Недавно впервые опробовал прокатный электросамокат.
Конечно, одной поездки недостаточно для полноценного анализа нового вида транспорта, но общие ощущения от нового вида транспорта, я, думаю могу верно описать.
1) Электросамокат тяжёлый. Прокатные самокаты тяжелее большей части индивидуальных самокатов, велосипедов (их по лестнице человек затащить может, а вот прокатный уже нет). Максимум - затащить на пару ступенек.
2) Город не готов к электросамокатам: нет велодорожек, велопереездов, даже банальных пешеходных переходов без лестниц. Это, вкупе с отсутствием маршрутизатора "в обход лестниц", сильно усложняет использование электросамоката. Существующая инфраструктура (даже на улицах где прошла хвалёная "Моя улица" не позволяет безбарьерно пользоваться городской средой, даже если иногда, представляя себя велосипедом, ехать по проезжей части. Самый большой барьер - шулицы, например Садовое. По ним невозможно с комфортом ехать в попутном направлении, а если нужно ехать по внешней стороне садового против часовой, то это превращается в ад с поиском переходов и переездов.
3) Динамика и ощущения от поездки ближе к мопеду или велосипеду, нежели к обычному самокату.
4) Скорость выше 15 км/ч на узких тротуарах небезопасна, на тротуарах впринципе выше 20 км/ч небезопасна. На проезжей части, до 30 км/ч ехать можно спокойно, дальше страшно становится от того: что будет если упадёшь. Управляемость у элекстросамоката за счёт большего веса не очень, что также "намекает" на то, что нужно ехать не быстрее 20.
5) Наличие ограниченного количества мест начала и завершения аренды не сильно снижает возможности транспортного использования электросамокатов. Сеть "станций" всё ещё в разы выше, чем у того же велобайка. Даже с учётом времени дохода до станции электросамокат всё ещё конкурент такси по времени пути в центре города.
6) Стоимость поездки на электросамокате сравнима со стоимостью поездки на такси, но ощущения от поездки принципиально иные, если станция рядом, если пробки, электросамокат выигрывает по времени в пути.
7) Электросамокат, в отличие от НГПТ или такси даёт контакт с городом, когда ты едешь на нём ты открываешь для себя новые улицы и уголки города. Это важная особенность, благодаря ней при прочих равных значительная часть пассажиров выберет трамвай, а не метро.
Выводы:
1) Прокатные самокаты действительно требуют новой инфраструктуры (велоинфраструктуры). Сильнее требования к городской среде только у инвалидов-колясочников, но их немного, потому они незаметны.
2) Не нужно вводить никаких новых норм для электросамокатов, нужно приравнять все двухколёсные транспортные средства (помимо велосипедов) весом свыше 15 кг к велосипедам.
3) Ограничение мест начала и окончания аренды скорее правильное решение. Но число станций нужно увеличивать.
4) Стоимость поездки на электросамокате сравнима со стоимостью поездки на такси, причём в ряде случаев, особенно в центре электросамокат выигрывает по времени в пути. Так что, что показывает также и статистика, электросамокат это вид транспорта, а не игрушка для покатушек.
5) Скорость электросамокатов на тротуарах нужно и можно ограничивать! До 20 км/ч вне проезжей части ехать на электросамокате должно быть запрещено. Причём если это можно сделать программно, то это нужно делать!