
"Современное российское общество заметно унифицировалось, процесс скопления населения в мегаполисах, процесс унификации образа жизни, процесс адаптации к рыночным реформам идёт достаточно быстро. Доля безнадежно неадаптировавшейся части населения за эти десять лет сократилась до 10-12% (по сравнение с 54% на конец 1990-х). И отнюдь не эта группа общества сегодня диктует "моду на неоконсерватизм". Современное поколение неоконсерваторов имеет совершенно другую социальную базу, чем имели консерваторы 90-х, в основном голосовавшие за КПРФ, которая стала в то время носителем, ядром традиционных, частично переваренных советской системой ценностей. Сегодня носителем консервативных ценностей, ценностей порядка и стабильности, является средний класс и примыкающие к нему снизу социальные группы, стремящиеся интегрироваться в состав среднего класса.
Восстановление традиционного уклада жизни, многодетных семей, русского коллективизма, являющегося своего рода экспортным брендом "русского характера", патриархального быта в целом, не имеют своих значимых социальных носителей. Современная генерация россиян очень далека от каких-то глубинных российских корней. Наоборот, неоконсерватизм – это альтернатива не только либеральным, но и консервативным ценностям, процесс формирования устойчивого порядка в обществе, где традиционные ценности и институты уже не могут быть жизнеспособными.
"Синкретизм" массового сознания вступает в противоречие с другими данными, свидетельствующими о глубокой индивидуализации современных россиян, их нежелании и неспособности выстраивать социальные связи и проявлять солидаризм. "Коммунисты", "либералы" и другие идеологические ярлыки утратили привлекательность для людей, одновременно с разочарованием в институте политических партий. Об этом ярче всего говорит то, что более 75% опрошенных россиян на вопрос социологов не смогли или не захотели отнести себя к числу приверженцев ни одного определенного идейно-политического течения.
Подобная неготовность общества к доктринальной самоидентификации и его видимое равнодушие политизации вообще контрастирует с ожесточённостью полемики в публичном пространстве. Тональность этой полемики задают радикалы, сами по себе имеющие малочисленную поддержку, а остальной, конформистской части общества эта полемика навязывается. Именно поэтому наблюдаемый сегодня общественный раскол представляется искусственным, чем-то вроде мыльного пузыря, старательно надуваемого с целью поддержания массового сознания в состоянии мобилизации".