Size: a a a

2019 November 26
Games of Brands
Цветовых товарных знаков немного, поэтому споры о них всегда интересны.

Совсем недавно директор одного из страховых агентств Lemonade получил от Deutsche Telekom (третий в мире провайдер услуг связи) письмо счастья о том, что Lemonade нарушает товарный знак их бренда T-Mobile. И это не какой-нибудь словесник, а цветовой знак, охраняющий фирменный цвет T-Mobile, – Pantone Rhodamine Red U, он же пурпурный.  

Действительно, на сайте Lemonade видно, что в качестве элемента фирменного стиля активно используется почти такой же цвет. Правда, если сравнивать по схеме RGB, у Deutsche Telekom красные и голубые оттенки немного интенсивнее.

Проблема в том, что страховки и телекоммуникации вряд ли можно отнести к однородным услугам, поэтому нарушение товарного знака – вопрос сомнительный. В то же время Deutsche Telekom может настаивать на "размытии" своего бренда – мы часто пишем про этот способ обойти требование однородности товаров и услуг. Увы, воспользоваться этой магией обычно могут только очень известные бренды.

Любопытно, какую позицию займёт в итоге Deutsche Telekom и чем закончится эта история – будем следить.

Как думаете, кто победит?
источник
2019 November 27
Games of Brands
💥Новости, от которых припекает

Американское патентное ведомство отказало паре из США в регистрации товарного знака “The Vegan Butcher”, но затем зарегистрировало такое же обозначение для гиганта Nestle.

Примерно такие заголовки появлялись последнюю неделю в англоязычной прессе. Некоторые СМИ говорят о том, что пара будет биться с гигантом и не планирует сдаваться.

И действительно, от такого заголовка у многих может возникнуть идея о какой-то несправедливости по отношению к милой паре вегетарианцев, которых злая транснациональная корпорация урезает в правах. В общем,  *ъуъ*

И это правильные эмоции, и не нужно себя винить за это, но… как всегда, стоит лишь копнуть глубже, и все расставится по своим местам.  

Да, USPTO действительно отказало в регистрации заявки The Herbivorous Butcher LLC  (название компании вегетарианской пары). И отказало оно  по вполне вменяемой причине – описательности обозначения. Заявители скорее всего не задумались о том, чтобы внести в неохраняемые элементы слово «Vegan» либо скорректировать перечень товаров, и пытались получить легальную монополию на него для веганских продуктов.

Понятное дело, что USPTO не дало зеленый свет для такой заявки. А вот Nestle, это слово дискламировала - и в результате получила регистрацию.  

В общем, одна ошибка при составлении заявления, и теперь Nestle предстаёт в некоторых СМИ, как гигантская плохая корпорация, которая с помощью USPTO отжала у малого бизнеса классный бренд.

Вывод – заполняйте внимательнее заявки и копайте глубже!
источник
2019 November 28
Games of Brands
Black Friday!!

Извините, что вам пришлось в очередной раз увидеть это словосочетание, едва ли оно еще вызывает у вас какие-то позитивные эмоции, впрочем, как и у нас.

Наши давние подписчики знают, почему мы не очень любим это словосочетание: все потому, что полтора года назад в России был отменен товарный знак Black Friday, и на это было потрачено много человекочасов нашей команды. До его отмены правообладатель запрещал другим участникам рынка использовать это обозначение для проведения распродаж. К счастью, "зло" проиграло, а сами по себе действия по регистрации знака и предъявлению претензий были признаны актом недобросовестной конкуренции.

Мы в деталях разобрали весь процесс по отмене знака Black Friday в России на нашем сайте. А ровно год назад ведущие «Копикаст» обсудили свой опыт участия в данном процессе в специальном выпуске подкаста. Так что, кому интересно – welcome!

Но сегодня мы хотели бы рассказать о другом, ведь эта история не везде закончилась хеппи-эндом.

В других странах все только начинается. Например, совсем недавно немецкий суд рассматривал спор о товарном знаке  Black Friday, действующем в Германии. Там точно, как в нашем деле правообладатель предъявлял претензии о нарушении права на его товарный знак, а участники рынка пошли данный знак оспаривать.  


Однако, судья заявил, что полностью отменять знак оснований нет, а в окончательном виде решение суда пока еще не вынесено, что только подливает масла в огонь, и до сих пор немецкие компании активно обсуждают законность использования обозначения в рамках сегодняшних распродаж. Отличие от России, по-видимому, заключается лишь в юридическом основании оспаривания знака: в России была использована ссылка на недобросовестную конкуренцию, в то время как в Германии, насколько можно понять, было заявлено «отсутствие различительной способности».

За весь период существования знака в Германии к нему было предъявлено более 16 требований об аннулировании со стороны разных участников рынка. Очередное из них было заявлено буквально на днях.

Мы внимательно наблюдаем за развитием немецкой истории и следим, удастся ли все же немецкому «Black Friday» выжить в этой борьбе, а равно, будет ли в Германии заявлен «российский» аргумент про недобросовестную конкуренцию  - который, по нашему мнению, и является ключевым для данного дела - вместо аргумента про «отсутствие различительной способности».

В других странах дела обстоят тоже по-разному. В Австрии товарный знак Black Friday, как и в России, был успешно отменен.

А например, во Франции и Мексике он существует до сих пор.

Какие эмоции вы испытываете при виде словосочетания Black Friday?
источник
2019 November 29
Games of Brands
В это воскресенье 1 декабря будет Всемирный день борьбы со СПИДом. Целью этого мероприятия является повышение осведомленности о ВИЧ/СПИДе.

Посетите сайт стопвичспид.рф, где вы сможете узнать больше об этой пандемии и о том, как уберечь от неё себя и своих близких.

Там же можно узнать, как помочь инфицированным людям.

А мы сегодня разберем, как защищены самые популярные бренды презервативов. #trademarksinreallife
источник
2019 December 01
Games of Brands
#Копикаст 43 – Разрабкор

Антон рассказывает, что было на конференции разработчиков видеоигр DevGAMM в Минске и что там думают про эту нашу интеллектуальную собственность.

Заодно обсуждаем, как геймсторы становятся квази-юрисдикциями 😈:

▫️ Как онлайн-магазины игр расширяют границы действия товарных знаков?
▫️ Что даёт геймсторам такую власть?
▫️ Как должен решить эту проблему законодатель?


Доступно на Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts (для Android) и здесь!

P.S. Вот, кстати, крутая презентация Антона, с которой он катался в Минск. А здесь мы подробнее говорили про нетрадиционные товарные знаки.
источник
2019 December 02
Games of Brands
Недавно в Сети запустили флешмоб "Гарри Поттер и ..."

Мы увидели это и задались вопросом:

Если представить, что книжка "Гарри Поттер и муравьи Киргизии" действительно написана  - в какой ситуации ее можно издать без согласия Джоан Роулинг:

🍎 в любом случае, потому что это флешмоб
🍏 в любом случае, потому что это пародия
🍐 если Гарри Поттер - это псевдоним /настоящее имя автора книги
🍋 если в книжке ничего не говорится про волшебников и маленьких мальчиков
🍉 если написать слово "Гарри Поттер" русскими буквами
🇰🇬 если книжка будет издана и распространяться только в Киргизии
❌ нельзя ни при каких обстоятельствах
источник
2019 December 03
Games of Brands
Итак, давайте разберем правильный ответ.
🍎 флешмоб сам по себе не играет решающего юридического значения, он может быть фактором, смягчающим или отягчающим ответственность за нарушение, но не фактором, позволяющим выпустить книгу без согласия Джоан Роулинг.

🍏 пародия - достаточно убедительный ответ. Во всяком случае ГК РФ (ст.1274, ч.4) разрешает создание пародий либо карикатур без согласия автора изначального произведения. Важно, чтобы пародия несла в себе некий ироничный или высмеивающий характер. Мы не знаем о чем сама предполагаемая к изданию книга, но название «Гарри Поттер и муравьи Киргизии» может показаться достаточно смешным, по крайней мере, чтобы быть признанным хотя бы пародией на названия других книжек Джоан Роулинг.

Другой вопрос – товарные знаки! Законодательство прямо предусматривает свободное использование пародий только с точки зрения авторского права. В части товарных знаков такой случай свободного использования в России прямо не указан. Соответственно, существует вероятность, что правообладатель товарного знака, защищающего мир «Гарри Поттера», зарегистрированного в отношении книг, может попытаться запретить выпуск книги про муравьев Киргизии, ссылаясь именно на свой товарный знак.

Вместе с тем, не исключен вариант и того, что пародия на товарные знаки как способ их свободного использования может быть обоснована нормами Конституции о свободе слова. По крайней мере, в США или Европейском Союзе возможность пародировать известные товарные знаки обосновывается именно защитой данной ценности. См., например, известное дело Chewy Vuitton.

🍐 известно, что Гарри Поттеры существовали задолго до начала творческой деятельности Джоан Роулинг. В разных странах многие желающие стремятся возложить цветы на могилы Гарри Поттеров, достаточно распространенное имя для граждан на нескольких континентах.

Если предположить, что некий Гарри Поттер стал издавать книги под своим именем до начала творчества Роулинг, он с большой вероятностью, будет иметь возможность продолжить свою деятельность. Другое дело, если он будет намеренно стилизовать названия книг (Гарри Поттер и…) либо их написание (буквы с изображением молнии) под творчество Роулинг, он в конечном итоге может быть признан недобросовестным, и его ссылка на применение своего имени может перестать работать, как осуществленная в рамках концепции злоупотребления правом.

🍋 Отсутствие в книги волшебников, маленьких мальчиков и прочих сюжетных элементов мира, созданного Джоан Роулинг, лишь снижает риск ответственности за нарушение и оказывает косвенное – хотя и значительное – влияние на ситуацию. Вопрос о законности использования «Гарри Поттера и…» на титульном листе книги все равно будет сводиться к рассуждению про свободное использование авторских прав и товарных знаков.

🍉 Действительно, когда мы разбирали товарные знаки мира «Гарри Поттера», мы отметили наличие лишь товарных знаков, защищающих имя героя, выполненных латинскими буквами. Тем не менее, русская транслитерация имени с большой вероятностью будет признана сходной английскому товарному знаку, и не сможет быть решающим аргументом обоснования законности выпуска книги.

🇰🇬 В национальном реестре Киргизии мы не нашли знаков, защищающих имя Гарри Поттера. По крайней мере, выполненных на латинице или кириллице. Если Вы нашли – напишите нам на @NikolayShevchenko. Вместе с тем, вопрос о товарных знаках никак не касается вопросов авторского права, которое на территории Киргизии действует вне зависимости от каких-либо регистраций. Соответственно, в этой части в данном вопросе Киргизия ничем не отличается от других стран.

❌ Скорее всего, это неверный ответ. В некоторых случаях и странах, по-видимому, книжку выпустить можно. Например, на территории ЕС или США, если обосновать наличие соответствующих комических элементов.
источник
2019 December 04
Games of Brands
Не так часто кто-то может похвастаться тем, что вышла книга, соавтором которой он является.

Наш партнер Алексей Петров выступил соавтором учебно-практического пособия по недобросовестной конкуренции, где он, собственно, отвечал за практическую часть издания.
Посмотрите на этого счастливого человека на фото! Мы, коллеги Алексея, помним, как на последнем корпоративе вместо того, чтобы плавать в бассейне, Алексей работал над практикумом - вот он, уровень самопожертвования!

Данное пособие было подготовлено на основе курса «Пресечение недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы», который читается на юрфаке СПбГУ проф. Городовым О.А. (автор теоретической части), и рассчитано как на студентов, магистров, аспирантов и преподавателей вузов, так и на предпринимателей и специалистов, занятых в области правовой охраны интеллектуальной собственности.

В общем, будете в книжном – обязательно ознакомьтесь, а, может, и прикупите один экземпляр в свою библиотеку)

Ну или можете прямо сейчас онлайн ;)
источник
2019 December 05
Games of Brands
❗️NSFW ❗️

Если вы не знаете, что такое "Человеческая многоножка", лучше пропустите этот пост и не кликайте по ссылкам. Серьёзно.

Тем, кто смотрел фильм "Человеческая многоножка", мы  соболезнуем и сообщаем интересный факт: правообладатели фильма имеют права на товарный знак, который защищает образ, собственно, самой человеческой многоножки. 😐

Изображение товарного знака не прикрепляем, посмотрите сами по ссылке.

Знак зарегистрирован для таких товаров и услуг как кино, книги, футболки, игры, куклы (о, нет!), развлечения и конкурсы (вероятно, свадебные), а также многих других.

Международный товарный знак действует на территории США, Норвегии, Кореи, Японии, Китая, Швейцарии, Австралии и Исландии.

Специфическая популярность фильма позволяет правообладателям зарабатывать на пикантном мерче с изображением товарного знака: кепках и футболках.

Хорошего вечера!
источник
Games of Brands
Только что наши коллеги Алексей Петров и Алена Решетова сообщили нам, что мы попали в Группу 1 Регионального рейтинга российского рынка юридических услуг Право300 по интеллектуальной собственности.

Поскольку внутри Группы 1 компании расположены по алфавиту, мы оказались и в ней самыми первыми, обогнав других лидеров рынка, чьи имена начинаются с других букв😂

Выбирайте и защищайте правильно свой бренд - и до встречи завтра:)
источник
2019 December 06
Games of Brands
Совсем скоро нас ждет особенный разбор #trademarksinreallife, пример товарного знака из которого мы приводим выше.
Угадаете, что может защищать этот знак?

🍎 Маршрут подъема на Эверест
🍏 Кардиограмму Чарли Чаплина
🍋 Активность Солнечной короны
🍐 Карту глубин для водолазов
🍉 Живопись Энди Уорхола
🥝 Спектр полярного сияния
🥥 Музыкальный номер с животным
🍇 Легкие здорового человека
источник
2019 December 08
Games of Brands
Ответ на вчерашний вопрос: 🥥 Музыкальный номер с животным

На самом деле, это звуковой товарный знак, Metro-Goldwyn-Mayer, защищающий их легендарную заставку. Как мы видим из-за того, что в звуке используются не только инструменты, которые можно показать с помощью нот, а ещё и рев льва, то юристам пришлось подать на регистрацию спектральное изображение звука. Например, подобным видом представлен звук в Adobe Audition.

Другие звуковые товарные знаки,  защищающие известные бренды, вы можете найти в новом #trademarksinreallife

[не забудьте включить звук:) ]
источник
Games of Brands
#Копикаст 44 — Юридические рейтинги

После победы компании CLAIMS в региональном рейтинге юридических компаний Право-300 в категории "Интеллектуальная собственность" Виктор и Антон отправились записать об этом отдельный выпуск.

Укрывшись от партнёров в комнате с микрофоном, и вооружившись данными о российском юридическом рынке, Виктор и Антон задумались: а так ли хороши рейтинги юридических компаний?

В 44-м Копикасте:

▫️ Как составляются рейтинги юридических компаний?
▫️ Кому нужны эти рейтинги?
▫️ Чего не хватает для эффективности рейтинговой системы?
🍷 В записи приняли участие Алексей Петров и Алёна Решетова, которые сами были на церемонии награждения и рассказывают, что там происходило.

Доступно на Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts (для Android) и здесь!
источник
2019 December 09
Games of Brands
Больше рейтингов!

Пока начинается рабочая неделя, редакция Делового Петербурга подвела итоги юридического рейтинга...

🏆 ...и команда CLAIMS заняла первое место среди юридических компаний Санкт-Петербурга в номинации "Интеллектуальное право"!

Большое спасибо организаторам рейтинга за награду! Мы действительно счастливы получить признание в родном городе.

Вот вам фото довольного бренд-менеджера CLAIMS Николая Шевченко, диплома за победу и редактора рейтинга Дмитрия Маракулина.

Победа присуждена за дело о признании бренда "Ушастый нянь" общеизвестным товарным знаком. Мы довольно много уже успели написать в Games of Brands об этом деле, но поверьте – у нас есть немало свежих и не менее крутых кейсов, о которых мы ещё расскажем.
источник
2019 December 10
Games of Brands
В ноябре 2019 года Американское патентное ведомство (USPTO) разместило на своем сайте обращение, в котором просило представить собственные взгляды и мнения по вопросу признания авторских прав на работы, созданные искусственным интеллектом (AI).

Вот выжимка из того, что мы написали для USPTO #IPлонгрид:

https://zen.yandex.ru/media/id/598198a47ddde88cc0be8a85/konec-detstva-avtorskoe-pravo-na-proizvedeniia-sozdannye-iskusstvennym-intellektom-ai-5deeaf9e5fd55f00b1492e67
источник
2019 December 11
Games of Brands
Новая неделя – новая задача: в офисе стоит принтер «Брат», но в нем закончился тонер и его нужно заменить.

Однако оригинальные картриджи на него стоят как говорящий слон, а в магазине «Комплектующие» офис-менеджер купил картридж фирмы «Фикус». На картридже написано большими буквами:  «СОВМЕСТИМ С ПРИНТЕРОМ "БРАТ"».

Кстати, у фирмы «Брат» есть товарный знак, защищающий наименование фирмы не только по классу техники, но и по классу комплектующих, а ещё и промышленный образец, защищающий форму картриджа.  

Кто нарушил?

🍎 Фирма «Брат», потому что «…., а статья найдётся»
🍏 Магазин «Комплектующие», потому что заведомо закупает контрафактный товар
🍐 Фирма «Фикус», написав о совместимости с принтерами «Брат»
🍉 Виноват офис-менеджер, который купил контрафактный товар у организации
🍋 Все что-то да нарушили
🍊 Никто ничего не нарушал
источник
2019 December 13
Games of Brands
Правильный ответ: 🍊 Никто ничего не нарушал
Пройдемся по порядку:

🍎 – нет, «Брат» ничего в данной ситуации не нарушал, да и не нужно искать там ничего.

Вот со следующими двумя вариантами все сложнее.
Существует два варианта этих событий -  фирма «Брат» дала свое разрешение и лицензировала выпуск совместимых картриджей фирмой «Фикус», тогда ответ «🍊 Никто ничего не нарушал» 100% верен.

Другой вариант – «Брат» не дал свое разрешение «Фикусу», тогда вся ситуация немного сложнее:

В России судебная практика сложилась таким образом, что пока потребитель не воспринимает, товар «Фикуса» как то, что произведено «Братом», нарушения товарного знака нет. (Постановление Президиума ВАС РФ от 06 апреля 2004 г. № 14685/03 по делу № А76-9599/02-46-442/33-94).

Касательно промышленного образца, данный объект интеллектуальной собственности обеспечивает охрану только внешнего вида или эстетических особенностей изделия и не связан с защитой технических или функциональных особенностей изделия. То есть, если внешний вид картриджей Фикус не является схожим до степени смешения с промышленным образцом бренда «Брат», запретить их продажу вряд ли можно.

Однако очень сложно сделать совместимый с определенным типом устройства картридж, чтобы он не был схож до степени смешения с оригиналом. Скорее всего, подобный картридж просто не будет работать.

С учетом этого, фирма «Фикус» нарушила права на промышленный образец «Брата», а фирма «Комплектующие» закупила контрафактный товар, и при этом исходе событий правильными ответами будут: 🍏 ,🍐.
Но мы будем считать, что «Брат» дал свое добро, и никто не нарушает. Happy End!
источник
Games of Brands
#Копикаст 45 — Юридическое аниме

Возвращаемся к забытому формату "Копикаст Friday"

Мало кто задумывается об этой проблеме, но миру не хватает аниме про юристов. Пришла пора серьёзно обсудить этот вопрос!

🐱 Какие есть аниме и манга про юристов?
🐱 Что получится, если сделать аниме про юристов в жанрах исекай, сёнэн, меха, повседневность и других?
🐱 Что лучше: сериал или полнометражный фильм?

Доступно на Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts (для Android) и здесь!
источник
2019 December 16
Games of Brands
Близится Новый Год! Поэтому наш офис решил организовать Secret Santa. Поскольку никто не любит бесполезные подарки, каждый член команды написал пожелания, что именно он хочет получить от своего тайного Санты.

И вот кое-кто захотел себе футболку с логотипом STAR WARS (в преддверии премьеры - это особенно актуальный подарок). Но вот незадача - официальный мерч из-за океана так быстро не доставят. Но исполнять-то желание нужно!

Поэтому мы решили воспользоваться новогодней магией и услугами одного очень популярного сервиса «фуфайки.net».

Зашли на сайт, а там просто невероятное количество футболок, толстовок и всего-всего с заветным логотипом «STAR WARS».

Как думаете, не приобретём ли мы в подарок контрафакт? Стоит ли упоминать, что у Lucasfilm есть товарный знак “STAR WARS”.

🍏 все норм, ведь сайт лишь предоставляет услуги по нанесению принтов на одежду, никакой товарный знак они не нарушают: разные классы МКТУ.
🍎 поскольку сайт извлекает прибыль из этой деятельности, то они точно нарушают товарный знак.
🍐 это в любом случае недобросовестная конкуренция - потребитель может решить, что покупает официальный мерч звёздных войн.
🍋 эти дизайн-макеты одежды создает не сайт, а сам покупатель, так что вы нарушители... нечего печатать чужие товарные знаки в подарок.
🥝 «только ситхи все возводят в абсолют»
🍅 надо читать пользовательское соглашение и разбираться
источник
2019 December 17
Games of Brands
И правильный ответ...  никакой? Давайте разбираться.

Вчера мы специально не давали ссылку на реестр Роспатента, чтобы каждый мог самостоятельно поискать заветный товарный знак (всегда нужно проверять информацию самостоятельно). Скажем сразу, через официальные базы данных этот знак не так просто найти.

Ну что ж, знак есть, защита бренду на территории РФ предоставлена.

Перейдём к анализу вариантов:

🍏 отметаем сразу. Сайт продаёт именно одежду и аксессуары с «уникальным дизайном» и дополнительно оказывает услуги по печати этого самого дизайна на одежде. Поэтому отвертеться, что классы МКТУ разные, не получится (класс одежды - 25, а для услуг печати подходит 40).

Здесь напрямую нарушается существующий товарный знак.

🍎 этот вариант ответа не совсем корректен. Нарушение чужих товарных знаков напрямую не связано с извлечением прибыли. Так, пункт 3 статьи 1484 ГК РФ гласит, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. Закон связывает нарушение в первую очередь с наличием смешения товаров в глазах потребителя. Вы слышали о концепции trademark dilution? Если кратко: суть заключается в том, что правообладателю товарного знака даётся право запрещать другим лицам использовать этот знак таким образом, который уменьшит его уникальность. Концепция не связывает напрямую использование знака с извлечением прибыли.

🍐 что касается недобросовестной конкуренции: вроде бы она здесь есть, а может быть и нет.  Закон о защите конкуренции прямо запрещает недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием чужих результатов интеллектуальной деятельности.
Однако сайт может обладать соответствующей лицензией на использование указанного товарного знака.

Именно для этого товарного знака подобной информации на сайте Роспатента нет, однако мы не будем исключать вероятность, что есть другое обозначение, которое используется сайтом на законных основаниях - принцип добросовестности и все дела.

🍋 дизайн-макет может быть создан посетителем, однако большинство макетов уже размещены на сайте. Причём сайт «фуфайки.net» имеет целую design community, разрабатывающее макеты принтов для одежды, которая будет продаваться именно на сайте, как готовая продукция.  Так что здесь избежать ответственности за нарушение товарного знака также не получится.

🍅 мы тоже решили почитать пользовательское соглашение. В нем имеется целый раздел, посвящённый интеллектуальной собственности. Там указано, что все материалы, размещённые на сайте (за исключением тех, что были размещены на сайте пользователями) являются объектами исключительных прав Администрации сайта и других правообладателей, все права на эти объекты защищены. Сайт требует от пользователей размещения лишь того контента, который принадлежит им на законных основаниях. За материалы, размещённые на сайте незаконно (например сделали вы крутой макет футболки и в середине написали MARVEL), Администрация сайта ответственности не несёт. Немного странно получается: сами нарушаем, но от других требуем соблюдать закон.

Так что получается, наиболее подходящим является третий вариант 🍐. Но и здесь возможны оговорки.

Как думаете, неужели сайт «фуфайки.net» клепает футболки с чужими товарными знаками, и до сих пор никто из правообладателей брендов этого не заметил?
источник