👋
Большая проблема бренда Clubhouse (не в РФ)
Привет, меня зовут
Виктор Горский-Мочалов, у меня Андроид, и мне скинули
заметку о том, что несколько "находчивых" компаний в России подали заявку на регистрацию товарного знака Clubhouse.
Что ж, это популярная забава. Помните, в прошлом году была
волна заявок на товарные знаки "Коронавирус"? :)
Но сейчас всё намного интереснее.
Итак, в феврале 2021 года приложение-соцсеть для голосовых чатов Clubhouse от
Alpha Exploration Co. стало весьма обсуждаемым в России, и уже в феврале в Роспатент поступили заявки от разных лиц на регистрацию товарных знаков со словом Clubhouse для ПО и однородных услуг.
🌉 Что ждёт российских заявителей
Регистрация товарного знака с целью эксплуатации чужого бренда является актом недобросовестной конкуренции и влечёт административную ответственность. Однако презумпция добросовестности участников рынка требует серьёзных доказательств того, что у заявителей действительно имелись неправомерные цели. Преодолеть презумпцию добросовестности обычно трудно, хотя вполне возможно (у нас
получалось!).
Высказанная в заметке теория, что товарный знак Clubhouse нельзя зарегистрировать, потому что на английском языке это значит "Клуб", нам решительно не нравится. Препятствие бывает, если обозначение является описательным, то есть напрямую характеризует товары и услуги, для которых знак регистрируется (пп. 3 п. 1 ст. 1483 ГК РФ). Однако слово "Клуб" в лучшем случае может лишь косвенно ассоциироваться с соцсетями в целом, и такой смысловой связи недостаточно для отказа в регистрации.
И ещё нельзя согласиться, что регистрации могут препятствовать уже зарегистрированные в других странах знаки Clubhouse. Охрана знаков за рубежом сама по себе не влияет на охраноспособность обозначений в России. Совсем иное дело, если товарные знаки зарегистрированы в WIPO по Мадридской системе с распространением правовой охраны в РФ. В случае с Clubhouse беглый поиск таких регистраций не показал.
🇷🇺 Судьба бренда Clubhouse в России
Скорее всего, для бренда Clubhouse в России нет серьёзных угроз. Подпункт 1 п. 3 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ препятствует регистрации знаков, которые ассоциируются у потребителей с уже известными брендами других лиц. Как подтверждается различными СМИ, приложение Clubhouse стало известно в России с 1 февраля 2021 года, а значит заявкам на знак Clubhouse, поданным после этой даты другими лицами, должно быть отказано. Даже если Роспатент зарегистрирует товарные знаки по этим заявкам, это решение может быть оспорено.
Самое главное, что до появления Clubhouse в России не были зарегистрированы ранее существующие бренды "Clubhouse" — это много значит для успешной охраны бренда приложения в России в будущем. Если владельцы приложения не будут терять время, то сумеют сами зарегистрировать знак Clubhouse на своё имя в РФ.
🇺🇸 Судьба бренда Clubhouse в США и других странах
Намного хуже обстоят дела на родине Clubhouse. В реестре товарных знаков США есть несколько знаков,
охраняющих бренд компании
Clubhouse Software, которая никак не связана с новой голосовой соцсетью. Бренд Clubhouse Software существует и охраняется довольно давно, а компания продолжает активную деятельность. Это значит, что соцсеть Clubhouse в ближайшее время получит охрану своего бренда, лишь договорившись с Clubhouse Software. Более того, Clubhouse Software вправе предъявить серьёзный иск к Alpha Exploration Co.
Правильная стратегия для соцсети Clubhouse сейчас — регистрировать товарные знаки во всех юрисдикциях, где эта возможность ещё не утрачена. Также надо готовиться к проблемам с охраной бренда даже в тех странах, где нет товарных знаков Clubhouse Software, если в этих юрисдикциях иностранные бренды могут охраняться как общеизвестные без какой-либо регистрации на основании Парижской конвенции (1883).
В то же время, никогда не поздно сделать ребрендинг, тем более для сервиса, которые не прожил ещё и года.