🏛
Наследие Алвара Аалто или можно ли фотографировать уникальную библиотеку
Сегодня исполняется 123 года со дня рождения финского дизайнера
Алвара Аалто, «отца северного модернизма». Единственным его творением на территории России сегодня является
Библиотека в городе Выборге.
Открытая в 1935 году, тогда в Финляндии, Библиотека как объект авторского права «была впервые обнародована» в России лишь в 1940 году вместе с вхождением в ее состав Выборга по результатам
Московского мирного договора.
Имеет ли право партнер CLAIMS
Анастасия Кузнецова, проживающая в Выборге, сфотографироваться на фоне этого архитектурного и исторического шедевра финского гения?
Алвар Аалто умер в 1976 году, поэтому его авторские права до сих пор действуют. При том, что на момент смерти архитектора сроки действия авторских прав в обеих странах были короче (25 лет в CCCР и 50 лет в Финляндии), с учетом последующих продлений, сегодня они действуют как минимум до 2046 года. А возможно и дольше! О том, должны ли права финского дизайнера быть продлены на несколько лет (в связи с участием Финляндии во Второй мировой войне – на стороне стран Оси до 1944 года, и на стороне Союзников далее – можно сделать вывод,
послушав «Копикаст»).
Есть один дискуссионный момент. Если до 1961 года в СССР
законодательство защищало авторское право на все произведения, находившиеся на территории СССР вне зависимости от гражданства автора (Альвар Аалто был гражданином Финляндии), то
закон 1961 года ограничил защиту прав на произведения, впервые выпущенные не в СССР (в данной ситуации в Финляндии в 1935 году) иностранными гражданами, лишь случаями, когда между СССР и государством такого гражданина существует международное соглашение.
То есть, Библиотека охранялась на территории СССР в 1940/41 году, 1944 - 1961, и с 1973 года (момента подписания
Женевской конвенции). В промежутке же между этими годами, формально юридически защита Библиотеки могла отсутствовать.
Второй момент – это Свобода Панорамы. Сегодня две страны отличаются в ее регулировании.
Если в России действует
общее правило, допускающее любое свободное воспроизведение фотографий зданий, расположенных в открытых для свободного посещения местах,
Закон Финляндии (25.a) содержит оговорку о том, что согласие архитектора требуется для коммерческой публикации тех снимков, где здание выступает основным объектом фотографирования. В нашем случае это скорее всего согласие
Alvar Alto Foundation.
То есть, в России мы смело можем использовать специально сделанную сегодня фотографию Анастасии на фоне Библиотеки.
В отношении же ее публикации в Финляндии есть вопросы.
Как Вы думаете – выступает ли на этой фотографии Библиотека основным объектом фотографирования? Или все же им выступает Анастасия?
Наконец, можно ли распространить норму 25.a финского закона на здания, которые хотя и были первоначально созданы в Финляндии, сегодня находятся в России?
Будем рады Вашим комментариям и идеям 😊
В завершение обратим внимание, что на момент создания Библиотеки на территории Финляндии, предшествуя сегодняшнему закону 1961 года, действовал Декрет Александра II, Императора Всероссийского, Князя Финляндского «и прочая, прочая»,
подписанный им еще 15 марта 1880 года. Так, Финляндия оставалась осколком
Российской Империи, где на протяжении более 40 лет после
Революции продолжало действовать императорское авторское право. Именно там же,
как мы писали ранее, до сих пор действуют самые ранние на территории бывшей Российской Империи товарные знаки.
О других проблемах авторских прав финских дизайнеров читайте также
тут.