Сегодня в рубрике #метро_в_лицах расскажем о соавторе «Автово», утончённом художнике, которой смог получить признание властей, но остаться собой.
Одессит. Евгений Адольфович Левинсон выглядел так, будто приехал из Парижа — прекрасно одетый и покрытый благородным загаром. Но приехал он в Ленинград из Одессы, поступил на гражданского инженера и закончил Академию художеств.
Здесь он встретил своего учителя, наставника, Ивана Фомина — одного из мастеров неоклассицизма. В это же время Левинсон изучал сценографию на одном курсе с Сергеем Эйзенштейном.
Тандем. В начале 1930-х Левинсон находит себе товарища в лице Фомина-младшего. Сын профессора Академии был талантливым инженером, точным и осторожным. В их содружестве эмоциональность Левинсона прекрасно уживалась с технической «правильностью» Фомина-младшего.
Вдвоём они построили знаменитый дом Ленсовета на Карповке. Когда здание увидел американский архитектор Райт, то сказал, что Левинсон мог бы стать в Америке миллионером.
Признание и страхи. С 1930-х и до конца 1960-х Левинсон — признанный профессиональным сообществом архитектор. Он руководит мастерской Ленпроекта, получает престижные заказы (павильон СССР на выставке в Париже, павильон Ленинграда на ВДНХ, Дворец Съездов в Москве), преподаёт в Академии художеств. Но Левинсон прекрасно понимал, что при сталинском режиме уверенности ни в чём нет. И даже самые близкие его друзья не знали, что в Нью-Йорке живёт его родной брат.
«Автово». Постановление о борьбе с архитектурными излишествами для многих стало приговором. Но Левинсон успевает закончить свой последний шедевр в 1955 году — станцию метро «Автово». Вот что он говорил о проекте: «Для станции была выбрана тема Победы, а что лучше может выразить тему Победы, нежели хрустальный ряд колонн зала, сделанных из материала твердого, прозрачного, светлого, ясного».
Хорошего вам дня! Выходя из метро, не забывайте свои вещи.