании брендами фотографий, представленных на подобных платформах, речь может идти не столько о нарушении авторских прав на сами снимки,
сколько об отсутствии согласия человека на эксплуатацию его образа. Не всегда ведь модель готова мелькать на баннерах, рекламируя то, о существовании чего даже не подозревает :)
Право на внешний облик в России
В российском законодательстве отсутствует закрепление за гражданами таких публичных прав, как право на имидж или право на образ (см.
наши разборы о функционировании этих институтов в США), поэтому защита внешнего облика гражданина в России осуществляется в рамках реализации права на изображение.
Особенно актуальной охрана такого права представляется тогда, когда действия третьих лиц направлены на получение выгоды путем паразитирования на уже устоявшейся репутации и известности лица, популярность которого незаконно эксплуатируется. Так, например, в далёком 2012 году певица Валерия
выиграла суд против клиники пластической хирургии «Ла Страда», которая незаконно использовала фото певицы на сайте в разделе «наши друзья». Ещё раньше, в 2008 году, Ксения Собчак
успешно отстояла права на собственные имя и изображение: судом была признана недостоверной реклама, которая гласила:
"преимущества отеля по достоинству смогли оценить многие; среди них ... известная телеведущая Ксения Собчак" - Ксения, к слову, никогда в отеле не останавливалась.
Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ содержит в себе
положения, направленные защиту изображения – так, его обнародование и дальнейшее использование запрещено без согласия гражданина. Также внедрение в рекламу изображений звёзд без их согласия регулируется и ФЗ "О рекламе": согласно п. 10 ч. 3 ст. 5
признается недостоверной реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.
Тем не менее, несмотря на то, что селебрити в принципе более ограничены в publicity rights, нежели обычные граждане, баланс публичных и частных интересов в данной плоскости
встаёт на сторону знаменитостей. Так, Верховным Судом РФ была закреплена
позиция, решающая возможный конфликт: согласие всегда необходимо в случае, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни
либо извлечение прибыли. Опрометчивые же попытки компаний сэкономить на рекламе в самом начале являются катализатором ещё больших затрат в дальнейшем.
Евгения Булдакова