Анализ «Аштасахасрики Праджняпарамиты» позволил мне следующим образом понять значение этого сложнейшего термина.
Prajñāpāramitā — это, во-первых, по особым правилам порождённый текст, который может иметь вид внутренней речи, устной речи и письменно зафиксированного текста, носящего название «Праджняпарамиты», и целью которого является создание наивысшего уровня сознания человека.
Во-вторых, prajñāpāramitā — это одно из названий наивысшего состояния сознания, отражающее его способность полностью понимать текст «Праджняпарамиты» и порождать новые тексты такого же типа.
Конечно, буддист — участник создания праджняпарамитских сутр рассматривал оба значения как равные: текст был для него — объективированное сознание или объективный аспект сознания, наивысшее состояние сознания — субъективный аспект той структуры, который был для него значим в сутрах Праджняпарамиты.
Поздние буддисты считали, по всей вероятности, первичным второй аспект: текст для них — более или менее правильное отражение в общем-то неописуемого состояния сознания.
Источник: Мялль Л. Четыре термина праджняпарамитской психологии. (По материалам «Аштасахасрики Праджняпарамиты»). Статья 1 // Töid orientalistika alalt = Труды по востоковедению = Oriental Studies. [Т.] II1. — Tartu: [Tartu Riiklik Ülikool], 1973. — (Tartu Riikliku Ülikooli toimetised = Учёные записки Тартуского государственного университета = Acta et Commentationes Universitatis Tartuensis; Vihik = Выпуск 309). — С. 205, 209.
Читающий (или слушающий) текст Праджняпарамиты считался подготовленным к восприятию текста только в том случае, если парадоксальные высказывания не вызывали у него отрицательных эмоций. Наряду с парадоксальными диалогами роль «фильтра», пропускающего лишь тех людей, которые были способны субъективизировать текст Праджняпарамиты, выполнял и перечисленный набор синонимов (стремление к бесконечности [имеющий цель создать в сознании ощущение бесконечности — цит. по тексту диссертации.]).
Источник: Мялль Л. Четыре термина праджняпарамитской психологии. Статья 2 // Töid orientalistika alalt = Труды по востоковедению = Oriental Studies. [Т.] III. — Tartu: [Тартуский государственный университет], 1976. — (Tartu Riikliku Ülikooli toimetised = Учёные записки Тартуского государственного университета = Acta et Commentationes Universitatis Tartuensis; Vihik = Выпуск 392). — С. 99.
Как известно, построение текста и логическая структура «Аштасахасрики Праджняпарамиты» чрезвычайно сложны, настолько сложны, что на первый взгляд эта сутра может показаться даже нагромождением противоречий и бессмыслиц. Представляется, что это и было целью автора (или авторов) «Аштасахасрики», т. к. данный текст должен был играть роль духовного наставника (гуру) читающего. Точнее, роль гуру должна была сыграть система текст «Аштасахасрики» — читающий, но при этом благодаря особой организации текста «Аштасахасрика» имеет возможность активно влиять на сознание читающего.
Эта особая организация выражается в инструкциях, которые встречаются в некоторых текстовых ситуациях. Все они обращены прямо к человеку, читающему именно предшествующую инструкции часть текста. Инструкции имеют в виду состояние сознания читающего в данный момент и непригодны при других текстовых ситуациях.
Часть инструкций «Аштасахасрики» можно свести к единой формуле:
«Если у бодхисаттвы-махасаттвы при чтении данного места не возникает состояния X, то он может продолжать чтение».
<…>
Приведённые примеры типологически очень похожи на коаны дзен-буддизма: и те и другие основаны на т. н. парадоксальной логике. В практике дзен-буддизма наставник стремится при помощи парадоксов довести учеников до состояния психического шока, который должен ускорять процесс достижения сатори и будто бы является преддверием просветления.
В «Аштасахасрике» отсутствие состояния X полагается непременным условием достижения просветления. На мой взгляд, шок дзен-буддизма и состояние X «Аштасахасрики» — типологически похожие состояния психики. Если это так, то в этом заключается коренное различие практики дзен-буддизма и праджняпарамиты.
<…>