
Привет, на связи Антон Никифоров.
Сегодня мы расскажем вам о борьбе Исландии за свое доброе имя, а если точнее, за отмену монополии британской сети супермаркетов на использование наименования страны в качестве товарного знака.
5 апреля европейский патентный офис разрешил длительный спор между властями Исландии и британской компанией Iceland Foods Ltd по поводу регистрации на имя последней товарного знака, тождественного названию страны (товарный знак «Iceland»).
Это обозначение было зарегистрировано в 2014 г. в Европейском патентом ведомстве на имя Iceland Foods Ltd - популярной британской сети супермаркетов.
Регистрация наименования страны в качестве товарного знака на всей территории Европейского союза и широкое его использование не осталось незамеченным со стороны властей Исландии. Учитывая, что Исландия является одним из ключевых экспортеров рыбы и рыбопродуктов в ЕС, наличие регистрации такого товарного знака не позволяло национальным компаниям идентифицировать свою продукцию (в частности, замороженную рыбу) как происходящую с территории Исландии.
В 2016 году власти Исландии подали в европейское патентное ведомство возражение против регистрации товарного знака «Iceland».
По мнению исландских властей, иностранная компания не может претендовать на «имя суверенной нации». Это невозможно как само по себе (Исландия широко используется в качестве географического названия), так и в связи с потребительскими ассоциациями, сформированными относительно продуктов исландского происхождения.
Европейское ведомство согласилось с аргументацией исландских властей и признало недействительным правовую охрану товарного знака «Iceland», отметив недопустимость наличия монополии коммерческой организации на название страны, а также широкую известность обозначения у потребителей в странах ЕС.
Такое решение Европейского патентного ведомства представляется нам обоснованным. Странно, что вообще была допущена регистрация наименования страны (пусть и не входящей в Европейский союз, но имеющей с ним экономические связи) в качестве товарного знака, тем более в отношении товаров, источником происхождения которых такая страна является. Интересно, что в данном случае компанию Iceland Foods Ltd не спасло использование обозначения для индивидуализации своих супермаркетов с 1970 г. Однако посмотрим, каким будет окончательное решение по этому спору – у Iceland Foods Ltd впереди еще 2 месяца для подачи апелляции.