Size: a a a

2019 December 18
Games of Brands
Говорят, царь ненастоящий!

Тут на РБК вышла статья Елены Домбровой о том, как под брендом известной группы из 80-х «Чингис Хан» (Dschinghis Khan) в России выступают люди, не имеющие права на этот товарных знак.

Примечательно, что выступают они не на малой сцене где-то в провинции, а аж в обеих столицах на фестивале "Легенды Ретро FM", поэтому правообладатели бренда оригинальной группы Dschinghis Khan серьёзно намерены защитить свои интеллектуальные права.

У нас в команде этот кейс ведет юрист Виктор Горский-Мочалов, так что он помогал Елене разбираться в сути спора и возможных последствиях для сторон.

Советуем к прочтению!

https://www.rbc.ru/spb_sz/18/12/2019/5df9dab69a7947ef55f21e73
источник
2019 December 19
Games of Brands
⚽️ Футбол важнее моды

В июле 2017 года легенда мирового футбола аргентинец Диего Марадона предъявил иск к Dolce & Gabbana в связи с тем, что компания создала в коммерческих целях футболку с именем Марадоны. К тому же футболка по цветовой гамме похожа на форму аргентинской сборной и даже имеет номер 10, под которым Марадона выходил на футбольное поле.

На прошлой неделе Миланский суд решил взыскать в пользу футболиста 70 тысяч евро, т.е. почти 5 млн. рублей.

Примечательно обоснование судебного решения. Суд расширительно истолковал пункт 3 ст. 8 Кодекса промышленной собственности Италии, который не позволяет регистрировать в качестве товарных знаков имена известных деятелей спорта без разрешения. Несмотря на то что Dolce & Gabbana не пыталась зарегистрировать обозначение "Maradona", а только использовала его на футболке, суд решил, что смысл закона в принципе не допускает коммерческое использование имени известного спортсмена без получения согласия.

В целом, мотивировка судебного решения скорее похожа на то, что в российской практике считается признанием действий ответчика актом недобросовестной конкуренции. По мнению суда, неправомерность действий Dolce & Gabbana заключается в эксплуатации в коммерческих целях имени Марадоны и дизайна формы аргентинской сборной.

Однако это решение суда лишь первой инстанции, так что Dolce & Gabbana ещё может его оспорить.
источник
2019 December 20
Games of Brands
Привет!
Что-то давно мы не анализировали охрану российских брендов. Разберём-ка мы сегодня товарные знаки Останкинского мясоперерабатывающего комбината – они впечатляют. #trademarksinreallife
источник
2019 December 21
Games of Brands
#Копикаст 46 — ИИ и все-все-все

Антон сходил на IP-баттл, где юристы спорили, можно ли признавать авторское право на объекты, созданные роботами... и ужаснулся.

В 46-м Копикасте Виктор и Антон генерируют ответы на вопросы:

🤖 Почему юристы не хотят давать роботам права?
🤖 В чём проблема дискурса о правосубъектности ИИ?
🤖 Почему правосубъектность может быть не только у нейросетей, но и у вашей зубной щётки? (не волнуйтесь, это теоретически)
🤖 Почему мир станет лучше, если у машин появятся права?

Доступно на Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts (для Android) и здесь!
источник
2019 December 24
Games of Brands
Совсем немного осталось до Нового Года, а, значит, у всех полным ходом проводятся новогодние корпоративы. Если вкратце, то наше предновогоднее празднование прошло в Сочи, и это было как всегда отлично.  Вы на нас подписаны точно не для того, чтобы читать про наши коллективные посиделки, а для того, чтобы  узнавать что-то интересное из мира интеллектуальной собственности.

Так вот, по Сочи и Адлеру раскидано (внезапно) очень много символов олимпийских игр.

Чем они защищаются?

🍏 Товарными знаками
🍎 Конвенцией
🍐 Патентом
🍋 Законодательством о конкуренции
🍓 Никак, подобное не защищают
источник
Games of Brands
И правильный ответ… 🍎, 🍏 и немножко 🍋 Мы очень рады, что большинство наших подписчиков ответили верно. Когда-то мы уже писали пост на тему олимпийской символики, но сегодня мы посмотрим на этот вопрос под другим углом.  

🍎 Пять заветных колец охраняет целых два международных договора: Олимпийская хартия (1894) и Найробский договор об охране олимпийского символа (1981). Согласно этим документам интеллектуальная собственность на олимпийские обозначения принадлежит, прежде всего, Международному олимпийскому комитету. Именно МОК согласовывает любое использование символики.
По Найробскому договору государства-члены обязаны охранять олимпийскую символику от коммерческого использования, если оно не согласовано с МОК.

🍏 также является правильным ответом)
Олимпийские кольца зарегистрированы в качестве товарного знака по Мадридской системе (ТЗ № 788585). Также, перед проведением зимней олимпиады в Сочи, были зарегистрированы еще два товарных знака с использованием олимпийских колец (1, 2). Сейчас они не действуют по причине неуплаты пошлины (хотя товарные знаки СОЧИ 2014 и SOCHI 2014 все еще в строю). Такая же история со знаками следующей летней олимпиады, которая пройдет в Токио (1, 2)

🍋 Благодаря Федеральному закону № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр» незаконное использование олимпийской символики при продаже товара признается актом недобросовестной конкуренции. Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 14.33 КоАП РФ.

🍐 Зарегистрировать промышленный образец на сами кольца вряд ли получится, даже с разрешения МОК, поскольку данный символ не обладает таким обязательным условием патентоспособности как «новизна». Однако никто не исключает, что с разрешения МОК можно будет зарегистрировать что-то другое в качестве промышленного образца, и при этом с использованием олимпийской символики.
источник
2019 December 26
Games of Brands
🐽 Как боролись за свинку Пеппу

Не так давно британская Entertainment One UK Limited отсудила у компании «Симбат», крупного российского поставщика детских игрушек, значительную компенсацию за нарушение своих прав на персонажа известного британского мультсериала - свинку Пеппу (Peppa Pig). Компенсация составила почти 33 млн рублей.

Как пишет Интерфакс, нарушение связано с использованием Симбатом в составе своих конструкторов персонажа, похожего на свинку Пеппу. Сходство внешнего вида свинок было подтверждено результатами социологического опроса, что стало основой решения суда.

Что интересно, по данным картотеки арбитражных дел британская компания активно защищает свои интеллектуальные права: только во втором полугодии 2019 г. компанией было подано более 3200 (!) исков о защите прав на произведения и товарные знаки. В некоторые дни количество исков в суды достигало 30 и более (так в пятницу, 13 декабря, было подано 36 исков). Кстати, об одном из дел 2018 г. мы упоминали в нашей рубрике «Новостной дайджест».

Но если раньше дела касались нарушителей–индивидуальных предпринимателей (тут вспомним другие примеры компаний, охраняющих свои интеллектуальные права от любых, даже мелких нарушений – таких, как студия «Мельница»), то в случае с ООО «Симбат» компенсация будет взыскана с крупного оптового поставщика игрушек (если Симбат не оспорит решение суда). Это дело может стать прецедентным в борьбе правообладателей с нарушениями со стороны оптовых поставщиков.
источник
2019 December 28
Games of Brands
Давайте на секунду представим, что мы придумываем атрибуты совершенно нового праздника, и нам нужно их защитить. Как вы могли догадаться, сегодня мы покажем, как можно было бы защитить новогоднюю елку и её убранство.  #trademarksinreallife
источник
2019 December 29
Games of Brands
#Копикаст 47 — Рамблер, который не хуже

Под конец года в заголовки новостей об интеллектуальной собственности ворвался Rambler, который инициировал уголовный процесс против Nginx, предъявил иск к Twitch и попытался отменить товарный знак "Яндекс Афиша".

Многие отнеслись к этому поведению крайне негативно, но если посмотреть на всё с точки зрения повседневной юридической практики, Рамблер перестаёт казаться хуже своих конкурентов.

Что не так в заголовках СМИ и комментариях пользователей рунета — обсудили в 47-м Копикасте.


Доступно на Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts (для Android) и здесь!
источник
2019 December 30
Games of Brands
3⃣ Задача трех тел или зачем мне теперь YouTube Premium?

Слышали об угрозе вечной блокировки сервисов YouTube и "Яндекс.Видео"?
А всему виной роман Лю Цысиня «Задача трех тел», а точнее пиратские копии этого произведения, размещенные на платформах в качестве аудиокниг.

Издательство «ЭКСМО» обратилось в Мосгорсуд для защиты своих авторских прав.

Суд первой инстанции отклонил жалобу «ЭКСМО» за недостаточностью доказательств, но апелляционная инстанция отменила определение (постановление) полностью и вынесла решение по существу.

Получается, если YouTube и Яндекс не удалят пиратские аудиокниги, то попадут под блокировку?

Тут все немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Статьей 15.6 Закона об информации предусмотрена возможность постоянного ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав. Согласно ГПК РФ (часть 3 статьи 26) решение о постоянном ограничении доступа принимается Московским городским судом.

Однако, чтобы сервис попал под «вечную блокировку» необходимо соблюдение сразу нескольких условий:

1) нарушитель должен неоднократно разместить пиратский контент на своем ресурсе;
2) в пользу истца должно быть вынесено решение Мосгорсуда по другому делу о защите авторских и (или) смежных прав, и это решение должно вступить в законную силу.

Только в таком случае, при подаче нового искового заявления от того же истца, Мосгорсуд также разрешает вопрос о постоянном ограничении доступа к сайту.

Получается алгоритм блокировок таков:
1) правообладатель может сам обратиться к владельцу сайта, на котором размещен нелегальный контент;
2) если такое обращение игнорируется, то правообладателю следует обратиться в Московский городской суд с заявлением о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав;
3) если Мосгорсуд согласен, что ваши права как правообладателя нарушаются, то страница с нелегальным контентом окажется в реестре Роскомнадзора и будет заблокирована, пока пиратская копия не будет удалена;
4) если правообладатель вновь обнаружит нелегальный контент на этом же ресурсе, то он вправе потребовать вечной блокировки ресурса. Причем такая блокировка не отменятся в случае удаления пиратских материалов.

С «Яндекс.Видео» издательство «ЭКСМО» до этого не воевало, а вот для YouTube это уже не первая обеспечительная мера со стороны издательства.

Угроза «вечной блокировки» уже использовалась против сервисов Яндекса. В прошлом году холдинг «Газпром-медиа» такими методами пытался заставить интернет-компанию реагировать на жалобы правообладателей (Яндекс пытались обязать удалять из поисковой выдачи ссылки на пиратский контент). В итоге все закончилось подписанием антипиратского меморандума, по которому российские видеоплощадки обязались удалять пиратские файлы и ссылки на них добровольно, без решения суда, но речь идет только о сериалах и фильмах.

Сейчас найти аудиоверсию книги «Задача трех тел» на YouTube нам не удалось. Есть только ознакомительный фрагмент, выложенный на официальном ютуб-канале интернет-магазина «ЛитРес». Забавно, что новость о возможной блокировке YouTube так взбудоражила обычных пользователей, что они стали «флаговать» все видео, посвященные  этой книге (канал ЛитРес даже разместил следующую запись: «Данное видео на канале ЛитРес Аудио размещено на законных основаниях, с согласия правообладателя, издательства Эксмо. Соответственно, наличие этого видео на нашем канале не может повлиять на блокировку YouTube в России.»).
Ну что, зря мы купили себе подписку на YouTube Premium? Как думаете, что может заменить YouTube, если сервис все-таки заблокируют? Свои мысли пишите на @NikolayShevchenko
источник
2019 December 31
Games of Brands
🎄 Новый год приближается, и мы отправляем в Роспатент завершающую партию из 10 заявок на товарные знаки. В процессе подачи мы обратили внимание на то, что номера наших заявок присваиваются НЕ подряд (как минимум 4 заявки поданы между нашими). А это значит, что прямо сейчас кто-то тоже подает свои заявки, датированные последним днем 2019 года. Если этот кто-то читает наш канал - напишите нам на @NikolayShevchenko - мы персонально поздравим Вас с наступающим праздником!)
источник
Games of Brands
#Копикаст 48 — Под ёлкой с Штраусом

1 января — День общественного достояния, когда освобождаются от авторского права произведения тех, кто умер 71 год назад! (но не всегда)

В новогоднем Копикасте слушаем приветственное поздравление всей команды CLAIMS и некоторые ставшие свободными произведения, а ещё рассуждения Виктора и Антона о том:

🎄 Как сотрудничество композитора Рихарда Штрауса с нацистами может повлиять на срок действия его авторских прав?
🎄 Почему в России книги Антуана де Сент-Экзюпери свободны, а на его родине — нет?
🎄 Как война продлевает авторские права и какой в этом смысл?
😈 + Предупреждение от Антона об Опасной Ловушке

Доступно на Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts (для Android), Spotify и здесь!
источник
2020 January 09
Games of Brands
Добрый вечер!

Надеемся, что за новогодние праздники вы успели отлично отдохнуть, и первый официальный рабочий день этого года для вас уже прошел продуктивно.

А вот наш управляющий партнер Игорь Невзоров за эти длинные выходные смог раздобыть для всех нас одну интересную книгу – практический комментарий к законодательству о товарных знаках 1913 года издания.

По крупицам нам удалось восстановить историю обнаруженного экземпляра. Он был напечатан в апреле 1913 года в Санкт-Петербурге (если совсем точно, то в типографии на улице Разъезжей, д.16) и отправлен в Ригу, где пережил многие бурные события прошлого века.

В результате взятия Риги немецкими войсками в 1917 году экземпляр оказался в оккупации, а после провозглашения независимого Латвийского государства попал в 1928 году в библиотеку латвийского министерства иностранных дел. В ходе роковых (как для страны, так и для библиотеки) событий 1940х годов книга вновь вернулась в город на Неве и к началу 2000х годов оказалась у букинистов, которые в итоге продали ее нам.

Поскольку в книге описаны не только законы, но и «актуальная практика» по товарным знакам конца XIX – начала XX века, мы периодически в этом году будем публиковать различные интересные кейсы и исторические факты из нее. Начнем с первой страницы:

«…Товарными знаками признаются всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или упаковках, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев, как например: клейма, тавры, печати, пломбы, капсюли, метки, этикеты, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки оригинальных видов упаковки и т.д.

Судебная практика

1)Утверждение жалобщика, что его товарным знаком служит не какое-либо изображение, а само название продукта, … …. не соответствует действительности, ибо по ст. 160(10) закона 26 февраля 1896 г. название может быть товарным знаком только в том случае, если оно написано особым шрифтом...»

Если вам интересно больше прочитать про этот судебный кейс, то вы можете воспользоваться ссылкой.

Как мы знаем, сейчас регистрация словесных товарных знаков в современной России большой проблемой не является.

Напомним, что ровно год назад – в выпуске Копикаста «Под елкой с Шершеневичем» мы уже пробовали читать дореволюционную литературу о товарных знаках. Кто не слышал, как это было, – обязательно послушайте!

Кроме того, если вдруг так получилось, что среди читателей нашего канала есть люди, чьи родственники работали в библиотеке Министерства иностранных дел Латвии до 1940 года, либо работают в этом министерстве прямо сейчас – напишите, пожалуйста, нам на @NikolayShevchenko.
источник
2020 January 10
Games of Brands
Минувший год знаменателен не только снижением популярности «блокчейна» в IP-сфере, но и регистрацией интересных товарных знаков.

О некоторых из них мы расскажем вам сегодня.  #trademarksinreallife
источник
2020 January 14
Games of Brands
Как вы думаете, что именно защищает этот товарный знак?

🍎 Позицию крепежа очков
🍏 Форму оправы
🍋 Позицию декоративного элемента
🍐 Форму дужек
🎄Староновогодний конкурс Деда Мороза
источник
Games of Brands
Правильный ответ: 🍋 Позицию декоративного элемента

Большинство из вас указали правильный ответ! Этот европейский товарный знак принадлежит Rodenstock GmbH и зарегистрирован в отношении очков и оправ (9 класс МКТУ). Как следует из описания знака, он защищает позицию декоративной буквы «о», которой примечательна линейка Rocco.

Давайте разберем, почему другие варианты не подходят:

🍎 Позицию крепежа очков. Да, этот вариант претендует на правильный благодаря тому, что знак действительно защищает позицию какого-либо элемента.
Однако крепеж - это скорее функциональное свойство товара и Европейское патентное ведомство, возможно, не дало бы зеленый свет на регистрацию подобного знака (см.  пост о Доктрине функциональности)

С ответами про форму (🍏,🍐) все ещё проще: мы видим, что вся оправа выполнена пунктиром и знаем, что так обозначают неохраняемые элементы => это точно не форма.

Ну и вариант 🎄: в принципе, тоже понятно, почему нет 😊
источник
Games of Brands
Помните новость о том, что Toyota может помешать выходу российского AURUS на авторынок Европы из-за товарного знака Auris?

Если не помните, вот статья на эту тему.

Так вот, стороны пришли к соглашению! Обо всем этом вы можете прочитать в материале
Александра Колесникова на news.ru, где по традиции наш старший юрист Антон Ендресяк помог журналисту разобраться в юридических тонкостях дела.

Ссылка на статью: https://news.ru/economics/toyota-propustila-aurus-na-avtorynok-evropy/
источник
2020 January 15
Games of Brands
Лекцию об интеллектуальной собственности провёл для слушателей Computer Science Center юрист CLAIMS Виктор Горский-Мочалов.

Будущим продакт-менеджерам были раскрыты многие секреты, которые знают ip-юристы.

"Мне кажется, ребятам понравилось, — делится впечатлениями Виктор. — Не зная ничего об интеллектуальной собственности, они стали понимать ещё меньше, но зато теперь они на шаг впереди других, ведь знают, что право создаётся прямо сейчас именно ими. И было много вопросов, вот мой любимый: может ли Сбербанк — правообладатель зелёного цветового товарного знака — засудить продавцов шавермы в зелёной палатке, если шаверма выдаётся в кредит".
источник
2020 January 16
Games of Brands
Королевские дела

Как вы знаете, члены королевской семьи Британии принц Гарри и супруга Меган решили отойти от «королевских дел», упаковать чемоданы и отправиться в Канаду, чтобы открыть бизнес под брендом «Sussex Royal».

При чем здесь товарные знаки?

Сразу же после объявления этого решения в реестре товарных знаков США оказалась заявка с обозначением «Sussex Royal». Её подал американский юрист, увидевший, что сами Гарри и Меган заявку ещё не подали. Как говорит сам юрист, это было сделано, чтобы преподать урок юридической грамотности, и что права на будущий знак он готов передать по первому требованию.

Кстати, не он один отличился в оригинальности своего урока: мы нашли ещё несколько заявок с таким же обозначением, не принадлежащих Гарри и Меган, в Новой Зеландии, Канаде и Европе.

Было бы интересно посмотреть, как члены королевской семьи оспаривали бы эти знаки, однако... расходимся, шоу не будет.

Дело в том, что некая организация Sussex Royal The Foundation Of The Duke And Duchess еще 1 января подала заявку на международный товарный знак во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO). Защита испрашивается на территории Канады, США, Европы и Австралии, так что для этих стран дата приоритета зарезервирована за новоиспечёнными бизнесменами. По крайней мере, в части товаров, указанных в международной заявке.
В отношении других товаров юристам пары нужно будет лишь доказать общеизвестность обозначения, а с учётом шумихи в СМИ это, скорее всего, будет не так сложно.

Однако, как видно из статьи, американский юрист не только подал заявку на товарный знак в США, но и начал его использовать на неких онлайн-платформах. Если он начал это делать до 21.06.2019 (что маловероятно), то он мог получить так называемую common law trademark, т.е. товарный знак, основанный на использовании определенного обозначения, а не на его регистрации. Такие знаки действуют в рамках каждого штата и регулируются законодательством штата. При этом они могут иметь приоритет перед регистрируемыми товарными знаками.

Непонятно, что будет с заявкой в Новой Зеландии, однако больших проблем это не принесет.

Кстати, высшей инстанцией для отдельных споров, возникших на территории Новой Зеландии, а также для многих споров на территории целого ряда государств, входивших в Британскую империю, является Судебный комитет Тайного совета Великобритании. И если в части Новой Зеландии дело по бренду Sussex Royal вряд ли может быть им рассмотрено, то в ряде других бывших колоний это до сих пор возможно. Вот такие королевские дела :)

Пожелаем этой молодой ячейке уже канадского общества удачи и похвалим их за то, что анонс бренда был выполнен только после подачи заявки! Не зря Меган несколько лет играла юриста в сериале Suits. Между прочим, в одной из серий ее коллега Майкл Росс однажды ошибся с подачей заявки в патентное ведомство. Возможно, это и помогло Меган сейчас.
источник
2020 January 17
Games of Brands
#trademarksinreallife
источник